9 горнолыжных курортов в Альпах

Алёна и Миша, организаторы покатушек на сапбордах в Минске, в несезон решили бросить себе вызов: за 14 дней покататься на 9 альпийских горнолыжках в высокий сезон. Ребята катались по пять-шесть часов в день, параллельно снимая влоги. В чём фишка разных курортов, каким из них стоит уделить больше времени, на чём можно сэкономить в такой поездке – в рассказе Алёны.

В прошлом году мы уже катались в Австрии в Тироле, и нам так понравилось, что ровно год назад, еще находясь там, мы уже забронировали жилье на новый сезон. Дом находится возле ледника Питцталь, среди гор. Сразу скажу: таких цен не найти! За 10 дней мы заплатили € 810, и это высокий сезон! Мы отмечали здесь Новый год. В нашем распоряжении были: комната с полностью оборудованной кухней, комната для сушки горнолыжного оборудования, доступ к сауне (работает обычно каждый вечер). За домом – трасса для беговых лыж и речка.

Лайфхак: чтобы поймать выгодное предложение, планируй зимний отдых в Австрии на год вперед. Но на скидки можно нарваться и в день приезда. Первая ночевка у нас была за Зальцбургом, и мы ничего не бронировали заранее. В итоге нашли вариант в Hotel Voglauerhof за € 56 вместо € 98. Оттуда уже добирались до нашей первой горнолыжки – чуть дольше часа.

Фото: Jörg Angeli / Unsplash

Китцштайнхорн  (Kitzsteinhorn Zell am See Kaprun)

Высота: 3029 м
Ски-пасс на 1 день: взрослый – € 72, детский – € 36.

Это единственный горнолыжный курорт в ледниковой зоне в Зальцбурге. Снег здесь лежит 365 дней в году. Круглый год работает альпийский парк приключений. Со смотровой площадки можно увидеть высочайшие вершины Австрии и нацпарк Хоэ Тауэрн.

Мы осознанно поехали в высокий сезон, чтобы отметить праздники в горах, но надо морально подготовиться, что цены на ски-пассы самые высокие именно в это время: с 25 декабря до 10 января, а также с февраля до середины апреля.

Ледник Питцталь  (Pitztal)

Высота: 3440 м
Ски-пасс: на месте – € 65 (онлайн и заранее – дешевле)

Ски-пасс мы купили онлайн за день до приезда со скидкой 9% за € 59 (вместо € 65 в кассе). Если купить еще раньше – скидка будет больше.

Мы приехали к самому открытию – и оказались в толпе людей. Все собираются на скоростной подземный поезд «Питцэкспресс», который поднимает с 1640 на 2840 м. Дальше уже разнообразные подъемники и трассы для любого уровня.

Нам очень нравится солнце с самого утра и выбор трасс – можно катить совершенно одному(-ой) по свежеукатанному снежку. Но к концу дня так устаешь!

Фото: boris misevic  / Unsplash

Ски Арльберг  (Ski Arlberg)

Высота: 2811 м
Ски-пасс: € 75 + € 5 залог

В Ski Arlberg входят топовые курорты: Лех, Зёрс и Санкт-Антон. Эта горнолыжная область – самая крупная в Австрии. Занимает пятое место в мировом рейтинге. Трассы здесь супер и подъемники модернизированные. Сюда едут кататься со всего мира. Если покупаешь ски-пасс, парковка бесплатная.

Ски Арльберг – это 306 км трасс, 88 подъемников (взаимосвязанный горнолыжный комплекс), перепад высот – 1971 м (840 – 2811 м), горнолыжки всех уровней.

Мы отлично и комфортно катнули. Правда, погода может быстро меняться, поэтому лучше начинать с утра, пока светит солнце. В нашем случае уже к 12:00 небо затянуло, и скоро стало тяжело рассмотреть бугорки на трассах. К 13:00 некоторые трассы уже были сильно раскатаны. Несмотря на это, курорт попал в наш топ.

Фото: Stephan Seeber  /  Unsplash

Ишгль  (Ischgl)

Высота: 2872 м
Ски-пасс: € 72

Один из самых больших и разнообразных, входит в топ-5 курортов Австрии. Но самое крутое: тут ты можешь оказаться прямо на границе Австрии и Швейцарии, стоять одной ногой в одной стране, другой – в другой. В прошлом году мы приехали позже и не успели насладиться всеми трассами – так их много. В этом году прибыли к самому открытию и катнули почти по всему курорту и по свежему снежку. Всё благодаря подъемам в 6 утра. С утра проще и найти место парковки.

На курорте перепад высот – 1495 м (1377 м – 2872 м), 239 км трасс и 45 подъемников. Мы катали по красным трассам, но, как по мне, они приближены к черным.

После каталок грелись в спа Silvretta. Стоимость therme+sauna за 4 часа – € 52,30. Можно было купить онлайн минимум за день с 17:00 до закрытия 23:00 (выгодно по времени и по цене – € 45).

