Фото дня: Фестиваль уличного искусства «Место»-2021

В 2021 году Нижнему Новгороду исполняется 800 лет. Набережные и парки, улицы и площади, туристические маршруты и даже кремль – все стремительно преобразилось. В этой метаморфозе особую роль сыграл пятый фестиваль уличного искусства «Место»: сюда приехали более 60 художников из России, Беларуси, Сербии и Австрии. Показываем много нового стрит-арта!

 

 

Пять лет уличного искусства

Фестиваль уличного искусства «Место» начался в далеком 2017-м году как инициатива нижегородского уличного художника Никиты Nomerz. Перед этим он несколько лет снимал документальный фильм о российском стрит-арте «В открытую» и на его презентацию пригласил художников, которые в фильме давали интервью, рассказывали о себе и своем творчестве. 10 человек, согласившиеся приехать в Нижний, и стали первыми участниками фестиваля. Тогда же была придумана программа, включающая лекции, экскурсии по городскому уличному искусству, которые проводил сам Nomerz, общение с художниками в формате артист-ток. Через год организаторы проекта сформулировали цели фестиваля, которые остаются неизменными до сих пор: оказывать поддержку уличному искусству в Нижнем Новгороде, задавать контекст к переосмыслению городской среды и созданию новых объектов стрит-арта. 

За 5 лет в фестивале приняли участие более 200 художников, которые создали около 250 новых стрит-арт объектов в совершенно разных стилях и техниках: пиксель-скотч-арт (Александр Жунев), перформанс (Михаил Psof), видео-арт и интерактивная игра (Владимир Абих), постер-арт (Лида Birdly и Елена Лисица), различные виды граффити – throw-up, blockbuster, wildStyle (коллективные продакшны), трафареты (Фрукты-Врукты), пиксель-арт (Владимир Net). И это лишь малая часть из большого мира паблик-арта, который постепенно находит свое место на улицах Нижнего Новгорода.
 

 

Показать невидимые части города

При этом одни работы – как яркий луч фонарика: делают видимыми ранее забытые и неинтересные спальные или отдаленные районы города. И в первую очередь способствуют тому, что сами жители словно пробуждаются и по-новому смотрят на дом, где, возможно, провели всю жизнь. Такой работой, например, является созданный на фасаде трехэтажного жилого дома мурал московского художника и исследователя стрит-арта Дмитрия Аске, «Соль земли».

Картина состоит из ярких фрагментов, словно сложившихся в калейдоскопе. Женские персонажи хрупки и красивы, как витраж, и одновременно – монументальны. Более масштабный и зрелый образ содержит в себе другой, хрупкий и юный. Одна женщина  открыто смотрит вперед, на зрителя, другая – погружена в саму себя, девичья фигурка держит на коленях раскрытую книгу. Так символично художник изобразил преемственность поколений: знание о жизни и способность воспроизводить жизнь, которые передаются устно и генетически от матерей к дочерям и дальше по вектору времени. Издревле «солью земли» называли людей избранных, лучших представителей человеческого общества. Выбрав такое название к своей работе, художник подчеркивает важность роли женщины в истории и жизни современного социума.

В другом районе, отдаленном от центра города, появилась работа молодого художника из Челябинска, Валентина Боброва. Она является «репродукцией» картины «Битва» нижегородского художника и поэта Валерия Алёшина. Созданная на стене двухэтажного дома, картина преображает место, создавая в нем яркий акцент, и делает его интересным как для жителей этого дома, так и для туристов. Ведь на карте нижегородского стрит-арта появилась новая геометка. Эта «репродукция» автоматически актуализирует культурный слой, возвращая из забвения творчество «отца горьковского андеграунда» Алёшина (до 1991 года Нижний Новгород назывался город Горький).

Еще одной работой, созданной в рамках пятого фестиваля уличного искусства «Место», является арт-объект питерского художника Владимира Абиха. Стена обычной теплостанции превратилась в интересный ребус. На черном фоне в белых квадратах размещены 63 буквы, а под ними – правила «игры»: «Найди слово на поле так, чтобы оно заполнило все клетки. Слова могут изгибаться в любую сторону под прямым углом, но не пересекаться друг с другом». По мнению Абиха, русская культура – текстоцентрична, то есть текст важнее изображения. В ребусе он спрятал слова, связанные с уличным искусством, – мурал, граффити, вандализм, и не забыл про себя – без труда можно найти фамилию художника.

