В Татры на авто

Кристина Майстрова работает QA-инженером, а в свободное время делает иллюстрации, катается на сноуборде и ведет блог про рисунок и путешествия. Для 34travel она уже рассказывала о поездке в итальянские Доломитовые Альпы, а сейчас делится опытом автопутешествия в польские Татры.

Как получилось путешествие?

В начале лета мы втроем с мужем и нашим другом начали выбирать, куда бы поехать, чтобы посмотреть на красивую природу и архитектуру, чтобы это было недорого и можно было добраться на машине из родной Пензы. Планировали Финляндию, но отдавать по € 30-40 за хостел совсем не хотелось. Поездка срывалась, но тут я вспомнила про Польшу, с которой мы тесно связаны. Тут леса, горы, сказочные домики и приятные цены. Отдельный плюс – знание польского. Итак, мы проснулись в 3 утра, залили в бак бензин, а в термосы кофе, закинули чемоданы в багажник и отправились в самое длинное путешествие на машине в нашей жизни.

Как добраться?

Мы ехали на машине, и это было не самое разумное путешествие, но самое насыщенное. За 10 дней пути мы посмотрели 3 страны и 10 городов. Это чертовски интересно, когда ты завтракаешь в одном городе, обедаешь во втором, ужинаешь в третьем, спать ложишься в четвертом, а на следующий день все повторяется. От нашего города до городка Косцелиско в Татрах 2350 км, на дорогу у нас ушло 4 дня, пару дней, чтобы погулять по аккуратному Минску, неделя, чтобы изучить Варшаву – и вот мы в Татрах.

Если ты не любишь такие приключения, бери билет на самолет. Например, из России в Польшу летает LOT, билет до Варшавы и обратно можно купить за € 130-140. А оттуда едешь в Татры на автобусе. У Flixbus 4 раза в день отправляется прямой автобус от Metro Wilanowska. На дорогу уйдет 7-8 часов. Самые удобные рейсы отправляются в 7.00 и 10.00. Билет стоит € 11,9.

Дороги

Перед поездкой нам говорили, что в Польше не любят русских (я такое слышу перед каждой поездкой), а на границе нас будут проверять «от и до». Границу мы пересекали в Бресте примерно в час дня, электронной очереди не занимали. На обе таможни (беларусскую и польскую) у нас ушло около 2 часов. Сотрудники таможни предупредили, что нельзя провозить свинину, поинтересовались сколько мы везем алкоголя, попросили открыть две сумки и пожелали счастливого пути. Машину тщательно никто не осматривал, ограничились проверкой фар и дворников. Сначала таможенник честно говорил с нами на английском, но когда речь зашла о фарах, на русском сказал, что не знает, как перевести на английский слово «аварийки» – поэтому все стали говорить на русском.

После беларусских автострад плестись по польским дорогам общего пользования, соблюдая все правила, было откровенно скучно. Особенно когда тебя обгоняют легковушки, автобусы и даже фуры. Такое с нами уже было в Италии, но тогда нам усердно сигналили, а потом укоризненно смотрели, чтобы показать всю глубину нашего падения в глазах общества. Поляки же спокойно плелись сзади, а когда появлялась возможность, обгоняли. Так же спокойно они стояли в пробках, не пытаясь объезжать километровые заторы по обочине. Может, просто нам так повезло. Но хочется верить, что польские водители и правда спокойнее итальянцев.

«Это чертовски интересно, когда ты завтракаешь в одном городе, обедаешь во втором, ужинаешь в третьем, спать ложишься в четвертом»

Заправляться в Польше мы старались при крупных супермаркетах. Около таких торговых центров есть собственные заправки и цены на них значительно ниже, чем на трассе или в городе – около € 1,2. Самый дорогой бензин был в горах – € 1,4 почти как в Италии.

Ситуация с парковками тоже намного приятнее, чем в остальной Европе. Мы пользовались сервисом «Паркопедия» , там ты можешь выбрать паркинг на карте, узнать цены, условия и часы работы.

Шале в Татрах

Я обожаю бронировать жилье в Польше: в такие моменты складывается впечатление, что я нормально зарабатываю. Цены адекватные. Выбор огромный. Я искала именно шале, в идеале – с камином, балконом и красивым видом. Мы искали жилье за месяц до заезда, в самый пик сезона. Тем не менее, вариантов было полно и среди них затаился тот самый домик, который так красочно обрисовало мое воображение. Многие дома обставлены и оформлены в закопанском стиле, найти вариант с камином вообще не проблема, да и вид на Татры везде включен.

