Современная архитектура Парижа: 10 знаковых построек

 

Париж стабильно входит в десятку самых посещаемых городов мира. При всей насыщенности город очень компактный: чтобы пересечь его пешком с севера на юг, потребуется всего два часа. Многие памятники архитектуры настолько растиражированы, что, кажется, бывалого путешественника уже ничем не удивишь. Но стоит доехать до ближайшего пригорода, чтобы прогуляться по грандиозным декорациям «Голодных игр», заглянуть в современный музей с двигающимися этажами или посмотреть на футуристические проекты архитекторов-модернистов. 

Основная часть парижских построек приходится на конец XIX – начало XX века. Это хорошо видно на карте, указывающей время строительства каждого здания. Современный Париж придумал архитектор Барон Осман, почти полностью перестроив столицу за 20 лет. Именно благодаря ему каждый из нас сразу узнает Париж по домам из песчаника с черными кружевными балконами. Спустя сто лет они стали прекрасным фоном для яркой современной архитектуры. Ее сравнительно немного, зато практически каждое здание становится знаковым.

В 1950-60-е во Франции происходит индустриальный бум. Люди покидают сельскую местность в поисках работы на промышленных предприятиях в городах. Растет потребность в доступном жилье, начинается масштабное строительство и урбанизация. Для создания новых районов привлекают знаменитых архитекторов. Результат их работы – футуристические кварталы в пригородах Парижа, которые навсегда вошли в историю. О десяти уникальных памятниках современной архитектуры рассказывает архитектор Мария Троицкая, ведущая телеграм-канала «А как там в Париже?»

 

Башни Айо 
Les Tours Aillaud, Allée de l'Arlequin, Nanterre

Построенные между 1973-м и 1981-м восемнадцать жилых башен в пригороде Нантер – образец французского футуризма семидесятых. Архитектор Эмиль Айо вдохновлялся природой, деревьями и облаками. Он представлял себе не привычный жилой комплекс, а композицию из скульптур разных размеров. Первые две башни высотой в 38 этажей (105 метров) привели в ужас президента Жискара д'Эстена, и он приказал уменьшить высоту последующих высоток. Комплекс вмещает 1607 квартир. Их необычная форма клевера или облака на самом деле представляет собой сочетание кривых и прямых линий, одинаковых для всех башен и выстроенных с помощью техники скользящей опалубки, набиравшей популярность в то время.

Башни покрыты мозаикой из стеклянной пасты размером 2x2 см. Дизайн раскладки сделал сам архитектор и художник Фабио Риети. «Полностью покрытые цветной плиткой, башни будут изображать небо с облаками, пересекаемое ветвями деревьев. Они превратятся в пейзаж, сольются с небом. Все здания будут разными, чтобы ребенок, гуляющий внизу, всегда знал, что он живет в этом облаке или на той ветке», – писал автор проекта. Под высотным жильем расположен паркинг и технические помещения. Центр композиции – парк с искусственным рельефом французского пейзажиста Мишеля Коражу и огромная извивающаяся «змея» – излюбленное место местных детей. 

К сожалению, реализованная фантазия архитектора оказалась слишком сложной в эксплуатации. Изготовленные под заказ окна в виде капель и квадратов со скругленными углами невозможно заменить или починить. У семей, живущих на государственное пособие, часто нет денег на хороший ремонт и покупку специальной мебели для круглых квартир. Отвалившуюся плитку не восстанавливают, а закрашивают. Несмотря на то, что с 2008 года район находится под защитой министерства культуры, в 2017 году власти приняли решение о реконструкции с частичным разрушением. 

 

Фото: omyworld.ru

 

«Озерные аркады» 
11, 21 Rue Jacques Cartier, Montigny-le-Bretonneux

В 1978 году в пригороде Монтиньи-Ле-Бритоннё началось строительство жилого комплекса в форме виадука. Автором стал один из главных архитекторов эпохи постмодернизма испанец Рикардо Бофилл, а само жилье необычной формы было частью грандиозного проекта застройки «Версаль для народа» на юго-западе от Парижа. Весь комплекс состоит из «Храма», «Озерных аркад» и «Виадука» над искусственным озером.

