Sziget, Flow, Atlas Weekend. Почему надо ездить на фестивали?
Помогаем тебе составить долгосрочные планы: делимся эмоциями и наблюдениями от фестивалей, на которые редакция и ее друзья гоняли этим летом. Выбирай, что сделать своим главным впечатлением следующего лета: горячий Sziget в Будапеште, расслабленный Flow в Хельсинки, уютный Inmusic в Загребе или всегда близкий Atlas Weekend в Киеве. Купить билет за 10 месяцев до события – не такая уж плохая идея, а идеальный фестиваль – то, что однажды должно случиться с каждым. Вместе с картой PayOkay от МТБанка рассказываем, чего ждать от фестивалей, как подготовиться, что взять с собой и как получить максимум от нескольких дней в новом городе.
ATLAS WEEKEND
Киев
Рассказывает Антон Кашликов, издатель и главный редактор 34travel.
– В этом году я впервые попал на Atlas Weekend. Даже не так: кажется, это вообще был первый по-настоящему большой фестиваль, на котором я был. Стыдно признаваться, но честность – прежде всего. Да, я любил выбираться на уютные городские пикники, однодневные сабантуи в лесу, концептуальные вечеринки для своих с лайнапом и даже фудкортом. Но Atlas – это история про масштаб и амбиции. Киевский фестиваль претендует на то, чтобы стать одним из главных европейских фестов, украинским Sziget или Opener, если хотите. Думаю, у ребят получится. Добраться до Киева из Европы все легче и дешевле (спасибо, лоукостеры). Цены на билеты на Atlas в 2-3 раза ниже аналогичных оупенеров в Европе. Имена хедлайнеров с каждым годом все громче. Еда, напитки, жилье и прочие важные составляющие фестивальных поездок стоят меньше, чем в Будапеште.
Atlas Weekend идет не только уикенд, но всю неделю. Первый день делают, по традиции, бесплатным – на нем выступают только украинские артисты с каким-нибудь неожиданным хедлайнером. В этом году была София Ротару, например. В прошлом – Павло Зибров (для беларусов нужно пояснить, кто такой Зибров: это как если бы Анатолию Ярмоленко добавить немножко имиджа Солодухи).
Все остальные дни – мощная и эклетичная мозаика из артистов совершенно разных жанров и рассчитанных на диаметрально разную аудиторию. От 16-летней инстаграм-звезды из Штатов Bhad Bhabie до Монеточки. От Лиама Галлахера до Олега ЛСП. От Black Eyed Peas до «Пошлой Молли». Была отдельная сцена с гитарным рокешником, до которой я ни разу не дошел, но народу там всегда было – не протолкнуться.
Кажется, именно об этом была фраза моего киевского товарища, который, узнав, что я двигаю на «Атлас», произнес: «Ну, хорошо тебе тусануть на фестивале без концепции».
«Хочешь, чтобы было что вспомнить – гони на фестивали»
Возможно, музыкальным эстетам больше подойдут жанровые cozy-фестивальчики в горах Хорватии или в лесу под Барселоной на пару тысяч человек. Но Atlas Weekend играет в другую игру – и в другом жанре. Сделать фестиваль на полмиллиона зрителей – задачка та еще (говорю это со знанием дела, как организатор лекториев на 250 человек, хаха). Но Atlas с ней справляется на ура. Нет давки, нет очередей в туалет (привет всем организаторам беларусских фестивалей), нет суеты. Выбор еды и напитков достоин того, чтобы протусовать все дни фестиваля на фудкорте, даже не заглядывая на сцены.
Кроме того, этот фестиваль инклюзивный – настолько, что хедлайнеров со сцены дублируют сурдопереводчики, а для людей на инвалидных колясках есть отдельная зрительская зона.
Для того, чтобы не создавать лишние очереди за едой, ввели оплату cashless – расплачиваться можно было только карточкой (партнером фестиваля был Mastercard). Удобно, да и кэшбэк лишним не бывает.
Фестивали – засечки-воспоминания на теле лета, «маленькая жизнь». Хочешь, чтобы было что вспомнить – гони на фестивали. Atlas – про свободу, дружелюбие и внимание друг к другу. Про все то, чего порой так не хватает в обычной, нефестивальной жизни.
