Что такое бутик-фестиваль?

В то время, когда Земля все быстрее вращается вокруг своей орбиты, фестивали повсюду увеличивают количество выступающих, мест для посетителей и цены, появляются фесты, которые крутили эту тенденцию вокруг своих пальцев. Они делают ивенты для 400 посетителей, выбирают фантастические локации и дополняют тусовочный экспириенс серьезными социальными движухами. 34mag рассказал про бутик-фестивали.

Несмотря на то, что сегодня можно найти музыкальные фестивали на любой вкус и под любой кошелек, спрос на них напоминает непостоянные морские волны. На конкурентном рынке, который включает в себя таких гигантов, как Coachella и Glastonbury, фестивали охотятся за всемирно известными исполнителями, чтобы обеспечить себе большую посещаемость. Однако стоимость бронирования таких «лакомых» для толпы диджеев или музыкантов каждый год растет – соответственно увеличиваются и фестивальные расходы. Тем более что знаменитый хедлайнер – это еще не гарантия успеха. Как же тогда фестивали адаптируются, чтобы выжить и не оказаться в минусе? Специально для этого музыкальный бизнес изобретает новые модели фестивалей.

 

 Словарь определяет слово «бутик» как «небольшой специализированный 
 производитель либо бизнес», второе значение – «что-то стильное и 
 привлекательное. 

 

 

Британский феномен

 

Все началось в Британии, где бум на бутик-фестивали возник в начале нулевых. Тогда существовал лишь десяток музыкальных фестивалей на весь остров – половина для рок-фанов, половина для электронных пати-гоуэров. Конечно, это совсем не устраивало местных тусовщиков. Маленькие гезеринги начали возникать на задних дворах ферм, в маленьких, но живописных деревушках, под стенами средневековых замков. Тенденция шла в ногу с возникновением инди-ниш в музыке, распространением технологий и социальных сетей, а также с интересом коммерческих брендов к таким небольшим историям. Сейчас в Британии насчитывается более 700 фестивалей в год.

Долгое время являясь исключительно британским явлением, бутик-фестивали сейчас популярны во всем мире. Расскажем о нескольких таких.

Например, клубный The Social проходит в английском графстве Кент, на который приглашает лучших диджеев, но в количестве не больше десятка за ночь. Так ты сможешь всех послушать и разделить совместный экспириенс со всеми посетителями. Вот что говорит о нем известный хаус-диджей Карл Кокс: «Что действительно круто, так это то, что на Social приезжают лучшие диджеи со всего мира и играют абсолютно разную музыку».

Или возьмем, например, коста-риканский Envision, который сосредотачивается на пермакультуре, духовности, телесных практиках, искусстве, музыке, развитии общества, здоровья и экологии. И все это на берегу Тихого океана рядом с тропическими джунглями – где еще получить такой комплексный экспириенс?

Или фестиваль хаус-музыки Into the Valley, который 2 года проходил в известняковом карьере с невероятной акустикой Dalhalla в Швеции. В этом году фестиваль перебрался в эстонский карьер Rummu с заброшенной советской тюрьмой недалеко от Таллинна. Помимо этого, шведская компания Music Goes Further, которая организует этот фест, в январе 2018-го запускает Into the Castle в Южной Африке, где совместит сильные местные влияния, техно-элементы и другие поджанры. Все произойдет в самом старом колониальном здании Кейптауна, одной из столиц ЮАР.

Такие фестивали продвигают принципы уникальных локаций, продвинутой музыки, новых технологий в звуке, инновационного арта, архитектуры, социального равенства. Короче, экспериментируют с развитием общества, его формой, организацией, представлением о нем в так называемых временных трансформационных зонах.

Понятно, что не каждый фестиваль может полагаться на белые песочные пляжи или просторный карьер, но бутик-фестивали способны заинтересовать толпу, предлагая опыт, отличающийся от прибамбасов крупнобюджетного фестиваля. Сосредоточив свое внимание на таких аспектах, как активное участие сообщества или работа с конкретной аудиторией, бутик-фестиваль процветает там, куда крупные фестивали предпочитают не соваться. С меньшим количеством колебаний и квадратных метров, небольшие бутик-фестивали могут создать более интимный опыт между музыкантом и слушателем и оставить более глубокое впечатление.

 

 

Больше чем музыка

 

Живая музыка всегда будет центральным элементом на фестивалях, но ранее не существовавшие или периферийные вещи – еда, оздоровительные мероприятия, игры и искусства – в настоящее время становятся основой бутик-фестивалей. Это возможность обратиться к нишам и выделить фестиваль среди других.

Альпийский 6-дневный фестиваль Rise на крупнейшем лыжном леднике Les 2 Alpes содержит 220 км трасс и, кроме насыщенной дневной и ночной музыкальной программы, предлагает захватывающие горные пейзажи. Йога на свежем воздухе с видом на горный хребет, приготовление пищи на костре, катание на хаски, парапланы и вертолеты, а вечером – скрытые от глаз небольшие ледяные хижины, внутри которых гремит горячий бит.

