Фокус на Эйфелеву башню: что такое свобода панорамы?

«Свобода панорамы» означает, что все, что находится в публичном пространстве может быть увидено и показано всеми и всем, в том числе, через фото или видео изображения. Логично, правда? Особенно, если учесть, что строительство и эксплуатация многих публичных объектов финансируются из налогов граждан. Однако такая свобода действует не везде и не всегда из-за того, что некоторые объекты, и даже целые города, охраняются копирайтом. Его действие запрещает использовать изображения в коммерческих целях, то есть практически везде в интернете. Разобрались, как право на «свободу панорамы» реализуется в Евросоюзе и почему нельзя выкладывать в сеть ночные фотки Эйфелевой башни.

 

 

Еще раз – что это такое?

 

В большинстве стран запрещено публиковать фотографии, главным сюжетом которых является произведение искусства, защищенное авторским правом. Ассоциации художников, фотографов и некоторые европейские парламентарии продвигают так называемое право на «свободу панорамы». Оно предусматривает исключение из авторского права и разрешение на публикацию фотографий арт-объектов и архитектурных форм, если фотография была сделана в общественном месте. 

Что это означает на практике?

 

Например, во Франции «свобода панорамы» еще не принята на законодательном уровне. Поэтому если ты собираешься опубликовать фотографию какого-нибудь симпатичного здания в Париже, архитектор этого здания может обратиться к тебе с претензией. Конечно же, это касается не всех зданий, а только «архитектурных произведений», которые подпадают под отдельные критерии. Такие же правила действуют в Италии, Греции и Люксембурге. 

Именно поэтому некоторые статьи в Википедии о знаменитых зданиях или скульптурах не имеют фото. А фильммейкеры вынуждены договариваться о съемках нескольких кадров фильма в каком-нибудь парке Марселя с авторами скульптур, стоящих по углам клумб.

Тем не менее, невозможно запретить людям делиться фотографиями красивостей и интересностей. У каждого в руке смартфон, и изображения уже через минуту оказываются в ленте друзей с другой стороны земли, при этом обработанные несколькими фильтрами. Это невозможно остановить или контролировать даже при всем уважении к авторскому праву. Дремучесть запрета на публикацию фотографий арт-объектов поняли даже принципиальные европейские юристы, пустившие корни в свои адвокатские кресла. Поэтому во многих странах в течение последних нескольких лет стали вводить разрешения на публикацию снимков арт-объектов. 

 

Какие правила действуют в разных странах? 

 

Первый вариант «свободы панорамы» – публикация «в некоммерческих целях». То есть ты можешь поделиться фоткой в социальных сетях или запостить в своем блоге, но продавать как открытку или использовать как часть рекламного ролика уже нет. Такие правила действуют в Норвегии, Финляндии, Латвии, Литве, Эстонии, Румынии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Черногории, Албании.

Второй вариант – полная отмена ограничения на публикацию фотографий. Любые изображения арт-объектов, в том числе внутри зданий, можно использовать в любых целях, в том числе и в коммерческих, в Бельгии и Австрии. 

Остальные страны пока остановились на варианте, когда изображение арт-объекта можно публиковать только в том случае, если его возможно сделать из общедоступного места. Для коммерческих и некоммерческих целей можно использовать изображения арт-объектов, находящихся в публичных местах в Испании, Португалии, Германии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Сербии, Македонии, Хорватии и Словении. 

В Нидерландах есть ограничения, касающиеся некоторых интерьеров зданий, но снаружи фотографировать и публиковать фотографии можно. 

В Беларуси и Украине допускается использование изображений объектов, которые находятся в публичных местах, при условии указания имени автора. В России установлена свобода панорамы для произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, но не изобразительного искусства. 

Как право на «свободу панорамы» реализуется в Евросоюзе?

 

В 2016 году депутатка Европарламента Юлия Реда выступала с инициативой рассмотреть право о «свободе панорамы» на уровне Евросоюза и принять общий для всех 28 стран закон. Все страны Евросоюза должны были бы снять ограничения на публикацию фотографий произведений искусств, как в коммерческих, так и в некоммерческих целях.  

Проблема, которую пыталась решить Юлия Реда своей кампанией, кроется в том, что в цифровом пространстве очень сложно разграничить коммерческие и некоммерческие цели. Например, можно публиковать фото в личном аккаунте Instagram, рекламируя при этом свои услуги или продукцию. Каждые 20 минут в социальной сети Facebook публикуется 2 716 000 новых фото – за 2016 год в Facebook было опубликовано 196 млн, а в Instagram – 80 млн снимков. Фотограф, размещающий фотографию небоскреба в своем портфолио, использует ее в коммерческих целях, пусть и в личном фотоальбоме. Поэтому страны, идущие на ограничение «только в личных целях» на самом деле создают себе новые кейсы для судебных разбирательств. Судя по отсутствию каких-либо новостей о переговорах или рассмотрении проектов законов, кампания депутатки не увенчалась успехом.

 

Что же делать?

 

Пока общего закона о публикации изображений арт-объектов для всей Европы нет, просто помни, что художники, скульпторы и архитекторы в некоторых странах тщательно следят за фотосудьбой своих произведений. Соберешься во Францию – помни, что шэрить можно только дневные фото Эйфелевой башни. Ночью Парижская железная дама капризничает. Ее подсветка считается произведением искусства, защищается авторским правом и подпадает под ограничение на публикацию изображений. 

 

 

Фото - palasatka, mobileconscience.co.uk

ЛЮБИШЬ ПУТЕШЕСТВИЯ?

Подпишись на еженедельную рассылку!
Свежие идеи путешествий, содержательные гайды по городам мира, главные новости и акции с лучшими ценами на билеты.

Читай также

Комментарии (0)

Написать комментарий


Сейчас на главной

Показать больше Показать больше