Закрытые страны: 10 дней в Бутане

Илья Кузнецов – фотограф, который обожает путешествовать по странам Азии и Латинской Америки и привозить оттуда истории и фотографии, которыми он делится в своем блоге. В будущем он планирует написать книгу на основе реальных событий, участником которых он становился во время своих путешествий.

В октябре 2018 года Илья вместе со своими друзьями съездил в Королевство Бутан. Твоему вниманию – история путешествия в одну из самых закрытых и малопосещаемых стран мира, а также легенды, услышанные от местных жителей. Слово Илье.
Курс местной валюты: € 1 = 80,85 нгултрумов.

Почему Бутан?

Однажды мне позвонил друг, который на тот момент находился в Камбодже, и предложил поехать в Тибет или Бутан. Сначала мы хотели поехать вдвоем, но, когда об этой поездке узнали мои друзья, они захотели присоединиться. В итоге нас поехало 12 человек.

Всех привлекают тайны и загадки. Ехать смотреть условную Саграду-Фамилию в Барселоне – это одно, а совсем другое – прикоснуться к тому, что большинство людей никогда в жизни просто не увидит. Я считаю, что именно поэтому в поездку собралось столько людей, несмотря на то, что она вышла совсем не бюджетной.

Как попасть?

Попасть в Бутан можно только в составе туристической группы. Во всяком случае, именно так я и думал, когда начинал организовывать это путешествие. Поскольку мне не хотелось быть частью чьей-то группы, то я создал свою. Мы начали готовиться к поездке за два месяца, чтобы в итоге не остаться без билетов. Путешествие по Бутану можно организовать как через местное, так и через российское туристическое агентство. Понятное дело, что последние возьмут еще и дополнительную комиссию, поэтому я связывался напрямую с бутанскими компаниями, и выбрал ту, которая предложила мне наиболее выгодные условия. Все что от меня требовалось – это отправить данные участников моей группы и 100% суммы через SWIFT-перевод и все, разрешение на въезд в Бутан было у меня на руках (а точнее на почте). Саму визу ставили непосредственно по прилету в аэропорту.

Стоит сразу оговориться, что поездка в Бутан будет недешевой. В высокий сезон (весна, осень) – это от $ 250 за сутки, в низкий сезон – от $ 200. Мы летели в высокий сезон, соответственно тур на одного человека на 10 дней обошелся в $ 2500. При этом сюда было включено все – трехразовое питание, гостиницы (минимум – трехзвездочный отель, но можно было и доплатить за размещение в гостиницах 4 или 5 звезд), транспорт, сопровождение гида. Также нам пришлось отдать порядка $ 1000 за перелеты Москва – Катманду – Паро и обратно с авиакомпаниями Air Arabia и Druk Air. Можно было лететь с пересадкой в Непале или в Индии (Дели), при этом тебе придется выйти из зоны транзита, чтобы получить багаж, поэтому и в той, и в другой стране надо будет еще и отдать деньги за визу.

Легенды Бутана

Бутан – это такая страна, в которую обязательно, на мой взгляд, надо ехать с гидом, поскольку это путешествие не только в пространстве, но и во времени. Именно гид может стать проводником и рассказать невероятные легенды и сказочные (с нашей точки зрения) предания, которые до сих пор являются частью повседневной жизни местного населения. Именно поэтому все наши посещения храмов, монастырей, а также всевозможных буддийских святынь всегда сопровождались захватывающими рассказами о далеком прошлом этого сказочного королевства.

На самом деле поездку в Бутан можно спланировать и по-другому: например, арендовать машину и ездить по стране одному или пойти в одиночный поход. Все это можно организовать через бутанское туристическое агентство. Но какой вариант путешествия ты ни выберешь, в любом случае тебе придется заплатить $ 200-250 в сутки. Но как по мне, так история с гидом – это самый лучший вариант для тех, кто приезжает в страну в первый раз.

Многие утверждают, что путешествие по Бутану – это достаточно скучное мероприятие, потому что включают в себя не так много достопримечательностей и активностей. Я бы не сказал, что это так. За один день мы успевали получить так много новой информации, что уже к 6 вечера, когда все активности от турагентства заканчивались, мы были очень рады отдохнуть или обсудить накопившиеся за день впечатления.

