15 неочевидных достопримечательностей Вильнюса

Башня Гедимина и костел Святой Анны в Вильнюсе не рискуют когда-либо остаться без внимания: туристы ходят проторенными дорожками. Однако, если свернуть в неожиданную улицу или позволить себе прокатиться сколько-нибудь остановок на общественном транспорте, ты будешь награжден(-а) впечатляющей историей, которую могут рассказать только эти старые стены. 34travel попросил историка искусства, культуролога, художника, преподавателя ЕГУ Сергея Харевского рекомендовать места, которые стоит увидеть каждому(-ой), кто хочет узнать о Вильнюсе больше, чем на первом-втором свидании с городом.

 

 

Костел Святого Варфоломея

(Užupio g. 17a)
 

 

Храм находится в любимом многими творческом районе Ужупис, неподалеку от статуи известной как «Ангел Ужуписа». В 1997 году костел Святого Варфоломея был передан вильнюсской общине беларусов-католиков, и сегодня это единственный храм в Вильнюсе, где можно послушать богослужение на беларусском языке.

Тот вид, который мы можем наблюдать сегодня, костел обрел в конце XIX века. Пострадавшее в исторических перипетиях здание отстраивали в стиле классицизма по проекту Кароля Подчашинского – архитектора, который, к слову, придумал эффектный потолок профессорского читального зала в библиотеке Вильнюсского университета.

 

 

Дворец и парк Сапег

(Sapiegos g. 3)
 

 

Гетман великий литовский Казимир Ян Сапега возвел этот дворец в конце XVII века. Потом один наследник сменял другого, каждый обживал семейное гнездо по-своему. При Александе Михаиле Сапеге над парком, окружающим резиденцию, поработал французский архитектор Жакоб Дело. Если ты хочешь составить представление о том, как выглядит настоящий барочный дворцово-парковый ансамбль, тебе сюда – в этом смысле место для Вильнюса исключительное.

Будучи в советское время «переформатированными» под нужды военного госпиталя, здание дворца и прилегающая территория долгое время были закрыты от любопытной публики. С 2012 года здесь ведутся реставрационные работы, вокруг которых то и дело вспыхивают общественные дискуссии. Посмотреть на то, как всё продвигается, сегодня может любой желающий.

 

 

Костел Господа Иисуса

(Antakalnio g. 27)
 

 

Неподалеку от парка Сапег располагается ансамбль католического костела и бывшего монастыря тринитариев. Заложил его в конце XVII века владелец вышеназванного дворца и парка Казимир Ян Сапега, по приглашению которого в Вильнюс и приехали первые представители этого монашеского ордена.

Реализацию проекта Сапега доверил итальянским мастерам. Композиционно костел был решен по образцу костелов тринитариев в Риме – отсюда довольно необычный в наших краях купол с фонарем. Храм стал частью резиденции Сапеги, при нем была обустроена родовая крипта.

 

 

 

Если тебя интересует архитектура и смыслы, которые ее окружают, рекомендуем присмотреться к бакалаврской программе Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе «Европейское наследие». Сейчас в ЕГУ как раз проходит дополнительный набор на бакалаврские и магистерские программы – он продлится до 21 августа. Продолжительность очного обучения – 4 года, заочного (сессионная форма) – 5 лет.

Заслуживают внимания и другие бакалаврские программы ЕГУ: «Визуальный дизайн», «Медиа и коммуникация», «Мировая политика и экономика», «Информатика», «Театральное искусство и актёрская игра», «Право». Магистерские программы: «Визуальная пластика», «Публичная политика», «Развитие культурного наследия», «Гендерные исследования». Все подробности о поступлении в ЕГУ читай по ссылке

 

 

 

Дворец Слушек

(Kosciuškos g. 10)
 

 

Чтобы проект этого дворца был реализован, на левом берегу Вилии насыпали искусственный полуостров – очевидно, воевода полоцкий Доминик Михаил Слушка знал толк в красивой жизни. До 1794 году дворцом владели представители различных знатных родов, а потом он был конфискован российскими властями, и в его «биографии» появилось много темных дней. Дворец Слушек выполнял функции доходного дома, лесопилки, пивоварни, казармы, лазарета, склада и даже пересылочной тюрьмы. После реконструкции здесь расположился факультет театра и кино Литовской академии музыки и театра. Понятно, что превращение дворца в тюрьму – это варварство. А что насчет метаморфозы в учебное заведение? Насколько вообще исторически справедлива такая функциональная замена? Комментирует Сергей Харевский:

«Если в каком-то дворце разместилась школа, потом школу построили новую, а дворец со временем развалился, то лучше бы во дворце оставалась школа. Или амбулатория, или еще что-нибудь. Ведь тогда там была бы крыша, было бы электричество, тепло, там открывали бы окна, подметали, а возле дворца косили бы траву. Любой памятник должен жить. В нашем климате, где памятники сложены не из гранита и мрамора, а в году 300 пасмурных дней, дождь и снег сделают свое дело. 

