Что посмотреть в Рейксмюсеум за час? 14 важных чек-пойнтов

Нидерланды  –  небольшая страна, а Амстердам далеко не огромный город. Несмотря на это здесь всегда есть, что посмотреть и где залипнуть. Если ты на месте, душа требует чек-ина в (главном) Государственном музее, а времени в обрез – выход есть. Мы подготовили 14 важных экспонатов Рейксмюсеума, он же Rijksmuseum, чтобы не терять времени и сосредоточиться на самом интересном. 

 

 1 

Большой зал Пьера Кайперса (1885)

Начинать оглядываться по сторонам стоит уже на входе в музей. К зданию приложил руку Пьер Кайперс, он же архитектор Центрального вокзала Амстердама и десятков церквей и часовен. Когда пройдешь из главного холла в Большой зал, обрати внимание на витражи: вместо привычных сцен из Священного писания здесь изображены процесс развития искусства и художники. На стенах –  работы австрийца Георга Штурма со сценами из нидерландской истории.

Любопытно, что после смерти архитектора Кайперса у публики изменился вкус, и под эти тренды всё замазали толстыми слоями белой краски, оставив лишь витражи. Чудо, что под ними сохранились оригинальные украшения. Реставраторы считают, что если бы изначально использовали блестящие и яркие цвета, то под белой краской мало бы что уцелело. Кайперс говорил, что Большой зал – лучшая подготовка к плодотворному посещению музея. Постой пару минут, настройся на впитывание еще большей красоты  – и поехали.

 

Фото: Jannes Linders

 

 

 2 

«Праздник святого Николая» Яна Стена (1665-1668)

Галерея почета

В нидерландском языке есть выражение «дом Стена», которое обозначает шумное и небрежное хозяйство, изображенное на многих картинах художника Золотого века Нидерландов. У Яна Стена неплохое чувство юмора и, определенно, дар рассказывать истории через полотна.

На этой картине – День Святого Николая, он же «Синтерклаас», один из самых долгожданных семейных праздников в стране. По многовековой традиции вечером 5 декабря дети кладут одну из своих туфель у камина и поют песни. После чего их обувь наполняется подарками по заслугам в уходящем году: кому – сладости, а кому – ветки. Дети, которые вели себя хорошо, как девочка и улыбающийся мальчик на картине, получают подарки. Непослушные, как плачущий мальчик слева, получают прут. Присмотрись: горничная держит его ботинок с торчащими ветками, а брат явно злорадствует. Но бабушки такие бабушки: женщина манит внука заглянуть за занавеску, там его явно ждет более приятный сюрприз, чем палки. 

В правом нижнем углу картины обнаружишь подпись художника: «JSteen».

 

 

 3 

«Молочница» Яна Вермеера, (1660)

Галерея почета

Та самая женщина из учебников по МХК так увлечена своими делами, что даже не замечает никого и ничего вокруг. Самое притягательное в картине с кувшином молока –  ее реалистичность. Чтобы добиться эффекта натурально текущего молока, Вермеер нарисовал крошечные цветные точки, указав тем самым места, где отражается свет. Художник был перфекционистом и уделял внимание самым мелким деталям – от гвоздей в стене до беспорядка на полу. Может казаться, что это безукоризненная комната. Но если присмотреться, заметишь, что голая стена повреждена, одно из оконных стекол разбито, а вокруг хлебницы не так уж и чисто. Сперва на это не обращаешь внимания из-за расслабленной позы женщины, которая своим пестрым платьем отвлекает нас от скудного окружения.

С помощью рентгена было выяснено, что изначально позади фигуры на белой стене что-то висело – возможно, карта. В прошлом году сотрудники Государственного музея и галереи Маурицхёйс обнаружили под слоем краски еще два наброска. В работе Вермеер заменил корзину для белья в правом нижнем углу на ножную печь, а плинтус – на плитку из фаянса. В то время печи для ног наполняли раскаленными углями и использовали для обогрева ступней, пока сидели за столом.

 

 

 4 

«Маленькая улица» Яна Вермеера (1658)

Галерея почета

Здесь Вермеер изобразил повседневную жизнь своего родного города Делфт. Всё просто: два непримечательных дома и их жители. Но эта обычная простота как раз и необычна. Раскрасив низ зданий в белый цвет, художник привлек внимание к фигурам. Долго не могли выяснить, какая именно улица изображена на полотне и что это за люди. Сейчас на сайте музея можно найти адрес, где располагались строения: Vlamingstraat, 40-42, Delft. А человеком, который жил в доме справа, была тетя художника – Адриентген Клас. Подсказку, которая привела к этому открытию, нашли в двух соседних дверях.

