Опыты: путешествие на Гавайи

Ольга Ланевская из Минска, тренерка вен-до, работает с темой ассертивности и любит путешествовать. Недавно Ольга спонтанно съездила на две недели на Гавайи и теперь рассказывает для 34travel о Гонолулу, ананасовых фермах, черепашьих пляжах и гавайском образе жизни.

Подготовка

Я уже была два раза в США – побывала в больших туристических городах. Моей мечтой был Нью-Йорк, но после двух недель жизни там я поняла, что это город, в который классно приехать потусить, но не жить. Итак, у меня все еще была американская виза, а моя подруга как раз поехала на три месяца на Гавайи – пожить, поработать и почувствовать, что такое жизнь на Гавайях. У меня есть важный принцип в путешествиях: если есть возможность поехать куда-то, где живут мои близкие люди, я обязательно к ним езжу – так я решила отправиться к ней.

Раздумывала над поездкой я еще с ноября, но само решение было спонтанным, когда я поняла, что через три недели подруга уже улетает оттуда. В итоге билеты я покупала за две недели и даже почему-то путала Гавайи с Гаити. Я была на Гавайях 12 дней: жила у подруги, днем гуляла сама, а вечером и на выходных мы путешествовали по острову вместе.

Билеты я искала на сайтах-агрегаторах: интересно, что на российской версии получалось на $ 600 дороже, чем на польской – с той же трассой. В итоге я вылетала из Вильнюса, потому что аналогичный билет из Минска стоил на $ 500 больше, и летела с двумя пересадками. Дорога обошлась в $ 960 с багажом. Те, кто летают часто, говорят, что меньше чем за $ 800 в обе стороны найти билеты нереально.

«В расчете на одного местного жителя в Гонолулу приезжает больше туристов, чем в Нью-Йорк»

Гонолулу

Когда ты после 37 часов дороги с двумя пересадками попадаешь в аэропорт Гонолулу и видишь сотрудников в рубашках с пальмами, слышишь, как играет музыка, – ты понимаешь, что тут настоящий чилл. Ты в другой вселенной. Рубашки с пальмами – это официальный стиль сотрудников. Это гордость, национальный костюм – они есть в каждом магазине с национальной атрибутикой.

Мое представление о Гавайях было стереотипным: танцующие женщины с цветами. Я не думала, что попаду в город-мегаполис. Гавайи – это 8 островов, я была на самом густонаселенном и популярном – Оаху. В столице, Гонолулу, живет миллион человек. Местные, с которыми я общалась, говорили, что в расчете на одного жителя в Гонолулу приезжает больше туристов, чем в Нью-Йорк – но город все равно не кажется таким переполненным, как тот же Нью-Йорк или Чикаго. Городские пляжи широкие и чистые – и на них тоже совсем немного людей. Это не Одесса летом, когда тебе надо отгородиться, чтобы по тебе не прошлись. Ты можешь спокойно наслаждаться зеленью, птицами, водой.

На Гавайях сразу чувствуется вкус, влажность, запах океана: ты понимаешь, что ты на острове. Я проснулась утром в миллионном городе оттого, что поют петухи, подумала – мы что, в деревне? Оказалось, что в Гонолулу живут петухи, как у нас живут кошки и собаки на улице.

В первое же утро я пошла на пляж. Это самый густонаселенный пляж на всей планете – на трех километрах береговой линии стоит 300 отелей. Это обычный городской пляж, куда могут прийти все желающие, также можно плавать в бассейнах гостиничной сети, просто чиллить или читать книги в зеленой зоне. На пляже поет очень много птиц. Их не видно – вокруг пальмы – но слышно. Вода океана очень чистая.

На пляжах много активных туристов, которые не совсем похожи на стереотипных американцев. До этого я была в штате Айова, это сельскохозяйственный штат, в котором выращивают кукурузу и свиней. Это штат с традициями, которым по 200 лет. Люди, с которыми я общалась там, выглядели совсем иначе чем те, кто приезжает на Гавайи. Они спортивные, загоревшие, позитивные, говорят комплименты, легко заводят разговор — хотя последнее свойственно для всей Америки.

На Гавайях всегда одна и та же температура и зимой, и летом. В первый день я еще проверяла погоду, а потом поняла, что это бессмысленно – она всегда одинаковая. Последний снег был 170 лет назад. Когда у местных спрашиваешь, какая сегодня погода, они отвечают – «шорты-майка, вечером – шорты-кофта». Теплая одежда все-таки понадобится – на случай поездки в автобусе с жуткими кондиционерами.

Я сразу же начала пользоваться городским транспортом. Гонолулу – большой город с хорошо развитой сетью автобусов: городской автобус может тебя довезти чуть ли не на противоположную сторону острова. Я купила проездной на месяц за $ 70. Единичная поездка стоит $ 2,75, а т.к. я ездила очень много, мой проездной с лихвой окупился.

В Гонолулу есть небоскребы – в основном, это отели. Город очень растянут и большей частью состоит из домов в 5-9 этажей в центре и частного сектора на окраинах. Есть музеи, храмы разных конфессий, места, где можно просто погулять.