Жемчуг умирает, если его не носить. Когда мы его носим, тепло нашего тела делает его живым. Положите жемчуг в ящик, забудьте о нем на пять лет – достанете потом блеклый кусок крохкого мела. То же и с памятниками: их нужно касаться, на них нужно дышать. Во дворцах всё должно дрожать и вибрировать, на кухне должны жариться котлеты, чтобы их потом выносили в зал и счастливые туристы звенели вилками. А вот вечерком, когда туристы разъедутся, можно и вообразить, как по дворцу ходит черная или белая панна (кому как нравится).

Дворцы – репрезентативная архитектура, и они неизбежно меняют свое первостепенное назначение с уходом какой-то исторической фазы развития общества. Однако в большом городе дворцы всегда имеют шанс сохраниться, потому что в большом городе всегда есть потребность в репрезентации: нужны пространства для встречи представителей торговых палат или клуба бизнесменов, артистические пространства, пространства для креатива и выставок, рестораны в конце концов. Капитальным презентабельным объектам всегда находится применение».

 

 

Усадьба Тускуленай

(Žirmūnų g. 1F)
 

 

 

Вильнюсская резиденция генерал-губернатора Александра Римского-Корсакова (да, он из того же рода, что известный композитор) начиналась как идиллия, ведь она была копией римской виллы Тускуланум, эталоном художественного вкуса. Однако в советские годы место, которое задумывалось как уютное дворянское гнездо в неоклассическом стиле, обрело совсем другие смыслы: здесь разместился КГБ, а на прилегающей территории тайно приводились в исполнение расстрельные приказы. Во время раскопок 1994–1996 годов на территории парка Тускуленай были обнаружены останки 706 человек. 

В 2005–2008 годах дворец отреставрировали: был воссоздан его первоначальный план, была открыта и отреставрирована роспись стен и потолков, вернулась лепнина с растительными мотивами и изваяния античных богинь. Сейчас здесь размещена экспозиция «Проект – homo sovieticus», повествующая о механизмах советского тоталитаризма. Прилегающая территория переосмыслена как парк покоя и скорби.

 

 

Костел Пресвятой Троицы

(Verkių g. 70)
 

 

Каменное здание выросло, как это часто бывает, на месте сгоревших деревянных построек. И, как это часто бывало с культовыми постройками в наших широтах, «перекрещивалось» с костела в православную церковь и обратно, потом использовалось для прагматичных нужд советской власти – под больницу и турбазу. В 1992 году костел Пресвятой Троицы и монастырский ансамбль был возвращен католикам. Что по стилю: это двухбашенный однонефный костел в стиле позднего барокко.

Вильнюс идеален для того, чтобы получить представление о том, что такое барокко. Нигде больше в Европе ты не увидишь цельный барочный ансамбль, золотой стандарт второй половина XVII века – середины XVIII века. Более того, в большинстве стран ты не сыщешь барочных зданий вообще, а в Вильнюсе все «оттенки барокко» разглядишь.

 

 

Костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

(Sėlių g. 17)
 

 


Еще один костел, ради которого стоит отправиться в район Жверинас, ведь это единственный в Вильнюсе храм в неороманском стиле. Построили Костел Непорочного Зачатия в 1911–1925 годах. До Первой мировой войны успели возвести лишь стены, после храм достраивался, но изначальный проект так и не был доведен до конца – изначально здесь предполагались две высокие башни.

Мы задались вопросом, почему в любом списке достопримечательностей так много храмов, и адресовали его Сергею Харевскому.

«Почему культовая архитектура так важна? Потому что храмы – в отличие от гражданской или промышленной застройки – объективно не прагматичны. Для кого создавались витражи в три метра на высоте в семь? Снизу ты ведь мало что рассмотришь. А это дар небесам – люди стремились рассказать небу о том, как они это небо любят.

