Едем в Азербайджан

Лида Рыбакова из Минска путешествует самостоятельно и за последние 4 года объездила 30 стран на 3 континентах. Перед поездками не составляет заранее подробный план и маршрут, поэтому путешествия получаются полными приключений и историй. Для 34travel Лида рассказывает о поездке в Азербайджан, в которой удалось посмотреть и необычные природные места, и исторические достопримечательности, и современный Баку.

Почему Азербайджан?

Я мечтала о поездке в Дубай, но выяснила, что визу в ОАЭ получить непросто. Баку же похож на Дубай, дешевле и виза туда не нужна. Так мы с мужем и купили билеты в Азербайджан. В этой поездке мы забронировали жилье только на первую ночь из четырех и решили, что план составим на месте.

Знакомство со страной началось с аэропорта им. Гейдара Алиева. Это современное здание из стекла, внутри потолки из черно-бежевых квадратов, вдоль коридоров – наклоненные колонны таких же цветов; этажи соединяются блестящими длинными эскалаторами, повсюду светятся мелкие лампочки, лежат ковры и установлены капсулы для сна. Аэропорт похож на космический корабль.

На паспортном контроле нам поставили штампы в паспорт (на дополнительные вкладыши в Азербайджане не ставят) – и выпустили в город.

«Аэропорт похож на космический корабль»

Знакомство с Баку

На выходе из аэропорта нас сразу окружили по-восточному шумные таксисты, каждый из которых предлагал свою цену. Мы сторговались с 30 до 14 манат, но потом проверили Uber, где цена оказалась еще ниже – 10 манат. Правда, водителя мы искали, бегая между парковкой и вай-фаем в аэропорту, пока не выяснилось, что он взял машину у друга, а в приложении автомобиль не поменял. В Баку есть и государственное такси – лондонские кэбы цвета баклажан, но мы выбрали подешевле и поехали заселяться.

В Баку Booking предлагает жилье от $ 3 за ночь в хостеле. Я забронировала номер на первую ночь за $ 14, решив, что за эту сумму будет неплохой двухместный номер с личным туалетом, но это оказался хостел в полном смысле слова. Путь в нашу двухместную комнату проходил через общую спальню, а вход в туалет был с балкона, где висели вещи спящих людей. Так как я ожидала условия комфортнее, мы отменили бронь и оказались на улице без жилья и плана. Повезло, что пароль от вай-фая успели узнать: нашли новое жилье, оставили там вещи и отправились смотреть город.

Город действительно похож на Дубай: здания светлые, находится на побережье, есть высокие «стекляшки».

Первая наша остановка – сувенирный магазин ковров. Мы зашли посмотреть, а хозяин сразу же предложил нам чай и стал показывать ковры: на пол, на стены, даже П-образные вокруг дверей. Большинство ковров шерстяные, ручной работы и различаются плотностью плетения: чем плотнее, тем дороже и престижнее. Как рассказал хозяин, в Азербайджане современная молодежь не покупает домой ковры, а мы были готовы приобрести два коврика – нас остановило только то, что мы летели с ручной кладью. Яркий шарф из пашмины все же купили ($ 6).

Старый город в Баку – это здания из песчаника, узкие петляющие улочки с тупиками, много-много котов и крепостная стена вокруг. Баку – тот самый «Стамбул – город контрастов» из фильма «Бриллиантовая рука». Мы побывали в местах, где снимали сцены из фильма. Возле одного из них работает кафе, куда приглашают бесплатно посмотреть мини-выставку: снимки из фильма и восковые фигуры актеров. Оба места мы нашли после случайного уличного разговора, поэтому вечером пересмотрели фильм по-новому.

Когда стемнело, мы снова отправились гулять. Первым делом посмотрели Пламенные башни – три здания-«стекляшки», на которых пылает огонь, развевается флаг страны, течет вода, поднимаются пузырьки в воде и рекламируется гольф-клуб. Здания находятся на горке, поэтому видны отовсюду в городе. Прогулялись по романтичной малой Венеции – это ресторанный комплекс на набережной с каналами и мостиками. Когда тепло, по каналам плавают на гондолах. Также нашли фуникулер от набережной к башням, но он был закрыт.

В другой день посмотрели центр Гейдара Алиева – здание причудливой формы, словно вылепленное из глины. Внутри находятся выставочные залы.

В старом городе на каждой улочке зазывалы предлагают экскурсии и сразу показывают фотографии. Так наш план сложился сам собой: разузнать, что с транспортом, и отправиться самим посмотреть те же места.

Транспорт

В Баку есть метро – на нем и передвигались по городу. Если нужны автобусы – Google maps хорошо строят маршруты в городе и окрестностях, но чтобы поехать на север или запад страны, нужны междугородние автобусы. Почему-то тогда в интернете мы не нашли расписание, поэтому поехали на автовокзал выяснять детали.

