Границы, территории и путешествия: 8 проектов современных художников
Выбрали несколько необычных проектов современных художников, которые в своих работах изучают темы границ, карт, мест и перемещений. Экспериментальные фильмы, скульптурные инсталляции и другие произведения – о нациях, оккупированных территориях, городских районах и даже несуществующих государствах.
Раэль Сан Фрателло. Качели на границе с Мексикой
Раэль Сан Фрателло – это дуэт архитекторов Рональда Раэля и Вирджинии Сан-Фрателло, которые придумали множество идей для интервенций на границе США и Мексики – там, где сейчас проходит стена. Они вдохновлялись людьми, которые, находясь по обе стороны от стены, смогли превратить ее в приспособление для игры и взаимодействия. Среди их идей – превратить стену в волейбольную сетку, солнечную панель, библиотеку или клумбу из растущих кактусов.
Толчком к реализации было принятие нового закона, который разделял семьи людей, стремившихся получить убежище. 28 июля 2019 года художники установили розовые качели, проходившие через стену – так, что люди могли кататься по разные стороны от нее. «На час небольшой участок стены превратился в место для радостного объединения, а не грубого разрыва», – сказали о своей работе Раэль Сан Фрателло.
Бушра Халили. Путешествия по карте
Бушра Халили – французская художница марокканского происхождения. Ее иммерсивная видеоинсталляция представляет собой восемь видео, в каждом из которых герой или героиня, вынужденные из-за политических или экономических причин совершить нелегальное путешествие, рисуют свой маршрут на карте. Мы не видим их лиц, только руку и линию, которую оставляет перманентный маркер. Каждого и каждую из них художница встретила случайно, а общая работа посвящена вопросам миграции, политики и гражданства.
Йинка Шонибаре. Как такая девушка, как ты, может стать такой девушкой, как ты?
Работа выглядит как три манекена в ярких платьях – цвета и узора считаются типично африканскими – в аристократичном викторианском стиле, однако в этих платьях зашифрованы пути, которые часто невидимы, но которыми связаны между собой разные части мира.
Сама художница выросла в Нигерии и работает в Великобритании, исследует вопросы идентичности и колониализма и говорит о своей работе, что «вещи не всегда то, чем они кажутся». Так и эти платья: метод, с помощью которого нанесен узор, изобрели в Индонезии. Потом нидерландские колонизаторы перенесли его на родину, где смогли сделать процесс индустриальным. Массовое производство запустили в Великобритании. Затем ткани экспоритровали в Африку, где их и продали – получился двойной экспорт.
Асли Чавушоглу. Красный/Красный (диптих).
Асли Чавушоглу – художница из Турции, которая исследует жестокое прошлое и связанные традиции двух граничащих стран – Турции и Армении. В своих принтах она использует два типа красного пигмента: более бледный – армянский, он добывается из насекомых, которые живут в корнях дерева, растущих вдоль реки Арас, естественной границы между двумя странами. Этот пигмент использовался еще в седьмом веке до нашей эры в создании текстиля, фресок и манускрипотов. Более насыщенный – турецкий, добывается из растений и ассоциируется с цветом флага. Из-за индустриализации насекомые, из которых получали пигмент, практически исчезли на армянской стороне. А на турецкой стороне исчезли люди, которые знали, как его получить, и это связано с геноцидом армян в Оттоманской империи.
Художница нашла, вероятно, единственного человека, который еще обладает этим знанием, и создала пигмент. Изображения, сделанные с его помощью – растительные орнаменты, характерные и для Армении, и для Турции. Яркие геометрические блоки доминируют над нежными цветами, что отражает позиции стран в историческом конфликте.
Матео Лопес. Путешествуя без передвижения
Матео Лопес – колумбийский художник. В течение трех лет он ездил по всей стране на своем скутере и делал точные зарисовки вещей, которые встречал на своем пути. Это стало его способом созерцания в стране, где постоянно происходили конфликты между правительством, оппозицией, военными группировками и наркокартелями. Лопес путешествовал вдоль заброшенных железнодорожных путей, которые были построены в середине XIX века, а теперь лежали в руинах. Он исследовал архитектуру станций, логотипы, записи о строительстве. Из этих рисунков и исследований он и создал свою инсталляцию – т.к. у художника архитектурное образование, ему было важно сделать объемное, а не плоское произведение, и с точностью воспроизвести те предметы, которые встретились ему по дороге. На выставке транслировалось видео, запечатлевшее путешествие, и зритель мог сначала увидеть пачку сигарет на обочине, а потом такую же пачку – уже как часть инсталляции.
Новое словенское искусство. Армия виртуального государства
Новое словенское искусство (Neue Slowenische Kunst, NSK) – неформальное объединение словенских музыкантов, художников и театральных групп, которое в 1991 году превратилось в виртуальное государство со своим флагом, паспортом и открытым гражданством, а темами творчества группы были границы, тоталитаризм и национальность.
Одной из таких работ была серия военных плакатов. Художники проехались по бывшим югославским республикам, только-только получившим независимость, и попросили их военослужащих позировать под флагом НСК. Так они одновременно критиковали военную пропаганду и объединяли солдат враждующих стран под одним флагом вымышленного государства, у которого нет территории, на которую можно было бы посягнуть.
Эмили Джасир. Рамалла – Нью-Йорк
Художница называет несколько городов своим домом, среди них – Рамалла в Палестине и Нью-Йорк в США. В них она сняла два видео, запечатлевая бытовые повседневные сцены. Она искала похожие места и маленькие бизнесы в двух городах – турагентства, небольшие магазины, парикмахерские, закусочные. По задумке, видео должны идти одновременно на двух каналах, предлагая зрителям искать подсказки, чтобы догадаться, в каком же именно городе какая сцена была снята. Это не всегда просто – плакат со статуей Свободы, например, висит в турагентстве Рамаллы, а не Нью-Йорка.
Аманда Уильямс. Теория цвета
Аманда Уильямс – визуальная художница с архитектурным образованием. Серия ее работ – это выкрашенные в яркие цвета заброшенние дома Чикаго, откуда сама художница родом. Эти дома были предназначены для сноса – они были в таком состоянии, что не подходили даже для сквоттеров. Работа художницы – не просто попытка добавить цвета в скучный городской пейзаж. Это высказывание о проявлении дискриминации в городской застройке, о невозможности влиять на свой район и свое окружение, о стирании части истории при разрушении домов бульдозером. Эти дома как будто говорят одновременно «Я все еще здесь» и «Будешь ли ты помнить меня, когда меня не будет?»
Кроме того, цвет важен для художницы как часть расовой идентичности. Большинство цветов, которые она выбрала для проекта, сразу узнаются афроамериканскими зрителями – это типичные продукты маркетинга, производившиеся в 60-80-х и рассчитанные именно на афроамериканское сообщество. Каждый цвет связан для художницы (и ее зрителей) с определенным воспоминанием – например, цвет упаковки косметического средства для волос сразу вызывает в памяти день свидания или семейный праздник.
При подготовке использовались материалы курса What is contemporary art от МоМА
Фото by moma.org, zerodeux.fr, , Sahir Ugur Eren, Renato Ghiazza, Garda Sarajevo (Bosnia and Herzegovina), Festival Sarajevo Winter, Photo Igor Andjelic, courtesy Galerija Gregor Podnar Berlin, 2006