Возле Гонолулу много сотен лет произошло извержение вулкана. Город с тех пор разросся, так что сейчас кратер находится на его территории. Он огромный, когда-то на его территории была военная база. Он называется Даймонд-Хед: когда-то в XIX веке моряки увидели, как на дне кратера что-то блестит и подумали, что это алмазы. Вместо алмазов они нашли известковый шпат, но название осталось. Там открывается прекрасный вид на сам город.

По острову

Остров Оаху можно объехать почти целиком по кругу – это где-то 200 миль. Перекрыта только западная часть из-за военной базы – надо объезжать через центр. Мы так и сделали: арендовали машину и путешествовали сами.

В один выходной день мы взяли платную экскурсию от русскоязычного гида, который за $ 90 нас целый день возил по острову. Он показывал самые классные места и рассказывал о них очень увлекательно. К сожалению, это была Пасха, и многое было закрыто, но мы запоминали эти места, а потом посетили их еще раз на своей машине. Из таких мест мне запомнилась ферма макадамии и ферма ананасов.

Макадамия – один из самых дорогих орехов. На ферме можно посмотреть, как растут орехи на деревьях, как они выглядят, как их правильно чистить. В сувенирной лавке можно купить все из макадамии: конфеты, косметику, кофе. Кофе можно бесплатно пить сколько угодно. Орехи дорогие, но на ферме стоят дешевле, чем просто в магазине. А еще на ферме есть место, где ты можешь эти орехи самостоятельно сколько хочешь долбить. Лежит бревно и здоровый камень, ты ищешь себе орех, кладешь на бревно – бах, разбился, ешь свежую макадамию. Считать, сколько ты съешь, никто не будет.

Иногда в Беларуси или Европе я встречала консервированные ананасы корпорации «Dole». Она появилась на Гавайях 150 лет назад, и сейчас это одни из самых крупных поставщиков ананасов по всему миру. Мы побывали и на ферме ананасов – тут я впервые узнала, как они растут. Ананасы растут кустами. Из одного куста за всю его жизнь может вырасти три плода. Первый растет где-то полтора года: надо забрать плод, оставить куст, и через полтора года появится еще один плод. Еще через год появится маленький анансик – его тоже надо забрать, а куст разрубить – больше он ничего не даст. Когда едешь по острову через ананасовые поля, видно, какие кусты через какие стадии проходят. У ананасов, как у беларусской картошки, очень много сортов – я никогда не задумывалась об этом в Беларуси. Они отличаются формой, цветом, оттенком корочки – есть маленькие ананасики и огромные анасищи разных цветов, даже фиолетового.

Я интересуюсь, как выглядит ситуация с капитализмом в мире, поэтому мне была интересна история этой корпорации. Ее основал человек, который приехал на Гавайи, выкупил чей-то бизнес, начал выращивать ананасы и понял, что хочет зарабатывать на сельском хозяйстве, хотя до этого был связан с политикой. Он понял, что выращивать ананасы именно тут будет классно, но много не заработаешь, потому что есть ограниченная группа людей, которые могут их съесть. Он решил транспортировать их дальше, но проблема была в том, что ананасы быстро портятся. Ему повезло – он начал разрабатывать эту идею именно в тот момент, когда появились жестяные банки. Так все совпало – он стал делать консервированные анансы. Было забавно, я помню эту марку с детства – и тут я побывала на самой ферме. Там, конечно, тоже есть магазин, где можно купить все из ананаса – от мороженого до одежды. Вкусней ананасов, чем на Гавайях, я не ела никогда. Они сладкие, не терпкие, тают во рту, никакой кислинки, очень сочные. За время, что я была там, съела их больше, чем за всю жизнь.

«За 12 дней на Гавайях я съела больше ананасов, чем за всю жизнь»

Природа

Гавайи для меня наполены природой. Все очень зеленое. Это то, чего мне не хватало в Минске. Яркие разноцветные цветы, которые не пахнут – их больше, чем даже в самых странных цветочных магазинах. Много животных и птиц, и люди умеют с ними взаимодействовать. Например, мы видели, как редкие животные, которые защищены законом, тусят с людьми на одном пляже, каждый в комфортном для себя ритме.

Так, в одну из поездок мы отправились на Пляж черепах, куда приплывают черепахи редкого вида, которым по 40-50 лет. На пляже есть волонтер, который знает всех местных черепах – у него есть специальные таблички с именами и сведениями о каждой из них. Если он видит, что приплыла, например, черепаха Маруся, он берет табличку про Марусую, ставит в метре от нее и кладет на песок веревочку, ближе которой нельзя подходить. На табличке написано, откуда она прилыла, сколько весит, сколько ей лет. Ограждение веревочкой – символическое, это не забор и не решетка, но все его уважают: ближе к Марусе никто не подходит и пальцем не тыкает. Те, кто не хочет смотреть на Марусю, спокойно плавают и загорают в отдалении. Получается не гетто для животных, где их можно мучать, а пространство для свободного общения. Мы увидели на пляже пять черепах. Они огромные, весят в среднем по 120 кг, их голова по размеру как голова человека.

