20 модернистских построек Армении за пределами Еревана
Полет человека в космос повлиял на многие сферы жизни, порой даже не имеющие с космонавтикой ничего общего. Так, в 1960-е появился тренд на нестандартное изучение объектов и пространства, и тогда начало творить поколение архитекторов-мечтателей. Бесстрашно прорывая стену консервативных представлений, они создали большое количество уникальных архитектурных памятников. И если тебя интересует та волнительная эпоха, не упусти из виду точки на карте Армении, где можно увидеть впечатляющие результаты их экспериментов.
Модернизм возник в архитектуре в первой половине XX века, доминирующим направлением он стал после Второй мировой войны и сохранял свое влияние вплоть до 1980-х. Ключевая идея модернизма заключается в том, что форма должна следовать за функцией, поэтому самыми органичными формами считаются минималистичные. При общности этого принципа модернизм в каждой стране все же обладал уникальными характерными чертами․ Армянский модернизм, с которым мы хотим тебя познакомить, архитектор Карен Бальян в своей книге «Архитектура советского модернизма. Летний кинотеатр “Москва”» называл архитектурой свободных форм, позволяющей выразить ощущение свободы 1960-1970-х. Хочешь почувствовать эту свободу – езжай по следующим точкам на карте.
«Чайка»
Чтобы увидеть постройку, с которой фактически начался армянский модернизм, нужно взять такси и направиться в сторону города Абовян. Не доезжая до него, на старой трассе Ереван – Севан можно заметить парящую над дорогой инсталляцию чайки с несимметричными крыльями.
Созданная в 1961 году архитектором Оганесом Акопяном и художником Ваником Хачатряном двукрылая конструкция из железобетона служила автобусной остановкой. Для объекта такого назначения она выглядела невероятно монументально, поэтому Никита Хрущев, боровшийся в то время с «архитектурными излишествами», удостоил авторов своим недовольством. К счастью, дальше эмоций не зашло, и сегодня эта птичка, хоть и заключена в клетку из невысокого забора, все же доступна для любования ею.
Фото: @Stefano Perego
Абовян
Один из городов-спутников Еревана, Абовян находится всего в 10 километрах от столицы, но намного выше ее. Доехав до Абовяна, не спеши сразу врываться в город. Попроси водителя подбросить тебя к главному зданию некогда промышленного гиганта – приборостроительного завода «Сириус».
«Сириус»
Если тебе удастся уговорить нынешнего владельца пустить тебя на верхние этажи главного здания «Сириуса», то перед тобой раскинется весь Абовян и ты сможешь оценить его планировку с высоты птичьего полета. Город проектировали звезды армянского модернизма: Артур Тарханян, Хачик Погосян, Спартак Хачикян и Левон Черкезян. Они стремились воплотить идею создания компактных пешеходных городов в форме полукруга, отделенного от промышленной зоны.
Фото: Anahit Minasyan
Мэрия
В центре полукруга расположились административные здания, мэрия, музей, а вокруг них должны были возвышаться полукольцами многоэтажные комплексы. Обязательно прогуляйся к зданию мэрии. Передний фасад ее максимально минималистичен, но стоит зайти с тыльной стороны, как открывается совсем другая перспектива – особенно впечатляющая на закате. По соседству находится чертово колесо. Если оно работает, обязательно сделай круг, особенно если посетить последний этаж «Сириуса» не удалось.
Многоквартирные комплексы
Если для рабочей молодежи, которая стекалась в Абовян в процессе строительства города, возводились многоэтажные комплексы с детсадами и различными удобствами, то для людей в возрасте была отдельно спланирована зона частных домов. Не все задумки авторов были реализованы, но часть задуманного стала реальностью. Сейчас в летнюю пору дети и старики укрываются от зноя в зеленых и тенистых дворах-колодцах. Особого внимания в жилых районах заслуживает волнообразное здание, которое местные прозвали «Тещин язык».
Фото: Anahit Minasyan
Мецамор
Город Мецамор был заложен в начале 1970-х для работников Армянской атомной электростанции – первым сооружением такого типа на Южном Кавказе. В отличие от других моногородов Мецамор был полностью спроектирован одним архитектором и всецело выдержан в духе советского модернизма.
