Decommunized. Почему советские мозаики – повод для гордости?

Поговорили с автором книги Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics Евгением Никифоровым о том, почему нам стоит полюбить советское наследие и как это сделать.

 

 

 


Евгений Никифоров, фотограф и исследователь.


Родился в Киевской области. После окончания университета год проучился в фотошколе в Израиле. Потом год провел в Китае, работал в студии. Потом на месяц вернулся в Украину, как раз перед началом Майдана, и не смог себя заставить снова уехать. Начал документировать происходящие события. В книге «Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics» собрал результаты двух лет поездок по стране – многие из советских мозаик 1950-1980-ых до него никогда не были сфотографированы.

 

 

 – Женя, почему именно мозаики? Как пришла в голову тема такого визуального исследования? 

– Изначально это была документация монументального искусства, которую мне заказали создатели книги «Искусство украинских шестидесятников». После этого продолжил фиксировать мозаики в городском пространстве Киева для личного архива. Со временем пришел азарт, хотелось включить в архив все больше материала. Я совмещал любую возможность путешествия по стране с поиском новых объектов. Рассказал о своем увлечении директору издательства «Основы» Дане Павлычко, и она неожиданно для меня воодушевилась этим, и фактически сразу предложила сделать книгу.

Чтобы находить новые мозаики, мне пришлось заняться исследованием – посещать библиотеки, искать периодику по архитектуре 1960-70-ых, встречаться с художниками-монументалистами и очень много ездить по стране. Спустя три года я продолжаю поиски, проект набирает популярность, регулярно получаю по почте новые локации с мозаиками.

«Этот исторический и культурный пласт исчезает просто на глазах»

Этот проект можно бегло просмотреть за 10 минут, но для внимательного зрителя он откроет гораздо больше возможностей: каждую картинку можно долго разглядывать, находить зашифрованные сюжеты. Эти мозаики – часть нашей культуры. Частично они саморазрушаются, частично их намеренно или по неведению уничтожают, и этот исторический и культурный пласт исчезает просто на глазах.

 

Луцк, Досааф

АР Крым, село Резервное

 

 – Важную роль в этом уничтожении сыграл закон о декоммунизации. Расскажи, что это такое? 

– Закон подписан в начале 2015 года. Если в двух словах, то он запрещает коммунистическую и нацистскую символику. Этот опыт уже прошли в странах  Центральной и Восточной Европы, странах Балтии и Балканского полуострова. То, что мы называем «декоммунизацией», там тянется с 1990-ых, когда начали открывать архивы спецслужб, переименовывать топографические объекты, сносить памятники. В Украине после обретения независимости декоммунизации тоже была отчасти запущена, но на что-то по разным причинам закрыли глаза на следующие 25 лет. Множество объектов в городском пространстве, названий городов или улиц естественным образом стали частью жизни уже следующего поколения, которые и времен СССР то не застали и смотрят на эти вещи совершенно иначе.

«Большее влияние на общество будут иметь сохранившиеся, а не умышленно затертые свидетельства времени»

На самом деле только сравнительно небольшая часть мозаик с откровенными символами коммунистической идеологии подлежат уничтожению по закону о декоммунизации. Мне кажется, даже такие работы было бы эффективней сохранять и снабжать исторической справкой, экспликацией, толкованием исторической эпохи. Большее влияние на общество будут иметь сохранившиеся, а не умышленно затертые свидетельства времени. Потому что история не терпит белых пятен, и они неизбежно будут заполняться новыми мифами.

В 2015 году стала задача избавиться от всех напоминаний о советском в кратчайшие сроки. Оказалось, что этого не получится сделать абсолютно безболезненно для общества: и не только для условного старшего поколения, но и для молодых культурологов, архитекторов, художников, которые видят в этом пласте большую ценность.

 

Днепр, железнодорожный вокзал Южный

 

ДК имени Сосюры, Лисичанск
 

 

 – Какова была цель твоей книги? 

– Мне было важно собрать под одной обложкой самые интересные образцы монументального искусства в Украине, проследить, как меняются зафиксированные в них сюжеты, многие из которых связаны с неоднозначными историческими событиями или фигурами недавнего советского прошлого. В стране тысячи мозаик, многие из них я сфотографировал, судя по всему, впервые, и очень интересно показать, как они отличаются друг от друга в зависимости от географии, периода создания. Практически в каждом регионе есть свои уникальные сюжеты, связанные с местом. В приморских городах они другие, чем в Закарпатье. У путешествующих монументалистов, которые работали по всей стране, были свои узнаваемые приемы. Сегодня очень интересно узнавать «почерк» одних и тех же мастеров в не связанных между собой работах в разных уголках Украины.