Тхимпху (2 дня)

Изначально мы прилетели в город Паро, в 65 км от столицы – Тхимпху. И вот тебе мой первый совет: занимай места у иллюминатора по левому борту. Примерно за полчаса до посадки твоему взору откроется потрясающий вид – ты сможешь увидеть теряющиеся в облаках «восьмитысячники»: Эверест, Чогори и другие.

Аэропорт Паро расположен на высоте около 2300 метров над уровнем моря и имеет всего одну взлетно-посадочную полосу. Со всех сторон он окружен горами, высота некоторых из которых превышает 5000 метров, поэтому этот аэропорт считается одним из самых сложных в мире для посадки. Когда мы приземлились, наш самолет оказался в аэропорту единственным. Мы быстро прошли паспортный контроль, получили багаж, и уже на выходе нас ждали гид с водителем.

По пути из Паро в столицу мы заехали в монастырь Тамчог Лхаканг, который примечателен своим подвесным мостом из кованых цепей. В Тхимпху мы отправились сами гулять по вечернему городу: зашли в один из баров, посидели, выпили пива и обсудили с группой то место, в котором мы оказались. Это был один из тех удивительных моментов, когда путешествие еще толком не началось, и ты понимаешь, что все самое интересное все еще ждет тебя впереди.

Утром, пока все спали, я зашел в маленький храм возле нашей гостиницы на утреннюю службу (которая у буддистов начинается примерно в 5 утра). Кстати, имей ввиду, что в бутанских монастырях строго запрещено фотографировать и если ты нарушишь этот запрет, то тебя могут даже депортировать из страны.

«В просторных залах монастыря монахи в бордовых одеждах под аккомпанемент барабана, медной трубы и морских раковин читали мантры»

После завтрака мы отправились в монастырь Танго (Tango Gompa, «gompa» – это «монастырь» на санскрите), который находится в получасе езды от Тхимпху на вершине поросшего лесом холма. Подъем к нему занимает около часа. В просторных залах монастыря монахи в бордовых одеждах под аккомпанемент барабана, медной трубы и морских раковин читали мантры. Но интереснее всего была история, которую хранило это место.

Легенда

Монастырь в XVII веке построил Гьелсэй Тензин Рабгай, который…до сих пор живет там же, где и 4 века назад. Все в дело в реинкарнации, к которой в Бутане относятся серьезно. В конце 90-х годов XX века четвертый король Бутана с визитом посещал восточную часть своего королевства. Неожиданно из толпы встречающих его зевак выбежал мальчик. Ребенок подошел к королю, схватил его за руку и сказал, что он тот, кого и искал руководитель страны, именно он построил монастырь Танго. Король решил подвергнуть мальчишку испытаниям, с которыми тот блестяще справился. Так король убедился, что перед ним действительно реинкарнация Гьелсэя Тензина Рабгая, жившего 400 лет назад.

После монастыря мы отправились к речке, где нам накрыли небольшой стол. Возможно еда была проще, чем в ресторанах, но все равно вкуснее. И уже после обеда мы вернулись обратно в Тхимпху и посвятили остаток дня осмотру основных городских достопримечательностей.

Мы посетили мемориальную ступу – Тхимпху-чортен («чортен» - это ступа). У меня сложилось впечатление, что возле нее собрался весь город. Все были в национальной одежде с традиционными украшениями: бусами из бирюзы, янтаря и красного корала. В руках у людей были четки и молитвенные мельницы. У меня просто разбегались глаза от такого обилия колоритных персонажей! Можно было просто брать фотоаппарат и фотографировать с закрытыми глазами – уверен, что в итоге получился бы не один десяток прекрасных кадров! Интересно, что бутанцы не просят денег за фотографию, как в том же Непале, а, наоборот, очень радостно реагируют на просьбы и потом с интересом разглядывают свое изображение на дисплее камеры.

После монастыря мы отправились в музей под открытым небом «Просто Бутан», где можно было познакомиться поближе с бытом и культурой бутанцев. Честно говоря, он меня не особо впечатлил.

Ну и напоследок заехали в крепость Ташинчхо-дзонг («дзонг» – это крепость), расположенную в северной части города. В этой крепости работает Правительство Бутана, поэтому для туристов она открывается только после 6 часов вечера.