Согласно начальному плану города, Мецамор должен был состоять из трех микрорайонов с постройками общерайонного значения, больничными комплексами и зоной коммунально-бытовых зданий. Из-за землетрясения 1988 года в Спитаке и последующего развала Советского Союза проект удалось реализовать лишь на треть, однако в городе с улицами без названий (да, это не шутка) ценителям эпохи модернизма есть на что посмотреть.
Культурный центр
Дворец культуры Мецамора был сдан в эксплуатацию в 1986 году. Сегодня в здании, рассчитанном на 700 учеников, учатся всего 100 детей. Здесь действуют этнографические и народные танцевальные группы, кружки изобразительного искусства. Также во дворце культуры располагается единственная в городе библиотека.
Фото: Hermine Virabyan
Спортивный комплекс
Спортивный комплекс Мецамора должен был стать крупнейшим подобным центром в регионе. Здание состоит из трех блоков, предназначенных для занятиями разными видами спорта. Здесь же три пустующих бассейна: большой и маленький – внутри здания, а большой открытый – во дворе, он предназначался для тренировок по гребле на каноэ, однако ни разу не был использован по прямому назначению.
Фото: Hermine Virabyan
Единственная гостиница Мецамора должна была принимать командированных специалистов по атомной энергетике. В ней полностью сохранился интерьер конца 80-х. До недавнего времени гостиница частично функционировала.
Этот материал мы выпустили при поддержке Комитета туризма Армении, он стал продолжением серии статей, посвященных этой богатой на исторические места и притягательную природу стране.
Армения – идеальный вариант для искушенного путешественника, ведь каждый из ее регионов уникален с точки зрения ландшафта, истории, архитектуры, культуры и кухни. Советуем не откладывать путешествие: Армения прекрасна в любой сезон.
Раздан
Многие гости Армении, особенно любители зимнего туризма, облюбовали Цахкадзор. Дорога в этот небольшой горнолыжный городок проходит через еще один индустриальный город Армении – Раздан. Он активно застраивался именно в годы процветания армянского модернизма, так что минимум три здешних поинта обязательны для посещения.
Ресторан и статуя «Цовинар»
Раздан появился в результате объединения восьми деревень, расположенных вдоль извилистого русла реки, давшей ему название. Водохранилище, что располагается на территории города, известно расположенной на его берегу статуей. Изначально она называлась «Да здравствует синее и ясное небо!», поскольку была создана к 40-летию вклада армянского народа в победу в Великой Отечественной войне. Со временем местные жители переименовали ее в «Цовинар» – в честь одноименного ресторана на склоне крутого холма. Архитектор Рафаэль Исраелян придумал здание ресторана таким образом, что его основание напоминает неотесанную скалу, на которой расположилась обзорная площадка с видом на водохранилище и статую.
Фото: Anahit Minasyan
Здание автовокзала Раздана был построено в 1978 году. Творение архитектора Генрика Аракеляна – один из ключевых памятников армянского модернизма. Раньше здесь располагался торговый зал-кафе «Турист», где продавали одежду, товары для дома и продукты питания.
Многоквартирные здания
Центральный бульвар и лежащие по обе стороны от него многоэтажные здания были спроектированы в 1979–1982 годах Мартином Микаеляном – архитектором города Мецамор. 14-этажные односекционные каркасно-панельные здания сразу привлекают внимание округлыми формами своих балконов, внизу каждого из них находится словно повисший в воздухе куб. Каждый из этих брутальных кубов выполнял свои функции: служил библиотекой, магазином или чем-то еще.
Фото: Anahit Minasyan
Севан
Береговая линия озера Севан располагает несколькими модернистическими постройками, которые точно передают философию творцов эпохи мечтателей. Когда небо и космос стали на шаг доступнее, архитекторы стали создавать смотровые площадки, которые как будто отрывали человека от земли, позволяя взглянуть на природу с новой точки обзора.
Дом творчества Союза писателей Армении
Дом творчества, созданный Микаэлом Мазманяном и Геворгом Кочаром, находится на Севанском полуострове. Его называют шедевром авангарда ХХ века и хрущевского модернизма. Строительство Дома творчества писателей началось в 1932 году, когда полуостров еще был островом. В 1937 году архитекторы здания, как и многие другие интеллигенты, были сосланы в Сибирь. Они сумели вернуться в Армению лишь после смерти Сталина. В 1964 году, через 30 лет после постройки гостиницы, Геворгу Кочару было поручено отремонтировать здание Союза писателей, тогда-то и появился корпус столовой, здание которой словно вырывается из скалы и элегантно повисает в воздухе над водами Севана.
