Современная архитектура Барселоны: 10 крутых зданий
За один день в Барселоне можно увидеть античные руины и каталонский модерн, посидеть на ступенях собора XIV века в Готическом квартале и тут же отправиться в музей современного искусства. Барселона гармонично сочетает архитектурные следы разных эпох и делает их удобными для горожан.
Всемирная выставка 1929 года и Олимпийские игры 1992 года привлекли внимание знаменитых и начинающих архитекторов. Их экспериментальные проекты уже срослись с тканью города, а некоторые стали его символами. Барселона XXI века продолжает удивлять. Можешь гулять по набережной и центральным улицам, а можешь отправиться в спальные районы – интересные объекты современной архитектуры встретят тебя везде. О десяти из них рассказывает Яна Александрова, которая ведет блог Geometry of Barcelona.
Парк Форум
(Carrer de la Pau, 12, Sant Adrià de Besòs)
Барселона не так давно стала магнитом для туристов, экспатов и состоятельных пенсионеров из стран первого мира. До Олимпиады 1992 в городе практически не было пляжей, и территорию около моря сложно было назвать благоустроенной. Прибрежная линия Барселоны – образец того, как неблагополучные районы и заброшенные промышленные окраины можно превратить в места, в которых приятно жить и которые можно с гордостью показывать гостям. Один из примеров – Парк Форум (Parque del Forum), расположенный в нескольких остановках от основных туристических достопримечательностей, на границе Барселоны и города-сателлита.
Парк построили в 2004 к открытию Всемирного культурного форума по проекту архитекторов Элиаса Торреса Тура и Хосе Антонио Мартинеса Лапеньи. Делали с размахом – для выставок и концертов, рассчитанных на десятки тысяч зрителей. Здесь же проводили Primavera Sound и другие фестивали, отмененные в 2020 году. В свободное от мероприятий время Парк Форум – место для тех, кому хочется почувствовать величие пространства. Здесь есть где гулять, заниматься спортом, а геометрия архитектуры, сочетание моря и белого камня делают парк отличным местом для фотосессий. На площади расположен свинцовый треугольник Музея естественных наук, рядом озелененные дюны, в которых спрятаны два концертных зала. С одной стороны парка – море, с другой – современный квартал с небоскребами. Фотоэлектрическую панель размером с футбольное поле видно со всех соседних пляжей. Панель состоит из 2688 солнечных батарей, обеспечивает энергией все здания Форума, таким образом предотвращая выброс 440 тонн углекислого газа в год. С мая по сентябрь в парке открыта купальная зона – без песка, но со всей пляжной инфраструктурой.
Помимо эстетики и инфраструктуры это место интересно своей историей, идущей параллельно с историей Барселоны. В начале XIX века на будущей территории парка французские военные открыли полигон для стрельбы, обозначив его на карте как Campo de la butte (франц. стрельбище). Со временем butte превратилось в испанское bota, означающее сапог. При Франсиско Франко здесь была расстрельная стена, у которой уничтожали тех, кто представлял опасность для режима. В 1950-е стена осталась без дела, и жители прибрежных трущоб растащили ее на стройматериалы. В прошлом году в парке установили мемориал с именами 1706 человек, расстрелянных здесь с 1939 по 1952 год.
Практически весь XX век территорию занимали типичные для Барселоны трущобы – одноэтажный самострой на берегу моря. Здесь селились рабочие, прибывшие в развивающуюся Барселону из других провинций, и андалусские цыгане. В беднейших кварталах города вырастали звезды фламенко и звезды криминала. Жителей последних бараков расселили в 1990 году, в том числе в квартал Ла Мина (La Mina), панельные многоэтажки которого можно увидеть с моста у парка Форум.
Башня Диагональ 00
(Plaça d'Ernest Lluch i Martin, 5)
От Форума начинается проспект Диагональ, пересекающий Барселону от побережья на северо-востоке до горных троп на юго-западе. Здесь же, рядом с Музеем естественных наук, построили небоскреб Диагональ 00 (Diagonal 00, Diagonal Zero Zero, Torre Telefonica). Из-за острых углов, которыми эта башня режет небо, его иногда сравнивают с треугольным Flatiron Building в Нью-Йорке.