Перед архитектором стояло несколько важных задач: диверсифицировать население, создав социальное жилье с необычной архитектурой. Бофилл вдохновлялся эпохой Возрождения, Версальским дворцом с его садами и Древней Грецией. Прототип «Виадука» – замок Шенонсо на Луаре. К сожалению, несмотря на амбициозность реорганизации территорий и желание вдохнуть в них жизнь, проект не сработал. Вынеся концепцию и стиль на передний план, Рикардо Бофилл не учел базовые потребности населения. Отсутствие магазинов рядом, комары, появившиеся из-за стоячей воды в озере, и новая эстетика, которая многим пришлась не по вкусу, только оттолкнули потенциальных жителей. 

После неудачного с коммерческой точки зрения «Виадука» архитектора решили отстранить от последующего строительства. Однако новоизбранный мэр дал ему шанс спустя несколько лет. Так появился «Храм», архитектурное переосмысление античной Греции и Парфенона. Сейчас комплекс напоминает заброшенные декорации к фантастическим фильмам 80-х годов или кадры из «Жизни после людей». Улицы пустуют, в раскинувшихся зеленых парках не играют дети, многие квартиры заброшены. 

 

 

 

Пространство «Абраксас» 
Clos des Aulnes 93160 Noisy-le-Grand

Бетонный жилой комплекс на востоке от Парижа, поражающий своими масштабами, стал снова знаменит несколько лет назад. Вернул ему популярность молодой французский архитектор Лоран Кроненталь, опубликовавший серию фотографий «Воспоминания о будущем». А в 2014 году архитектурный ансамбль стал декорацией «Голодных игр». Теперь там регулярно проходят съемки клипов и экскурсии. Нельзя сказать, что местные жители в восторге от неожиданно навалившейся на них популярности, поэтому если будешь делать фото – делай это незаметно и не снимай проживающих там людей.

Жилой комплекс реализован в 1983 году тем же Рикардо Бофиллом, автором «Аркад». Он включает в себя 600 квартир, расположенных в трех зданиях: полукруглый «Театр» на западе, небольшая «Арка» в центре и внушительный 18-этажный «Дворец» на востоке. Внутри разбит большой сад в виде греческого амфитеатра. Работая над проектом, архитектор придумал систему сборных панелей и блоков. Для экономичности строительства он использовал повторяющиеся элементы, вдохновляясь классической архитектурой. Игра с масштабами, цветом, деталями позволила Бофиллу создать новый архитектурный язык современного города. 

В 2014 году постмодернист назвал свой утопический ансамбль неудачей, несмотря на технический успех. По первоначальной задумке комплекс, привлекающий внимание размером и стилем, должен был повысить престиж молодого города и решить проблему расселения мигрантов. В результате, строительство не преобразило город и не привлекло молодое население. «Абраксас» так и остался уникальной в своем роде ошибкой архитектора, вошедшей в историю.

 

Фото: unsplash.com

 

 

«Арены Пикассо» 
6 Place Pablo Picasso, Noisy-le-Grand

В десяти минутах от «Абраксаса» расположено еще одно удивительное социальное жилье авторства Мануэля Нуньеса-Яновского. Архитектор родился в Самарканде, юность провел в Одессе, в 60-е годы учился в Испании, где и познакомился с уже известным нам Рикардо Бофиллом. В «Аренах Пикассо», или «Камамберах», как их называют местные жители, отчетливо видно влияние совместной работы с испанским коллегой. 

Сюрреалистические жилые здания построены в 1984 году. Огромные диски диаметром 50 метров установлены на пьедесталы с аркадами и контрфорсами и являются метафорой восхода и захода солнца. Колеса расположены на противоположных сторонах восьмиугольной площади.

Комплекс является одним из первых серьезных проектов в Европе такого масштаба, целиком реализованных из сборного железобетона. Арены включают 540 квартир социального жилья. В «пьедесталах» находятся детский сад, школа и магазины. На площади есть детские площадки и фонтаны. Там же установлена работа испанского скульптора Мигеля Беррокаля. Ансамбль представляет собой странный гибрид готической архитектуры, стимпанка и метаболизма.

 

 Фото: livejournal.com

 

 

Парижский трибунал
Parvis du tribunal de, Paris

Новое здание Дворца правосудия открылось в 2018 году и сразу получило французскую архитектурную премию «Серебрянный угольник». Автор амбициозного проекта здания высотой 160 метров, объединяющего все судебные власти – итальянский архитектор Ренцо Пьяно. Несмотря на протесты защитников архитектурного наследия и самих судей, которые должны были переехать из центра Парижа на окраину, здание все-таки построили. 