На вокзале нет ни карты маршрутов, ни расписания. А в окошке «Информация» девушка не говорила ни на русском, ни на английском. В соседней кассе нам удалось объясниться – и работница написала время отправления от руки и порекомендовала приезжать на автовокзал к 8-9 утра, чтобы искать автобус или маршрутку на месте. Автобус не всегда довозит прямо до нужного места, но около каждой остановки стоят таксисты. Ну а мы выбрали арендный автомобиль.

Шансы найти машину были маленькими: вечер субботы, в воскресенье большинство арендных компаний не работают, к тому же в Баку не много прокатных машин. Нам повезло – нашли автомобиль на 2 дня. Цены в Баку начинаются от $ 24 в сутки.

Восточное движение оказалось не таким хаотичным, как выглядело из такси. Хоть водители перестраиваются без поворотников и ездят в междурядье, движение очень слаженное и гармоничное. Паркуются бакинцы на большом расстоянии друг от друга из-за ветра, чтобы дверьми не побить соседние машины.

На дорогах очень много камер. На трассах, кроме скорости, фиксируют езду в крайней левой при свободных правых и проверяют наличие страховки. Камеры установлены и на пешеходных переходах, они снимают, если водитель не пропустил пешехода (правда, мы таких камер не видели). За неправильную парковку в Баку не эвакуируют, а фотографируют. А о штрафе можно узнать уже через час после нарушения.

Ограничения скорости как в Беларуси: 60 км/ч в городе и 90-110 км/ч за городом. На АЗС автомобили заправляют работники. 92 бензин стоит приятно – $ 0,53. Самый популярный автомобиль на дорогах – «жигули». Никаких сложностей при вождении не возникло, разве что я попалась на одну камеру с маленьким превышением.

«Восточное движение оказалось не таким хаотичным, как выглядело из такси»

Что посмотреть в Азербайджане?

На улицах Баку нам предлагали экскурсии на один день (в скобках цены за тур на одного человека):

Габала – горы, канатная дорога, водопад и озеро ($ 41);

ИсмаиллыЛагич – культурный заповедник и горные виды ($ 35);

Шеки – город шелка, а также ханский дворец и дом Шекиновых ($ 53);

ГусарШахдаг – горы и канатная дорога ($ 41);

Губа – каньоны ($ 41);

Губа Хыналыг – самое высокогорное поселение в Азербайджане ($ 53);

ЛенкораньМасаллы – направление в сторону Ирана ($ 53);

Шемахы – город ковров, старейшая мечеть Кавказа, построенный на скалах Мавзолей шейха ($ 30).

Вокруг Баку ($ 30):

Гобустан – заповедник с наскальными рисунками и грязевыми вулканами;

Янардаг – природный вечный огонь;

Храм Атешгях – храм, построенный в XVII веке вокруг вечного огня.

На основе этих предложений мы составили свой маршрут.

«Грязевые вулканы – это небольшие горки с кратерами, которые плюются грязью»

Заповедник Гобустан, грязевые вулканы и Габала

Заповедник Гобустан – это парк с наскальными рисунками на валунах и музей. В качестве сувениров продают яркую керамическую посуду с пещерной живописью.

Когда мы возвращались к парковке от парка, к нам подошли местные с предложением завезти к грязевым вулканам, потому что «дорогу размыло и мы на нашей машине не проедем». А вот они на «жигулях» – другое дело! Но где не пройдет обычная машина, пройдет прокатная – и мы поехали сами.

Следующий пункт – грязевые вулканы. К вулканчикам ведет полностью размытая гравийная дорога. В наш приезд было сухо, поэтому мы успешно добрались почти до них, только последний отрезок пути в горку пошли пешком.

Грязевые вулканы – это небольшие горки с кратерами, которые плюются грязью, потому что из-под земли выходят природные газы. В кратере вначале образуется воздушный пузырь, который лопается – и брызги летят во все стороны. Грязь лечебная, поэтому, когда тепло, люди даже купаются.

Мы переночевали в городе Шемахы – городе ковров, там же посмотрели старинную Джума-мечеть – и поехали дальше.

Город Габала находится в долине: зимой это горнолыжный курорт, а летом – место для прогулок. Рядом находится озеро Нохур, окруженное горами, и водопад «Семь красавиц», к которому ведет неразмеченная гравийная дорога. Мы даже сомневались, правильно ли едем. Зато около водопада оборудованы ступеньки и обзорные площадки, работает ресторан.

В городе есть подъемник, который состоит из 4 отрезков. Так мы из весны вернулись на пару часов в зиму.

Следующий в маршруте – город Шеки.

Шеки

Город Шеки известен шекинским шелком и халвой. Мы первым делом отправились в Дом Шекихановых. Как только вошли во двор, нас встретила семья, которая живет по соседству: именно у них хранятся ключи от Дома и они же проводят экскурсию.

Это двухэтажный нежилой дом с 6 комнатами, который использовался для молитв и приема гостей. Левая сторона – женская, а правая – мужская, в каждую комнату с первого этажа на второй ведет отдельная лестница. Все двери в доме ниже 1,2 м. Так каждому входящему приходилось кланяться хану, а хан приходил в комнату первым.