 

 

 5 

«Еврейская невеста» Рембрандта Харменс ван Рейна (1665-1669)

Галерея почета

Когда Винсент Ван Гог увидел эту картину в 1885 году, он сказал, что отдал бы десять лет жизни за две недели, проведенные возле нее. В октябре того же года он написал брату Тео: «Какая интимная, какая бесконечно чувственная картина». И правда, когда смотришь на полотно, кажется, что тайно присутствуешь при очень личном моменте, частью которого не полагалось бы быть. Хотя в ХIХ веке считали, что здесь изображены отец и дочь, готовящиеся к еврейской свадьбе, – отсюда и название. Но кто эти люди на самом деле – неизвестно. Скорее всего они были современниками Рембрандта, заказавшими себе портрет в образе библейской четы Исаака и Ревекки.

Исследования показали, что первоначально на полотне были еще детали, например, дама держала корзинку с цветами.

 

 

 6 

«Ночной дозор» Рембрандта Харменс ван Рейна (1642)

Галерея «Ночной дозор»

Многие идут в музей, чтобы посмотреть именно на это огромное полотно Рембрандта. Его полное название – «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Почему картина так популярна, хотя здесь просто изображены члены Стрелкового общества гражданского ополчения, защищавшие город и охранявшие общественный порядок? Вместо привычных статичных поз, выстроившихся ровно в ряд людей, как было принято в то время на портретах, Рембрандт выбрал другой путь. Он решил показать всё в движении. Но заказчикам, тем самым 17 кловенирам и капитану, к которым Рембрандт по своему желанию добавил еще 16 человек, не сильно пришлось по душе это новаторство.

Сейчас на картину можно посмотреть с расстояния, так как ее окружили стеклянным саркофагом, где ведут реставрационные работы. Зато, если повезет, можно увидеть, как происходит «починка» шедевров.

 

 

 7 

Библиотека Пьера Кайперса (1885)

«У тебя два глаза и всего один рот. Пусть это будет сигналом, не говорить, а читать» – такое напутствие на стене библиотеки оставил Пьер Кайперс. Люди, как и положено, разговаривают здесь шепотом или молчат. Пока туристы сверху делают классные фотки на фоне библиотеки из пинтереста, внизу сосредоточенно корпят над книгами другие посетители. Это одна из немногих уцелевших и общедоступных библиотек XIX века. Обрати внимание: на колоннах – небольшие щиты с именами ведущих издателей и типографий, таких как Лоуис Эльзевир и Лауренс Янсзон Костер. Вдоль стен на верхнем этаже – произведения известных авторов об искусстве. Архитектор построил каркас библиотеки из чугуна, в то время это было одной из топовых технологических разработок. Обрати взгляд направо и рассмотри, как структурные элементы плавно переходят в элегантную винтовую лестницу, заканчивающуюся кругом на мозаичном полу.

 

 

 8 

«Герард Биккер» Бартоломеуса ван дер Хелста (1642)

Галерея 2.18

С первого взгляда на этого 17-летнего парня понимаешь, что людям рядом с ним скорее всего приходилось не совсем сладко. Если включить фантазию, то можно решить, что Герард был сыном, например, богатого бизнесмена, владеющего пивоварнями. Но нет, в реальности он был старшим ребенком Андриса Биккера, влиятельного мэра Амстердама, портрет которого висит рядом. Ходили слухи, что он весил 220 кг. На картине подросток одет в дорогую и модную по тем временам одежду, а взгляд его полон уверенности в себе. У Герарда ровный цвет лица, вероятно, благодаря макияжу. Мужчины в те времена хотели хорошо выглядеть на портретах, и использование косметики не было редкостью.

 

 

 9 

Кукольный домик Петронеллы Ортман (1686-1710)

Галерея 2.20

Если тебе кажется, что кукольные домики совершенно не твоя стихия, всё равно не проходи мимо этого экспоната. Хотя бы из-за того, что его примерная стоимость в 30 000 гульденов равнялась цене, которую давали за реальный дом в то время. Эта игрушка была сделана не для детских развлечений с барби. Жена богатого купца Петронелла Ортман заказала себе кукольный домик в достаточно взрослом возрасте. Снаружи он облицован черепаховым панцирем и оловом, во внутреннем убранстве – мраморный пол, обшивка из дуба и ореха. Если хорошо присмотреться, можно даже заметить утюги на чердаке, которые сделаны из настоящего железа, меди и дерева, а фарфор для кухни был заказан в Китае. Белье в бельевой комнате тоже было соткано в соответствии с требованиями женщины и даже украшено ее инициалами. Разглядывая все эти мелкие детали, можно потерять счет времени. Все настолько ювелирно, точно, что кукольный домик действительно многое говорит о жизни богатых людей в ХVII веке.

