10 главных зданий киевского брутализма
Фото – Алексей Быков, из проекта Soviet Brutalism
Брутализм в архитектуре ХХ века – особое явление: это стиль, в котором грубые бетонные детали являются основным элементом конструкции и декора. И пока профессионалы спорят о его границах и частностях, все больше путешественников и просто ценителей заново открывают его для себя. В нашей новой подборке – 10 самых интересных бруталистских зданий Киева, которым пора стать новыми точками притяжения на маршрутах по городу.
Архитектура послевоенного периода – сложная и противоречивая. У нас к ней десятилетиями относились как к чему-то обыденному, хотя с 1945 по 1991 годы в наших городах появились десятки уникальных зданий, отвечающих всем трендам эпохи. Взять хотя бы советский брутализм: эстетика, грубые формы, использование бетона в зданиях университетских корпусов и массивных театров – вполне в духе американских, европейских и азиатских шедевров того времени (Бостонский сити-холл или здание парламента в Дакке – тому примеры). И пускай тебя не пугает название этого направления: оно произошло от французского béton brut – «необработанный бетон». Так Ле Корбюзье называл свою манеру строительства зданий в 50-е. Именно «честность» материала, следование формы за функцией и стало основой этого архитектурного направления.
«Для книги «Soviet Modernism. Brutalism. Post-modernism. Buildings and Structures in Ukraine 1955–1991», которую мы сделали с Евгенией Губкиной, я год ездил по стране, собирая информацию об этой архитектуре.
Большинству этих зданий еще нет пятидесяти лет, а они уже в очень запущенном состоянии, хотя «живописные руины» нужно хотя бы законсервировать. Иногда получается выбить средства на реставрацию, но ее часто проводят некомпетентные люди – отсюда пластиковые окна, новая отделка…
Многие не понимают, что модернистское наследие так же ценно, как памятники XVIII–XIX веков. Архитектура модернизма у многих ассоциируется с грузом пережитого в СССР: для многих это больше про запах хлорки и половой тряпки, чем про вантовые конструкции в интерьере и рельефные бетонные потолки. При этом мировой интерес к этим объектам растет с каждым днем – именно они для многих ассоциируются с Киевом и Украиной».
Алексей Быков, архитектор, исследователь архитектуры модернизма, соавтор книги «Soviet Modernism. Brutalism. Post-Modernism» и проекта Soviet Brutalism
К сожалению, сейчас построенные во второй половине ХХ века здания нещадно перестраивают, меняют интерьеры и архитектурные ансамбли, так что кайфануть от их красоты нужно поскорее. В нашей подборке – десять примечательных и относительно неплохо сохранившихся зданий в Киеве – мини-маршрут выходного дня со зданиями, которым давно положено войти в топ городских достопримечательностей.
Фото – Алексей Быков, из проекта Soviet Brutalism
Гостиница «Салют»
Архитекторы: А. Милецкий, Н. Слогодская, В. Шевченко, 1976–1985 год
ул. Ивана Мазепы, 11Б
История этого здания – целая эпопея о противостоянии мира идей и мира вещей, вернее, замысла архитектора и разрешений градостроительных бюро. По задумке автора проекта Авраама Милецкого, этажей в гостинице должно было быть аж 18. Идея в целом получила поддержку, но после отказа добавить в список авторов проекта его партийного куратора строительство затормозили. В результате количество этажей уменьшили больше чем наполовину, несмотря на то, что фундамент уже был запроектирован под значительно более высокую постройку. Архитекторы разрабатывали различные варианты уже после начала строительства: нужно было уравновесить непропорционально большой объем созданных конструкций и стилобата (горизонтальной части здания).
Фото – Алексей Быков, из проекта Soviet Brutalism
«Летающая тарелка»
Архитекторы: Флориан Юрьев, Лев Новиков, 1965–1971 год
ул. Антоновича, 180, здание Украинского института научно-технической экспертизы и информации
Киевская «Летающая тарелка» – не просто странный объект, облетевший обложки хипстерских архитектурных журналов, и на самом деле задумывалась, как концертный зал (вернее, «светомузыкальный театр» при институте научно-технической информации). И таки да, образ вдохновлен космосом и идеей покорять мир – вполне в духе шестидесятых.
Именно с ситуацией вокруг этого уникального объекта (строительство очередного ТЦ буквально вокруг здания) вспыхнула новая волна интереса к исчезающему киевскому брутализму-модернизму. Архитектор здания Флориан Юрьев выступил за сохранение наследия и подробно рассказал об уникальности проекта: например, что он проектировал его как светомузыкальный театр с акустическим залом, чтобы реализовать идею «синтеза искусств» – довольно смело для того времени!