Фото: Jörg Angeli  /  Unsplash

Каунерталь  (Kaunertal)

Высота: 3108 м
Ски-пасс: € 65

Навигатор повел нас козьими тропами – по очень крутой и узкой дороге вверх. В итоге завел в тупик, хотя нормальный путь существует. Потом уже прочитала, что дорога к леднику Каунерталь в принципе не очень – узкая, с резкими поворотами вверх. Зато с невероятными видами на озеро и горы! Мы припарковались на нижней парковке, чтобы потом скатиться с самой высшей точки 3108 м на лыжах до парковки на высоте 2150 м.

Я читала отзывы, что это скучный курорт, а в других источниках вообще мало упоминаний. Но мы остались в полном восторге. Здесь много крутых трасс – я кайфовала на каждой, классный фрирайд. Сумасшедшие виды на горы, озеро и сам ледник. Макушка горы – граница Австрии и Италии. А еще – мало людей и шикарный снег. Стоит того, чтобы сюда приехать.

Фото: Sara Kurig  /  Unsplash

Зельден  (Sölden)

Ски-пасс: € 74 (+ парковка € 6)

Здесь снимали «Спектр» из Бондианы. Курорт находится в долине Отцталь, со всех сторон – высокие горы. Поэтому здесь уникальный микроклимат: идеальная погода и чистейший воздух.

В Зельдене почти всегда светит солнце и много снега для катаний. Но нам совсем не повезло с погодой: на высоте 3340 м был сильный ветер, заметало и солнышко скрылось за облаками.

Такого количества людей я не видела ни на одном курорте, а у нас это уже шестой горнолыжный курорт за 8 дней! Было очень некомфортно, и я для себя точно определила, что боюсь не трасс, а людей. Особенно – столкнуться.

Но мы нашли для себя возможность круто покататься и здесь. Взяли три 3-тысячных пика: Гайслахкогль (3058 м), Тифенбахогль (3250 м) и Шварце-Шнайде (3340 м).

Прокатились: по самому сложному склону (ледник Реттенбах № 31, длина – 1 км,  перепад высот – 300 м), по самому длинному склону (ледник Зельден № 32, 35, 33, 30, 7a, 9, длина – 15 км, перепад высот – 1970 м), от платформы Schwarze Schneide BIG3 до базовой станции Gaislachkogl (перепад высот почти 2000 м, это уникально для Австрии; спуск занимает 30-45 минут); через туннель по трассе №38 (снежок там был особенный).

Фото: Jörg Angeli  /  Unsplash

Ледник Штубай  (Stubai)

Ски-пасс: € 63

Ледник Штубай (самый большой в стране) – это одно из пяти мест в Австрии, где можно кататься круглый год. Перепад высот здесь – 1,5 км.

Всего на курорте 110 км трасс. Почти треть – черные, половина – красные, остальные трассы синие и зеленые. Я рискнула отправиться по фрирайду, потому что именно тут есть обозначения, и была уверена, что мой маршрут не закончится на отвесной скале. Номер трассы был 13.

Фрирайд-зоны радуют любителей острых ощущений: можно наткнуться на спуск с карниза, скатиться по отвесному спуску. Вот тут придется проявить все свои навыки катания. На этом спуске я устала так, как не уставала за все семь дней катаний! Насквозь мокрая была. Повторю ли я ещё такой опыт? Однозначно, да! Но, наверное, в групповом спуске, чтобы быть более уверенной.

Нам понравились трассы, но они были заснежены, так как утром шел снег и сильный ветер. Трассы-фавориты – N5, N10, N11 (но там есть горочка и, если приторможишь перед ней, придется идти пешком), N20.

И мы упустили трассу до парковки. Она обозначена 2b черным пунктиром (как трасса фрирайда), выглядит как синяя или немного красная. Пожалели, что увидели ее, только спускаясь. А вообще, круто с самого верха спуститься вниз до парковки, начиная с 7 трассы, потом в 14 и 27. Этот маршрут занимает 10 км.

Бонус: знаменитый спа-комплекс в Тироле

К концу ХХ века термальная вода в Тироле иссякла. Потерянный источник нашли на глубине 1865 м. На месте новых скважин построили современный Aqua Dome. Рекомендую здесь побывать. Стоимость на целый день с 9:00 до 18:30 – € 65.

Что здесь есть:

•  12 открытых и закрытых бассейнов на 22 тысячи кв. м., вода 34–36 °C

•   7 саун с выбором температуры и влажности

•   4 бара и ресторана

•   двухэтажный салон SPA 3000, 2000 кв. м. (для лиц старше 15 лет)

•   детская зона отдыха в отдельном водном мире

В каждом бассейне своя фишка. Например, бассейны «Парящие чаши» – символ Aqua Dome. Оригинальные конструкции в виде трех больших чаш находятся под открытым небом на разных уровнях. По краю этих чаш установили подводные массажные скамеечки. Отсюда приятно любоваться вечерними горами и ночным небом.