SZIGET
Будапешт
Рассказывает Дарья Меньщикова, контент-менеджерка, авторка 34travel
– Идея поехать на Sziget посещала нас с подругой стабильно каждый год на протяжении уже лет пяти. И каждый год появлялись другие обязательные к посещению места, а Sziget так и оставался на уровне идеи. Но в прошлом году мы наконец решили, что хватит откладывать, и купили (аж в ноябре! за 10 месяцев до фестиваля!) эти заветные билеты на остров свободы. А потом поняли, что не зря сделали ставку на стратегию «купить билеты на фестиваль, а все остальное как-то само собой получится» – все-таки терять € 300 не очень хочется, и любые проблемы решаются, не успевая появиться.
Главной причиной такой долгой любви к Sziget был, конечно, лайнап. Каждый год там выступал добрый десяток наших любимых музыкантов. В этом году нас ждали The National, Florence & The Machine, Franz Ferdinand, Tom Odell, The 1975, Kodaline, Razorlight, Foo Fighters, Twenty One Pilots. Не такой внушительный список, как в предыдущие годы, и мы успели даже немного расстроиться, но стоило нам попасть на сам фестиваль, как мы и забыли, что ехали сюда за лайнапом. Но об этом чуть позже.
Мы начали планировать поездку и сразу поняли, что на самолете в Будапешт не попадем – билеты на даты фестиваля из Москвы стоили € 290, а расставаться с такой суммой никто из нас не хотел. Так из простой поездки на фестиваль это путешествие превратилось в роуд-трип через Беларусь, Польшу, Словакию и Венгрию на фестиваль – о лучшем мы и подумать не могли!
И вот настал день Х. В пять утра мы уже едем по трассе Москва – Минск, предвкушая все, что нас ждет в следующие две недели. Дорога до Будапешта заняла у нас три дня, с остановками в Минске и Жешуве на ночлег. Как только въехали в город, мы поняли, как сильно недооценили Будапешт – город, от которого мы не ждали ничего, оказался невероятно красивым. Заселившись в квартиру (вот он, кстати, первый совет – снимай квартиру или отель в городе, потому что жить в палатке в +35 без нормального душа крайне тяжело), мы отправились гулять и восхищаться каждой улицей и каждым зданием в городе.
«На целую неделю оказаться в мире, где кругом красивые и приятные люди, играет твоя любимая музыка, а все, что от тебя требуется – просто быть здесь и сейчас»
Следующий день был первым днем фестиваля и мы, наученные горьким опытом длинных очередей на любые мероприятия в России, отправились на Остров Свободы заранее. Приехали и… спустя минут 20 были уже на территории фестиваля. Стоит ли говорить, насколько все продуманно организовано? До выступления первой группы, которую мы хотели послушать, оставалась еще пара часов, поэтому мы решили узнать, что же еще есть на Sziget, помимо музыки. И вот сейчас будет второй лайфхак! На Sziget много классных сцен – и музыка, и цирк, и маркет, и фотозоны, и просто чилл-зоны, но лучше сцены Auchan stage не найти. На самом деле это, конечно, обычный «Ашан» недалеко от фестиваля, но на эти 7 дней его оккупируют szitizens и тусят там 24/7. Везде музыка, развлечения и обязательный атрибут – местное пиво Dreher. Заправившись дешевой едой из супермаркета и пивом, мы наконец отправились за тем, ради чего приехали – слушать музыку.
Рассказывать обо всех, кого мы успели увидеть и услышать, – занятие на пару часов уж точно, поэтому этот момент я опущу. Если коротко, то на The National я стояла в слезах от того, что до сих пор не могла поверить в реальность происходящего, Florence & The Machine унесли вместе с собой куда-то в космос, а на Foo Fighters девушка, стоящая рядом со мной в толкучке первых рядов, сказала: «Ребята, не переживайте, у меня с собой иконка, мы выживем». Но главными жемчужинами, как водится, были те, от кого этого совсем не ждешь. В последний день, когда уже все хедлайнеры и более-менее громкие имена отыграли, мы шли под дождем в поисках еды и услышали приятные фолковые мелодии с одной из сцен. В итоге о еде мы, конечно, забыли, зато вдоволь натанцевались под ребят, которые еще пару лет назад приезжали сюда как szitizens, а сегодня выступают на сцене.