Была еще похожая ситуация – мы поехали на другую часть острова на обычный пляж, чтобы поплавать, когда увидели морского котика. Он тоже приплыл на пляж отдохнуть и обсохнуть. Снова откуда-то взялся волонтер, который поставил табличку и положил веревочку. На пляже было примерно 50 человек, кроме нас к морскому котику никто и не подходил. Это пляж для местных, для них это обычное дело. У меня через 15 часов был самолет, и общение с котиком стало моим ярким последним впечатлением от Гавайев.

На острове необычные деревья, широкие, с огромными корнями и кронами. Оказалось, что иногда в корнях деревьев живут бездомные. Из-за того, что на Гавайях всегда тепло, многие бездомные из других штатов покупают билет в одну сторону, чтобы здесь хотя бы не умереть от холода. Их много, и это социальная проблема. Власти Гонолулу готовы купить им за свой счет билет обратно на континент, но это проблему не решает. В центре города даже нельзя садиться на тротуар – к тебе сразу подойдет полиция и спросит, все ли в порядке. Это делается, чтобы в центре не было бездомных.

Мы были и в ботанических садах и парках. В центре острова – настоящие тропики. Это сразу заметно: на пляже всегда солнце, а внутри острова – дождь. Тебе кажется, что сейчас будет страшный ливень, но он висит в горах и не доходит до пляжа. Чем глубже в остров, тем больше там осадков. Поэтому там и много зелени – несмотря на жару, ничего не надо искусственно увлажнять. Это меня завораживало: ты как будто внутри фильма «Аватар».

В ботанических садах и национальных парках популярен хайкинг. Ты просто выбираешь обозначенный маршрут и гуляешь, хотя иногда тебя впечатляет не конечная точка – какой-нибудь водопад – а сама трасса, где растут эвкалипты и другие деревья. Для хайкинга нужна хорошая обувь – там глина, которую ты не отмоешь просто так. Если маршрут сложный, ты регистрируешься в специальном пункте на входе в парк, а когда выходишь, сотрудник отмечает, что все в порядке.

Мы два дня путешествовали на машине и ночевали в ней же, чтобы не терять время. Это просто: на каждой береговой линии есть много чистых бесплатных душей и туалетов. Можно жить и в кемпингах парков, можно останавливаться там для пикника – есть оборудованные площадки. В одном из парков мы встретили классную компанию людей старшего возраста, которые играли музыку кантри. Было видно, что они приехали на пикник: привезли кучу еды, которую еще даже не распаковали, но уже начали петь. Их было десять человек, и все были заняты мелодией. Было видно, что они давно знают друг друга, что их связывает эта музыка. Мы с удовольствием их послушали. Еще мы увидели много школьников и студентов: мы путешествовали во время выпускных экзаменов и у многих была фотосессия.

«Человек ведет автобус и поет песню»

Наслоение культур

Гавайи – это наслоение культур. Острова расположены относительно близко к Азии: из Японии сюда лететь столько же, сколько из Америки. Поэтому тут смешиваются азиаты, европейцы, американцы. Это заметно в еде, в предпочтениях, в одежде. Сложно понять, кто местный, кто турист, кто сотрудник отеля. Мне это понравилось: избавляет от стереотипов в отношении к людям.

Здесь много европейской, азиатской и американской еды. Местная еда в основном мясная, а я не ем мяса, так что ее я не пробовала. Зато пробовала миллион фруктов, названия которых я не успела выучить – просто выбирала, что нравилось, хоть и не понимала, хурма это или груша. А иногда я питалась почти одними ананасами.

В гавайском языке очень много звуков к, х, о, л. Кажется, что все состоит из них, даже сложно различить слова.

Большинство местных очень увлекается серфингом. Это то, за чем приезжают туристы. На Гавайях много пляжей с различными волнами от лайт-версии для начинающих до пляжей самоубийц, где много травм и смертей. Это у местных в крови, учиться начинают уже двухлетние дети – еще не на воде, но уже делая специальные упражнения, чтобы балансировать на доске. Заметно, что у людей специфический загар, что дети с раннего возраста на досках.

Люди, которых я видела на Гавайях, активные и веселые. Было заметно, что это не напущенная радость, положенная по службе, а свойство характера. Человек ведет автобус и поет песню. От него никто не требует, чтобы он пел песню, но он едет и поет. На Гавайях нет американской суеты, спешки, карьеризма, которые я видела везде в США. Местные говорят, что те, для кого это важно, уезжают строить карьеру на континент. На Гавайях ты можешь работать в какой-то фирме, но все высоты, которых ты можешь достичь, сразу видны, поэтому тут остаются те, для кого важна жизнь в своем темпе и наслаждение природой. В результате в городе с миллионом жителей нет бешеного ритма ни днем, ни ночью. Конечно, есть куча баров и тусовок. Но ощущения как на Таймс-сквер в Нью-Йорке, когда ты думаешь, что сойдешь с ума от потока людей, шума и рекламы, нет.

Фото: Nathan Lee Allen, Diana Scarrunz, shannamphotography.com, onedaywander.com