К счастью, благодаря активистам на «тарелку» все-таки обратили внимание чиновники, и пару месяцев назад внесли ее в список культурного наследия Киева. А чтобы не утратить этот объект окончательно под видом «встраивания» в здание торгового центра, инициатива #SaveKyivModernism разработала проект реконструкции и расширения функционала.
Фото – Алексей Быков, из проекта Soviet Brutalism
Библиотека имени В.И. Вернадского
Архитекторы: В. Гопкало, В. Гречина, В. Песковский, В. Коломиец, Л. Пруцакова, З. Славина, 1975–1989 год
проспект Науки, 3
Очередной крупный и значимый объект института «Киевпроект». Если не вдаваться в подробности конструкции, то здание интересно как минимум своей 27-этажной вертикальной частью – книгохранилищем Академии наук Украины. Здание проектировалось с учетом особого, щадящего для книг режима света – отсюда и плотные решетки, покрывающие здание.
В самой библиотеке, которая, к сожалению, слегка застряла в прошлом веке, круто сохранились советские интерьеры – все люстры, мебель и ракушняк остались практически в музейном состоянии, так что не удивительно, что библиотека стала популярной локацией для съемок (сериал «Чернобыль» частично снимали именно здесь). А еще научная библиотека – это практически бесплатный коворкинг. Правда, придется потратить немного времени, чтобы завести бумажную карточку. Зато сюда можно приходить работать, рассматривать артефакты и находить пережитки прошлого, которые вполне комфортно соседствуют с новациями украинской науки.
Фото – Алексей Быков, из проекта Soviet Brutalism
Дом мебели
Архитектор: Н. Чмутина, 1970 год
бульвар Дружбы Народов, 23
Киевский Дом мебели должен был стать такой икеей 70-х, с выставкой обустроенных квартир и возможностью закупиться лучшими предметами совпромдизайна. А в результате получилась реализация очень смелого на то время архитектурного замысла: с вогнутой крышей, приподнятыми углами и узнаваемой формой. И именно киевский Дом мебели авторства Натальи Чмутиной стал примером для многих других зданий в этом стиле – замысел выдержал проверку временем. Удивительно, но он до сих пор функционирует согласно оригинальной задумке – хоть и с поправкой на беспощадную реновацию середины нулевых.
Фото – Алексей Быков, из проекта Soviet Brutalism
Житний рынок
Архитекторы: О. Монина, В. Штолько, А. Бойченко, 1980 год
ул. Верхний Вал, 16
Здания с вогнутыми крышами – своеобразная фишка эпохи (в Киеве, кроме Дома мебели, таких несколько – как минимум, Владимирский рынок и центральный ЦАГС). А Житний рынок в Киеве – особенный по нескольким причинам: мало того, что рынок на этом месте функционирует добрую тысячу лет (привет, Нестор Летописец!), так еще и для планировки его нынешнего здания, внезапно, впервые в Украине применили компьютерное моделирование.
Естественно, проект изначально был совсем другим – рядом с рынком должна была появиться огромная гостиница, но территорию рядом с ней неожиданно объявили заповедником (благо, в 70-е это еще кого-то останавливало). Но и без нее рынок смотрится достаточно эпично благодаря однопролетной вантовой конструкции. Но самое главное: он до сих пор функционирует как рынок здорового человека: бабули по-прежнему продают зелень и сало, домашний творожок, фрукты и специи, несмотря на все происходящее вокруг.
Фото – Алексей Быков, из проекта Soviet Brutalism
Залы прощания Парка памяти
Архитекторы: Авраам Милецкий, 1968–1981 год
ул. Байковая
Залы прощания при крематории – казалось бы, не самое очевидное направление для любования архитектурой, но в Киеве они уникальны. Здания, спроектированные Авраамом Милецким, выглядят, будто распускающиеся лепестки лотоса (буддийского символа души, свободной от цикла перерождений). Забавно, что крутость здания часто притягивает не только ценителей архитектуры, но и тех, кто ищет локации для рекламных кампаний – недавно там даже сняли кампанию для Samsung.
Отдельно стоит вспомнить и «Стену памяти» – барельефы авторства художников Ады Рыбачук и Владимира Мельничука, которые уничтожили еще до открытия (да так, что остались только эскизы да пара-тройка архивных фото). Сейчас активисты и архитекторы пытаются их восстановить – ведь по задумке художников парк памяти должен был стать терапевтическим местом, иллюстрирующим идею вечной жизни души.
