Об упадке Вечного города режиссеры снимают фильмы на протяжении всей истории кинематографа. В кино самих итальянцев Рим выглядит нисколько не романтичным, а суровым, циничным и уставшим. Итальянцам, конечно, виднее. В этой подборке мы собрали фильмы наивных в своем романтизме американцев и настоящих итальянских мэтров кино, которые обязательно отдают одну из главных ролей итальянской столице.
Ladri di Bicicletta
Реж. Витторио Де Сика, Италия, 1948
В «Похитителях велосипедов» запечатлен послевоенный Рим и жизнь его горожан, которым приходилось несладко. В погоне за вором, укравшим велосипед, семья Риччи украдкой показывает нам весь город. Отец семейства Антонио, для которого велосипед – единственное средство заработка, постепенно превращается из наивного нищего в агрессивного борца за жизнь своей семьи. В ленте нет ни традиционного любовного треугольника, ни героической одиссеи, есть просто Рим, мировая история и ее отражение в жизни отдельной маленькой семьи. Фильм оставляет ощущение доброты и наивности, то ли из-за красивых черно-белых кадров, то ли из-за улыбчивого главного героя в исполнении Ламберто Маджорани (непрофессионального актера, кстати). Так и ждешь, что выскочит какой-нибудь «бог из машины» и вернет велосипед. Но фильм мирно идет к финалу, а чуда не происходит (Де Сика был неореалистом, все-таки), оставляя героев с нерешенной проблемой и неведомой судьбой.
Roman Holiday
Реж. Уильям Уайлер, США, 1953
Фильму «Римские каникулы» везло не раз. Сценарий втихую доверили писать опальному сценаристу-коммунисту Далтону Трамбо (его историю недавно рассказали в фильме «Трамбо»). Студийных съемок и искусственных построек в фильме почти не было. Хотели, конечно, сделать все быстро и в павильоне, но режиссер Уайлер наотрез отказался снимать ненастоящий Колизей. А поскольку на тот момент у студии «Paramount Pictures» были замороженные счета, которые можно было использовать только в Европе, это оказалось даже дешевле, чем построить Рим в Голливуде, и требование режиссера было удовлетворено. Местом съемок стал сам Вечный город. В кадр попали и знаменитые фонтан Треви, Форум, Палаццо Колонна и достопримечательности, ставшие таковыми из-за самого фильма. Так, из «Римских каникул» легенда об устах истины, которые откусят руку лжецам, пришла в массовую культуру и место стало популярным среди туристов. А жители дома по адресу via Margutta 51, куда Джо Брэдли отвозит на такси уснувшую принцессу, до сих пор баррикадируются от толп туристов, желающих сфотографировать легендарную квартиру. Маршрут по этим местам до сих пор пользуется популярностью. Смотри фильм и обновляй список в памяти, чтобы ничего не упустить, когда будешь в Риме.
Главную женскую роль в фильме исполнила ныне легендарная, а на тот момент только начинающая, британская актриса Одри Хепберн.
La Dolce Vita
Реж. Федерико Феллини, Италия, 1960
Культовый фильм Феллини, вдохновивший Соррентино на его нашумевшую «Великую красоту», иронизирует на тему богемной жизни римлян и обнажает упадок римского высшего света. Репортер и светский человек в исполнении красавца Марчелло Мастроянни переживает творческий кризис и размышляет над своей неспособностью по-настоящему полюбить. Его страдания показаны в декорациях Рима. «La Dolce Vita» и сам напоминает римские скульптуры, изображая город, из которого настоящая жизнь уже куда-то ушла.
Accatone
Реж. Пьер Паоло Пазолини, Италия, 1961
Рим в картине Пазолини – в отличие от остальных в нашей подборке – предстает не вечно прекрасной столицей, а мрачными трущобам, которые всегда интересовали режиссера гораздо больше и в которых он сам обитал, переехав в Рим в молодости. Рим в этом фильме циничный и уставший от жизни, иначе не было бы позволено главному герою-сутенеру в наглую пользоваться женщинами и процветать. Особенно ироничен тот факт, что район Pigneto, попавший в фильм, – сейчас самый модный район Рима. А бар Necci, сгоревший в 2009-м, был полностью восстановлен за несколько недель. Рим точно умеет хранить памятные места.
