Личный опыт: экспериментальная школа дизайна в Познани

Авторка 34travel Ольга Зеленская рассказывает для нашей рубрики «Уехать учиться» о том, как устроена учеба в школе дизайна School of Form в Познани.

 

 Ольга Зеленская 

 

В 2015 году я стала студенткой первого курса School of Form: молодой частной и очень экспериментальной школы дизайна в Польше. До этого я 8 лет занималась графическим дизайном в Украине, и мне очень хотелось попробовать что-то новое, выйти за границы своей специализации и получить опыт жизни в другой стране. Школу я нашла банально: в гугле.

 

«Декан факультета рассказывала об обучении, дверь за ее спиной была открыта, и мы увидели, как по коридору пробежала собака, тащившая за собой хозяйку на роликах. В этот момент я поняла, что школа мне подходит»

 

Впервые я сюда приехала на день открытых дверей, совместив с обычной туристической поездкой. Сначала студенты нас водили по мастерским и рассказывали о своей жизни здесь, наша гид дала нам поиграть с роботом и продемонстрировала прожженные сваркой штаны. Потом нас пригласили в аудиторию, где декан факультета рассказывала об обучении, дверь за ее спиной была открыта, и мы все увидели, как по коридору пробежала собака, тащившая за собой хозяйку на роликах. Примерно в этот момент я поняла, что школа мне подходит. Оставалось немного – поступить и переехать.

 

Поступить и переехать

 

Я всегда была перфекционисткой, поэтому польский язык начала учить больше чем за год до переезда, дойдя до уровня В1–В2. Потом, правда, оказалось, что можно было этого не делать, по крайней мере так долго: ребята, которые учили язык по 3-4 месяца, уже через полгода жизни в Польше говорили не хуже меня. Я училась в польской группе, но можно было выбрать и английскую, которая, впрочем, обошлась бы почти в 1,5 раза дороже. К тому же, если есть желание остаться в Польше или просто жить не изолированной жизнью, вряд ли получится избежать изучения языка.

Поступление выглядело так: сначала нужно было прислать портфолио, а потом, если портфолио заинтересовало школу, пройти собеседование (по скайпу для тех, кто не может присутствовать лично). Собеседование совсем не было похоже на экзамен, это был обычный разговор о дизайне и немного рассказ о себе. Важное примечание: уметь рисовать для поступления в школу совсем не обязательно. Кто умеет – совершенствует навыки, кто нет – обучаются в процессе.

 

«Переезд – это хороший способ узнать, что для тебя действительно важно и дорого, а что просто занимает твое жизненное пространство»

 

Сейчас меня часто спрашивают, что размещать в портфолио, особенно если человек только закончил школу и у него совсем нет профессиональных работ. Все очень просто: здесь не нужно пытаться произвести впечатление, достаточно просто показать себя, свое мышление и немного похвастаться достигнутыми успехами. Даже твои фотографии со смартфона могут стать частью портфолио, если тебе приносил удовольствие процесс съемки и ты считаешь, что выражаешь в них себя. Покажи свою индивидуальность, уникальность, непохожесть на других – это здесь ценится. Школа со своей стороны очень заинтересована в хороших студентах. Поначалу кажется трудным выбрать достойные работы, но если отбросить стеснение и задать себе вопрос «а чем я действительно горжусь и хочу поделиться», то получится отличное портфолио. 

Уже в марте я знала, что успешно прошла оба этапа собеседования. Дальше нужно было перевести все документы на польский, отправить их в школу, получить приглашение и визу, подготовиться к переезду. Помню, как наводила порядок в вещах и выносила из дома бесконечные коробки какого-то хлама и ненужной одежды, накопленные годами. С тех пор вся моя жизнь помещается в скромном шкафу. Переезд – это хороший способ узнать, что для тебя действительно важно и дорого, а что просто занимает твое жизненное пространство. 

 

Система обучения и программа

 

Обучение в школе составляет 4 года (бакалавр). Система такова: в первый год ты проходишь все 4 специальности школы, независимо от твоего желания. Это fashion-, industrial-, domestic- и communication-дизайн. И это очень круто, потому что позволяет прочувствовать на своей шкуре процесс работы и наверняка понять, что из предлагаемого школой «твое», а что так и останется опытом для расширения кругозора. Все занятия максимально практические, а теория нацелена на поддержку навыков и умений. Параллельным курсом идут 4 гуманитарных предмета: психология, антропология, социология и философия, они учат нас проектировать с учетом не только рынка, но и потребностей человека. После первого года ты выбираешь себе одну из 4-х специализаций и два гуманитарных предмета. К третьему году ты продолжаешь специализацию и выбираешь один гуманитарный, по которому будешь писать диплом в том числе. На четвертом году идет активная работа над дипломом.