Трибунал – это башня шириной 35 метров, состоящая из четырех уменьшающихся прямоугольных объемов. На террасах разбиты сады, для озеленения которых потребовалось более полутысячи растений. Перед архитектором стояла сложная задача: построить здание площадью 120 000 квадратных метров, которое при этом не испортит облик города. Для этого его полностью покрыли стеклом, а первый нижний объем сделали высотой 27 метров, чтобы он подчеркивал общую высоту османской застройки Парижа. Стеклянная башня растворяется в небе, одновременно с этим становясь символом прозрачности французского правосудия. 

Попасть в фойе может каждый: надо просто пройти контроль на первом этаже. Интерьеры полны воздуха и света, в них приятно находится, несмотря на напряженность участников процессов. Рядом с трибуналом ты найдешь только что построенный экорайон «Клиши-Батиньоль» с современным парком на месте старого железнодорожного депо. На крышах и фасадах зданий установлены солнечные панели, а под парком находится геотермальная система теплоснабжения, сокращающая энергию для нагрева воды. Здесь также лимитированы парковочные места и есть удобные велостанции – хороший пример устойчивого развития города.

 

Фото: avocatparis-tgi.org

 

 

Фонд Lafayette Anticipations
9 Rue du Plâtre

В 2018 году в Париже открылся фонд галереи Лафайет. Чтобы туда попасть, надо свернуть на узкую улицу и следовать за навигатором: музей скрывается за фасадом типичного османского дома с еле заметной вывеской. Внутри расположен центр современного искусства и ателье художников. Автором реорганизации старинного здания выступил знаменитый Рэм Колхас (бюро OMA). 

Основа проекта – стеклянная башня, спрятанная во внутреннем дворе. В ней четыре платформы, которые можно убирать или перемещать на необходимую высоту. Благодаря этому появляется 49 вариантов организации пространства. С недавнего времени фонд стал бесплатным для посетителей всех возрастов, так что смело планируй подъем на верхний этаж, откуда открывается красивый вид на крыши Парижа. В фойе можно выпить кофе или поработать в местном коворкинге.

 

Фото: miesarch.com 

 

 

«Звезды» Реноди 
79-81 Avenue Danielle Casanova, Ivry-sur-Seine

В конце 70-х мэрия города Иври приняла решение отреставрировать центр города и построить новое жилье, чтобы решить проблему нехватки жилплощади в Париже и пригородах. Основная идея проекта звучала как «вернуть городу образ современности».

Жан Реноди, автор социального жилья, выбрал треугольник в качестве модуля. Главной целью архитектора было спроектировать сложное пространство, отражающее запутанность городской ткани, способствующее взаимодействию между жителями, посетителями и прохожими. У каждой квартиры есть угловая терраса для небольшого сада, символизирующая стремление к благосостоянию жителей. 

Тогда архитекторам казалось, что они создают жилье будущего, в котором будут жить счастливые люди. Спустя десятилетия проект признали бесперспективным, комплекс опустел. К тому же, необработанный бетон чернеет, если за ним не ухаживать должным образом, а подтеки от осадков становятся похожими на грибок или плесень. Сейчас фасады нуждаются в реконструкции и очистке. Прогулка по пустынным узким улочкам, темным проходам и винтовым лестницам между бетонными звездами напоминает кадры из «Соляриса».

 

Фото: thefunambulist.net

 

 

Фонд Луи Виттона
8 Avenue du Mahatma Gandhi

Здание фонда открылось в 2014 году, спустя шесть лет строительства и семь лет разработки проекта. Автором выступил американский архитектор Фрэнк Гери, известный деконструктивист и лауреат Прицкеровской премии. Новый музей расположен в Булоньском лесу рядом с садом Аклиматасьон. 

Двухэтажное здание из белого бетона окутано двенадцатью «парусами» из стеклянных панелей. Их удерживают массивные деревянные балки. За отражающими свет парусами спрятаны три террасы, с которых открывается великолепный вид на достопримечательности Парижа. На одной из террас между стеклянными панелями можно сделать красивый кадр Эйфелевой башни. Гери представлял свой музей «летящим кораблем, олицетворяющим вклад Франции в мировую культуру». У подножия здания – водоем со ступенчатым фонтаном. 

