Опыты: За полярным сиянием на Кольский полуостров

Увлеченный путешественник по России Андрей Белавин побывал на уединенных маяках Приморья и прошелся на коньках по Байкалу, а в этот раз делится рассказом о поездке на Кольский полуостров в погоне за северным сиянием.

«Север – это мое»

В детстве отец рассказывал мне о северном сиянии. Он родился и вырос в Архангельске и наблюдал его регулярно. Рассказывал, что сияние бывает разных цветов и форм. Что иногда оно похоже на радугу, а иногда – на кляксу. Я тогда думал, что Архангельск – это Северный полюс и там живут белые медведи, как в мультике «Умка». Когда я стал взрослее, к рассказам про сияние добавились причитания, что в Архангельске они не такие и яркие, а вот на Кольском… Прошли годы, и в один ноябрьский день я купил билет до Мурманска в надежде претворить в жизнь детскую мечту и узнать, с чем же едят то самое северное сияние из советского мультфильма.

«И все же Север – это мое», – такая мысль неотступно сопровождала меня, когда я оказался на Кольском полуострове. После Кавказа и Крыма, которые я посетил незадолго до этого, аскетичные пейзажи Мурманской области будоражили сознание похлеще высоких горных пиков.

По прилете в аэропорт мы арендовали машину и отправились в сторону Баренцева моря. Обледенелая трасса, одинокие камни, редкие низкорослые деревья за окном и бесконечные сумерки вокруг – дорога до Териберки показалась долгой и утомительной после бессонной ночи в самолете. Поселок встретил драматичным рассветом, небо полыхало огнем.

Драконьи яйца и скелеты кораблей

Мы остановились у кладбища деревянных кораблей, чьи скелеты походили на скелеты китов, выбросившихся на берег. Холодный ветер моментально обжег лицо, пришлось надеть всю одежду, что я взял с собой в поездку. Не хотелось замерзнуть и просидеть световой день в машине. Погуляв под первыми солнечными лучами, мы проехали Лодейное и оставили машину возле заброшенной метеостанции. Дальше дорога для нашего автомобиля заканчивалась, предстояло идти пешком.

Взбодрившись на холоде, мы быстро преодолели полкилометра до берега и первым делом вышли на пляж «Яйца динозавров», он же пляж «Драконьи яйца» – одну из достопримечательностей в окрестностях Териберки. Об огромные валуны круглой формы с шумом разбивались волны Баренцева моря. Создавалось впечатление, что это место сохранилось здесь со времен Юрского периода. Ледяной ветер уже пронизывал до костей, теплая одежда едва выручала. Но открывшиеся виды заставили меня остановиться. В таких местах не хочется произносить слова, хочется оказаться с первозданной природой один на один. Думаю, это почувствовали и мои товарищи; не сговариваясь, мы разбрелись по берегу. Я в тот момент засмотрелся на горизонт вдали, и ко мне пришло осознание, что дальше только океан и Северный полюс. И что это Край земли. И что я здесь.

«Ко мне пришло осознание, что дальше только океан и Северный полюс»

Поздняя осень – время для поездок на Север. В этот период здесь долгие рассветы и закаты, полные огненных красок, а также целый световой день режимного времени, так как солнце не поднимается высоко над горизонтом – рай для людей, увлеченных фотографией. Пока мы шли вдоль моря, рассвет как раз плавно перетекал в закат. Ноябрьский день на Кольском полуострове скоротечен, и вскоре стало очевидно, что планам добраться до мыса Долгий не суждено сбыться.

«Поздняя осень – время для поездок на Север. В этот период здесь долгие рассветы и закаты, полные огненных красок»

У Малого Батарейского озера поднялись на сопку. Сверху открылась величественная панорама на 360 градусов: с одной стороны скованное льдом озеро, а с другой – шумное море. Завывал порывистый ветер, над головой плыли свинцовые тучи, а под ногами лежали камни и рос мох. Спустившись ниже, оказались перед водопадом, который тоже успел замерзнуть. Здесь нет времени. Рядом с этими камнями, этим ветром и тучами возник поселок, кипела жизнь, а теперь поселок пришел в упадок. Скоро он исчезнет с карт, а эти камни так и останутся лежать у водопада.

Когда облака вновь подсветило, мы пошли в обратную сторону – не хотелось возвращаться в темноте. По дороге назад завернули к заброшенному зданию метеостанции. Небо к тому моменту окрасилось в фантастические марсианские цвета, и закатный свет придавал округе сюрреалистический вид. После того, как солнце опустилось за горизонт, мы отправились в село в поисках ужина перед обратной дорогой в Мурманск – мы ничего не ели с ночи и здорово нагуляли аппетит. После премьеры фильма «Левиафан» Звягинцева, который снимался в Териберке, в село хлынул поток туристов, здесь открыли гостиницу и ресторан. Туда мы и поехали.

