Опыты: «Я побывала на буйволиных бегах на острове Сумбава»

Пару лет назад Александра Клинцевич из Минска уехала в Индонезию учиться музыке и знакомиться с культурой Darmasiswa. Теперь Александра рассказывает о новом необычном опыте, который случился с ней в этой красивой стране: девушке удалось побывать на буйволиных бегах на острове Сумбава. Для 34travel Александра рассказывает о том, как проходят соревнования, и о важности (и сложности) этого культурного феномена.


Остров Сумбава

Сумбава – относительно небольшой остров на востоке Индонезии, известный туристам высокими волнами для серфа и уединенными песчаными пляжами. До Сумбавы можно долететь на самолете внутренними рейсами или добраться паромом с соседнего Ломбока. 

По сравнению с более популярными соседями (островами Комодо, Флорес или Ломбок) Сумбава – все еще довольно неизведанное туристическое направление. На Сумбаве можно не только любоваться природными красотами, но и познакомиться с традициями, уникальными обрядами и ритуалами местных народностей. 

Не считая серферов или бывалых путешественников, которые подолгу живут в Индонезии, шансы встретить иностранца здесь действительно невелики. С одной стороны, это дает ощущение аутентичного приключения, с другой – добавляет сложностей с неочевидной логистикой (здесь нет привычного для Индонезии мототакси) и трудностями перевода. Кроме национального индонезийского, на острове говорят на пяти локальных языках: Сумбава – один из них. Путешествуя в глубину острова и удаленные от городских центров места, довольно часто можно встретить местных, которые не говорят и на индонезийском, используя только региональные языки. 

Большинство жителей Сумбавы исповедуют ислам суннитского толка, но тут также сохранились некоторые древние культы, традиционные верования и обряды. Например, довольно серьезное социальное влияние имеют Сандро (Sandro) – местные шаманы, выступающие в роли врача-знахаря и человека, к которому обращаются за советом. 

Климатическая особенность этого региона – сильный сезонный контраст. С ноября по март, в сезон дождей, можно любоваться тропической зеленью и водопадами, гуляя по джунглям. Но уже с апреля остров постепенно начинает высыхать и желтеть, принимая почти пустынный облик, нетипичный для остальной Индонезии. Поэтому, несмотря на некоторые неудобства планирования, все же приятнее посетить остров в сезон дождей. 

 


Буйволиные бега

Буйволиные бега – традиционное развлечение и одновременно способ возделывания поля перед посадкой риса. Мероприятие проходит в деревнях по воскресеньям. Локация каждый раз меняется, но ее несложно отследить: если в воскресенье утром увидишь цепочку открытых грузовиков, в прицепах которых качаются буйволы, то, проследовав за ними, сможешь добраться до нужной точки. Соревнования проходят на относительно небольшом участке рисового поля, затопленного водой. Буйволы бегут в паре, связанные общим ярмом, к которому прикреплена деревянная перекладина, на которой стоит жокей. Его задача не только на большой скорости переправиться из одного конца поля в другой, балансируя на деревянной перекладине и управляя буйволами, но также коснуться деревянного шеста в конце поля, который называется сакак (sakak). Побеждает в соревнованиях жокей, который дотронулся до сакак и пришел к финишу быстрее других.

 


Как все происходит?

Мы приехали на поле в первой половине дня, за час до начала соревнований, чтобы осмотреться. Буйволы – этакие нежные большие коровы – теснятся под навесами, заботливо припрятанные от солнца. Температура на Сумбаве иногда переваливает и далеко за 30 градусов, так что оставаться без прикрытия под прямыми лучами солнца долго не стоит. Народу много: зрители и болельщики, жокеи с семьями, продавцы еды и напитков, где-то здесь в толпе бродят и Сандро. Шаман Сандро – важный участник мероприятия: перед началом гонок он проводит магический ритуал, помогающий буйволу и наезднику справиться с задачей наилучшим образом. Считается, что победа в бегах зависит от комбинации факторов: силы буйвола, мастерства жокея и умений Сандро.