Пунакха (1 день)

Утром третьего дня мы отправились из столицы в город Пунакха. По пути мы остановились на перевале Дочу-Ла, на котором расположен мемориальный комплекс из 108 маленьких и одной большой ступы. Число 108 часто встречается в культуре Бутана, Непала, Индии и Тибета, и это не случайно. Именно такое количество негативных эмоций человек должен взять под свой контроль, прежде чем он сможет достичь просветления.

«Мы словно оказались в какой-то неведомой стране, затерянной среди гималайских гор»

Когда мы поднялись на перевал, его окутывал густой туман, в котором терялись величественные сосны, ступы с золочеными крышами и пещеры для медитации. Мы словно оказались в какой-то неведомой стране, затерянной среди гималайских гор.

Легенда

Про перевал Дочу-Ла тоже есть легенда: раньше через него пролегал торговый путь, но в XV веке тут поселился дити (так в Бутане называют демонов), который насылал на людей различные болезни, губил скот и в целом всячески усложнял и без того сложный путь. Чтобы усмирить дити, местные жители призвали прославленного на все королевство монаха Друкпа Кюнле, который умел изгонять демонов с помощью…своего фаллоса. И вот когда монах пришел на перевал во всеоружии, дити испугался его, превратился в собаку и бежал в одну из деревень неподалеку. Друкпа Кюнле все равно нашел его, одержал над ним победу и обратил в защитника буддизма. На том месте, где монах победил демона, сейчас построен храм Чими-лхаканг. Внутри него – 25-сантиметровый деревянный член, который, если верить легендам, приносит детей всем бездетным женщинам. Чтобы магия случилась, достаточно, держа в руках волшебный фаллос, пройти вокруг храма три раза.

Разумеется, мы посетили этот храм Чими-лхаканг. И все желающие смогли пройти вокруг него три раза в обнимку со священной реликвией.

После монастыря мы отправились в крепость Пунакха-дзонг, с которой тоже связана очень любопытная легенда. В одной из башен крепости хранится крошечная статуя бодхисатвы Авалокитешвары, сделанная из рисового зернышка, из-за которой в XVII веке между Тибетом и Бутаном началась война. А все из-за того, что Забрунг Нгаванг Намгьель (который является реинкарнацией великого буддийского мастера Куенкена Пема Карпо) бежал из Тибета в Бутан, прихватив с собой священную для всех тибетцев статую. В той непродолжительной войне победу одержал Бутан, и священная реликвия так и осталась в королевстве. Сейчас доступ к статуе закрыт не только для иностранных туристов, но и для бутанцев. Зал, где она хранится, открывают для посетителей лишь раз в год.

Бумтанг (2 дня)

Переезд в Бумтанг занял у нас целый день. Несмотря на то, что расстояние до Бумтанга составляет всего около 200 км, нам потребовалось почти 8 часов, чтобы преодолеть его по разбитой горной дороге. В этом восточном регионе Бутана сконцентрировано большое количество значимых буддийских храмов и монастырей. Местные считают, что в этих краях до сих пор обитают демоны.

Тамшинг-лхаканг – главный монастырь, куда мы отправились на следующий день сразу после завтрака. В 1501 году его основал Пема Лингпа, один из великих буддийских учителей прошлого. Бутанцы добавляют к его имени эпитет «тотртен», что в переводе означает «искатель сокровищ», но речь, разумеется, идет вовсе не о золоте или деньгах.

Легенда

Легенда гласит, что Гуру Ринпоче, который во всем Тибете почитается едва ли не больше самого Будды, во время своего пребывания в Бутане спрятал в различных пещерах, лесах и озерах этой страны всевозможные священные реликвии и манускрипты, содержащие тайные знания. Найти их могут лишь достойные люди. Пема Лингпа как раз был одним из них. Монастырь Тамшинг-лхаканг построен им на месте, где на большом камне был обнаружен отпечаток тела Гуру Ринпоче. Согласно древним преданиям, этот отпечаток возник на валуне после того, как Гуру Ринпоче, прислонившись к нему спиной, медитировал здесь перед сражением с очередным демоном.