По поводу еды, кстати, еще один лайфхак – не ешь ничего, кроме пиццы за € 3,3 (900 форинтов). После упоминания цены можно было бы закончить перечислять ее достоинства, ведь вся остальная еда стоит в 2-3 раза дороже, но она оказалась еще и невероятно вкусной и невероятно огромной. Оплата на всем фестивале тоже сделана крайне удобно – можно оплачивать или своим браслетом, предварительно пополнив его через приложение и в специальных точках, или просто картой MasterCard, наличные же не принимали нигде.
О Sziget можно долго рассказывать, можно долго объяснять, почему там нужно побывать всем, но лучше просто взять и самостоятельно убедиться во всем. Ведь как можно не хотеть на целую неделю оказаться в мире, где кругом красивые и приятные люди, играет твоя любимая музыка, а все, что от тебя требуется – просто быть здесь и сейчас? С планами на август 2020-го я точно определилась.
Карта PayOkay от МТБанка помогает не только размечтаться, но и реализовать свои мечты. Обязательно захвати ее в путешествие: на многих фестивалях нельзя расплатиться наличкой, а у карты выгодный курс при расчетах в валюте, кэшбэк до 1,5% со всех покупок, дополнительные 5% от суммы при возврате Tax Free на карту, 5% кэшбэк при бронировании жилья на booking.com, а также бесплатная страховка в подарок. Узнать о всех бонусах карты можно по ссылке, а заказать ее себе можешь здесь.
FLOW
Хельсинки
Рассказывает Леша Горбаш, редактор The Flow и 34mag.net.
– Фестиваль Flow – уже хорошая традиция. Туда легко и приятно добираться, там несложно аккредитоваться и всегда можно увидеть коллег по московскому изданию The Flow (совпадение названий – это судьба).
Лайнап в Хельсинки всегда чудесный, этот год – не исключение. Он всегда берет разнообразием: вот тебе ходячие легенды в виде группы The Cure, вот не менее крутые Tame Impala. В 2019-м на фест подвезли целый отряд потрясающих чернокожих женщин: тут и Эрика Баду, и Неней Черри (помнишь песню «7 Seconds»?), и Соланж Ноулс – младшая сестра Бейонсе, после выступления которой невольно задумываешься, кто в этой семье на самом деле главный. А кроме них – целый ворох имен поскромнее, от которых разбегаются глаза и ты все время нервно смотришь на часы: «Как бы это везде успеть?»
Но главное впечатление этого года – выступление Джеймса Блейка. Британец приехал в Хельсинки с программой нового альбома «Assume Form» (лучшего в карьере и одного из лучших в этом году вообще) и растопил многотысячную толпу финских сердечек. Местная публика в принципе достаточно скована на фоне концертгоуеров из Восточной Европы, но здесь с ними что-то случилось: на вступлении песни «Retrograde» все закричали так, будто на ближайшие пять минут – это национальный гимн страны. После выступления Блейка фестиваль постепенно начал превращаться в тыкву: по эмоциям до него уже никто не дотягивался, а на выходе с феста в голове продолжал играть «Wilhelm's Scream». Абсолютная легенда.
А еще на Flow всегда удобно и комфортно: очереди нестрашные, туалеты комфортные, еда вкусная, к алкоголю на фесте относятся положительно. Больше, по-хорошему, ничего и не нужно. А если вдруг вдарит ливень – ты всегда можешь взять классный бесплатный дождевик. Здесь заботятся об экологии и призывают сдавать металл и пластик. Если хочешь, за банку или бутылку дадут евро, но ты можешь тут же отдать их на поддержку защиты окружающей среды. Это нововведение этого года, к концу фестиваля насобирали больше € 10 000.
«Главные лайфхаки фестиваля. Первое: всегда бери с собой запасные носочки»
Главные лайфхаки фестиваля. Первое: всегда бери с собой запасные носочки. Потому что это Хельсинки, рядом Балтийское море, верить прогнозам нельзя никогда и ни за что. Сегодня обещают солнечный беззаботный день, но к 6 вечера все равно пойдет такой дождь, что через 15 минут будешь мокрым(-ой) до нитки – и лишняя пара носков точно тебя обрадует. Второе: ходи на фудкорты во время выступления больших хедлайнеров. Потому что тогда очередь из вменяемой превращается в практически несуществующую. Да и среди хедлайнеров точно будет хотя бы одно имя, которое не сильно тебя привлекает. Третье: на фестиваль пускают со своей едой. И если ты не готов(-а) тратить на обед € 12+ (опять же, это Хельсинки), собранный дома сэндвич станет для тебя лучшим ужином на свете.