Диагональ 00 не самое высокое здание в городе, но точно входит в десятку гигантов – его высота составляет 110 метров. Фасад сделан из стекла и белого алюминия и создает яркий контраст с небом, особенно в ясную погоду, которая в Барселоне не редкость. Издалека Диагональ 00 напоминает нос огромного лайнера, обращенный в открытое море. Небоскреб спроектирован архитектурным бюро EMBA, и в 2011 получил премию LEAF Awards как офисное здание года. Есть некоторая ирония в том, что окна башни, в прошлом году выкупленной компанией одного филиппинского миллиардера, выходят на прибрежный район, где в XIX веке селились бедные филиппинские рыбаки.
Мост Бак-де-Рода, или мост Калатравы
(Puente Bac de Roda o Puente de Calatrava, Carrer Felip II)
Архитектор Сантьяго Калатрава выработал стиль, который ни с чем не спутаешь. Его белоснежные здания и мосты стали частью панорамы городов Европы, Азии, Северной и Южной Америки. В своей родной Валенсии он создал Город наук и искусств в стиле био-тек. Самая известная его работа в Барселоне – телебашня Монжуик, построенная к Олимпийским Играм 1992 и вдохновленная силуэтом атлета, несущего олимпийский огонь. Но есть и другой, не менее интересный объект его авторства.
В 1984-1987 годах Калатрава построил свой первый мост – Bac de Roda. Этот проект принес ему мировую славу. Мост, известный среди жителей Барселоны как мост Калатравы, проходит над железнодорожными путями и соединяет два округа: Сан Марти и Сан Андреу. Верхняя часть строения кажется тонкой и легкой, как паутина. Такой эффект достигается за счет изгибов и игры света в стальных арках и тросах, привязанных к бетонным опорам. При подготовке к Олимпиаде власти Барселоны обратили внимание на районы, прилегающие к железной дороге. Самые проблемные из них расселили, другие же требовали качественных перемен. Мост задумывался не просто как связующее звено между разделенными частями города: предполагалось также, что этот яркий элемент облагородит окружающую среду и будет способствовать ее развитию.
Рынок Encants
(Carrer de los Castillejos, 158)
Здание рынка Энкантс, построенное в 2013 архитектурным бюро b720, издалека привлекает внимание своей остроугольной крышей. Изнутри она покрыта золотистыми зеркалами, ломаные грани которых отражают броуновское движение рынка. Из-за пандемии Энкантс до сих пор работает с ограничениями, но и сейчас по утрам около входа выстраивается очередь. Здесь можно найти редкие и не очень вещи, поучаствовать в аукционе, примерить джинсы на газетке, купить местные продукты и закусить сардинами в одном из баров. Этот во всех смыслах народный рынок развернулся недалеко от башни Глориес (Агбар) и прилегающего к ней бизнес-квартала @distrito22.
Энкантс – особое место для коренных барселонцев. Они ходят сюда, потому что здесь закупались их бабушки. Хозяева лавок продолжают семейное дело. Это один из старейших рынков Европы – первые упоминания о нём относятся к XIII веку. Его прародителем считается средневековый рынок на площади Сан Жауме, где продавали с аукциона имущество умерших, чтобы помочь их семьям, окупить похороны и вернуть долги. Потом Энкантс несколько раз переезжал и к XX веку разросся и превратился в один из главных рынков города. В Барселоне говорят: «Если вы не можете найти что-то на Энкантс, то этого не существует». Здесь можно встретить антиквариат и украшения, технику и косметику, запчасти и книги, продукты от каталонских фермеров и стритфуд на любой вкус. Но нужно уметь искать. Если ты любишь блошиные рынки, то Энкантс должен быть в твоей программе.
Отдельная фишка этого места – аукционы. Они проводятся по утрам в понедельник, среду, пятницу и субботу и собирают много желающих поторговаться. Энкантс – единственный во всей Европе рынок, на котором по сей день жива эта средневековая традиция.
Если говорить о продуктах, каталонцы нередко предпочитают рынки супермаркетам, несмотря на то, что последние дешевле. Продукты на рынках и в лавках считаются более качественными и экологически чистыми, к тому же играют роль семейные традиции и желание поддержать местных производителей.
Photo: Rafael Vargas
Башня Глориес (Агбар)
(Avinguda Diagonal, 211)
Недалеко от рынка расположился проект b720 и Жана Нувеля – башня Глориес. Небоскреб облицован стеклянными панелями и переливается на солнце красным и синим. Это один из символов Барселоны, который видно из разных точек холмистого города. Ночью башня подсвечивается, а на Новый год здесь устраивают световое шоу.