Внутри есть залы для экспозиции, многофункциональный конференц-зал, ресторан и книжный магазин. Покупая билет на выставку, ты автоматически приобретаешь и проход в сад. Осенью, весной и летом там и правда приятно прогуляться. Билет стоит € 16 (€ 10 для студентов младше 26 лет). Бронируй заранее, иначе придется постоять в очереди на вход. 

 

 Фото: livejournal.com

 

 

«Капустный квартал» 
2 Boulevard Pablo Picasso, Créteil

«Кретёйские капусты», или «Капустный квартал» – это 10 круглых 15-этажных башен, созданных архитектором Жераром Грандвалем в 1976 году в пригороде Парижа, на месте крупнейшей в Иль-Де-Франс овощебазы. С 1860-х годов здесь был завод по производству квашеной капусты.

Вероятно, именно историей местности и вдохновлялся архитектор, когда рисовал эскизы будущих домов, хотя он и утверждал, что изобразил лепестки цветов. В любом случае, название «Капуста» прочно закрепилось за этими башнями. В отличие от проектов, описанных выше, Грандваль предусмотрел общественное развитие территории: помимо социального жилья он спланировал детские сады, школы, магазины, кинотеатры и парковки. На балконах начали сажать деревья и цветы: архитектор мечтал создать вертикальные сады на фасадах.

Однако многим не понравился модернистский проект архитектора. Квартал оказался неудобно спланированным и тесным, дома – сложными в обслуживании, квартиры – слишком маленькими. Людям не хватало места, поэтому балконы-лепестки использовались скорее для хранения вещей, нежели для выращивания цветов. В 1998 году мэрия решила спасти ситуацию и отдала одну из башен под студенческое общежитие, чтобы смешать социальные группы в квартале. В 2008 году башни получили статус архитектурного наследия и образца французской модернисткой архитектуры 70-х годов.

Если ты поедешь смотреть квартал, то прогуляйся еще немного по окрестностям, чтобы увидеть необычный собор, который называют первым собором, построенном в XXI веке. Его спроектировал в 2015 году архитектор Шарль-Гюстав Стоскопф. Если посмотреть на здание сверху, то оно напоминает рыбу, символ Христа. Деревянный корпус возводили почти год, его части смещены, изображая две руки в молитве.

 

Фото: flickr.com

 

 

Парк Ла-Виллет  
211 Avenue Jean Jaurès

Парк Ла-Вилетт в XIX районе на севере Парижа – самый большой в столице. Архитектурный проект реализован Бернаром Чуми в 1982 году. Его основная идея была в разделении территории на тематические зоны и объединение их с помощью небольших красных домиков «фоли», вдохновленных русским конструктивизмом (просто посмотри на план, чтобы в этом убедиться). Каждый павильон встроен в квадратную сетку, это придает строгую систему всему парку. Если не знать, куда идти, то можно гулять весь день.

Среди всего разнообразия тематических садов найди бамбуковый сад, спроектированный Александром Шеметовым, и находящийся в нем звуковой цилиндр, созданный архитектором-композитором Бернаром Лейтнером. Оба, разумеется, вдохновлялись Японией и бетонными постройками Тадао Андо. Недалеко от него расположен зеркальный сад.

Конечно же, нельзя не посмотреть (и даже зайти в фойе на первом этаже) скандально известную парижскую филармонию авторства Жана Нувеля, завершенную в 2015 году. Сам архитектор бойкотировал торжественное открытие своего детища: здание открыли недостроенным. Фасады покрывают летящие птицы, оммаж творчеству Эшера. Сложный силуэт здания образован наклонными бетонными конструкциями и металлическими панелями. Помимо зала на 2400 сидячих мест, там есть музей истории музыкальных инструментов и ресторан с панорамным видом.

После можно двинуться в сторону большого зеркального шара – кинотеатра «Жеод». А затем пойти вдоль канала Урк в сторону Сталинграда, района, расположенного недалеко от одноименного метро. Там много молодежных недорогих баров и кафе, а местные устраивают пикники у воды и играют в петанк на берегу. 

 

Фото: depositphotos.com

Тэги: Франция, Париж
hand with heart

Отблагодарить 34travel

Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

Сейчас на главной

Показать больше Показать больше