Опыты: Волонтерство в Исландии

Юлия Власова – фотограф из Москвы, которая уже не первый раз делится с нами заметками о своих путешествиях. После рассказов о необычном путешествии по Дагестану и самостоятельном подъеме на одну из гор в австрийских Альпах представляем тебе еще одну историю от Юлии: о волонтерстве в Исландии. Охота на северное сияние, интернациональная компания, невероятные цвета встреченных рассветов и Новый год со штативом у подножия маяка – все это здесь.

Для меня нет ничего более приятного, чем вид свободных от автоматизированных систем и искусственного освещения пространств – гор, долин без края, океана. Поэтому на Новый год со мной случилась Исландия.

На самом деле, не только из-за любви к грубости севера и желания повидать северное сияние я решилась купить в предновогоднее время билеты Москва – Рейкьявик (вышло 45 000 российских рублей ($ 680) с багажом 10 кг в обе стороны и с пересадками). Очень хотелось сломать закостенелые рамки в голове, а именно: принять участие в волонтерской программе с ребятами из разных уголков мира. Для меня, застенчивой и не владеющей английским языком как родным, оказаться в команде 11 иностранцев было небольшим стрессом. Но в результате настолько невероятного опыта со мной за 21 год жизни еще не случалось.

Огранизация

Волонтерская программа шла 10 дней и называлась «New Year & Aurora Hunting Photo Marathon». Для мечтательницы этих слов было достаточно, чтобы бросить все и отправиться собирать вещи, добывать среди друзей спальник и мониторить выгодные билеты.

Компанией-организатором нашего кемпа на северном острове стала SEEDS, негосударственная организация, что более 11 лет занимается развитием волонтерства в Исландии. С ними я связалась при помощи компании Work and Travel, на сайте которых нашла объявление о программе. Хочу обратить твое внимание, что волонтерство не значит бесплатно посмотреть страну. Это следует держать в голове, чтобы не разочароваться в дальнейшем. Наша программа изначально являлась образовательной, направленной на межкультурный обмен и работы никакой для нас не предполагалось, разве что усвоить материал с четырех обязательных лекций и фотографировать. А в конце кемпа каждая команда устраивает выставку своих фотоуловов в местном кинотеатре.

По прибытии на проект каждый участник должен внести членский взнос (fee) в размере € 350 – за организацию проживания и питание. Дорогу также волонтеры оплачивают себе сами. Организаторы только дали участникам ваучер с 50% скидкой на автобус от аэропорта Кефлавика до центра Рейкьявика. Билет выгоднее покупать сразу «туда-обратно», без скидки стоит приблизительно € 40.

Хочу подчеркнуть: поездка получилось недорогой! Если бы я решила самостоятельно приехать в Рейкьявик на 10 дней, снять комнату или кровать в хостеле, покупать еду в супермаркетах и, боюсь сказать, наведываться в бары (бутылка сидра 330 мл стоила € 12) и рестораны (средний счет € 35 на человека) – уровень членского взноса был бы достигнут уже на пятый день.

О волонтерах заботятся. Жилье нам предоставили в двухэтажном доме на территории ботанического сада в 30 минутах ходьбы от центра города. Дом не новый, но достаточно приятный: всюду висели яркие плакаты и фотографии предыдущих участников, старенькая мебель походила на винтаж из бабушкиной квартирки. Кухонные полки ломились от разных видов растительного молока и соков; стеллажи были наполнены различными крупами (нашлась даже гречка), печеньем, шоколадом и арахисовой пастой; холодильник берег огромные запасы разнообразных овощей и фруктов, молочных продуктов и соусов, а в морозилке пряталась красная рыба. Так что на еду тратиться не было смысла.

Трудности общения

В первый вечер наша большая команда собралась за общим столом знакомиться. Ведущие лагеря, Яна и Кристина из Польши и Чехии, приготовили ужин и рассказали интересные факты об Исландии и местных жителях. Все было достаточно приятно, пока не опустели тарелки, и над столом не повисла гробовая тишина. Неловкий момент столкновения культур и языков добрался до нашего дома. Делать было нечего, поэтому я решилась разбить тишину звонким предложением: «А у нас в России есть традиция: после еды пить чай. Давайте пить чай!» Скромные, но очаровательные корейцы и китайцы расшевелились, бразильцы с мексиканцем заулыбались и приятная болтовня снова завязалась сама собой. Уже потом чай с печеньем все пили расслаблено на протяжении всего проекта. А в процессе общения из всевозможных шуток у нас зародился свой девиз: «Break the rules, not the traditions». Межкультурный обмен прошел успешно!

Если ты действительно хочешь поехать волонтерить, но внутренний голос говорит, что знания английского слишком скромны и надо бы подучить – не слушай. Оформляй документы и езжай! Как правило, большинство членов группы – такие же «вечные студенты», изучающие английский, как и ты. Так что языковой барьер станет вашей общей проблемой и исчезнет сам собой! Ведь невозможно удержаться, чтобы не спросить, как в Бразилии Новый год отмечают; что за секретный ингредиент в этой невероятно вкусной корейской лапше; сколько стоит жить в Шанхае; а в Мексике как дела и что со стеной; ну и про свой дом рассказать, конечно же.