Фото – Алексей Быков, из проекта Soviet Brutalism
Дворец «Украина»
Архитекторы: Е. Маринченко, П. Жилецкий, И. Вайнер, 1965–1970 год
ул. Большая Васильковская, 103
Да, карантин – не лучшее время, чтобы прочекать каноничные интерьеры крупнейшего в Украине концертного зала (в нем умещается более трех тысяч человек!), но хотя бы ради них стоит запланировать поход на выступление Меладзе или другого прекрасного исполнителя. Кстати, это один из немногих проектов того времени, которым руководили женщины: архитекторка Евгения Мариниченко и дизайнерка Ирма Каракис (дочь выдающегося архитектора), которая создала действительно помпезные интерьеры – с шестиметровыми лампами, огромными пальмами в холлах и зеркалами во всю стену.
Само здание, естественно, тоже уникальный объект, хотя и не совсем вписывается в эстетику брутализма, в отличие от интерьера: вместо предполагаемого бетона его дизайн выполнен из известняка и стеклопрофилита.
Фото – Алексей Быков, из проекта Soviet Brutalism
Корпуса Киевского национального университета на ВДНХ
Архитекторы: М. Будиловский, В. Ладный, В. Коломиец, В. Кацин, В. Морозов, 1972–1980 год
проспект Академика Глушкова, 2–4
Среди студентов университетского кампуса на ВДНХ – того самого, где белоснежные корпуса естественнонаучных факультетов напоминают то ли яхты, то ли Хогвартс (все зависит от ракурса), ходит легенда, что проектировали их кубинские студенты по обмену: отсюда необычная архитектура, огромные окна в аудиториях… и совершенно непродуманная теплоизоляция. Но если абстрагироваться от будней студентов, конспектирующих лекции по вышке в пуховиках и перчатках, можно рассмотреть крутой архитектурный ансамбль.
Если будешь идти к самым примечательным корпусам – радиофизического, мехмата и факультета кибернетики – обрати особое внимание на барельефы при входе в них: там визуализированные пятьдесят лет назад ученые радостно покоряют мир и строят светлое будущее. К сожалению, сейчас ансамбль разрушает неконтролируемая застройка вокруг (на месте запланированных корпусов) и зачем-то превращенные в клумбы и накрытые пластиком бывшие бассейны и фонтаны.
Фото – Алексей Быков, из проекта Soviet Brutalism
Корпуса Киевского политехнического института
Архитекторы: В. Лиховодов, В. Довгалюк, В. Сидоренко, А. Думчев, И. Дубасов, В. Петров, Р. Гупало, В. Зданюк, В. Тисейко, А. Зиков, В. Бломериус, В. Крючков, А. Жуков, 1973–1984 год
проспект Победы, 37
Киевский Политех славен не только кирпичными корпусами XIX века, где когда-то принимал экзамены Менделеев и учился Сикорский, но и бруталистскими ансамблями чуть ли не двадцати корпусов вокруг площади Знаний и за нею.
Один из самых эпичных – кубообразный библиотечный корпус, а самое главное – там сохранились интерьеры! Чего стоит винтовая лестница из ракушняка. Чистая эстетика! А если выбраться на полноценную прогулку по этим замечательным корпусам, можно найти немало мозаик и объемных панно известных художников – например, Федора Тетянича (одного из первых перформеров в наших странах). К сожалению, ситуация вокруг корпусов КПИ тоже плачевная: брутально-модернистскую эстетику то и дело пытаются переиначить, прикрываясь целью «облагораживания» территории. Но хотя бы с мозаиками в последние месяцы произошла маленькая победа – их пока удалось сохранить.
Фото – Алексей Быков, из проекта Soviet Brutalism
Дома-«курузники» на Оболони
Архитекторы: М. Будиловский, В. Ладный, И. Иванов, В. Морозов, В. Коломиец, 1977–1991 год
Оболонская площадь, 2А
Не самый очевидный вариант – эти дома-«кукурузники» (или «ромашки») находятся в спальном районе возле метро «Оболонь», хоть и выглядят, будто перенесены из Нео-Белграда.
Здания построены по совершенно уникальному проекту: это монолитные бетонные башни с круглым подъездом посередине, а непонятные конструкции на крыше – вентиляционные панели для пожарных лестниц. В девяностые даже ходила легенда, будто части зданий вращаются! Но самое странное в меньшем из этих «экспериментальных» домов – категоричное отсутствие окон (их действительно не было даже в проекте!), поскольку источниками света должны были стать большие эркеры и балконы. Больший из домов чуть более привычен – но когда-то гордо назывался самым высоким жилым зданием Киева, и даже сейчас выглядит интересно благодаря очень брутальному бетону в конструкции (главное – не обращать внимания на стремный базарчик вокруг и строящийся на месте рынка очередной безликий ЖК).
Если эстетика брутализма захватывает тебя так же, как и нас, обрати внимание на шикарный фотоальбом Soviet Modernism. Brutalism. Post-Modernism от издательства «Основы». В нем – еще больше уникальных фотографий бруталистких зданий (и их интерьеров!) со всей Украины.
Фото: Алексей Быков, из проекта Soviet Brutalism