Полярное сияние

Надежд увидеть полярное сияние с каждой минутой становилось все меньше. На небо набегали тучи, а нам подходило время выдвигаться в путь – обратная дорога обещала быть долгой и трудной. Мы сидели за столиком у панорамных окон, допивали чай и обсуждали уходящий день, когда Ян обратил внимание на продолговатое облако над горизонтом: бледное, серовато-белое и странное по форме. Я вышел к морю, чтобы лучше его рассмотреть. Облако подозрительно надувалось и расползалось по небосводу. Я установил на скамейке фотоаппарат, поставил выдержку в 30 секунд и стал ждать. В тот момент меня охватило страшное волнение, в голове промелькнула шальная мысль – неужели оно? И полученный кадр подтвердил эту мысль – над морем разгоралось северное сияние. Поспешно расплатившись, мы выскочили к берегу. Небо уже вовсю полыхало, сполохи меняли облик и двигались, словно в танце. Подобного восторга я до того момента не испытывал. Около часа мы провели на берегу Баренцева моря, завороженные, не опуская взгляда вниз. Даже выезжая из Териберки, без конца оглядывались и не верили в происходящее. Как позже сказал Рома, это было чистое счастье!

Проехав пару километров, мы заметили припаркованный на обочине микроавтобус. Из него выбежала девушка и перегородила нам путь, отчаянно размахивая руками. Пришлось остановиться. К машине в сопровождении девушки подошел мужчина – водитель микроавтобуса – и сказал, что у него не получается въехать в горку, что у девушки ночью самолет в Москву и мы – ее последняя надежда успеть на рейс. Возле микроавтобуса обреченно стояла толпа азиатов в массивных пуховиках. Девушка оказалась китаянкой, но, к нашему удивлению, сносно говорила по-русски. Третий человек на заднем сидении оказался лишним: мы не смогли въехать в первый же подъем, и машина скатилась вниз. Преодолеть уклон не удалось даже на скорости с нескольких попыток. Когда в салоне остался один водитель, машина медленно поползла вверх и с мучениями перевалилась через горку. Вверх по обледенелому склону пришлось идти пешком. Но приключения на этом только начинались. Впереди ждал десяток подъемов, и каждый раз мы выходили из машины и шли вверх, иногда подталкивая и машину. Наша спутница помогала с азартом – явно надеялась выбраться отсюда во что бы то ни стало. Через час мучений трасса стала ровнее, и мы спокойно доехали до Мурманска. По дороге девушка рассказала, что в Китае существует легенда: если ты хотя бы раз в жизни видел (-а) полярное сияние, то твои дети, внуки и твоя душа обретут гармонию. По этой причине китайцы и едут за Полярный круг, часто выбирая для этого Кольский полуостров.

Озера и горы

Переночевав в отеле, утром следующего дня мы выехали в Хибины. По мере приближения к Кировску пейзаж заметно менялся, становился снежным и зимним. Не теряя времени в городе, мы отправились дальше в горы. Но далеко заехать не удалось: дорогу замело, она заканчивалась сугробом, уходящим в бесконечную даль. Но какие впечатляющие виды оказались вокруг! Белые шапки массива Кукисвумчорр скрывались в облаках, а ниже, по горным перевалам, разливался синий свет. Холодный могучий Север!

Следующей остановкой выбрали Малый Вудъявр. Озеро припорошило снегом, но лед на нем еще не встал, поэтому погулять по поверхности не получилось. Местами сугробы на берегу достигали метровой высоты. Вскоре мы окончательно промокли и поехали в Кировск отогреваться горячим кофе и ужинать.

На следующий день погода испортилась окончательно. Небо наглухо затянуло серыми тучами, и пейзажи стали хмурыми. Вечером нас ждал перелет домой, мы набросали пару точек для посещения по дороге в аэропорт и двинулись в путь. Еще вчера приметили замерзшее озеро вблизи трассы. В отличие от Вудъявра, лед на нем оказался толстым и крепким – этакий зимний Байкал в миниатюре. Разве что коньков не хватало для полного счастья.

«Пасмурная погода и снегопад провожали нас. Через две недели в этих местах наступила полярная ночь, продлившаяся в течение сорока трех суток»

Кольский полуостров – озерный край. На его территории свыше 100 тысяч озер. Но и для любителей гор здесь раздолье. Помимо Хибин своими размерами выделяются и Ловозерские тундры. Однако эти хребты не единственные – также на полуострове раскинулись Чунатундра, Сальные Тундры, Волчьи Тундры, Кейвы и другие горные массивы. Под занавес нашего путешествия мы поднялись на гору Поазуайвенч, расположенную в предгорьях Мончетундры. С вершины открылась панорама Мончегорска и его окрестностей. Я вглядывался в белую пелену и вспоминал места, которые успел посетить за последние дни. Вспоминал полярное сияние, винтом вращающееся в небе, вспоминал замерзший водопад и холодные камни возле него, вспоминал белый сопки Хибин и синий свет, пробивающийся сквозь тучи. Вспомнил и свои детские воспоминания о рассказах отца про его малую родину – Русский Север. Ход моих мыслей нарушал только приглушенный колокольный звон, доносящийся снизу. Пасмурная погода и снегопад провожали нас. Через две недели в этих местах наступила полярная ночь, продлившаяся в течение сорока трех суток.