Для меня важным открытием стало осознание абсолютной идентичности мыслей и убеждений моих и, например, китайцев. Я подружилась с девушкой из Пекина, Кунджинь. Ей 19, она студентка, учится не по любви, а по прихоти родственников, мечтает стать журналисткой, объездить весь мир, ведет свой блог и беспокоится о его актуальности, стесняется говорить по-английски и громко хохотать на людях, а еще не знает, что делать со своей жизнью в дальнейшем. Знакомо же, да? Казалось бы, как люди разных стран, культур, менталитетов, языков и устоев могут быть абсолютно в одном потоке и понимать друг друга с половинки коряво произнесенного слова? Мы все дышим одним воздухом и сердце у нас болит об одном и том же, а наша внешность не имеет значения. Про это необходимо помнить.

«Мы носились вдоль бесконечных лавовых полей и слушали звук трескающейся вечности – ледника, падающего громогласно с высоты в несколько метров»

Свободное время

Так как мы дружной гурьбой вписались в фотопроект, в инструкции к которому было большими буквами написано взять профессиональные зеркалки, вся группа была вооружена огромными тушками и тяжеленными объективами. Все такие профи? Нет, конечно! Все приехали учиться фотографировать, поэтому в рамках проекта у нас было 4 базовых воркшопа: о работе камеры, о композиции, свете и цвете. Интересно и познавательно, а главное – практика языка и взаимодействие с группой. Я осталась довольна и теперь знаю, что такое камера обскура!

Ну, как работает камера – понятно, а что с северным сиянием, вулканами и горами, мы же в Исландии? И вот здесь-то самое грустное: никакой организации нет. SEEDS предоставляет тебя самому себе, а еще скидки на однодневные экскурсии, стоимость до € 130 каждой. Причем необходимо помнить, что зимой посещение многих мест ограничено или невозможно. За счет организации мы ездили один раз смотреть северное сияние, но так ничего и не увидели из-за облаков и бешеного ветра, что двигал машины и, естественно, нас, а еще унес несколько шапок. Других попыток не делали из-за неудачной погоды.

Если же ты захочешь съездить до ближайшего водопада или по «Золотому кольцу» Исландии самостоятельно или с ребятами из кемпа – бери машину в аренду или автостопом. Мы так и делали.

Зимние месяцы в Исландии считаются низким сезоном: жилье стоит дешевле, туристов приезжает меньше и путешествовать проще, думала я. Не знаю, что на острове творится летом, но даже короткий световой день (не более 5 часов) и штормовое предупреждение не пугает путешественников со всего света: в течение нашего двухдневного приключения на машине по южному побережью и одного дня автостопа, мы оставались в окружении большого количества людей, среди которых исландцев точно не было. Исландия уже не про уединение и спокойствие, но все равно невероятная.

Из Рейкьявика на южный берег

За первый день мы успели посмотреть Голубую лагуну (Jökulsarlón), несколько языков Ледника Vatnajökull и несколько безымянных мест по дороге.

Самой далекой точкой нашего маршрута была Голубая лагуна – 5 часов по дороге N1 от Рейкьявика. Мы выдвинулись в 5 утра. К десяти часам начало светать. Но разобраться в туманном горизонте не было никакой возможности: наша поездка пришлась как раз на ухудшение погоды. Весь день небо душили тучи, а начавшийся уже под вечер дождь залил нас целиком и мою камеру впридачу.

От Рейкъявика до Вика (главной деревушки южного побережья) 200 км – на этот участок дороги приходятся основные и легкодоступные достопримечательности региона. Конечно, жаль, что из-за короткого светового дня нам не удалось полазить везде и даже из окна многим не налюбовались. Так что планируя зимние каникулы в Исландии, помни об этом.

Несмотря ни на что, из-за погоды день хуже не стал. Впечатления, что мы получили, носясь сломя голову по дороге вдоль бесконечных лавовых полей и слушая звук трескающейся вечности – ледника, падающего громогласно с высоты в несколько метров, только усиливались благодаря ветру и иссиня-серому воздуху вокруг. А еще нас веселили бразильцы своими пораженными лицами: ребята же никогда столько льда не видели! Да и у нас с Аней, девушкой из Беларуси, замирали сердца при виде голубых массивов льда, казавшихся нам по масштабам еще одним замерзшим океаном.

«Сильные затяжные порывы ветра подгоняли нас, порой подкидывая и сбивая с ног»

11% площади Исландии занимают ледники. Самый большой – Вахтнайекудль (Vatnajökull) – 8%. Во многих местах по дороге от Вика до Голубой лагуны его языки спускаются в долины, достаточно близко к трассе, поэтому есть возможность приблизиться к инопланетным кристаллам и даже постоять на тысячелетней истории.

Все два дня я высовывалась из машины по пояс через боковое окно и снимала с жадностью и задором, не замечая мелкий дождь по лицу и ледяной ветер. Цвета в Исландии насыщенные и густые, и нет ни единого намека – кроме идеальных дорог – на цивилизацию. Все электрические провода спрятаны под землей, а о рекламных щитах здесь и не слышали.