Я выбрала квартиру в шале, рассчитанном на 6-х человек с камином, видом на гору Гевонт, кухней и двумя балконами. Обошлась она в RUB 3000 (€ 40) за ночь. Домик принадлежит дружелюбной семье из Венгрии: когда-то они отправились в Татры на медовый месяц, влюбились в эти места и решили остаться тут навсегда. А заодно и устроить неплохой бизнес. Наверное, поэтому Мартин его жена так внимательны к своим гостям, стараются все рассказать, посоветовать куда отправиться, как правильно одеться и как не потеряться.

Рядом с домиком был маленький магазин со всем необходимым, а во дворе – мангал. Так что прохладные летние вечера мы проводили у своего домика. Грелись у камина, пили местное пиво на ягодах, жарили сосиски и любовались звездопадом на фоне гор. Заодно экономили на кафе, барах и ресторанах.

Хайкинг

Экономить на досуге не пришлось: большинство местных развлечений или бесплатные, или стоят очень дешево. Занятие в Татрах найдется в любой сезон. И если зимой – это горнолыжка, то летом – трекинг, хайкинг, бекпекинг и все остальное, что мы привыкли звать емким словом «поход». Но с романтикой палаток, костров и звездного неба над головой могут быть проблемы. Почти все Татры (как польские, так и словацкие) являются заповедником. Тут ничего нельзя. Жечь костры, сходить с троп и ставить палатки запрещено.

Легальный выход есть. На территории заповедника есть два палаточных городка (pole namiotowe) и при желании можно остановится там, если твой маршрут проходит рядом с ними и подразумевает ночевку в горах. Работают они июня по сентябрь, цена за ночь 35 злотых (около € 8), но со свободными местами там не очень. Также не очень и с современными технологиями: забронировать онлайн не получится, а предоплату принимают в основном наличными или переводом на банковский счет. Поэтому чаще всего туристы берут с собой минимум вещей и ночуют в горных приютах (schroniska). Цена за ночевку на кровати € 10-12, на полу – около € 5-6. Ситуация с бронированием и оплатой такая же, как в кемпингах.

Взглянуть в Морске Око

Одной из целей нашей поездки было горное озеро Морске Око, внесенное в список самых красивых озер мира. Но что нам чужие списки, будем составлять свой, решили мы и поехали на парковку около Лыса Поляна (Łysa Polana). В сезон лучше приезжать пораньше, в 5 часов утра. К 7 утра мест на парковке не остается, и машины приходится кидать вдоль дороги, что прибавляет к неблизкому пути еще 2-3 км, но совсем не прибавляет удовольствия. Да и озеро сильно меняется в зависимости от освещения. Просто поверь, взглянуть на него на рассвете или на закате действительно стоит раннего подъема.

Если тебе повезло попасть на парковку, заплатить за нее придется 30 злотых (€ 3) за день. Вход в национальной парк через ворота в Лыса Поляна в июле и августе работает с 5 утра и стоит 5 злотых (чуть больше € 1), расписание на остальные месяцы лучше проверять на официальном сайте. Да и вообще лучше заранее изучить сайт, чтобы не было сюрпризов.

«Мы нашли прямо на озере уголок поукромнее и сварили себе кофе на озерной воде»

От ворот до озера идти придется по старой асфальтированной дороге, так что никакого особого снаряжения или усиленной подготовки не нужно. Путь до озера – около 8 км, на что у нас ушло 2 часа с двумя небольшими передышками. На тропе есть родники, установлены биотуалеты и даже кафе, если ты вдруг почувствуешь острую необходимость в мороженом или кофе. Можешь проехаться на традиционной повозке до озера за 50 злотых (€ 11). Правда, повозка едет не до самого озера и идти 1,5 км потом все равно придется, но время в пути это значительно сократит. Мы шли пешком, любовались видами (по дороге есть водопады), непугаными животными, привыкшими к людям, и отдыхали после долгой дороги на машине.

От озера можно подняться еще выше к 5 другим озерам по красному маршруту. Если идти через Свистову Чубу, уложишься в один световой день без ночевки в приюте. Нам же оставалось только прогуляться вокруг озера и идти обратно к машине. Но даже эта небольшая прогулка принесла массу впечатлений. Например, встречу с оленем, который прямо на тропе ел какую-то траву и абсолютно игнорировал обходивших его людей. Сразу видно, кто здесь главный, а кого на время погулять пустили.