 

Кстати о дипломе: это всегда какая-то вещь или проект, которые подкрепляются письменной работой по выбранному гуманитарному предмету. А выставка дипломных работ – это всегда большое Graduation Show с приглашенными гостями и показом мод. Для студентов школы шоу – событие года, на которое приглашают как высокопоставленных гостей, так и друзей и родственников, чтобы показать, чем же ты весь год занимался или занималась, не выходя из мастерских. Отделение моды устраивает еще и большой показ, остальные три направления работают над созданием выставки. К грандиозному ивенту школа готовится несколько недель, дипломные работы собирают в большой каталог, который дарят партнерам и друзьям.

 

Большинство проектов в школе – это реальные вещи или процессы. В среднем это выглядит так: на моде шьют белые рубашки, на индастриале работают с роботом Kuka, доместик делает мебель и керамику, а на коммуникации программируют, снимают и рисуют. Но бывает так, что все перемешивается, доместики начинают шить, а коммуникация – работать в столярке. Ничто не запрещено, рамки проектов широки настолько, насколько позволит фантазия. И сила духа преподавателя.

Сейчас, находясь уже на четвертом году обучения и делая диплом, я могу сказать, что школа – не столько про дизайн, сколько про mindset как набор личностных ценностей. Это как если бы внутри меня уже было почти все, чтобы заниматься дизайном, а здесь это собрали и уложили в более правильном и логичном порядке. Школа дала мне новый уровень понимания профессии и осознанности своей работы. Она также научила меня выживать в экстремальных условиях работы (тяжело в учении – это про нас, студентов SoF), а еще показала, что мир всегда намного больше и сложнее, чем мы способны увидеть. И самое главное, школа – про людей, и только от тебя зависит, сколько интересных и полезных знакомств ты вынесешь отсюда через годы обучения. Здесь можно встретить абсолютных фриков дизайна и науки, звезд польской и мировой сцены, будущих партнеров по работе и самых лучших друзей. 

 

Атмосфера и преподаватели

 

Школа снимает помещение у международного выставочного центра неподалеку от железнодорожного вокзала. Внутри есть длиннющий коридор, по которому мне доводилось «набегать» до 10 километров в продуктивный день. Чтобы не утомляться хождением, в школе есть велики и самокаты для езды по коридору (люблю их нежно): едешь в свою комнату, заглядываешь в иллюминаторы в дверях.  

 

 

Самая крутая часть здесь – это мастерские. Керамическая, столярная, мастерская по металлу, швейная, фотостудия и компьютерные залы – в них проходит большая часть жизни студентов. Все они неплохо оснащены необходимыми для работы машинами и инструментами, а часто и материалами. Здесь делается большая ставка на ручной труд. 90% проектов мы делаем своими руками, что дает глубокое понимание процесса изнутри. Пройдя 10 кругов ада производства, ты уже никогда не спроектируешь вещь, которую сложно произвести.

«Чтобы не утомляться хождением, в школе есть велики и самокаты для езды по коридору»

 

 

Никаких звонков и пар в школе нет, есть только назначенное количество часов, поэтому каждая группа живет в своем ритме. Занятия проходят в комнатах с белыми стенами без парт и кафедр, все сидят за столами на обычных стульях, слушают, обсуждают, работают в группах. Материал часто преподносят в виде презентаций и видео, которые потом высылаются группе, поэтому конспектов писать не нужно. Зубрить на память тоже не нужно – большая часть материала рассчитана на восприятие, понимание и формирование у студента своей точки зрения. Единственный предмет, над которым мне довелось посидеть вечерами, – это история дизайна и искусств, но теперь я могу поддержать дискуссии об искусстве без заглядывания в википедию.

 

 

«Правил здесь два: первое – work hard, второе – нет никаких правил»

На занятиях царит недопустимая (по постсоветским меркам) вседозволенность: разрешается пить и есть, комментировать материал, высказывать свою точку зрения и даже попросить перерыв, если группа устала. Преподавателям можно говорить «ты» (я лично привыкала к этому 2 года), дискутировать с ними и считать, что они в чем-то неправы. 

