8 монументальных мозаик Тбилиси
Монументальное искусство Грузии представляет ключевой период в истории грузинского модернизма. Ребята из просветительской компании «Тбилиси глазами инженера» собрали самые яркие мозаики, которые можно увидеть в грузинской столице: от соцреализма до футуризма, от минималистичных изображений до сложных многосоставных композиций и даже абстракций (хотя официально советская власть абстракционизма не признавала).
Как отмечают исследовательницы и авторы книги «Art for Architecture Georgia: Soviet Modernist Mosaics from 1960 to 1990» Нини Палавандишвили и Лена Пренц, мозаики по всему Советскому Союзу были популярным декоративным элементом, но в Грузии они получили особое развитие. Как и в других республиках, чаще всего мозаики служили инструментом пропаганды, но при этом по всей стране много примеров мозаичных панно, в которых национальная форма важнее социалистического содержания.
Мозаики на Выставке достижений народного хозяйства Грузии
Авторы: Гурам Каландадзе, Леонардо Шенгелия, 1960-1970-е годы.
Адрес: 118 Akaki Tsereteli (Google Maps).
В 1958 году на месте бывшего плодово-ягодного питомника провели промышленную выставку к 1500-летию Тбилиси. К 1961 году здесь построили капитальные павильоны и открыли Выставку достижений народного хозяйства Грузинской ССР. Внешний облик павильонов отлично сохранился до наших дней: здесь можно перенестись в эпоху оттепели с ее свободными планировками, обилием стекла и света, единением природы и архитектуры.
Некоторые павильоны ВДНХ украшены мозаиками, по которым можно проследить развитие стиля: от 1960-х с тонкими линиями и незначительными вкраплениями мозаик – до 1970-х с ковровыми мозаиками, занимающими всю поверхность стены. Известны авторы некоторых мозаик: панно на павильоне «Машиностроение, приборостроение, транспорт» было создано художником Леонардо Шенгелая, а панно на павильоне «Строительство и архитектура», изображающее строителей и архитекторов, создал Гурам Каландадзе.
Панно «Промышленное производство» (автор неизвестен)
Автор данного панно неизвестен, но сам павильон проектировал Леонид Мамаладзе. Это одна из немногих мозаик, сохранившихся с 1960-х годов. Панно посвящено промышленному производству и находится в самом начале выставки. В композиции с работой, посвященной теме сельского хозяйства (сейчас она перекрыта современными зданиями), это панно украшало парадный вход на выставку.
В то время советская архитектура ориентировалась на минимализм: тонкие аккуратные линии входной группы выставки служат подтверждением. Интересно, что по первоначальной задумке мозаика должна была быть раскрашена.
Мозаика на павильоне «Строительство и архитектура» (автор – Гурам Каландадзе)
На панно изображен архитектор, который держит в руках будто бы античный свиток, но главный герой сюжета – совсем не он. Все внимание отдано строителям, которые с легкостью перекидывают огромные блоки. За людьми – строящийся город с панельными жилыми домами. При этом это уже не пятиэтажные хрущевки, а высокие семи- и девятиэтажные брежневки.
Мозаика на павильоне «Машиностроение, приборостроение, транспорт» (автор – Леонардо Шенгелая)
Мозаика прославляет развитие приборостроения и освоение космоса: ученый в центре держит в руках кристаллическую решетку, рядом с ним стоят космонавт и аспирантка. В других частях панно можно также увидеть и первый искусственный спутник Земли, и радиолокатор, и ракету, отправленную в космос.
Барельеф с мозаикой на станции метро «Технический университет»
Авторы: Иден Табидзе, Радиш Тордиа, Аполлон Харебева, Тамаз Цхомелидзе, 1979 год.
Фото: Александра Рыбкина.
Если ты окажешься в Тбилиси на станции метро «Технический университет», то первое, что бросится тебе в глаза, – панно, размещенные в торцах зала. Станцию открыли в 1979 году, поэтому соответствующие цифры ты увидишь и на мозаиках. Темы барельефов связаны с местоположением: на станции «Технический университет» находятся не только многочисленные учебные заведения, но и Дворец спорта. Тематика отражена и в названиях мозаик: «Труд и учеба» и «Спорт и искусство».
Мозаика на Дворце культуры профсоюзов
Автор: Зураб Церетели, 1970-71 годы.
Адрес: Vazha Pshavela ave. 43 (Google Maps).
Несмотря на то, что Тбилиси – родной город Зураба Церетели, свой творческий путь в качестве художника-монументалиста он начал в Пицунде: в 1967 году Церетели оформил там курортный комплекс. Первая работа в Тбилиси появилась позже: это 550 квадратных метров мозаики на Дворце культуры профсоюзов в новом городском районе Сабуртало.
Большая тема мозаики – «Человек, труд – смысл и красота бытия» – показана художником необычно, «не в лоб», без классической иллюстративности советских мозаик. Содержание темы раскрывается в настроении, которое создает работа. В сложном орнаментальном рисунке – изобразительный фольклор и традиционные образы: огненно-красные солнца, луны, изображения человека, фантастических и реальных зверей и их взаимодействие в природной системе.
Барельеф с мозаикой на Водно-спортивном комплексе комплексе имени Ленинского комсомола (Laguna Vere)
Автор: Николай (Кока) Игнатов, 1978 год.
Адрес: 34 Merab Kostava (Google Maps).
Абстрактную живопись в СССР не жаловали. Оно и понятно: круги, полосы и хаотичные линии не несут никакого идеологического содержания и абсолютно не понятны широким массам. Для художников, которые мыслили в эстетике цвета и ритма, своеобразной отдушиной становились мозаики. Над входом в бассейн Лагуна Вере размещена мозаика работы Николая (Коки) Игнатова. С одной стороны, она изображает водную стихию, сверкающую под солнечными лучами, а с другой – абстрактное переплетение разноцветных полос с контрастными вкраплениями.
Барельеф с мозаикой на Доме политпросвещения
Автор: Зураб Церетели, 1978 год.
Адрес: 61 David Agmashenebeli (Google Maps).
В этой работе Зураб Церетели пошел еще дальше в абстракции: его мозаика на бывшем Доме политпросвещения – это забористый коктейль из архаичных символов и сложных фигур с рельефом, создающим переплетающиеся узоры света и тени. Жители Тбилиси удивились, восхитились и иронично назвали мозаику «Снами Сирожа» (герой городских анекдотов) или «яичницей с помидорами». А как мы знаем, народные прозвища получают только самые выдающиеся городские объекты.
Мозаика на Ортачальской пожарной части
Автор: Гиви Кервалишвили, 1979 год.
Адрес: 34 Vakhtang Gorgasali (Google Maps).
Название мозаичного панно на Ортачальской пожарной части – «Огонь в надежных руках». Согласно путеводителю DOM Publishers по грузинскому монументальному искусству, фигура, изображенная на мозаике, вдохновлена обликом святого Флориана, христианского покровителя пожарных. Традиционно его изображают как гиганта, направляющего поток воды на пылающий город. За спиной у пожарного самые важные городские здания: храмы Сиони и Метехи, Театр оперы и балета на проспекте Руставели, Дворец спорта, стадион «Динамо», станция фуникулера и старое здание железнодорожного вокзала.
Текст: «Тбилиси глазами инженера».
В материале используются фотографии Михаила Барченкова, Валерии Паньковой и Александры Рыбкиной.