@Maria Bryzhko
Обзорные площадки
Площадку при въезде в город Севан спроектировал в 1978 году архитектор Макабе Мануэлян. Есть еще две – авторства Левона Черкезяна, построенные в 1960-х. Со временем они несколько видоизменились, однако и сегодня, проезжая по севанской трассе, многие останавливаются, чтобы подняться на них и насладиться видом на озеро и окаймляющий его с восточной стороны горный хребет.
Фото: Anahit Minasyan
Гюмри
Как и многие города бывшего Советского Союза, Гюмри стал ускоренно застраиваться во второй половине прошлого века, как раз в годы расцвета модернизма в архитектуре. Однако разрушительное землетрясение 1988 года уничтожило практически 90 % недавно возведенных зданий. Лишь некоторые из них сумели устоять и сейчас позволяют нам без помощи архивных фотографий в некоторой мере представить, каким был город до трагического декабря 1988-го.
В первую очередь по приезде в Гюмри необходимо увидеть здание железнодорожного вокзала. Интересно, что проект архитектора Рафика Егояна, воплощенный в 1979 году, соединяет в себе черты модернизма и средневековой армянской архитектуры.
Фото: Anahit Minasyan
Фонтан Дружбы сегодня находится на окраине города, дальше – лишь заброшенные пустыри и редкие дома. В прошлом фонтан и прилегающее к нему общественное пространство отделяло жилой квартал от корпусов Политехнического института. Создал достопримечательность один из основателей армянского модернизма – Артур Тарханян в 1980-х.
Дилижан
Один из курортных городов Армении – Дилижан – возник в результате слияния нескольких деревень. Кроме сохранившегося исторического наследия, в котором заметно большое влияние русских молокан, выделяются и классические примеры советского модернизма. Это здания мэрии, культурного центра, бывшего универмага и переделанный в супермаркет кинотеатр. А созданный в 1970 году Артуром Тарханяном монумент в честь 50-летия Советской Армении стал узнаваемым символом Дилижана․
Фото: Anahit Minasyan
Джермук
Еще один курортный город – Джермук – знаменит своей целебной водой и лесами, но ценители архитектуры устремляются сюда, чтобы исследовать здания санаториев и гостиниц, среди которых немало зданий в стиле модернизма.
Санаторий «Гладзор»
По проекту Мартына Микаэляна и Фрика Вагаршакяна в 1968–1986 годах на краю глубокого ущелья был построен большой санаторий, который действует по сей день. Внутри здания практически полностью сохранился аутентичный интерьер времен постройки санатория.
Фото: Anahit Minasyan
Спортивно-культурный комплекс
Строительство здания на берегу водоема началось в 1969 году. Внутри комплекса был предусмотрен концертный зал на 800 мест, бассейн, клуб, библиотека, кафе и другие помещения. Со временем комплекс был приватизирован и заброшен, однако фасад здания своей привлекательности не растерял.
Фото: Anahit Minasyan
Вагаршапат
Не многие знают, где находится город Вагаршапат, хотя едва ли не каждый(-ая) армянин(-ка) хотя бы раз в жизни бывал(-а) там, а туристы на улицах города не такая уж редкость. Дело в том, что в сердце города находится армянский Ватикан – Первопрестольный Эчмиадзин. Но несмотря на то что Вагаршапат ассоциируется обычно с древними церквями, знай: здесь немало очень интересных и хорошо сохранившихся модернистских построек.
К монастырю Святой Гаяне примыкают старый стадион и бассейн, которые представляют собой советские модернистские постройки. Архитектор – Хачик Погосян.
'Garoun' Cinema Photo by Romina Katchi.db. Architect Sargis Gourzadyan, Michael Alexanyan. Location: Vagharshapat. Date of the Work: 1978. Image Source: ArmArch Online. Cited on 15/12/21.
Название кинотеатра переводится как «весна». Здание, созданное архитекторами Саркисом Гурзадяном и Микаелом Алексаняном в 1978-м, отсылает к средневековой церковной архитектуре, однако здесь массивные металлические люстры расположены не внутри, а с наружной части здания.
Фото: Anahit Minasyan