Храмовая архитектура – это не только воплощение технических достижений, материальной культуры, но и представление людей об эстетике, красоте, о том, что не имело утилитарного назначения. Здания утилитарного назначения часто типовые, они похожи друг на друга. Водяные мельницы по всей Европе будут идентичной конструкции, это физика. И бессмысленно ставить на водяную мельницу скульптуры. А храм – это другое. 

Любой храм в первоначальном назначении – дом для тех, кто в нем молится. И эти люди поддерживают храм, красят его стены, протирают полы, ставят букеты, сажают цветы вокруг. Рассматривая культурную антропологию функционирования прихода, мы можем составить точное представление об этом народе, о его характерах, вкусах, симпатиях. И для прихожан храм – не музейный экспонат, а часть их памяти. Здесь они крестились, венчались, отпевали близких. Разговориться с людьми бывает не менее интересно, чем рассмотреть росписи. Потому что люди – прежде всего».

 

 

Замчище и ветряная мельница

(Astikų g. 6)
 


До войны это место называлось Замэчак, здесь были деревни и уникальный панский двор, известный с XVI века. Пару десятилетий назад геологи исследовали прилегающий к Замэчку холм, пришли к выводу, что он искусственный, раскопали – и обнаружили на кургане следы замка. Приехать сюда стоит не только ради этой истории, но и для того, чтобы взглянуть на единственную функционирующую в Вильнюсе ветряную мельницу. Да, вот такая находка прямо в городе, близ новостроек и огромного аутлета. 

 

 

Костел Божия Провидения

(Gerosios Vilties g. 17)
 

 


Этот однонефный храм в неоготическом стиле задумывался не как приходской костел, а как часовня для детей из близлежащего детского дома и персонала, который в этом доме работал. Костел Божия Провидения был освящен в 1923 году, принадлежал салезианскому братству. После Второй мировой служил складом для драмтеатра, молитвы вернулись в это здание в 1961-м.

В Костеле Божия Провидения находится статуя Пресвятой Девы Марии Королевы Мира, перенесенная из недостроенного костела Сердца Иисуса, – статуя считается чудотворной. А во дворике ты обнаружишь довольно необычную скульптурную группу: Иисуса Христа и пожарного, припавшего на коленях к Спасителю.

 

 

Церковь Святого Александра Невского

(Gudų g. 17)
 

 

Этот пятиглавый православный храм появился на карте Вильнюса в 1898 году по инициативе Свято-Духова братства, которое посчитало упущением отсутствие православного храма в той части города, что лежит к югу от железнодорожного вокзала. Власти землю под стройку выделили безвозмездно, а на строительство собирали приходом. Церковь спроектирована в русско-византийском стиле, основоположником которого является русский архитектор Константин Тон (в числе его ключевых проектов можем вспомнить Храм Христа Спасителя в Москве и Храм Преображения Господня на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге).

Сильнее всего за время своего существования церковь Святого Александра Невского пострадала в июле 1944 года, когда советская авиация бомбила вокзал. Ну а дальше были турбулентные советские годы, в которые не до всех архитектурных памятников было дело. Первая после реставрации служба в храме состоялась лишь в 2012 году.

 

 

Костел Святого Стефана

(Geležinkelio g. 39)
 


Фото: mapio.net   


Первое упоминание об этом барочном храме находим в 1600 (!) году. На фоне других вильнюсских храмов костел Святого Стефана выделяется суровостью образа: кажется, что это не просто храм, а храм-крепость. Увы, он в каком-то смысле почти ею побывал. Когда в 1864 году указом русского царя обитель монашек-мариавиток была упразднена, то монастырь переоборудовали в тюрьму, а поскольку вход в костел оказался на территории тюрьмы, то его, долго не думая, замуровали. Не церемонились и с кладбищем при монастыре: на его территории складировали строительные материалы. А между тем на этом кладбище нашли покой многие яркие личности, в том числе – создатель классицизма в Вильно Лауринас Стуока-Гуцявичюс (по его же проекту выросла и виленская ратуша). Сейчас о его могиле напоминает лишь деревянная табличка.

Сам храм на тотальной реконструкции, и прямо завтра подобраться к нему близко ты не сможешь. Но держи в уме на будущее.