Правил здесь два: первое – work hard, второе – нет никаких правил. Поощряются эксперименты, и процесс ценится гораздо больше чем результат. Вязать крючком из травы, обжигать в самодельной керамической печи глину и дерево, делать слепки из дыр в асфальте, кататься в трамвае с самодельной рисовальной машиной, плавить пластиковые крышечки от бутылок – вот небольшой список дел, которыми занималась я или мои одногруппники. К третьему году от студента требуется больше ответственности и осмысленности в проектах, а диплом уже является полноценным дизайн-проектом, совмещенным с научным исследованием.

 

 

О преподавателях и преподавательницах: во-первых, они классные. Большая часть из них молодые и активные, они приходят в школу раз-два в неделю, чтобы провести занятия, а остальное время работают в соответствующей сфере. У многих из них есть свои фирмы, где студенты школы могут пройти летнюю практику (это удобно). Многие учились или работали в других странах. Например, Oskar Zięta ведет занятия на курсе индастриал дизайна, курс по трендвотчингу читает вдохновляющая Зузанна Скальска, которую уже приглашали с лекциями в Киев, а одним из идеологов школы является Ли Эделькорт – одна из самых значимых фигур в современном дизайн-мире.

К 3-4 году студенты часто начинают сотрудничать с преподавателями и их компаниями, завязываются рабочие и дружеские отношения. Это, кстати, очень помогает адаптироваться иностранцам. Главное – быть по-настоящему открытым к новым опытам. 

 

В этой атмосфере всеобщей творческой радости есть и ложка дегтя – бюрократический деканат школы. Строго выделенные и короткие часы работы для студентов, фейлы в работе с планом, неотвеченные письма, да и просто слабый контакт со студентами и понимание их ситуации. При поступлении я добивалась своих бумаг почти 2 месяца, а однажды в приглашение забыли вписать форму обучения и у меня в Украине не приняли документы на визу. Но все отмечают, что работа деканата с годами становится лучше. Школа еще очень молодая, ей всего 7 лет, а на отладку организационных процессов нужно время. 

 

 

Студенты

 

Основную массу составляют польские студенты. На втором месте – украинцы, школа проводит рекрутации (то есть вступительные кампании) в Киеве. Учатся россияне, беларусы, студенты из Китая и Кореи (с этими странами у школы есть программа обмена). Можно встретить ребят со всей Европы Большая часть из них учатся в англоязычных группах, кто-то приезжает по программе обмена Erasmus. Вариться в этой международной тусовке – безумно интересно. Когда-то мы с подругой-словачкой помогали кореянке с керамикой, в благодарность за это она нам приготовила корейское карри. Когда бы я еще его попробовала?

Иногда студентов и преподавателей отличить невозможно, потому что все довольно молоды, да и возраст не такой уж повод для проведения границ. Среди студентов встречаются как только что закончившие школу 18-летние, так и люди в возрасте 30+. 

 

Школа и тусовки

 

Тусовки – это почти так же важно, как занятия! Постоянное общение только в школе однобоко, и можно никогда не узнать других людей, кроме тех, с которыми ты учишься. У школы нет какого-то специального «своего» бара, как показывают в американском кино, поэтому тусовки чаще всего происходят у кого-то дома. В школе есть милая традиция – общими силами накрытый на Рождество стол, за которым собираются поболтать преподаватели и студенты из всех стран и всех специализаций. У нас устраивали своп-вечеринки, чаепития в керамической и даже небольшую рок-пати в столярке. Work hard, party hard.

Школа и работа

 

…совмещаются с трудом. По крайней мере, первые два года. Программа устроена так, что на занятиях ты слушаешь преподавателя или участвуешь в общих консультациях, а делать проекты нужно до или после. Но нет ничего невозможного, и многим удается балансировать, правильно расставляя приоритеты. Мне лично здорово помогали занятия с коучами и психологами, которые поддерживали и не давали скатиться в беспросветный трудоголизм. Учеба в SoF – это труд, сравнимый с полноценной работой, школа требовательна к студентам, поэтому важно правильно оценивать свои силы.

 

 

Жизнь в Познани

 

Познань – это довольно крупный город по польским меркам, 560 тысяч населения, 5-й в стране. Жить здесь очень комфортно. Познань можно назвать студенческим городом, здесь много вузов, большая международная тусовка приехавших по обмену. Студенты селятся по несколько человек в многокомнатных квартирах, есть пара больших студенческих гостиниц. Такая комната обойдется сейчас от 400 до 800 злотых в месяц. Снимать жилье в таких условиях очень классно, потому что у тебя сразу появляется круг знакомств и всегда есть с кем поболтать в свободную минуту.