Первый этаж предназначался для слуг. Тут светлые однотонные стены без украшений с нишами для хранения вместо шкафов, которые закрывались шторками. Второй этаж – для господ, тут гостиная, где хан принимал гостей. Именно эта комната и показывала, насколько богат хан. В гостиной находится камин, витражи на окнах, потолки и стены расписаны традиционными рисунками с золотыми вставками, на потолке – дорогая люстра со свечами.

Также на втором этаже мужская и женская молельни со светлыми стенами. Единственное украшение этих комнат – витражи четырех цветов, выходящие на запад. На закате кажется, словно комната покрыта коврами.

Дворец шекинских ханов работает до 6, поэтому нам не смогли провести экскурсию. Зато работник дворца нам с радостью продал местную халву. Ночевать мы вернулись снова в Шемахы.

Полосатые горы и природный вечный огонь

Про Полосатые горы в районе Сиазань я узнала случайно и захотела увидеть вживую. Это нетуристическое место, оно никак не обозначено и расположено вдоль дороги. Мы были в сухую погоду, поэтому полосы были невыразительными, а вот в дождь горы должны выглядеть поярче. Прямо напротив гор находится музей азербайджанского поэта Микаила Мушфига. После этого мы сдали автомобиль, но у нас в планах остался природный вечный огонь.

Янардаг – это холм, вдоль которого горит природный вечный огонь. Из-под земли выходит газ, который при соединении с кислородом горит. В Янардаг интереснее всего ехать вечером. Поэтому, как стемнело, мы отправились на автобусную остановку на выезде из города на станции Кёроглу. Автобусы отъезжали полные: люди стояли даже на самой нижней подножке. Ехать надо до конечной.

На этом наша поездка закончилась и мы отправились в аэропорт.

Еда

В Азербайджане даже в меню на русском языке больше половины слов незнакомые. Так что каждый раз мы спрашивали, что есть что. Много блюд из баранины, которую приправляют барбарисом или уксусом, чтобы было не так жирно.

Супы:

довга – суп из йогурта, специй и риса. По вкусу напоминает рассольник со сметаной;

дюшбара – суп из маленьких пельменей с бараниной, обычно в столовой ложке помещается штук 7-8. Причем считается, что чем больше пельмешек в ложке, тем лучше хозяйка;

аришта – суп из домашней лапши с маленькими шариками из баранины.

К двум последним супам подают соусницу с уксусом, который самостоятельно надо добавить в суп.

Горячее:

садж – жареные овощи и мясо в масле; подается на сковородке, под которой горят угли;

долма – маленькие голубцы в виноградных листьях;

хинкали по-азербайджански – тут, в отличие от грузинских, квадратики теста разложены по тарелке, а поверх – фарш. К блюду подают ряженку с чесноком;

плов. Найти «правильный» плов очень сложно, потому что он готовится 2-3-4 часа, чтобы хорошо пропарился. А в Баку все предложения быстрые, поэтому это не традиционный плов, а рис и отдельно заправка: например, куриные шарики или баранина с сухофруктами.

Мучное:

тандырная лепешка; готовится в тандыре – это печь-колодец, на дне которой горит огонь, а на внутренних стенках выпекают лепешки. В Баку можно посмотреть с улицы, как их готовят;

кутаб – блинчик, сложенный пополам с начинкой.

Из напитков популярен айран – кефир с травами, а также чай с чабрецом. Чай обычно подают в стекляном стакане грушевидной формы – армуду.

Сладости:

кусочки сахара. Именно кусочки, потому что сахар едят здесь вприкуску с чаем как конфеты;

варенья из орехов (зеленых грецких), ‎фейхоа, кизила, киви, кокосовой стружки, кунжута и другие.

Диалог в одном кафе:

– Там на улице зазывалы говорят, что у вас 50 видов варенья.

– ‎Да врут они всё... ‎Всего 67!

Азербайджан – мусульманская страна, тем не менее алкоголь здесь в свободном доступе.

Связь

В Азербайджане туристы по паспорту могут оформить сим-карту. При этом номер выбирается из каталога, и цена зависит от номера. В стране три оператора:

Azercell: от $ 1,8 номер + $ 2,9 за 1GB интернета. Но туристам нужно подойти в главный офис зарегистрировать паспорт.

Bakcell: от $ 5,9 за номер + $ 2,9 1GB интернета. Говорят, что ловит сеть похуже.

Nar: от $ 3,5 за номер + столько же за 1,5GB интернета.

Еще один практический совет: не бери квадрокоптер в Азербайджан, на таможне его могут забрать до вылета обратно. Нашу ручную кладь никто не досматривал, но лучше не рискуй.

Бюджет на двоих на 4 дня:

Перелет Минск-Москва-Баку и обратно – $ 415;

Жилье за 3 ночи – $ 99;

Сим-карта – $ 5;

Такси – $ 14;

Аренда авто и бензин – $ 84;

Метро и местный транспорт – $ 3;

Еда – $ 80;

​​​​​​​  Входные билеты – $ 46.

Итого: $ 746

Фото из личного архива авторки