Девушка, которая слишком много знала
The Girl Who Knew Too Much
Реж. Марио Бава, Италия, 1963
Немного разбавим жанровую канву подборки острыми ощущениями. «Девушка, которая слишком много знала» считается первым фильмом в таком своеобразном итальянском поджанре фильмов ужасов, как джалло. Его формула: триллер + эротика, а это значит, что в фильме обязательно есть убийство (прямо на Испанской лестнице, ведущей к церкви Trinità dei Monti) и преследование девушки (хорошенькая американка, случайно ставшая свидетельницей преступления). Если совладаешь с эмоциями, сможешь рассмотреть еще и зловещий Рим.
Roma
Реж. Федерико Феллини, Италия, 1972
Калейдоскоп сцен, яркими мазками нарисованная реальность нового старого Рима, где отлично себя чувствуют рядом старинные фрески и метро, парад байкеров, шоу в публичном доме и церковный фешн-показ. Этот фильм называют признанием Феллини в любви Риму. В почти лишенном повествования полотне то и дело проскакивают декадентские нотки. Этот поток образов не скоро даст опомниться.
The Belly of an Architect
Реж. Питер Гринуэй, Италия, Великобритания, 1987
Тяжеловатый и трагичный фильм, рекомендовать который друзьям тебе придется с оговорками. Но если действительно хочется оценить Рим во всей красе, то тебе сюда. Город здесь – не декорация, а действующее лицо: огромные соборы, площади и колоннады регулярно сопоставляются с мелким и несущественным человеческим, что есть в героях фильма. Гринуэй беспощадно заявляет, что все – тлен, и частенько ударяется в чистый визуал, оставляя где-то на втором плане саму историю, но нам для знакомства с римскими пейзажами только того и надо.
La Grande Bellezza
Реж. Паоло Соррентино, Италия, Франция, 2013
Самый современный из классических фильмов про Рим из нашей подборки оправдывает свое название визуально прекрасными кадрами-фресками, которые прямо отпечатываются на сетчатке. Парки, капеллы, лепнина и Колизей, на фоне которого разворачиваются беседы обо всем и ни о чем, заставят немедленно купить билеты в Рим. Одновременно с этим, выхолощенная и бессмысленная жизнь обителей Рима заставит задуматься, а не ирония ли случайно зарыта в названии? Главный герой – ценитель жизни, журналист и повеса Джеп Гамбарделла, кажется, этой жизни уже не ощущает. За ним мы и следуем весь фильм сквозь оперную церемониальность и торжественность римских галерей, громкую музыку вечных вечеринок и провожаем улетающих в рассвет птиц. Это невероятно красивый и грустный фильм о том, что в Риме не осталось Рима.
Sacro GRA
Реж. Джанфранко Рози, Италия, 2013
Sacro GRA (Grande Raccordo Anulare) опоясывает Рим бетонным кольцом, где протекает совершенно уникальная жизнь. Философ-старик и студентка, проститутки, медики и алкоголики (зачастую в одном лице) – все они проживают свою жизнь в городе, где жизни почти не осталось. Крупицам ее и радуется режиссер, наблюдающий округ Рима через свою камеру. Этот фильм был признан самой изысканной режиссурой документального кино, урбанистической пасторалью о людях, живущих вдоль самой длинной магистрали, огибающей колыбель европейской культуры.
Incompresa
Реж. Азия Ардженто, Италия, Франция, 2014
Главная героиня Ариа – обычная 13-летняя девочка с необычными родителями. Они оба – звезды, им обоим не до детей. И пока они выясняют отношения, пьют и устраивают вечеринки, маленькая Ария учится нравиться мальчикам, курить и жить, не надеясь на любовь и поддержку взрослых. Герои фильма списаны с биографии режиссерки Азии Ардженто. Критики даже обвиняли ее в том, что фильмы она снимает исключительно рефлексии ради.
Оставшись в одиночестве посреди огромного города, Ария понимает, что ночь не ужасна, а скорее загадочна, – и отказывается от беспросветного пессимизма. Рим здесь изображен под треки Брайана Молко.
Читай также: Берлин, я люблю тебя – главные фильмы о Берлине
Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.
ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