Фотограф и художник Денис Зезюкин как-то раз собрал рюкзак и на два года затерялся, скитаясь по дебрям Азии. Сейчас он наслаждается жизнью в России и ее безумным колоритом. С 34travel Денис поделился своей фотоисторией про крупнейшую в мире буддийскую академию Ларунг Гар в Восточном Тибете. Слово автору.
Денис Зезюкин
Я снял эту серию в мае 2016 года во время одного из моих автостопных путешествий по Китаю. Медленно поднимаясь все выше и выше по узким горным дорогам Сычуани, я наблюдал, как медленно Китай теряет свои привычные очертания, уступая место загадочному Тибету – далекой и необычной земле, пронесшей и сохранившей сквозь столетия свой особый, ни на что не похожий уклад жизни и традиционные обычаи. Это фотоистория из крупнейшей в мире буддийской академии, гигантского города-муравейника на высоте 4000 метров, затерявшегося на пустынных и холодных окраинах Тибета. Одно из самых странных и необычных мест, где мне доводилось бывать. Колыбель тибетского буддизма с уникальной историей и нелегкой судьбой.
Это – Ларунг Гар. Огромный, впечатляющий своими размерами монастырь на западе Китая в провинции Сычуань и один из крупнейших буддийских институтов в мире. Гигантский город-муравейник на высоте 4000 метров, в котором до недавних пор, по разным оценкам, проживало и обучалось до нескольких десятков тысяч монахов.
Монастырь возник в 1980 году вследствие репрессий китайских властей, ставших результатом «культурной революции» – политической программы Мао Цзэдуна. Бежавший от гнета и политического преследования, его основатель – тибетский учитель Кхенпо Джигме Пунцог – нашел спокойствие в безлюдной долине в удаленном уезде Сертар на востоке Тибета.
Ларунг Гар стремительно разрастался. На заре истории численность монахов в учебном центре не превышала и сотни человек. Однако слухи о затерянном в горах буддийском монастыре быстро распространялись, количество студентов стало расти в геометрической прогрессии и уже через десять лет исчислялось тысячами.
«По периметру некогда безлюдной долины вырос гигантский человеческий улей, а улицы наводнили монахи и тибетские паломники в пестрых одеяниях»
Безмолвные зеленые холмы, веками молчавшие, запели вдруг десятками мантровых голосов, а холодный воздух наполнился запахами жженой хвои и благовоний. По периметру некогда безлюдной долины вырос гигантский человеческий улей, а улицы наводнили монахи и тибетские паломники в пестрых одеяниях.
Адепты буддийского учения стекались в монастырь не только со всего Тибета и Китая – получать полное буддийское образование сюда ехали из Тайваня, Гонконга, Сингапура, Малайзии и других уголков Азии. Для редких зарубежных паломников до недавних пор были доступны занятия на английском языке, что делало Ларунг Гар практически единственным монастырем в Тибете, принимающим на обучение иностранцев.
Ларунг Гар носит звание института «пяти наук». Студентам преподается пять основных дисциплин: грамматика, логика, искусство и ремесла, медицина, философия буддизма, а также пять второстепенных: синонимы, математика и астрология, театральное искусство, поэзия, риторика.
Учащимся доступны две основных программы обучения: короткая длится 6 лет и длинная 12-13 лет. Впрочем, серьезных временных рамок не ставится, и при желании студенты могут продолжать обучение до нужного им уровня.
Монастырь поделен на две части – женскую и мужскую, на каждой из которых располагается отдельный учебный корпус. Примечательным является тот факт, что больше половины учащихся составляют женщины, тогда как в большинстве других тибетских монастырей возможность обучения женщин сильно ограничена.
Мой приезд в академию в мае 2016 года выпал на священный для буддистов месяц Сага Дава, знаменующий рождение, просветление и уход Будды из жизни. Праздновать Сага Даву в Ларунг Гаре собрались тысячи паломников с самых разных уголков Тибета.
«Больше половины учащихся составляют женщины, тогда как в большинстве других тибетских монастырей возможность обучения женщин сильно ограничена»
В холодном воздухе витал дух торжества, долина в прямом смысле «пела» – из динамиков день и ночь лились звуки завораживающего мантрового пения. Улицы были заполнены паломниками и монахами, все вокруг смешалось в каком-то безумном буйстве красок, звуков и запахов.
На высоте 4000 метров мне открылся странный, ни на что непохожий самобытный мир со своим особым укладом вещей. Один из множества загадочных краев света, где волей-неволей чувствуешь себя чужаком.
Жизнь приняла здесь абсолютно иную форму и грузно застыла где-то между прошлым и настоящим. Лишь редкие детали скромно навевают собой мысли о том, что на дворе XXI век.
История Тибета сложна и неоднозначна, а территориальный статус региона давно является объектом политических распрей. Приход китайцев в середине XX столетия и последовавшая уже после в 60-70-х годах «культурная революция» наложили огромный след на взаимоотношения между Тибетом и правительством Китайской Народной Республики.
Давление со стороны правительства приводит к частым протестам местных жителей и столкновениям с полицией, которые жестко пресекаются. Обширная часть Тибетского региона тщательно скрывается от глаз иностранцев и попасть туда самостоятельно практически нереально. Активные действия китайских чиновников, направленные на установление контроля в Тибете, происходят и по сей день.
Тибетский вопрос не обошел стороной и Ларунг Гар. 20 июня 2016 года, спустя месяц после моей поездки, к монастырю была стянута тяжелая строительная техника и вооруженные отряды полиции. По периметру академии вырос большой забор, и начались активные работы по сносу части построек и расселению большого количества монахов.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, академия все еще продолжает функционировать, но ее дальнейшее будущее выглядит весьма туманным – в планах чиновников создание прибыльного туристического комплекса на базе действующего монастыря.
Одним из основных принципов в буддийском учении является закон о непостоянстве. Согласно этому закону, природа вещей переменчива и у всего есть свои начало и конец. Вероятнее всего, в скором времени Ларунг Гар превратится в очередную туристическую достопримечательность и исчезнет, став еще одним проявлением одного из ключевых законов в буддийской философии.
Текст и фото – Денис Зезюкин
Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.
ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