 

 

Вилла Антона Филиповича-Дубовика

(M. Valančiaus g. 3)
 

 


Антоний Адам Филипович-Дубовик (1865–1930) – виленский строительный техник и архитектор, родившийся, между прочим, на беларусской земле, на Вилейщине. О том, кто это, чем знаменит и почему стоит доехать до его личной виллы, знает редкий гость Вильнюса, но это несправедливо хотя бы потому, что масштаб портфолио Филиповича-Дубовика не может не впечатлять. В Вильнюсе он построил 98 домов, а если посчитать всё, созданное им в Литве и Беларуси, счет перевалит за 230 зданий, 76 из которых – храмы.

Посетив виллу архитектора, можно представить, как этот талантливейший человек размышлял над красивыми решениями и корпел над своими чертежами. А еще дом Антона Филиповича-Дубовика – это первый дом в стиле модерн в Вильнюсе, и сохранился он на удивление хорошо – с витражами, лепниной, интерьерами. За это спасибо окраинному расположению – как знать, что осталось бы от этого изящества, будь особняк ближе к Старому городу.

 

 

Костел Святого Казимира в Новой Вильне

(Palydovo g. 15)
 


Один из проектов Филиповича-Дубовика – костел Святого Казимира. Это самый высокий костел в Вильнюсе, при этом еще и находится он на возвышенности. Мало кто из гостей города до него добирается, но кто доберется – сможет восхититься задумкой архитектора и получить в подарок за небанальность маршрута чудесный вид на железную дорогу и район, через который она проходит. Внутри костела любопытный найдет изображение Девы Марии – это копия Остробрамской Божией Матери.

Интересно, что, когда по ту сторону советско-польской границы храмы уничтожали или закрывали, по эту сторону их обновляли и строили, поэтому костел Св. Казимира – удивительный памятник времени. В беспощадные 50-е годы ХХ века этот неоготический храм не только не превратили в склад или еще что похуже, напротив – его обновили.

 

 

Костел Короля Христа и Святой Терезы Младенца Иисуса

(Švarioji g. 3)
 


К этому костелу ведет красивый зеленый серпантин, уложенный брусчаткой, так что интересно будет уже на подъезде. Дальше впечатлись уникальностью места: среди многочисленных вильнюсских костелов этот – единственный деревянный. Его построили в 1935 году, после Второй мировой войны ремонтировали. Ценность здесь представляют не только фасады в так называемом закопанском стиле, но и внутреннее убранство, так что не стесняйся проследовать в дверь под деревянным барельефом святого Христофора – покровителя Вильнюса. 

Сергей Харевский говорит, что в конце 80-х Вильнюс где-то на треть состоял из деревянных строений:

«Там, где сейчас площадь Европы, стоял огромный деревянный сектор. Там-сям стояли и деревянные храмы. Однако часто про памятники архитектуры начинают вспоминать, когда они оказываются на границе исчезновения. Когда за последние 30–35 лет исчезло две трети деревянного Вильнюса, тогда и спохватились – уникальные деревянные постройки стали спасать. 

Деревянные памятники напоминают про недавнее прошлое Вильнюса, уникальность этого пути. И про уникальность материалов – ведь раньше в каждой деревне можно было собрать бригаду из трех-четырех человек, который смогут поставить дом, а сегодня тех плотников поди поищи. Именно то, что становится редким, становится памятником. Люди выбирают редкость. Ценят редкие камни, металлы, цвета».

 

 

Церковь Первоверховных Апостолов Святых Петра и Павла

(A. Kojelavičiaus g. 148)
 


Деревянный храм, но уже православный. Стройку возглавляла в 1900-х годах жена виленского губернатора Софья Верёвкина. На каменный храм денег не собрали, поэтому решили ставить деревянный. Позднее, когда деньги появились, Петропавловская церковь могла обрести свое каменное воплощение, но этому не суждено было сбыться: занявшие в 1915 году Вильно немцы разобрали недострой на кирпичи, чтобы собрать из них пороховой завод. Какие времена – такие и истории.

 

 

Этот материал мы подготовили при поддержке Европейского гуманитарного университета.

 

Фото: murmurash

Общественное учреждение «Европейский гуманитарный университет»
Код учреждения 300548028

Тэги: Литва, Вильнюс
hand with heart

Поддержи редакцию 34travel на Patreon!

Уже больше года мы делаем журнал о путешествиях в мире, где путешествия стали настоящим квестом. Мы очень рады, что ты остаешься с нами и продолжаешь читать материалы 34travel. Будем благодарны за support в эти сложные времена.

Подписаться на Patreon

Читай также

Сейчас на главной

Показать больше Показать больше