Старое название Agbar – это аббревиатура от Aigües de Barcelona – компании, занимающейся городским водоснабжением. Несколько лет назад здание переименовали в башню Глориес (Torre Glories) – в честь площади, на которой она стоит. Трудно сказать, чем именно вдохновлена фаллическая форма этого небоскреба. Его построили в 2005 году – в период, когда в моде были глубокомысленные разборы забавных архитектурных форм. Версий много: от огурца до пиков горы Монсеррат или колокольни Саграда Фамилия. Возможно, это был ответ Жана Нувеля сэру Норману Фостеру, который спроектировал первый в мире небоскреб-огурец – в Лондоне.
Парк Испания Индустриаль
(Parque de la España Industrial, calle Muntadas, 37)
Район около железнодорожного вокзала Барселона-Сантс, кажется, полностью сделан из стекла и металла. Бетон, изрисованный граффити, шум улицы, строгая геометрия деловых центров – все пропитано суровым городским вайбом. Но совсем рядом есть место, где можно спокойно отдохнуть в окружении воды, зелени и искусства. Это парк, построенный на месте текстильной фабрики «Испания Индустриаль». В 1970-х владельцы промышленного гиганта перенесли производство за пределы Барселоны и планировали застроить высотками освободившееся место. Но местные жители активно протестовали против стройки и победили. Итогом стал парк Испания Индустриаль, построенный в 1985-м и реконструированный в 2009-м до современного состояния.
От городской суеты парк отделяют девять футуристических маяков. Здесь можно отдохнуть на белых (весной-летом солнечные очки обязательны) ступенях амфитеатра, спуститься к бирюзовому пруду, поиграть в баскетбол и настольный теннис, устроиться с книгой в тени средиземноморских деревьев. Дизайн парка вдохновлен единством четырех стихий: воды, земли, огня и воздуха. Скульптор Андрес Нагель добавил к ансамблю металлического дракона высотой в 12 метров, часть которого стала горкой для детей и рампой для скейтеров. Говорят, в парке не всегда чисто, но это как повезет.
Парк Ноу Баррис
(Parque Central de Nou Barris, Pl Major de Nou Barris, 1)
Барселонский округ Ноу Баррис либо вовсе не упоминается в путеводителях и обзорах риелторов, либо упоминается как сомнительное место, где живут люди с песьими головами. На самом деле это большой округ, включающий в себя 13 районов, отличающихся друг от друга архитектурой, инфраструктурой и демографическим составом. Здесь нет туристов и можно увидеть обычных горожан: узнать, в каких домах они живут, в каких парках гуляют, в какие бары и школы ходят. Нет и широко известных достопримечательностей, но тому, кто интересуется архитектурой и урбанистикой, есть на что посмотреть. В отдаленных районах много безликих бараков 1950-60-х годов, в которых заселены не только низкие первые этажи, но и подвалы с единственным окном. А районы, расположенные ближе к центру, благоустроены гораздо лучше, чем спальники любого постсоветского города.
Центральный парк Ноу Баррис (Parque Central de Nou Barris) расположен на территории бывшей психиатрической больницы Санта-Креу. Она появилась значительно раньше, чем большинство домов в округе. Больница была открыта с 1889 по 1987 год, сейчас на ее месте разместился районный административный центр, библиотека и отделение полиции. Сам госпиталь признан частью архитектурного наследия Каталонии, и при застройке района к нему отнеслись с уважением: элементы парка Ноу Баррис и типичные барселонские многоэтажки выдержаны в той же цветовой гамме, что и историческое здание Санта-Креу. Парк получил премию International Urban Landscape Award и стал примером того, как можно сделать в спальном районе современное и безопасное место отдыха. Здесь обустроены пруды и фонтаны, высажены 50 видов растений, есть зона для уличного воркаута, столы для пикников, детский спортивный комплекс в виде гигантского кита и старинный акведук – в общем, место гостеприимное для жителей любых возрастов.
Walden 7
(Ctra. Reial, 106, Sant Just Desvern)
Следу, который каталонец Рикардо Бофилл оставил в архитектуре Барселоны, стоило бы посвятить отдельный обзор. Это очень разные по стилю и характеру здания: отель-парус Hotel W на побережье – узнаваемая деталь пляжных фотографий из Барселоны, Национальный театр Каталонии в неоклассическом стиле, La Fábrica – бывший цементный завод, который архитектор переделал в свой дом и мастерскую, куда сложно попасть простым смертным. Но самый близкий к народу объект – многоквартирный дом Walden 7 в пригороде Барселоны.