На севере Италии фестиваль Kaltern Pop 2017 предлагает разместиться на берегу озера, где даже в октябре еще довольно тепло. Легкая и возвышенная музыкальная программа Kaltern Pop на живописных просторах Италии придется по вкусу сельским романтикам и завсегдатаем фермерских маркетов.

Таким же интимным кажется сентябрьский Festival №6, который проходит в маленькой уэльской деревушке Портмерион, построенной полностью в итальянском стиле в начале XX века архитектором Клаф Уильямс-Эллисом. Beck, который был хедлайнером на одном из фестивалей, говорил, что это самый сюрреалистический и фриковый фестиваль, который он посещал. Кроме музыки, фест предлагает эксклюзивные кинопоказы с живым звуковым сопровождением, stand up выступления известных английских комедиантов, арт-тропы в лесу, истории на полянах, pop up театр, кабаре и различные инсталляции.

Тем не менее это не означает, что фестивальные бутики не могут ориентироваться на утонченный лайнап. Возьми, например, Dekmantel Selectors в Хорватии. Это тот же звукозаписывающий лейбл, который делает популярный фестиваль Dekmantel в Амстердаме. Акцент фестиваля именно и прежде всего на искусстве диджеинга: здесь ценится разнообразный выбор музыки селектора и первоклассное общение с аудиторией, размер которой ограничен 1500 билетами. Сюда слетаются всемирно известные диджики, чтобы отдохнуть вместе с посетителями в уютной обстановке хорватского курорта на побережье Адриатического моря.

Обеспечение большим количеством интересностей для меньшей аудитории, как правило, может стать причиной больших затрат и меньшего дохода, а это означает, что борьба за доступных хедлайнеров становится жесткой. Не то чтобы бутик-фесты всегда жаждали больших, международных звезд, но планирование их лайнапа требует иного подхода.

Например, многие бутик-фестивали сосредотачиваются на новых талантах и музыкантах, играющих для определенной аудитории. Но даже запуск относительно неизвестной группы может стать головной болью для организаторов, ведь артисты постоянно увеличивают свои гонорары параллельно с увеличением количества самих фестивалей. Английский Blissfield вместимостью 400 человек хостил Mumford & Sons еще в далеком 2009 году накануне их подъема. После выступления на бутик-фесте известность группы продолжала расти по всему миру так же, как и London Grammar, которые были хедлайнерами того же фестиваля в 2013 году. Blissfield считает, что его выживание в значительной степени зависит от успешного бронирования свежего таланта, прежде чем он станет мейнстримом.

 

 

Опыт и сознательность

 

Так что, бутик-фестиваль – это меньший по размерам ивент с «внеклассной» программой и охотой за новыми талантами в надежде отыскать цветок папоротника? Не совсем. Большинство бутик-фестивалей направлена на создание настоящего сообщества и получение определенного экспириенса. Есть еще элемент сопричастности, когда ты становишься частью живого организма бутик-феста.

И, наконец, бутик-фестивали не забывают про сознательность. Будь то посадка деревьев или использование утилизируемых тарелок и солнечной энергии, как на Øyafestivalen в Норвегии. Защита окружающей среды является одной из основных ценностей норвежского фестиваля, который пытается стать самым зеленым фестивалем в мире. Например, все свои излишки еды – более 2000 блюд – фестиваль пожертвовал нуждающимся людям в Осло.

На перенасыщенном рынке бутик-фестиваль пытается угодить той аудитории, которая жаждет более спокойного и расслабленного опыта. Музыка там курируется особым вкусом и сочетается с привлекательными «внемузыкальными» мероприятиями, такими как театр, кинопоказы, сеансы медитации, панельные дискуссии и даже необычный кемпинг. Такие фестивали, кажется, нашли золотую середину, обслуживая отдельную нишу, а не массы. Музыкальный пейзаж меняется, и наверняка нас ждет новое поколение музыкальных фестов.

 

 

А что в Беларуси?

 

В Беларуси, конечно, что ни фестиваль – то бутик. Пожалуй, британцы бы заценили изысканную музыкальную программу, домашнюю атмосферу и отсутствие толп на наших фестивалях.

Среди беларусских, по нашему мнению, настоящих бутик-фестивалей с уютной атмосферой можем выделить Mirum Music Festival, который уже четвертый год привлекает к стенам Мирского дворца любителей качественной музыки, тщательно и аккуратно отобранной организаторами. И также фестиваль Sprava, который при помощи современного искусства и музыки оживляет исторический и природный ландшафт небольшого полуострова рядом с исторической церковью.

 

Текст – Nadzeya Prasvirava для 34mag, перевод – 34travel

Фото by palasatka, timeout.com, unsplash.com

hand with heart

Отблагодарить 34travel

Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

Сейчас на главной

Показать больше Показать больше