Утром следующего дня мы отправились в долину реки Танг на высоте 3 км, а по пути заехали на «пылающее» озеро Мебарцо. Это не просто озеро, а одна из главных буддийских святынь Бутана, к которой приезжают паломники со всей страны. В XV веке на уже известного нам тортена Пема Лингпа снизошло откровение. Гуляя по лесу, он встретил незнакомца, который передал ему старинный свиток, в котором говорилось, что на дне озера спрятаны священные реликвии. Взяв в руки горящую керосиновую лампу, Пема Лингпа погрузился в воду. Когда же он снова оказался на поверхности, в руках у него по-прежнему была горящая керосиновая лампа, шкатулка и статуэтка Будды. Именно поэтому озеро и называется «Пылающим».

Гангтей (1 день)

Весь следующий день мы провели в дороге. Надо было преодолеть около 190 км до Гангтея. На это у нас ушло примерно 6 часов. По пути мы остановились в долине Пхобжикха, по которой мы прошлись пешком до самой деревни. Кстати, именно в Гангтее у нас была одна из самых классных гостиниц с дровяной печкой в каждом номере. Мы ее разжигали не столько для тепла, сколько для настроения. Хотя в горах в это время года уже нередко случались заморозки.

На следующий день мы отправились в Паро, по пути заглянув в монастырь Гангтей-гомпа, который является единственным монастырем буддийской школы Ньингма в западной части Бутана. Сами бутанцы особо подчеркивают этот факт. Дело в том, что в стране существует две школы буддизма: Друкпа Кагью, характерная для западной части Бутана, и Ньингма, основная часть приверженцев которой проживает на востоке страны.

Паро (1 день)

В наш последний день в волшебном королевстве мы отправились к подножию скалы, на вершине которой высится визитная карточка Бутана – монастырь Таксанг-лхкаканг или «Гнездо Тигрицы». Это то самое место, ради которого люди со всего мира и приезжают в эту страну. Монастырь расположен на высоте около 3000 метров. Подъем к нему занимает примерно два часа. Это маршрут средней сложности: нужна хоть какая-то физическая подготовка. Впрочем, можно арендовать лошадь, которая поможет тебе скоротать часть пути – в самом конце все равно придется идти пешком. В первой половине дня владельцы лошадей будут просить по $ 100 за кобылу, но после обеда могут уступить и за $ 20. Так что торгуйся.

Кстати, именно тут мы столкнулись с наибольшим количеством туристов. Во время путешествия по другим регионам страны мне казалось, что мы чуть ли не единственные иностранцы во всем Бутане. Но суматоха, творящаяся на подступах к «Гнезду Тигрицы» словно вернула нас в реальность. Впрочем, для нас самих знакомство с монастырем было столь долгожданным, что других туристов мы попросту не замечали.

Легенда

Монастырь был построен в 1692 году на месте пещеры, в которой в VII веке медитировал Гуру Ринпоче. Согласно легенде, он прилетел сюда верхом на тигрице, чтобы победить живущего в пещере демона. После победы он медитировал в пещере ровно 3 года 3 месяца 3 дня и 3 часа. Эта пещера считается священной. Большую часть времени дверь, ведущая в нее, остается опечатанной. Лишь раз в год ее открывают, и тогда многотысячная очередь паломников выстраивается на подступах к монастырю. Монахи же после окончания обучения в одном из буддийских университетов проводят в этом монастыре то же самое время, что и Гуру Ринпоче. Кстати, ему же посвящена и другая легенда, согласно которой, когда грузчики пытались поднять в один из храмов монастыря статую Гуру Ринпоче, то смогли донести ее только до середины пути. Она оказалась слишком тяжелой, и они решили распилить ее, чтобы поднять наверх по частям. Неожиданно статуя заговорила и попросила мужчин оставить ее на месте. Утром следующего дня статую обнаружили у дверей монастыря.

Лайфхаки

В бутанских монастырях очень серьезно относятся к дресс-коду, поэтому заранее позаботься о том, чтобы у тебя были закрыты шея, колени, плечи и локти. Кстати, в некоторых монастырях очень холодный пол, а в ботинках заходить внутрь нельзя, но зато можно в носках, поэтому прихвати из дома пару шерстяных носочков.

Официально продажа сигарет в стране запрещена, но их все равно можно найти в разных точках. Если вдруг у тебя закончатся – обратись к гиду или сотруднику гостиницы.

Во всех гостиницах и в кафе есть хороший вай-фай, поэтому в путешествии можешь не переживать о связи.