Flow – отличная возможность изучить Хельсинки. Трех дней вполне достаточно: город не такой большой. Обязательно сходи в музей современного искусства «Киазма». В выходной день загляни на блошиный рынок – там можно купить хоть крутой винил за копейки, хоть милую футболку, хоть безделушку на память. В порту ежедневно работает импровизированный рыбный фудкорт: все свежее, сравнительно дешевое (ну, не очень), а главный бонус – ужинаешь с видом на море, это бомба.
Ехать советую через Таллинн – а там паромом до Хельсинки. Это чуть дороже, чем автобусный трип до Питера (а оттуда до Хельсинки хоть пешком), но а) паромный экспириенс – это кайф; б) заодно цепанешь и столицу Эстонии.
Идеальный набор путешественника на Flow: одежда по твоему усмотрению (но очень много носков), дорожная косметичка, паспорт и кошелек. В Хельсинки на самом деле дорого, но всегда можно поесть у непальцев или турков (и там, и там дают непомерные ланч-порции за € 10), всегда помни про «сдал банку – получил евро», по этой схеме внутри фестиваля можно вообще ничего не тратить и даже выйти в небольшой плюс, если внимательно смотреть под ноги после хедлайн-сетов.
Три совета: хорошо высыпайся, пей много воды и старайся зацепить как можно больше музыки. Как правило, лучшие открытия фестиваля – это артисты, о которых ты никогда до этого не слышал(-а).
INMUSIC
Загреб
Рассказывает Соня Гинзбург, преподавательница английского и испанского, авторка 34travel.
– Я давно искала какой-нибудь крутой фест, чтобы поехать и получить сразу все возможные удовольствия – лайнап, локация, возможность покататься вокруг и посмотреть что-нибудь новое. Перебирала варианты долго, потому что, во-первых, выбирала сильно заранее – билеты были нужны до нового года как подарок, а во-вторых, не очень хотелось выкладывать за билет слишком большую сумму.
По итогу остановилась на Inmusic Festival – трехдневном музыкальном фесте в Загребе. Среди хедлайнеров уже в декабре были заявлены Foals, The Cure, LP, Peter Bjorn and John – и это только из того, что меня заинтересовало. В январе-феврале к лайнапу добавились Garbage, Skindred, Suede и The Hives. А на случай, если тебе и этого мало, позже оказалось, что там можно будет послушать и беларусов Super Besse.
В Хорватии мы до этого не были, да и Балканы еще остались неизведанными – почему бы и не начать с феста. Он проходит практически на окраине Загреба, но добираться легко и удобно. От вокзала и из самого центра города есть прямой трамвай, от остановки до места пройтись буквально 5 минут. Учитывая, что мы летели из Минска до Загреба с пересадкой в Вене, потом добирались до вокзала и уже оттуда до самого феста (и все это с крупным чемоданом и двумя набитыми рюкзаками) – дорога достаточно долгая, но в целом не проблемная.
Мы решили, что остановимся в фестивальном кемпинге, – это снимает сразу несколько вопросов. Кемпинг открывается за три дня до феста, а закрывается через день после. Получается, у тебя есть целая неделя в Загребе за € 30 с хвостиком. К тому же, кэмп – это всегда атмосфера, а тусоваться весь день на концертах и потом в толпе втискиваться в автобус, чтобы доехать до квартиры, для нас было не очень привлекательно. Палаток было много, но и площадка совсем не маленькая. Все располагается на городском озере Ярун, на трех островках. Два из них выделены под кемпинг, а на третьем проходит сам фестиваль. На каждом острове с палатками есть кафешки и уличные души. Мы расположились на том, что ближе к сценам, там же была и фестивальная база. В середине острова стояли душевые с туалетами, специальный шатер, куда каждое утро завозили горячую еду, бар с напитками, база для подзарядки телефонов и зоны, где можно почиллить под навесами и пообщаться. Плюс в фестивальные дни с утра проводились мастер-классы по разным видам йоги, файершоу, натягивали слэклайн – в общем, скучать не приходилось.
