Город Солнца в Сибири

Путешественник из Гродно Павел Андреевский, у которого за плечами уже более 40 тысяч километров автостопом, 17 стран и около 200 городов, продолжает делиться с читателями 34travel своими наблюдениями. На этот раз он рассказывает, почему посещение Сибири оставило более яркие воспоминания, чем поездки по Монголии, Китаю, Малайзии и Лаосу. Все дело в необычной религиозной общине «Церковь Последнего Завета», где Павел провел несколько удивительных дней.

 

Думаю, бродяги незаслуженно обходят это место стороной. Сибирь удивительна. Природа обладает энергетикой, которая мощнее двигателя БелАЗа, места до краев наполнены историями, а местные жители открытые и ни на кого не похожие. Именно здесь, примерно в 700 км к югу от Красноярска, расположена одна из самых больших религиозных общин в Сибири – «Церковь Последнего Завета». Люди там пытаются добиться полной автономии от внешнего мира, тихо ждут приближающего апокалипсиса и готовятся стать прародителями нового общества. Основатель и глава Церкви – Виссарион, которого его последователи называют «Вторым пришествием Христа». Разумеется, христианская церковь считает его лжепророком, а учение –деструктивной и тоталитарной сектой. Я в очередной раз сошел с маршрута и сделал крюк в 2000 километров, чтобы увидеть все своими глазами.

 

Дорога в «Церковь Последнего Завета»

Путь по Сибири проходил ранней осенью. Небо было затянуто серыми массивными тучами, днями напролет моросил мелкий дождь, деревни и города утопали в грязи. Водители, заряженные звуками русского шансона, выхватывали меня из бесконечных грязевых потоков и спасали от непогоды. Из Красноярска необходимо было добраться до деревни Курагино, а затем углубиться на десятки километров вглубь сосновых лесов, чтобы найти поселения «Церкви Последнего Завета». Оказалось, община располагается сразу в нескольких деревнях, но основная масса живет в Петропавловке. Туда можно доехать на автобусе. 

Очень хорошо помню то сказочно красивое утро. Непроглядная дымка над рекой, поля и деревья, покрытые толстым слоем инея. Кряхтя и шатаясь, автобус продавливал свой путь по промерзшей грунтовой дороге. На каждой деревенской остановке в автобус набивалась масса людей, которые не были похожи на обычных сельских жителей. Их глаза светились улыбками. Белые одежды, корзинки с продуктами и смех, который заглушал рев старенького мотора. Их теплое дыхание растопило иней на окнах. Уже позже я узнал, что все они были последователями «Церкви Последнего Завета» из соседних деревень и ехали в Петропавловку на особенный праздник – «День Благодарения Земли».

 

 

Обряд «Благодарения Земли»

Виссарионовцы – молодая коммуна, поэтому они еще только начинают формировать свои традиции и обряды. Вроде бы сейчас они отмечают «Рождество» (разумеется, «Рождество Виссариона») и парочку других религиозных праздников. «День Благодарения Земли» здесь проводился впервые.

Женщины передали разные «дары земли» мужчинам в руки, а те положили их в огромный костер, с целью накормить духов

По приезде в деревню, я сразу последовал за местными на «остров», живописную поляну, обтекаемую двумя речушками. Тут, под большим дубом, словно в сказке, расположилась большая группа людей в белых кафтанах – и стар и млад. 
Началось все с литургии и песнопений. Тексты исключительно на современном русском языке, так что подпевать смогли даже самые залетные путешественники. Мотивы простые, добрые и, как по мне, очень забавные: «И благодать святую нам принес учитель наш Виссарион Христос». 

Дальше толпа разделилась по половому признаку. Собравшись в небольшие плотные круги, виссарионовцы начали размышлять над основными мужскими и женскими качествами, представлять их и направлять мысленные потоки в космос. Женщины передали разные «дары земли» мужчинам в руки, а те положили их в огромный костер, с целью накормить духов. Еще минута – и благодатный огонь начал медленно пожирать куски древесины вместе с подношениями. Все стали весело водить хороводы и петь песни, чтобы задобрить духов. Костер, правда, получился слишком большим, а по правилам нужно ждать, пока он полностью догорит. Поэтому ведущему обряда, пришлось вспоминать все свое прошлое тамады и развлекать людей из последних сил. 

Снимать и фотографировать запрещали. За этим делом пристально следил мужчина с пивным брюшком, длинной бородой, лицом пирата и в очках Терминатора. Получив от него несколько предупреждений, я решил не гневить Виссарионскую охрану.
Окончив обряд и танцы у костра, изголодавшиеся и перенасыщенные космической энергией люди отправились трапезничать. Глубоко чувствующие люди и местные шаманы отметили, что духи остались довольны. Уж не знаю, что насчет духов, но после обряда тучи действительно разошлись и следующие несколько дней светило яркое солнце.

 

 

«Виссарион Христос»

В целом «Церковь Последнего Завета» – это некий микс из шаманских и христианских вероучений и, конечно, учения самого «Виссариона Христа». К сожалению, возможности познакомиться с ним лично не было, ведь недавно он уехал жить в «Город Солнца» в домик на горе и к прихожанам теперь выходит редко. 