Все чаши разные по составу воды и эффектам. Одна серная, вторая соляная, третья массажная. В чашах включается подсветка и играет легкая расслабляющая музыка.

Фото: Evangeline Shaw  /  Unsplash

Давос  (Davos)

Высота: 2844 м
Ски-пасс: € 86

Швейцария как будто не создана для туристов. Купить сим-карту в Давосе без паспорта или ВНЖ оказалось невозможным. Польский интернет перестал работать. Парковку нашли не с первого раза, и парковочных мест возле подъемника очень мало. Хотя в городе много подъемников – парковки разбросаны хаотично. Парковку нельзя оплатить картой, только наличными, то есть швейцарскими франками. Можно оплатить через приложение, но не получится, если интернет не работает. Мы оставили машину без оплаты парковки на свой страх и риск. И все покатушки переживали, что могут заблокировать колесо. В общем, к Швейцарии нужно чуть более подготовиться заранее, чем к Австрии.

Что касается цен на подъемники, то они меняются. У нас была возможность купить билет немного дешевле с 12:30, но не хотелось ждать час и мы оплатили на целый день за 81 франк = € 86. В высокий сезон и цены самые высокие.

Для катания на лыжах и сноуборде в Давосе 95,5 км трасс и 6,3 км лыжных трасс. Работает 18 подъемников, подъем для покатушек с 810 до 2844 м в высоту.

Мы успели немного катануть и сделали фото до и после, когда склоны затянуло облаками. В такой видимости было некомфортно. На моих глазах лыжник вылетел с трассы. Еще видела, как спасатели увозили сноубордиста. Поэтому решили не рисковать: катанули до 15:20 и отправились заселяться к ребятам, которые катались у нас летом на сапбордах в Беларуси и пригласили в гости в Швейцарию.

Беларуска Юля живет с супругом Альберто в Швейцарии, где у них исторический отель Hotel Post. Здание начали строить в конце XIX века (в 1897 году) – в традиционном альпийском стиле. Спустя 10 лет отель начал принимать путешественников. Отели Post можно увидеть по всей Швейцарии, ведь раньше их связывала телефонная линия. Тут же находились конюшни для размещения экипажей и лошадей. На первом этаже работало почтовое отделение с сейфом для клиентов, ресторан и курительная комната, которую могли иногда использовать как зал для конференций и балов. На втором этаже были обустроены номера и общая ванная комната (за душ, мыло и полотенца тогда надо было платить отдельно). Вся эта красота и атмосфера сохранилась до сих пор.

Отель находится в долине Зурсес (Surses). Отсюда всего 1 км до лыжных и альпинистских объектов. Рядом (тоже в пределах километра) – озеро и маршруты для хайкинга. Сюда еще приезжают кататься на горных велосипедах – для велосипедистов есть маршрут с 5 перевалами.

В 18 км от гостиницы находится горнолыжный курорт Бивио, а в 25 км – курорт Ленцерхайде. До Санкт-Морица – 39 км.

Савони  (Savognin Bergbahnen)

Высота: 2713 м
Ски-пасс: € 66

В Savognin широкие склоны длиной до 11 км и перепад высот 1500 м. Работает крутая высотно-снегоуборочная техника (до 2713 м) – снег надежный. Мы начали сразу со спуска с верхней точки, а там… Я впервые столкнулась с такой погодой! Да, была плохая видимость в Давосе, но тут ни с чем не сравнится. Замело до сугробов на трассе, и вначале надо было пробираться сквозь снег.

Думала, что больше не захочу катать в таких условиях, но, честно, мы были одни (это плюс) и адаптировались. Кайфанули! Даже работники подъемника переглядывались и ехидно улыбались, когда мы в третий раз поднимались наверх.

Нашли для себя маршрут с 2570 м. Трасса была похожа на фрирайд, снег шел не прекращая. Ботинки стали похожи на пухляшей. И так мы катали 6 часов. Устали, но остались довольны!

Фото: Patrick Federi  /  Unsplash

Бонус: прокатиться по легендарной железной дороге в горах

Мы заранее планировали поездку на знаменитом поезде Bernina Express, но билеты купили за день – на сайте (€ 105 за поездку туда-обратно). Мы проехали тот самый участок Ретийской железной дороги, признанный объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это красивейшая дорога, которая соединяет прохладный север с теплым югом. На пути к пальмам на юге поезд пробегает мимо потрясающих ледников из Швейцарии в Италию.⠀

Мы выбрали нетуристический вагон с панорамными окнами (туристические, кстати, значительно дороже). В обычных вагонах по этому маршруту люди просто добираются из точки А в точку Б по своим делам. Да, вот по этой невероятной дороге, где не хочется выключать камеру!⠀

Еще одно значительное преимущество обычных вагонов – можно открыть окно и снять видео (кстати, вагоны очень комфортные, внутри тепло).

На маршруте поезд покоряет виадук Ландвассер высотой 65 метра – важнейший объект Ретийской железной дороги. Всего на пути поезд проходит через 55 туннелей по 196 мостам. От этого захватывает дух.