22 немейнстримовых фильма 2022 года
Автор телеграм-канала о кино «That’s What He Said» Макс Старцев рекомендует 22 непопсовых фильма, которые вышли на экраны в 2022 году и которые ты мог(-ла) пропустить. А пропускать, кажется, не стоило.
«Красная ракета» («Red Rocket»)
Красивый и очень смешной фильм автора «Проекта Флорида» Шона Бэйкера. Герой «Красной ракеты» – экс-порноактер, обаятельный неудачник, которого ты будешь одинаково любить и ненавидеть. Настоящее независимое кино.
«Купе номер 6» («Hytti nro 6»)
Гран-при Каннского фестиваля 2021 года. Чуть ли не самая трогательная и человечная история года, в которой так много искренности, сомнений и рефлексии, что хочется скорее купить билет на какой-нибудь долгий рейс и выпить на нем водки. Но фильм, конечно, не про водку в поезде. Фильм – про поиск себя и поиск цели. Тема, актуальная для многих.
«Худший человек на свете» («Verdens verste menneske»)
Активно обсуждаемая киногурманами картина с претензией на самое откровенное высказывание о неуверенности, позднем взрослении и невыносимой жестокости отношений. В этом году было мало настолько мастерски написанного и, несмотря на щекотливость темы, доступного кино.
«Костюм» («The Outfit»)
Обидно не замеченный многими гангстерский триллер / детективная пьеса, действие которой разворачивается в ателье послевоенной Америки. «Костюм» – впечатляющий режиссерский дебют обладателя «Оскара» за сценарий «Игры в имитацию» Грэма Мура с колоритным актерским составом, ведомым самым обаятельным актером на свете – Марком Райлэнсом (обладателем «Оскара» за роль второго плана в «Шпионском мосте»).
«Варяг» («The Northman»)
Главный инди-блокбастер года от режиссера хоррора «Маяк» Роберта Эггерса. Волшебное и жестокое полотно с шекспировским размахом драмы. Настоящая кинематографическая сага, мастер-класс сторителлинга и атмосферы. Шведский актер Александр Скарсгард («Меланхолия», «Большая маленькая ложь») будто был рожден для роли принца викингов Амлета.
«Всё везде и сразу» («Everything Everywhere All at Once»)
Для многих «Всё везде и сразу» стал фильмом 2022-го, хотя вряд ли кто-то мог себе представить, что авторы трагикомедии «Человек – швейцарский нож» в эпоху комикс-мультивселенных сделают что-то настолько дерзкое и настолько душевное. Самый непредсказуемый хит года.
«На счет три» («On the Count of Three»)
Талантливо написанная и чутко сыгранная трагикомедия о парочке старых друзей и их попытке двойного самоубийства, превратившейся в жуткий бардак. Режиссер и исполнитель главной роли – стендап-комик Джеррод Кармайкл – человек-открытие года. И он далеко пойдет, работая с такими актерами.
«Невыносимая тяжесть огромного таланта» («The Unbearable Weight of Massive Talent»)
Это не только феерическая веселуха, в которой Николас Кейдж играет Николаса Кейджа, вступающего в разборки с наркокартелем, громко крича и кривляясь по ходу дела. Это еще и трогательнейший бадди-муви с большим сердцем. Идеальное кино для компании фанатов «Скалы» и «Без лица».
«Брайан и Чарльз» («Brian and Charles»)
Независимая комедия, родившаяся из короткометражки, родившейся, в свою очередь, из стендап-выступления. Очень британская и очень трогательная история дружбы двух одиноких парней, у одного из которых стиральная машина вместо живота, потому что он – робот.
«RRR: Рядом ревет революция» («RRR»)
Забудь Marvel, Нолана и Кэмерона. Зацени главный индийский фильм XXI века, который выставляет любые голливудские блокбастеры (даже «Форсажи»!) детским лепетом. И речь не только о коронных индийских перегибах в экшене. Здесь каждая реплика написана самыми широкими мазками. Сплошной восторг.
