10 монументальных мозаик Киева
Искусство монументальной мозаики имело сложную историю, но сейчас их эстетика привлекает все больше и больше внимания. В нашей подборке – топ самых известных, необычных и хорошо сохранившихся мозаик Киева.
За последние пару лет эстетика монументальных мозаик советского периода ворвалась в наши представления о прекрасном. О мозаиках говорят, их исследуют, фотографируют, выпускают о них крутейшие фотоальбомы, и даже набивают в виде татуировок. Мозаичные панно, которые раньше воспринимались как нечто обыденное и не заслуживающее внимания, вполне могут стать новыми точками притяжения в Киеве.
– Многие мозаичные панно 1960-1990-х годов имеют безусловную художественную ценность и были реализованы очень интересными представителями художественной сцены своего времени. Созданные ими работы являются предметами искусства в открытых пространствах, превращая улицы населенных пунктов в музей под открытым небом. В то же время станковые (живописные) работы этих художников – гордость и достояние любого украинского художественного музея. Но если в музейных фондах у работ есть шансы на сохранение, то в публичном пространстве, увы, таких гарантий нет. Мозаики уничтожает бытовая невнимательность в виде неконтролируемых ремонтов, реконструкций, декоммунизации – с каждым годом их все меньше и меньше. Тем временем понимание ценности архитектуры второй половины XX века растет. Полный объем выполненных мозаик сложно себе представить, и на их изучение уходят годы. Мозаики были не просто инструментом пропаганды — это срез искусства, интегрированного в архитектуру, и этот пласт остается мало исследованным. Взгляд на города через мозаики может стать нетривиальным способом посмотреть на казалось бы привычную среду обитания.
Евгений Никифоров, фотограф, исследователь монументального искусства Украины, автор проекта Ukrainian Soviet Mosaics
Мы собрали только те мозаичные панно, которые находятся снаружи зданий: чтобы их посмотреть, не нужно продираться через вахтеров в институте кибернетики или ломиться во дворец детского творчества. Правда, если запланируешь увидеть их все, тебе придется уделить много времени: объекты из нашего топа разбросаны по всему городу! В этом – одна из фишек искусства монументальной мозаики: оно должно было стать частью эстетики повседневности.
«Кузнецы современности»
Авторы: Галина Зубченко, Григорий Пришедько, 1974 год
просп. Науки, 47, Институт ядерных исследований Национальной Академии наук Украины
Одна из самых ярких киевских мозаик посвящена физикам-ядерщикам – главным рок-звездам советской науки. На панно Галины Зубченко и Григория Пришедько на фасаде проходной Института ядерных исследований они напоминают новых прометеев, которые куют будущее, расщепляя ядро и создавая «мирный атом». Яркость и динамика композиции действительно впечатляют! Тема научного прогресса была одной из самых популярных в монументальной мозаике и любимой у авторов этой работы – кстати говоря, супружеской пары. Красочность их композиций неспроста напоминает о далеких краях: Григорий Пришедько целых два года учился в Мексике у Диего Риверы, супруга Фриды Кало.
Как добраться: троллейбус №1 от метро «Демеевская» до остановки «Институт физики».
«Победа»
Авторы: Галина Зубченко, Григорий Пришедько, 1971 год
ул. Ломоносова, 33, Национальный институт рака
Еще одна, более ранняя, работа Галины Зубченко и Григория Пришедько, украшает стену административного корпуса Национального института рака. Как и положено месту, панно немного пугающее, но в то же время – оптимистичное. Эпичные врачи в белых халатах, но с темными кругами под глазами при помощи светоча науки (или лучевой терапии?) побеждают монстра – почти как новые последователи Георгия Победоносца. Панно находится на северной стене здания, и потому почти не выгорело. Яркие цвета разноцветной смальты особенно впечатляют в хмурый день, даже несмотря на припаркованные машины и пластиковые козырьки вокруг.
Как добраться: пешком от станции метро «Васильковская».
«Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбидь»
Автор: Григор Довженко, 1971 год
Ул. Миропольская, 1, Театр кукол на Левом берегу
Эту мозаику непросто отыскать: внимание отвлекают бесчисленные кафе, стихийный рынок и стройка ТЦ. Но само панно – удивительно крутое: его автор, Григор Довженко, принадлежал к поколению «бойчукистов», художников эпохи модерна. Панно создано по мотивам легенды об основателях Киева, потому автор попытался воспроизвести технику древнерусской мозаики из Софии Киевской. Фон отдает золотом, как на знаменитых иконах, а перелив тщательно подобранных кусочков смальты создает иллюзию объема.
Как добраться: пешком от станции метро «Черниговская».
«Охрана природы»
Автор: Николай Стороженко, 1975 год
Ул. Андрея Малышко, 25/1, здание детской библиотеки №118
Панно очень круто использует объем и цветовое решение в теплой гамме. Задумано оно было как триптих: слева – приручение дикой природы, по центру – прогресс в сельском хозяйстве. А в его правой части по невыясненным причинам водолаз соседствует с космонавтом – что, впрочем, ничуть не влияет на художественную ценность мозаики. Панно выходит фасадом на юго-восток, так что практически в любое время на нем можно понаблюдать за игрой светотени на объемных выступах.
Как добраться: пешком от станции метро «Дарница».