Настоящее имя «Виссариона Христа» – Сергей Тороп, он родился возле Краснодара в неверующей семье строителей. Отслужил в стройбате в Монголии, после чего побыл слесарем, электриком, преподавателем физкультуры, художником-мистиком, сержантом ГАИ. О последнем факте биографии местные пояснили, что таким образом Виссарион, подражая Христу, искал возможность соприкосновения с самыми духовно нищими людьми.

«Духовное пробуждение» Виссариона началось в 1990 году. Сначала стабильности в его словах было не больше, чем у беларусского рубля – содержание учения постоянно менялось и только недавно было сформировано окончательно. Большая часть его основана на пророчествах о конце света, согласно которым, единственное место, которое уцелеет – Сибирь. Сейчас активно создается общая культура религиозного движения и обряды.

 

 

«Город Солнца» и жизнь коммуны

Один из первых серьезных экспериментов Виссариона по созданию нового общества – эко-поселение «Город Солнца». По проекту город напоминает солнце с алтарем в центре и исходящими от него лучами-улицами. Сейчас город только застраивается, и по размеру домов сразу видно, у кого какой достаток. Кто-то строит мелкую хижину, а кто-то может позволить себе самый настоящий многоэтажный дворец из дерева. Решение о том, кто может заселиться в «Город Солнца», принимает коммуна.

Работают местные жители много, причем первым делом удовлетворяют общие потребности и только потом – свои. Тут живет много ремесленников, мастеров по дереву, металлу, музыкальным инструментам и целебным травам. Кроме совместных работ ради общины, есть еще обязательная к уплате «десятина», которую передают на содержание церковного совета. 

Как и в любой мелкой деревне, тут развита система сарафанного радио, доносительства и слухов. Тем, кто не может с кем-то ужиться, объявляют свою мелкую локальную войну.

 

 

Какие люди живут в «Церкви Последнего Завета»

В Петропавловке я познакомился с шаманом Игорем, у которого прожил два дня. В доме из сруба на отшибе, с банькой, русской печкой и водой из колодца. Хотя все потихоньку дряхлеет, интерьер избушки – просто космический. Всюду картины, нарисованные самим хозяином, и его барабаны для обрядов. Шаманы в этих местах – почти как ивент-менеджеры. «Свадьбы, похороны, изгнание дьявола, привлечение добрых духов» – примерно так звучал бы слоган их «компании».

Дети, родившиеся в коммуне и не принявшие учение Виссариона, живут своей жизнью, наблюдают, как родители водят хороводы у костра, и спокойно к этому относятся

Занимаются шаманы и знахарством. Еще в первые дни дождливого сибирского автостопа я простудился, и к моменту прибытия в Петропавловку нос тек, как весенние сосульки. Шаман Игорь взялся меня лечить. Усадил на раскаленную печку, вставил неизвестную траву в нос, ноги погрузил в кипяток. Я думал, что меня как в сказке Андерсена сейчас тут же приготовят и съедят. Но все обошлось. Так я просидел целый час. Травки помогли и мне стало легче на следующее утро.

Шаманы, знахари, ремесленники – первое поколение виссарионовцев, которое приняло для себя новую веру и переехало в эти места. Но есть здесь и совершенно другие ребята. Второе поколение – это дети, родившиеся в коммуне, не принявшие учение Виссариона. Они живут своей жизнью, наблюдают, как родители водят хороводы у костра, и спокойно к этому относятся. Их никто не заставляет вступать в общину. Здесь я познакомился с девушкой-фотографом, которая учится в университете в Красноярске, но Петропавловку любит, как дом родной и место, где можно побыть наедине с собой. Ее родители когда-то решили переехать в коммуну Виссариона. Причем, скорее решила мама, а папа согласился только из-за того, что природа в этих местах шикарная.

Или ее парень, отличный молодой строитель и музыкант. У него есть очень интересная житейская мудрость, которую редко встретишь у других молодых людей его возраста. Он мне как-то вот что сказал:  «Я пришел к выводу, что не хочу проводить жизнь в погоне за материальными благами, я пришел на землю для гораздо большей и высшей цели. Хочу и буду покорять горы и скалы, писать музыку, жить для людей, учиться общаться, дружить, помогать, дарить миру всего себя и наслаждаться миром в котором я живу. Настоящая ценность – это люди, которые рядом, это мир который вокруг»
Действительно, в сибирской глуши понимаешь, почему сюда тянет людей. Мощь природы, труд на земле, никаких излишеств материального мира. Здесь все настоящее. Пусть Петропавловка и принадлежат к «Церкви Последнего Завета» и верит в пророчество о конце света, люди здесь добрые и открытые. Ну а ради удивительного нового поколение ребят, я готов возвращаться в эти места снова и снова.»

Фото – Павел Андреевский, Люба Зиневич

Тэги: Россия
hand with heart

Теперь ты можешь «оставить чаевые»и сказать спасибо редакции 34travel за проделанную работу

Выбрать сумму:
    Оставить tips!

    Читай также

    Комментарии (1)

    лола
    лола | 9.01.2017 10:07

    У vice есть классный видеорепортаж есть про это место.

    Написать комментарий


    Сейчас на главной

    Показать больше Показать больше