За второй день мы посмотрели:

⁃    Самолет DC-3 ВМС;

⁃    Черный вулканический пляж Reynisfjara и базальтовые колонны Reynisdrangar;

⁃    Мыс Dýrhólaey;

⁃    Водопад Skógafoss;

⁃    Несколько безымянных остановок по дороге.

Второй день мы начали засветло, где-то посреди лавовой пустыни, что плавно перетекает в линию океана. Четыре километра мы шли от парковки до руин упавшего самолета. Дорога была тяжелой и долгой – около получаса мы держались руками за шапки и прятали технику в объятиях шарфов. Сильные затяжные порывы ветра подгоняли нас, порой подкидывая и сбивая с ног. Но радостное небо, наконец-то чистое, медленно разгорающееся цветами розария, вселяло неподдельный энтузиазм. Невероятно: 31 декабря Исландия решила нам подарить многоцветную погоду – чудеса! Добрались до самолета мы одними из первых, встретили там рассвет, я полазила по спине металлической птицы, замерзла, а после пропала в невероятных цветах рассвета полярного дня. Каждый визуальный эстет отдал бы душу за возможность снимать при таком свете, что длится здесь все пять часов светового дня: солнце не поднимается высоко над горизонтом, поэтому весь день живет золотым часом, медленно перетекающим в синий – непередаваемо.

Постепенно людей становилось все больше и больше, поэтому мы решили свернуть камеры, спрятать синие руки в карманы и бегом возвращаться к машине, чтобы гнать дальше на знаменитый Черный пляж. По дороге остановились в паре мест с классными видами, глаза разбегались, камеры щелкали затворами всю дорогу, а наш друг из Бразилии, Фабио, признался, что машину терпеть не может водить, но в Исландии просто обожает. По дороге встретили крошечных лошадей – гордость всех исландцев.

Дальше по курсу был Мыс Dýrhólaey с обзором в 360 градусов на бесконечные марсианские пейзажи.

Вернувшись вечером в Рейкьявик, мы съели праздничную пиццу и к полуночи наши бразильцы решили съездить на окраину города к маяку Grotta ловить северное сияние. Несмотря на неутешительный прогноз метеорологов, у нас наконец-то получилось. Первые минуты года я провела на коленях, со штативом, где-то в водорослях у маяка, сидя под зеленым свечением в небе, а за спиной над крышами домов Рейкьявика взрывались цветными брызгами сотни крошечных салютов.

Бюджет вылазки:

Аренда двух авто на 8 человек – 64 000 крон (€ 460);

За литр бензина пришлось заплатить € 1,60;

Кровать в хостеле нашли за € 24;

На еду не тратились, так как запаслись на всю поездку продовольствиями из нашего волонтерского дома;

Чашка горячего шоколада на черном пляже была выпита за 400 крон (€ 2,90).

Автостопом по «Золотому кольцу» Исландии

Уже 2 января не было сил сидеть в городе, поэтому мы с Аней задумали смотаться в Долину гейзеров и к водопаду Скогафос. Вышли к трассе к 9 утра, машин было предостаточно, но стоять пришлось полчаса. Почти потерявшие надежду, мы взбодрились появлением ниоткуда еще одного автостопщика. А он вальяжно поднял счастливый палец и уже через пять минут сидел в машине, уезжающей в рассвет. Впрочем, судьба послала карету и за нами: через десять минут началось и наше путешествие. На двух машинах с исландцами и поляками добрались до гейзеров в долину Haukadalur, оттуда на третьей в супертесных условиях с американцами за 15 минут до водопада Gullfoss и назад до Рейкьявика с чудесной парой из Баварии. Кстати, ловили машину назад вместе с тем же парнем, что утром «подрезал» нас. Мы не растерялись и сделали так же, рассказав об этом нашим ребятам за рулем: смеялись без перерыва и сразу подружились. В этот день кошелек остался в полной неприкосновенности.

«Первые минуты года я провела на коленях, со штативом, где-то в водорослях у маяка»

Автостопить в Исландии просто и безопасно! Дорог здесь немного и все они основные – ведут непосредственно через крупные города и главные достопримечательности. Заполненность трасс машинами высокая (по крайней мере на юге и востоке острова), а легкие на подъем путешественники и такие же автостопщики не оставят тебя скучать в тумане под вулканом, поэтому запасайся веселыми историями, лавовыми конфетками и в путь! Но все же не затягивай «ловлю» авто до заката.

Прощались мы с ребятами походом в бар и затяжным вечером в нашем доме под романтичные трели гитар с все тем же чаем. За достаточно скромный отрезок времени с некоторыми ребятами мы сблизились феноменально: отрывала от сердца прощальные слова.

Эта поездка стала для меня открытием, сделала увереннее и показала, что стены моей «картонной коробки» настолько широки, что сидя в центре – руками не дотянуться. А ведь можно вообще ограничительные бортики оторвать.