Издалека этот представитель социального жилья больше похож на элемент марсианского пейзажа, чем на что-то человеческое. Изначально проект назывался «Город в космосе», но в итоге обрел имя книги, оказавшей влияние на концепцию здания. Это «Walden two» – роман-утопия психолога и философа Берреса Скиннера. В нем описана обособленная и самодостаточная община примерно в тысячу человек, которые наладили свое сельское хозяйство, промышленность, медицину, образование и искусство и на этом фундаменте создали недостижимо прекрасный для 1948 года мир, в котором ведут здоровый образ жизни, работают по четыре часа в день и отдыхают, не злоупотребляя алкоголем и политической активностью. К 1970 году, когда Бофилл принялся за проект будущего дома, идея здания-общины давно не была новаторской, но архитектора интересовала возможность придать ей новую форму.
Walden 7 состоит из 18 башен, 14 этажей и 7 дворов-колодцев, связанных между собой лабиринтом. Внутри даже есть улицы, названные в честь Альберта Эйнштейна, Ивана Павлова и других личностей, известных своим вкладом в науку и культуру. Фасад облицован терракотовой плиткой, правда, со временем ее пришлось перекладывать. Внутренние стены выкрашены в бирюзовый цвет, напоминающий камень нефрит. Контрастное сочетание вдохновлено природой и культурой Алжира, красно-бурой землей алжирской пустыни, куда Рикардо Бофилл и его команда отправились во время разработки проекта.
Дом расположен в спокойном пригороде Сан-Жуст-Десверн, вдалеке от активной городской жизни, но располагает собственной инфраструктурой. В этом он похож на современный жилой комплекс с магазинами, бассейном, рестораном и детским садом, но изначально цена квартир была здесь относительно низкой. Предполагалось, что людей привлечет туда именно желание жить в общине. Раньше еженедельные вечеринки у бассейна на крыше здания были обычным делом. Сейчас в одном из внутренних дворов жители устраивают кинопоказы. Из окон можно видеть панораму Барселоны и тот самый цементный завод, переделанный Бофиллом в мастерскую. До пандемии попасть внутрь можно было с экскурсией, сейчас остается только искать секретный вход (если очень захотеть, его можно найти всегда).
Здание Меридиана
(Edificio Meridiana, Avenida Meridiana, 312-320)
Ещё один необычный жилой дом за пределами центра. Его окна выходят на проспект Меридиана – одну из самых оживленных улиц Барселоны. Над его созданием работала группа архитекторов во главе с Ориолом Бохигасом. Спустя десятилетия та же группа возьмется за проект Олимпийской деревни – сейчас это модный и дорогой район рядом с морем и парком Ciutadella.
Здание Меридиана построено в 1960-х – в эпоху, когда промышленность Барселоны бурно развивалась и требовала все больше рабочих рук. Население быстро росло за счет миграции из других провинций Испании, а за миграцией следовал строительный бум, расширяющий границы города. Этот дом строился как социальное жилье, рассчитанное на рабочих и их семьи. Но это не типовое здание, второго такого в Барселоне нет. Оно состоит из одинаковых по площади (73 м2) квартир, в каждой из которых три спальни, кухня, гостиная и ванная. Чешуйчатый керамический фасад привлекают внимание прохожих на противоположной стороне проспекта. При ближайшем рассмотрении оказывается, что окна здания довольно узкие и маленькие, но это не редкость для жилья эконом-класса в Барселоне. Тем не менее, арендодатели используют эстетику рационализма как повод накинуть сверху средней цены за квартиру в этом районе.
Отель Suites Avenue
(Passeig de Gràcia, 83)
Тоёо Ито сравнивает архитектуру с одеждой – оболочкой человека, которая теряет смысл без его присутствия. Он создает криволинейные формы, напоминающие линии природного мира. В этом он близок к Антонио Гауди, который говорил: «Дерево – мой учитель».
Ито известен в Барселоне в основном благодаря проектам отеля Порта Фира и соседней башни Реалия БСН. Но куда проще добраться до отеля Suites Avenue, расположенного в самом центре города. Из номеров открывается вид на Дома Мила Гауди, который и вдохновил японца. Он признался, что не хотел браться за проект отеля, пока не поднялся на крышу здания. Оттуда он увидел Дом Мила, в который влюбился еще во время своего свадебного путешествия в Барселону, и это изменило его решение. Фасад Suites Avenue – наложенные друг на друга графические ленты, выполненные из нержавеющей стали. Как всегда, вид здания открывает простор для интерпретаций, самая романтичная из которых – морские волны, отражающие солнечные лучи, а самая жизненная – паста фетучини или размотанный рулон туалетной бумаги.
Текст – Яна Александрова