«Слава труду»
Автор: Николай Стороженко, 1975 год
Ул. Андрея Малышко, 15/1
Эта мозаика чуть менее популярна, чем предыдущая – о ней практически не пишут статьи и не публикуют научные работы. Хотя здесь, на тринадцати квадратных метрах, уместились и шахтеры, и доярки, и даже ребенок-космонавт! По задумке, они должны были символизировать общую идею и движение в светлое будущее. Опять-таки, здание, украшенное мозаикой, переживает не лучшие времена, что вызывает всяческие опасения, так что спеши увидеть и рассмотреть ее маленькие забавные детали.
Как добраться: пешком от станции метро «Дарница».
«Украина Молодая»
Автор: Федор Тетянич, 1967 год
Дарницкий бульвар, 23, здание почты / амбулатории
Это панно выделяется среди других своим особенным объемом и двойным названием: в ряде источников его называют то «Украиной Молодой» (вероятно, ее символизирует девушка в венке по центру композиции), то «Цветущими садами». Автор панно, Федор Тетянич – личность легендарная, буквально через десять лет после создания панно он стал одним из первых украинских перформеров под псевдонимом Фрипулья. А во время создания мозаик он загорелся идеей sustainability, и потому наряду со смальтой использовал отходы стеклопроизводства.
Сейчас здание перестраивают: вместо пришедшего в упадок дома быта должна появиться амбулатория, потому есть опасения, что с мозаикой что-то может случиться. Однако активисты вовремя забили тревогу, и мозаику внесли в список культурного наследия. А еще под ней теперь проходит пандус, и можно в деталях рассмотреть красоту идеально подобранных разноцветных кусочков смальты.
Как добраться: пешком от станции метро «Дарница».
Панно на проспекте Победы
Авторы: Эрнест Котков, Валерий Ламах, Иван Литовченко, 1968–1980 годы
просп. Победы, 17 – 27
Фото: Евгений Никифоров, из проекта Ukrainian Soviet Mosaics
Изначально планировался проект, который бы украсил все шесть девятиэтажек на проспекте и отображал бы историю развития искусства в Украине. Однако замысел так и не был реализован: его воплощение затянулось на двадцать с лишним лет, и в итоге привлеченные группы художников не сошлись в концепции. В результате на одном доме появились вполне реалистичные сталевары, на другом – абстрактные композиции о мире, на третьем – переосмысленные древнерусские мотивы. Увы, сейчас комплекс выглядит не так эффектно: все заграждают яркие вывески магазинов.
Как добраться: пешком от станции метро «Политехнический институт».
«ХХ век»
Автор: Владимир Бовкун, 1980 год
ул. Попудренко, 50, Институт гигиены и медицинской экологии
Фото: Евгений Никифоров, из проекта Ukrainian Soviet Mosaics
Довольно необычный мозаичный рельеф в духе не то молодого Пикассо, не то истуканов острова Пасхи. Автор работы, Владимир Бовкун, постарался на славу и использовал сразу несколько скульптурных техник: и выпуклые рельефы, и антирельефные элементы вроде звезд и океанских рыбок. Если доберешься сюда в погожий день, тебя ждет дополнительный квест: поиск рыбок и саламандр, притаившихся у ног мозаично-каменных персонажей панно, олицетворяющих мир, любовь и процветание.
Как добраться: пешком от станции метро «Черниговская».
«Движение» (Наука-спорт)
Авторы: Галина Зубченко, Григорий Пришедько, 1969 год
бульвар Академика Вернадского, 32, Спорткомплекс «Наука-спорт»
Фото: Евгений Никифоров, из проекта Ukrainian Soviet Mosaics
Эта замкнутая круговая композиция пловцов-прыгунов – первая из совместных работ дуэта Галины Зубченко и Григория Пришедько. Благодаря четко выверенным геометричным линиям ты действительно можешь ощутить вынесенное в название движение! Динамическая композиция отражает ритм, которому позавидуют лучшие художники 20-х. К сожалению, мозаика уже несколько лет находится в плачевном состоянии – так что не жалей времени и поспеши на Академгородок, где кроме этого панно пока есть множество интересных модернистких зданий разнообразных научных институтов.
Как добраться: пешком от станции метро «Академгородок».
«Природа»
Автор: Елена Владимирова, 1986 год
просп. Маяковского, 18А, здание детской поликлиники
Фото: Евгений Никифоров, из проекта Ukrainian Soviet Mosaics
Панно с прямыми линиями и насыщенными цветами выглядит так, будто его делала Соня Делоне или кто-то из европейских авангардистов. Елена Владимирова создала на фасаде районной детской поликлиники абстрактное древо жизни, стремящееся ко свету. В работе художница использовала максимально мелкую смальту, кусочки которой плотно подгоняла одна к другой. Панно спрятано во дворах жилмассива Троещина, потому добраться туда непросто (а выбраться еще сложнее), но местные охотно подскажут, как пройти к детской поликлинике.
Как добраться: общественным транспортом до остановки «Улица Теодора Драйзера» от станции метро «Почайна» (троллейбусы №30, №31) или «Дарница» (троллейбус №50)
Если исследовать украинские советские мозаики – это твое, присмотрись к англоязычным изданиям книг Евгения Никифорова «Decommunized. Ukrainian Soviet Mosaics» и «Ukraine. Art for Architecture». Первая – фотоальбом о разнообразии мозаик, собранных по категориям от славы труду до этнического разнообразия, а вторая – путеводитель по самым интересным работам в Украине, представленный в виде маршрутов по регионам.
Фото: Валерия Лазаренко, Евгений Никифоров