Возле бегового поля расположены импровизированные трибуны – навес и расставленные в несколько рядов пластиковые стулья. Где-то здесь сидит человек с микрофоном, которые комментирует все происходящее и направляет действо. Пытаюсь незаметно протиснуться к первым рядам, что оказывается непростой задачей: в таком максимально нетуристическом месте я привлекаю внимания приблизительно столько же, сколько и буйволы. По дороге отвечаю на вопросы, рассказываю откуда я, как долго живу в Индонезии и как долго планирую оставаться. Параллельно пытаюсь подслушать разговоры других, фантазируя, что я Клиффорд Гирц, который изучает петушиные бои. Прислушаться к разговорам – непростая задача номер два, так как люди кругом говорят бегло, миксуя индонезийский с сумбаванийским, шумно реагируя на происходящее на поле.

 

«Считается, что победа в бегах зависит от комбинации факторов: силы буйвола, мастерства жокея и умений шамана»

 

Буйволы бегут не одновременно – один за другим, в зазорах между бегами ведущий комментирует происходящее, шутит и развлекает публику. Пространство вокруг наполнено шумами и запахами. Покуривающие мужчины в традиционных мусульманских сонгкоках на головах, женщины в кепках поверх цветастых хиджабов, кто-то приветственно кричит встреченному знакомому, публика смеется шутке ведущего, торговцы зазывают купить холодный лимонный чай. 

Мы стоим близко к концу трассы – прямо напротив шеста сакак – и видим как финишируют участники. Один из жокеев, коснувшись сакак, ловко спрыгнул с буйволов и направился к навесу со зрителями, на ходу протирая глаза от липкой грязи. Подойдя, подхватил микрофон и начал воодушевляющую речь, вызывая одобрительные крики и овации публики. Безуспешно пытаюсь разобрать, что именно он говорит, у него за спиной в это время пролетают буйволы, запряженные девушкой, укрытой черным хиджабом. Толпа взрывается криками, солнце жарит, мужчина по колено в грязи вещает в микрофон – все это похоже на кино.  

 


Культурный феномен

Американский антрополог Клиффорд Гирц, в своей книге «Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев» рассматривает культурный феномен петушиных боев как  «симуляцию социальной матрицы». Он также отмечает связь развлекательного мероприятия с фундаментальными ценностями общества, ориентированного на кооперацию, – такими как честь, достоинство и уважение. Настоящий петушиный бой, – говорит Гирц – это соревнование людей, делегированное животным, где победитель получает уважение и восхищение со стороны других. В этом, мне кажется, буйволиные бега – немного схожая история. Победа в гонках не меняет иерархию и фактическое положение жокея и его семьи в социуме, но на короткое время он получает важные для индонезийцев почет и уважение.

 

«Сложно игнорировать, насколько жестокий по отношению к животным это процесс»

 

Бега длятся несколько часов в зависимости от количества участников. Несмотря на зрелищность и многофункциональность бегов как культурного феномена, сложно игнорировать, насколько жестокий по отношению к животным это процесс. Пока я смотрела, зацепилась за мысль, которая меня потом не оставляла: о том, что самые хлесткие удары прилетали буйволам от жокеев, которым сложнее всего удавалось контролировать ситуацию, балансировать и двигаться в нужном направлении. При этом, например, один из наездников, буйволы которого уверенно бежали с одинаковой скоростью точно в направлении палки сакак, за всю дорогу только однажды легонько перенаправил животных, шлепнув рукой по спине. В общем, такая визуальная метафора об агрессии, которая растет в ситуации потери контроля.

Тесная связь казалось бы развлекательного действа с экономикой – еще одна схожая черта бегов с петушиными боями. В своей книге о петушиных боях Гирц подробно расписывает сложную систему денежных ставок, которая зависит от взаимоотношений в сообществе: например, нельзя ставить не в пользу своего родственника или не в пользу своей деревни. В бегах же победивший буйвол не получает каких-то особенных наград, но выгода приходит опосредовано, так как победа оказывает влияние на рыночную стоимость буйвола, которая может вырасти с 20 до 100 миллионов индонезийских рупий (приблизительно с $ 1200 до $ 6450). 

Мы не стали дожидаться финала и объявления победителей и, понаблюдав некоторое время за процессом, отправились обратно, прислушиваясь к удаляющимся выкрикам разгоряченной толпы и обсуждая увиденное.  

 

Фото: ​​Mauro Nicolas Scabuzzo

Тэги: Индонезия
hand with heart

Отблагодарить 34travel

Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

Сейчас на главной

Показать больше Показать больше