В Познани поощряется здоровый образ жизни, здесь много мест для разных активностей вроде велосипедов и скейтов, парков, есть речка и два больших озера. Что не отменяет изобилия баров на любой вкус и кошелек. Польша – одна из самых недорогих стран Евросоюза, поэтому выжить здесь – не проблема. Одноразовый проезд для студента стоит 1,9 злотых, проездной – около 60 злотых, чашка кофе – 6-8 злотых, а продуктов на неделю в местных супермаркетах можно купить на 50-80 злотых на человека. Сколько-то денег всегда будет уходить на материалы для работы в школе, но тут наша фантазия не знает границ – хороший проект можно сотворить даже из мусора. Проекты в школе делаются из всего: пуговиц, газет, пластиковых крышечек, а в прошлом году был дипломный проект полностью сделанный из листьев свеклы. 

 

«Проекты в школе делаются из всего: пуговиц, газет, пластиковых крышечек, а в прошлом году был дипломный проект полностью сделанный из листьев свеклы»

 

Но главное достоинство Познани, особенно для студента дизайна – это непосредственная близость к Берлину. 3 часа на поезде – и ты уже в столице мировой культуры, в которой есть все самое лучшее: музеи, галереи, клубы, книжные, барахолки и дух свободы. И все это – с приличной студенческой скидкой. 

Вообще, студент – это такое волшебное слово в Европе. Каждый старается тебе помочь, поддержать, делает скидку или просто улыбается. Солидную студенческую скидку можно получить как у продавцов на барахолке, так и у штрафующих за безбилетный проезд инспекторов. Если тебе при этом еще и до 25 лет – количество открытых для тебя дверей максимально велико, и этим можно и нужно пользоваться. 

 

 

Возможности, связанные с учебой

 

Возможностей – много. Их значительно больше, чем нужно одному конкретному человеку, поэтому у каждого есть выбор. За время учебы школа помогла мне побывать на крупных выставках во Франкфурте, я проходила практики в трех компаниях, ездила на летнюю школу дизайна в Латвию, а свои поездки в Берлин в музеи и на выставки я уже вряд ли смогу посчитать. Кроме этого, дизайн-фестивали в разных уголках Европы, конкурсы и воркшопы, прогулки по улицам других городов, книги, круг общения, прокачанный английский – все это мне вряд ли удалось бы пережить, не поедь я учиться в другую страну. Мне нравится совмещать путешествия с получением новых знаний и опытов. 

В рамках занятий есть проекты с фирмами, когда студенты работают с сотрудниками разных (часто крупных) компаний. Когда-то студенты, например, разобрали Шкоду и собрали из нее несколько других вещей. Я участвовала в проекте с местным офисом IKEA. Такие проекты помогают присмотреться к компании как к потенциальному работодателю, понять, как работает рынок, выйти за рамки уютной школы и заглянуть в реальную жизнь.

 

Что изменилось во мне

 

Я выделяю три очень важные вещи: во-первых, я научилась быть намного смелее и увереннее как в своих проектах, так и во взаимодействии с другими людьми, часто – на чужих языках, доказывать свою правоту и отстаивать точку зрения в осмысленной дискуссии. Во-вторых, мой кругозор стал в десятки раз шире, я узнала ключевые имена и проекты, знаю, где искать самые свежие новости, у меня появились знакомые дизайнеры, иллюстраторы и мейкеры в других городах и странах. Но наиболее важным я считаю тот факт, что больше всего здесь я узнала не о дизайне, а себе: своих возможностях и границах, о близких для меня вещах и темах, и о том, чем я хочу заниматься в жизни, а что может обойтись без моего участия. Сейчас я пишу диплом о роли природы в современных городах, готовлю проект, связанный с этим, заодно начинаю понемногу заниматься керамикой и другими ремеслами.  

Эти три года были непростыми, но я очень счастлива, что они были именно такими, и не поменяла бы ни минуты. Бывало тяжело, и очень тяжело, но это всегда давало мне новые толчки к развитию, за которым я сюда и приехала. В большой степени опыт учебы за границей – это не про учебу. Это про взросление, ответственность и свое место в большом и непонятном мире. И точно про взгляд с новой стороны на себя и все, что происходит вокруг.

 

 

Фото предоставлены School of Form

Тэги: Польша, Познань
hand with heart

Отблагодарить 34travel

Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

Сейчас на главной

Показать больше Показать больше