Вдоль берега много уединенных мест, где можно передохнуть, насладиться видами и никому при этом не мешать. Мы брали с собой кофе и горелку. Нашли прямо на озере уголок поукромнее и сварили себе кофе на озерной воде.

Губалувка – горная улица

На следующий день хост очень рекомендовал нам прогуляться по Губалувке. Это прогулочная улочка на вершине одноименной горы. Добраться до нее можно на старинном подъемнике или по обычной дороге пешком. Подъемник стоит 22 злотых (€ 5) в обе стороны. На вершине куча типично туристических развлечений: лотки с едой и сувенирами, кафе с приятным видом, повозки, на которых можно кататься, персонажи в национальных костюмах, с которыми можно фотографироваться, и тобогган, на который стоит огромная очередь. Единственное, за чем действительно стоит плестись наверх – это пикник с шикарным видом на горный закат. Чуть в стороне от улицы есть удобные места, где можно комфортно расположится и порадовать себя горячим вином или холодным пивом в зависимости от сезона. А потом спокойно спуститься домой.

В остальном Губалувка – это толпы людей, шум и куча китайского барахла, смешанного с местным хендмейдом, который внизу стоит намного дешевле. Примерно то же самое творится и в центре Закопане. Если хочешь спокойно насладиться сказочными домиками в местном стиле, лучше выходи гулять рано утром, пока большинство туристов или еще не проснулись, или уже ушли в горы.

Замок с привидениями

Немного разочаровавшись толпами людей (а в августе это превращается в стихийное бедствие), мы решили прокатиться до замка Недзица, построенного на реке Дунаец. На машине ехать около 2,5 часов. Хотя мы добирались намного дольше, потому что «ух ты, смотри, как красиво», «мне надо срочно это сфотографировать» и «почему это все тут стоят, давай тоже постоим». В отличие от Доломитов, в Татрах организовано очень много смотровых площадок вдоль дорог, что увеличивает время в пути, но и настроение поднимает.

На общественном транспорте дорога до Недзицы тоже вполне осуществима. Сначала с местного автовокзала едешь до городка Новы-Тарг, а там ищешь маршрутку Nowy Targ – Kacwin (расписание тут) и едешь до остановки Niedzica. Интервал у маршруток примерно 2 часа, но лучше это заранее уточнить на сайте. Вход в замок стоит 20 злотых (€ 4,5), но работает он по старой европейской традиции только до 4 часов, билеты продают до 15.30, так что если планируешь погулять по музею и галереям замка, лучше приезжать пораньше. Мы, конечно же, никуда не успели и в итоге просто бродили вокруг. А ведь у Недзицы, как у любого уважающего себя замка, есть и легенды, и клад, и привидения. Мы про это ничего не узнали и скромно смотрели на замок в надежде, что из окна случайно вывалится хоть одно маленькое привидение. Впрочем, снаружи тоже красиво.

Как и все хорошее, наше путешествие закончилось очень быстро. Мы оставили совсем немного времени на такое масштабное место как горы. Побывав до этого в Доломитах, я была удивлена, что Татры ничем не уступают своим итальянским соседям – разве что цены ниже. Следующую поездку в Татры я бы планировала на осень и количество проведенных здесь дней с радостью бы удвоила.

Лайфхаки

Помни, главные организаторы километровых пробок в Татрах – это паны на телеге. Утром, когда пан едет на работу, и вечером, когда он возвращается домой, позади собирается флешмоб из тех, кому не повезло. Пан на телеге – это как стихия, его появление, конечно, можно спрогнозировать, но это не точно. Остается только полагаться на удачу и со смирением принимать его появление, т.к. обгон на горных дорогах везде запрещен. Все спокойно плетутся и молятся, чтобы пан свернул на ближайшем повороте.

Приготовься к тому, что многие гостиницы, хостелы и апартаменты просят предоплату в виде перевода на банковский счет. Даже при бронировании через букинг с тобой может связаться хост и попросить предоплату. Так получилось и у нас. Мы объяснили про банковскую комиссию за международный перевод и клятвенно обещали, что мы точно-точно приедем. То же самое и с кемпингами: прогресс в горы еще не забрался. Бронь через телефон или электронную почту, оплата банковским переводом или «занесите нам лично».

По воскресеньям найти работающий магазин в Татрах непросто, особенно вне сезона. Если не планируешь питаться в кафе, покупай еду заранее.