 

 

 10 

Автопортрет Винсента ван Гога (1887)

Галерея 1.18

Пока в Музее Ван Гога, расположенном на той же площади, строго-настрого запрещено фотографировать картины, здесь можно оторваться с камерой по полной. К автопортрету художника всегда большие очереди, но подойти ближе, чтобы разглядеть серую фетровую шляпу легенды, не будет проблемой. Главной целью Винсента в рисовании автопортретов была практика. В Париже он написал 29 автопортретов за два года, чтобы поэкспериментировать с разными стилями. Зеркало куда дешевле, чем нанять модель, которая работает за гонорар. Первоначально Ван Гог рисовал в темном стиле, но вскоре его палитра стала светлее, а мазки резче, что видно здесь на картине. Этот автопортрет показывает переход между стилями.

 

 

 11 

«Июль» Якоба ван Лоя (1900)

Галерея 1.18

Второе название картины – «Летняя роскошь». Кажется, оно подходит работе даже больше. Обычно это полотно нидерландского художника не включают в топ обязательных к просмотру, но они это зря. Если долго смотреть на «Июль», можно услышать гудение мошкары и почувствовать летнее тепло. Ван Лой обильно разбросал голубые цветы по большому полотну на переднем плане. А вдалеке виднеется дом художника в Сусте и фургоны с сеном за высокой живой изгородью, на правом переднем плане – перевернутый горшок среди цветов. Живописца явно вдохновляли пейзажи Ван Гога, но его изображения природы и падения света более реалистично.

 

 

 12 

«Мост песен у Дворцовой площади в Амстердаме» Георга Хендрика Брейтнера (1896/1898)

Галерея 1.18

Брейтнер часто прежде чем приступить к работе над картинами, фотографировал сюжеты в городе. Он долго бродил по улицам с камерой и старался запечатлеть повседневную жизнь. То, как на этом полотне женщина идет прямо на нас, как часть изображения будто обрезана  – в этом отчетливо читается фотография. Изначально на картине был городской мост, по которому ходили слуги. Но вот незадача: оказалось, что картины с горничными не очень хорошо продаются. Поэтому Брайтнер изменил полотно по просьбе своего арт-дилера и превратил служанку на переднем плане в модную женщину в мехах. Он также перерисовал несколько фигур на заднем плане. А как истинный «амстердамский импрессионист», он мастерски изобразил отражение фиолетового света в снегу несколькими красочными грубыми мазками.

 

 

 13 

Платье «Мондриан» Ива Сена-Лорана (1965)

Галерея 3.4

На третьем этаже музея расположены экспонаты, которые слегка выбиваются из общей канвы, но которые тоже стоит увидеть. Хотя бы ради того, чтобы понять, как связаны французский кутюрье Ив Сен-Лоран и нидерландский художник-модернист Пит Мондриан. Во-первых, им обоим явно нравился абстрактно-геометрический визуальный язык «Де Стейл» 1920-х годов. Во-вторых, их творчество пересеклось в платье «Мондриан». Сен-Лоран завоевал международный успех благодаря этой модели шерстяного платья прямого покроя без воротника и рукавов, вдохновленной картинами Пита Мондриана. Творчество и так известного художника, в свою очередь, стало еще более популярным благодаря повальному сумасшествию по этому платью. В музее находится самая элементарная модель из шести вариантов, представленных Ивом Сен-Лораном в 1965 году.

 

 

 14 

Wombtomb Ферди (1968)

Галерея 3.3

Вишенка на торте – неоднозначная мебельная скульптура, созданная нидерландской художницей Ферди больше 50 лет назад. В своем творчестве она использовала природу как сексуальную метафору, давала скульптурам названия известных поп-песен или наркотиков, расширяющих сознание. Вся ее работа была одой женскому телу, эротизму и сексуальности. Самая откровенная и получившая большое количество отзывов работа  – Wombtomb. Вот ее то и можно найти в музее. Если отойти от экспоната чуть подальше и посмотреть чуть сверху, то сразу считаешь очертания, похожие на огромную меховую вульву. Работа состоит из двухметрового красочного сундука с крышкой, обтянутого искусственным мехом с длинным ворсом. Характерное отверстие образует вход в защищенное внутреннее пространство. Но, как можно понять из названия, это одновременно и уютная могила, и утроба.

 

Фото: Duccio Malagamba

hand with heart

Отблагодарить 34travel

Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

Сейчас на главной

Показать больше Показать больше