К работам, которые не находятся на протоптанных туристических маршрутах, а сами создают их в новых локациях города, относится и работа Petro, московского мультидисциплинарного художника. Дом, на котором создана масштабная абстракция, стоит в транзитной зоне, – в любое время года нагруженная автотранспортом дорога несет пассажиропотоки между железнодорожными путями, техническими помещениями и автосалонами. Petro обыгрывает 9-этажный фасад дома, создавая рисунок на двух плоскостях. Геометрические фигуры и линии превращаются в оптическую иллюзию: они ломают 3D-модель здания и пересобирают его. Это монументальная и яркая работа привлекает внимание и делает видимым ранее невидимый район города.
 

 

Открытая галерея

Другой тип работ на фестивале – словно новое приобретение в собрании у коллекционера: каждая из них является частью более масштабной идеи кураторов. Так, не первый год появляются стрит-арт объекты на колоннах метромоста, который построен над железной дорогой и соединяет нижнюю и верхнюю часть города. Именно здесь создается галерея под открытым небом. Пока она далека от завершения, но ежегодно появляются новые работы уличных художников.

В рамках пятого фестиваля «Место» с одной стороны метромоста на опорных колоннах появились тотемы Степы и Алины Айфо. Ребята активно рисуют в Екатеринбурге и Израиле. В Нижнем Новгороде они выполнили четыре фрески, в которых нашло отражение то, что так характерно для стиля дуэта – мир уральских легенд и этнические орнаменты. На голубом фоне с двух сторон колонн изображены тотемы – переплетение образов животных и птиц с растениями и деревьями.

С другой стороны метромоста на колоннах появились необычные абстракции австрийского художника Skirl. Он работает, используя самодельные и модифицированные инструменты – фигурные валики для стен, маркеры для бумаги. Имея в прошлом опыт работы гравера, он тонко чувствует внутреннюю логику линий и текстуру поверхности, на которой появляются его композиции. Каждый новый узор рождается спонтанно, но в конечном итоге выглядит завершенным художественным высказыванием.

 

 

Для Skirl уличное искусство – это возможность энергетически преобразить место. Он стремится к тому, чтобы его визуальная идея могла оказывать влияние на людей, зацепить краешек взгляда, выхватить из потока серых будней. И тогда, по мысли художника, эта минута (или секунда) станет чуть более яркой, более насыщенной, чем время до и после нее. 

Еще одно пополнение в открытой галерее уличного искусства под метромостом – работа калининградского художника Бориса Jon, созданная около Оки. С первого взгляда она более всего напоминает выцветшую пленочную фотографию, на которую наслоилось сразу несколько сюжетов – летние городские прогулки, ныряльщики, берега реки. Эта сюрреалистичность словно останавливает время: и раскинувший руки пловец никогда не соприкоснется с поверхностью воды, а прохожие никогда не дойдут до конца набережной. 

 

 

А недалеко от метромоста, около Главного ярмарочного дома (в конце XIX века именно тут проходила знаменитая Нижегородская ярмарка) можно увидеть сказочную работу беларусского художника Дмитрия Каштальяна.

По его словам, он был очень впечатлен историей о том, что в конце XIX века Льюис Кэрролл, известный своим современникам как математик, а для нас навсегда ставший автором «Алисы в стране чудес», приезжал в Нижний Новгород, видел ярмарку и Волгу, гулял по этим улицам. В своей работе Дмитрий хотел соединить фантастический мир «Алисы» и исконно русские символы. Так, на стене дома оживает самовар, а Чеширский кот превращается в русского барина, который не торопится играть в крокет, а предпочитает неторопливо чаевничать. По мнению художника, рисунки на стенах могут вдохновлять жителей, поднимать им настроение и давать немного ярких красок и добрых эмоций совершенно бесплатно.

Чтобы погрузиться полностью погрузиться в фестиваль уличного искусства «Место» и преображенное городское пространство, открывай онлайн-карту объектов

 

 

Текст и фото: Юлия Гусева

Тэги: Россия, Нижний Новгород
hand with heart

Отблагодарить 34travel

Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

Сейчас на главной

Показать больше Показать больше