Выступления начинались около 17.00, но нам сильно повезло с погодой, так что иногда еще часов до семи было слишком жарко, чтобы активно тусоваться под сценой, поэтому мы в основном чиллили на свободных полянках. Сцен, кстати, было 6, но по факту основные выступления проходили на трех. Все сцены, фотозоны и активности располагаются вдоль острова. Есть вход для тех, кто приезжает из города, и отдельный для кэмперов. Еще один бонус – можно сколько угодно гонять от палатки на фест и обратно, а вот если ты не из лагеря, то уже сиди до победы. С 5 вечера и до 5 утра ты можешь зайти и выйти только один раз.
«Во время фестивальных дней мы сходили на йогу, познакомились с соседями, поплавали среди кувшинок»
Мы много читали про усиленные проверки и полицейский контроль, но на себе этого совершенно не ощутили. Да, на входе стоят секьюрити и могут попросить тебя открыть рюкзак, но никто не будет копаться в твоих вещах, да и проходило все максимально дружелюбно и вежливо.
Фудкорт и бары стоят вдоль всего острова, а выбор такой, что вряд ли кто-то останется недоволен. Обрати внимание, что на всех фестивальных точках расплатиться можно только картой, наличку не принимают.
В начале фестивального дня даже под главной сценой с трудом можно было насчитать пару десятков человек, зато чем ближе к хедлайнерам, тем теснее становилось на танцполах. На двух основных сценах выступления сменяли друг друга, так что огромная толпа кочевала от сцены к сцене и сразу же образовывались очереди везде, где это возможно. Ехали мы в первую очередь на Foals, так что как настоящие фаны даже остались ждать перед концертом под самой сценой. Если любишь поглазеть на артистов (или может даже потрогать их), то это твой план. Плюс всегда можно ухватить медиатор на память.
Из вещей мы везли с собой палатку, тент, фонарь, средство от комаров и надувной матрас. Тент докупали в последнюю очередь и немножко промахнулись с размером. На второй день, когда мы уехали в город, начался дождь и нас слегка подтопило. Воду из палатки мы убрали, промокшие полотенца развесили на деревьях, но оставался вопрос, что делать с наполовину мокрым матрасом и неподходящим тентом в случае, если дождь повторится. Лайфхак: в 10 минутах ходьбы от кемпинга есть достаточно крупный супермаркет – туда и иди за решением любых проблем. Из того, что могло нам помочь, нашлись полотенца, коврик для йоги и мусорные пакеты самого большого размера. Кстати, там же продаются и палатки, так что в крайнем случае можно было купить новую и быстренько переселиться. Из того, что еще наверняка пригодится: веревки, чтобы сушить одежду, и складные столики и стульчики, если багаж позволяет. Многие ставили шатры возле палаток – в общем, бери все, чтобы чувствовать себя максимально комфортно при любой погоде. Если что-то забудешь, не страшно: в пункте подзарядки телефонов продают всякие полезные мелочи вроде зубных щеток и дезодорантов, снэки и даже палатки со спальниками, но ценник завышен. Не забудь взять с собой заряженный powerbank: пункт подзарядки работал на протяжении всей недели, но в первый день феста организаторы внезапно ввели плату за зарядку телефона (€ 2) – не самая приятная мелочь.
Во время фестивальных дней мы особо никуда не выбирались, берегли силы и просто валялись на берегу, как и многие в кэмпе. Сходили на йогу, познакомились с соседями, поплавали среди кувшинок. Релакс! Но раз уж мы ехали на целую неделю, то хватило времени и на активности. Два дня мы уделили прогулкам по Загребу, а еще один день отвели Плитвицким озерам.
Этот материал сделан в партнерстве с PayOkay – картой, заряженной впечатлениями. Мы в редакции давно пользуемся сполна всеми ее преимуществами и берем с собой во все путешествия. Об этом мы сделали еще в прошлом году целый спецпроект!
Фото: palasatka, murmurash, r0sehilldrive, ginzburgs
ЗАО «МТБанк», УНП 100394906