«Добыча» («Prey»)
Вместо того, чтобы предпринять очередную блеклую попытку построить на образе фольклорного персонажа Голема целую киновселенную, режиссер Дэн Трахтенберг («Кловерфилд, 10») сделал что-то оригинальное – и у него получился лучший «Хищник» со времен оригинала, и теперь хочется увидеть главного злодея во всех исторических эпохах. В «Добыче» героиня встречает хищника в 1719 году в лесах на севере Великих равнин, где обитают представители племени команчи.
«Четвертое июля» («Fourth of July»)
Первый фильм Луи Си Кея после полномасштабного кэнселинга в 2017 году. Один из лучших стендап-комиков в истории по-прежнему очень хорошо и смешно пишет фильмы о сложных семейных отношениях. Остается только догадываться, сколько «Оскаров» забрал бы фильм «Четвертое июля», имей Луи прежнюю возможность нанимать больших актеров.
«Забавные рисунки» («Funny Pages»)
Самая гротескная комедия года. Фильм-портрет беспокойного художника, плывущего сквозь вязкое болото одиозных персонажей в самых неловких ситуациях. Очень любопытное кино, которое понравится далеко не всем, но давать шанс таким необычным режиссерским дебютам всегда необходимо.
«Миссис Харрис едет в Париж» («Mrs. Harris Goes to Paris»)
Feel-good movie года. Абсурдная в своей наивности история про Париж, моду и хороших людей. Если бы в фильме проскочила хотя бы нотка цинизма, весь кайф бы улетучился. К счастью, вместо этого фильм до последней секунды остается верен своей доброте.
«На Западном фронте без перемен» («Im Westen nichts Neues»)
Мастерская экранизация главного антивоенного романа XX века за авторством Эриха Марии Ремарка. Визуально это так же круто, как «1917» Сэма Мендеса. Бессмысленность войны проходит через всё повествование. Очень важный для этого года фильм.
«Амстердам» («Amsterdam»)
Провалившийся в прокате и среди критиков «Амстердам» хочется защищать: ничего такого плохого в нем нет. Да, тон у фильма эклектичен, но надо просто быть более открытым и наслаждаться постановкой Дэвида О. Расселла, съемками Эммануэля Любецки и игрой Кристиана Бэйла с Марго Робби.
«Солнце мое» («Aftersun»)
Очень восхваляемый сейчас фильм: его даже называют триумфом нового британского кино. Нежная, уютная, очень чувствительная картина-дневник – воспоминания дочери о каникулах у моря, проведенных с отцом двадцать лет назад. Фильм «Солнце мое» наполнен цепкими образами и ассоциациями, он вызывает желание остаться с главными героями дольше экранного времени.
«Банши Инишерина» («The Banshees of Inisherin»)
Фильм только-только вышел, но есть опасение, что из-за скромной рекламной кампании он может остаться незамеченным. Между тем это великое воссоединение – после «Залечь на дно в Брюгге» – режиссера Мартина Макдоны с актерским дуэтом Колин Фаррелл – Брендан Глисон. Совершенно невероятная трагикомедия с выдающимися актерскими работами.
«Чип и Дейл спешат на помощь» («Chip ’n Dale: Rescue Rangers»)
После смехотворных ремейков классических мультиков ожидать чего-то внятного от анимационного отдела Disney не представлялось возможным. Именно поэтому возвращение культовых бурундуков вызвало удивление: получилось забавно (местами прямо смешно), изобретательно, нескучно и съедобно для всей семьи.
«После Янга» («After Yang»)
Сильно недооцененная научная фантастика. Эта история могла бы стать эффектным эпизодом «Черного зеркала», но талантливый корейский режиссер Когонада в отличие от создателей «Black Mirror» проявляет скорее любопытство к технологиям искусственного интеллекта, нежели страх перед их развитием. А нынешняя форма Колина Фаррелла может только восхищать.