7 фильмов о городах и музыке в них
34travel всегда выручит, когда ищешь, что посмотреть. В этот раз мы собрали фильмы, которые позволят с головой окунуться в музыкальную атмосферу разных городов мира. Дублин 80-х или современный Нью-Йорк, рейв в Тбилиси или хард-рок-концерт в Пхеньяне – четыре художественных и три документальных фильма о городах и музыке, которая в них звучит.
Дублин. «Синг Стрит»
Sing Street
Ностальгическое и меломанское кино – дело происходит в Дублине в 1986-м, и важная вступительная сцена – это семейный просмотр нового клипа Duran Duran. Главному герою, 15-летнему Конору, из-за того, что его семья на грани банкротства и развода, приходится перейти в школу подешевле, а там – драки, серая форма, буллинг. Дублин этого времени – место, из которого подростку хочется уехать. Единственное утешение – случайная встреча с модной красавицей, и чтобы впечатлить ее, Конор говорит, что у него есть группа и им нужна модель для клипа. Теперь ему приходится собирать группу, искать свой имидж (бархатные костюмы, или, может, подведенные черным глаза?) – и снимать клипы на улицах, в парках и порту Дублина. А заодно узнавать от старшего брата о лучших музыкантах, бороться с директором школы и мечтать сбежать в Лондон.
Нью-Йорк. «Хоть раз в жизни»
Begin Again
В Нью-Йорке встречаются музыкальный продюсер, потерявший работу и девушка-певица и композитор. Он пришел в бар, она пела песню на «Открытом микрофоне», переживая худший вечер в своей жизни – и он тут же решает, что обязан записать и издать ее альбом. У них нет буквально ничего – ни студии, ни контрактов, но у них есть друзья и музыка, а записать можно прямо на улицах Нью-Йорка. Так даже и лучше будет: город попадает на запись случайными звуками, городским транспортом, игравшими рядом детьми, и неважно, это маленький переулок или крыша небоскреба. Так город и музыка вместе становятся чем-то большим.
Лондон. «Как разговаривать с девушками на вечеринках»
How to talk to girls at parties
Трое лондонских панков, подростоков с булавками на куртках, рисуют зины, ездят на велике, ненавидят полицейских и конформизм и пытаются прорваться на концерты и вечеринки. Конец 70-х, в Лондоне все очень громко. На одной из вечеринок, куда они все-таки добираются, все как будто инопланетно – разноцветный блестящий интерьер в стиле ретрофутуризма, странные песни и танцы. А это инопланетяне и есть, и одна из них знакомится с одним из наших героев и просит его показать ей еще больше панка. Сказано – сделано: так получается история любви панка и инопланетянки в декорациях лондонского андеграунда – улицы, клубы, тусовки, свобода и протест.
Мальме. «Звуки шума»
Sound of Noise
«Музыка для одного города и шестерых барабащиков» – так называется музыкальное произведение, которое главные герои разыгрывают на протяжении всего фильма. Они играют не на музыкальных инструментах – на людях, предметах, проводах, деньгах – на всем. Они оставляют на месте преступления (выступления) метроном, как символ тикающей бомбы, потому что их творчество взрывает реальность. Музыка и должна быть такой – настигать внезапно, как банковское ограбление, открывать глаза, давать безграничные возможности. Они, шестеро, репетируют в огромном пустом заброшенном заводе, смотрят с крыши на город. За ними охотится представитель местной полиции, начисто лишенный музыкального слуха, хоть и выросший в семье музыкантов. В результате получается очень веселый фильм о том, что музыка всегда вокруг, во всех предметах, улицах и зданиях.
Пхеньян. «День освобождения»
Liberation Day
Переходим к документальному кино: фильм про первый рок-концерт в Северной Корее, который организовал норвежец Мортен Тровик, называющий себя режиссером «гипертеатра», то есть самой жизни. Одной из его задумок стал концерт индастриал-рок-группы Laibach в Пхеньяне. И вот эти ребята приезжают в Северную Корею поздравить страну с Днем независимости – дать концерт в столичном доме культуры. Фильм – монтаж из клипов Laibach, документальных съемок их поездок и новостных роликов об обострении отношений между Северной и Южной Кореей. Музыканты с трудом объясняют сотрудникам, сколько стоек для микрофонов им надо. Песни проходят цензуру. Мортен Тровик деловито общается со всеми, выстраивает группу для фотографий, с достоинством предъявляет претензии по поводу цензуры одной из песен. Во время концерта камера задерживается на лицах зрителей: они именно такие, какими ожидаешь увидеть лица людей, впервые за сорок или пятьдесят лет своей жизни попавших на индастриал-рок-концерт.
Берлин. «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине»
B-Movie: Lust&Sound in West-Berlin
Манчестерский музыкант и продюсер Марк Ридер в конце 70-х приехал в Западный Берлин, чтобы купить пару редких пластинок и потом продать их в своем магазинчике винила, но в результате остался и стал участником происходившей там большой музыкальной революции. Он увлеченно снимал на камеру все, происходившее на местной музыкальной сцене. В результате получился видеодневник непредсказуемого, хаотичного и энергичного города, который обрушивается на тебя всеми своими огнями, цветами, широкими улицами, который по праву стал местом паломничества всех творческих людей. Бликса Баргельд, Ник Кейв и Тильда Суинтон; тусовки, клубы и драки; панк, авангард и техно – настоящий Берлин 80-х.
Тбилиси. «Рейв у парламента»
Raving Riot
В мае 2018 года в Тбилиси полицейские устроили рейды в главных грузинских техно-клубах. В результате молодые люди устроили двухдневный рейв перед зданием парламента на улице Руставелли. Фильм – хроника рейв-движения, которое протестовало против срывов вечеринок, танцевало как в последний раз и очень хотело что-то изменить в своей стране, не ожидая при этом от государства ничего хорошего. Новое поколение, для которого электронная музыка на улицах города стала определяющим фактором.