Для меня важно привлечь внимания зрителей к этому пласту культуры, показать работы под другим углом, отсечь визуальный мусор, который сегодня мешает воспринимать мозаики в городской среде. Я стараюсь популяризировать мозаики через понятные каналы: медиа, социальные сети, Instagram. Чем больше людей обратит на них внимание, тем выше шансы их уберечь.

 

 – Как проходила твоя экспедиция? Как ты находил эти самые неизвестные мозаики, которые никто раньше не документировал? 

– За 2 года активных экспедиций удалось побывать во всех 24-х областях Украины и в Автономной Республике Крым. Я посетил более 150 населенных пунктов. Старался использовать все существующие виды общественного транспорта, много гулял в надежде на случайные находки. Работал с Google maps, Wikimapia, старыми картами, архивными фотографиями городов. Практически каждый набор открыток 1970-80 включал в себя хотя бы одно место с мозаикой. Все данные наносил на офлайн и онлайн карты. Сначала снимал то, что удалось отыскать на расстоянии, а уже на месте говорил с местными художниками, сотрудниками музеев и просто прохожими. Я старался включать в маршруты заводы, исследовательские институты – обычно их фасады и проходные украшали мозаикой.

Основная трудность в такой работе – отсутствие единого архива монументального искусства. 80% времени было потрачено на исследование. Много времени уходило на договоренности о съемках на закрытых и полузакрытых объектах.

Мариуполь, железнодорожный вокзал

Южноукраинская АЭС

 

 

 

«Забавно наблюдать, как на одной картинке сочетаются гуцулы с бензопилами, стоящие у подножия ракет, сакральная тематика, смешанная с греческой мифологией»

 – Какие сюжеты чаще всего используются в советских мозаиках? Какие самые странные приходилось видеть? 

– Есть несколько основных тем – человек, спорт, наука, космос, материнство, исторические сюжеты, идеологические призывы, труд и индустриализация, местный фольклор. Совсем редко встречаются абстрактные картины, чаще орнаменты. Забавно наблюдать, как на одной картинке сочетаются гуцулы с бензопилами, стоящие у подножия ракет, сакральная тематика, смешанная с греческой мифологией. Изображения работников науки отличаются полуфантастическим, театрализованным характером – ученые изображаются сверхлюдьми, покоряющими мирный атом буквально голыми руками.

 

Воловец, дом культуры
 


 – Какие мозаики твои самые любимые? 

– Любимыми являются не отдельные работы, а коллективы художников, которые работали в 1960-е. Это десятки фантастических работ, равных которым я не встречал больше нигде. Например, мозаики на жилых домах по проспекту Победы 21 и 23 в Киеве, Институт ядерных исследований, Институт рака, вокзал города Мариуполь, «Птица Эллады» в том же Мариуполе. Есть масса хороших работ, но эти – исключительные. Несколько мощных работ находится на неподконтрольной территории Донецкой и Луганской области. Эти мозаики также есть в книге – я связался с местными жителями через социальные сети и попросил мне помочь, сделав несколько кадров.

 

Киев, институт ядерных исследований

 

Киев, Институт рака

 

Мариуполь, ресторан «Аристократ» (закрыт) – «Птица Эллады»

 

 

 – Ты проехал всю страну, погрузился в историю. Как думаешь, на чем сейчас можно строить туристический бренд страны? 

– Интереснейшая часть Украины до сих пор не исследована достойно – Бессарабия, Донбасс, Приазовье. Поездки по «мозаичным местам» дали понять, что я слишком мало знаю Украину и существуют десятки, сотни неотснятых тем. Регионы меняются, как в калейдоскопе. Исторически на территории современной Украины перемешались самые разные культуры: античность (Ольвия, Херсонес), Византия (древние храмы, их росписи и мозаики), фольклор более сотни этносов, который жив и развивается. Сохранилась масса традиций, необычных обрядов. Интереснейшая архитектура и искусство, связанные с историей нашей страны в XX веке, которые интересуют меня как фотографа и исследователя, и точно заинтересуют многих путешественников со всего мира. У нас вкусно, невероятная и очень разнообразная природа, безопасно, крутые рейвы. А брендом этой страны стоит делать открытых, честных и мыслящих людей. Именно они сейчас меняют облик Украины.

 

 

 

«Брендом этой страны стоит делать открытых, честных и мыслящих людей. Именно они сейчас меняют облик Украины»


Каланчак, дом культуры

Киев, проспект Победы, жилой дом

 

Фото – Евгений Никифоров

Тэги: Украина

ЛЮБИШЬ ПУТЕШЕСТВИЯ?

Подпишись на еженедельную рассылку!
Свежие идеи путешествий, содержательные гайды по городам мира, главные новости и акции с лучшими ценами на билеты.

Читай также

Комментарии (0)

Написать комментарий


Сейчас на главной

Показать больше Показать больше