Стенография: Гайд по стрит-арту Берлина

34travel и мобильный оператор life:) продолжают серию публикаций, в которых мы разбираемся с тем, как обстоят дела с уличным искусством в европейских и мировых столицах. После московских фасадов отправляемся в Берлин, который часто называют столицей стрит-арта. Вместе с автором первого берлинского мурала заглядываем в историю местного уличного искусства и гуляем по его знаковым образцам.

 

 

Стрит-арт в городе за стеной

 

Так называемого «урбан-арта» в виде граффити, стикеров, инсталляций из выброшенных матрасов и другого мусора в Берлине больше, чем самого мусора. Этот город часто называют столицей стрит-арта. Это, конечно, неофициальные данные, но похоже, что это правда. Как любой уважающий себя DJ мечтает хоть раз сыграть в Kater Blau или Berghain, так же любой, кто хоть раз вымазывал пальцы краской, стремится оставить свой след на этих многое повидавших стенах.

 

 «Брошенные жильцами дома восточной части города стали отличными холстами для тех, кто остался и тех, кто приехал» 

 

Появлению стрит-арта, как мы понимаем его сегодня, Берлин не в последнюю очередь обязан Красной Армии, занявшей после войны пол-города и решившей вокруг другой его половины построить уродливую серую стену. Русские думали, что таким образом смогут насолить капиталистам, но те оказались предприимчивыми и только обрадовались огромным рекламным площадям, проходящим через весь город. Вместе с рекламой на западную сторону стены пришли и политические лозунги, ругательства и призывы снести стену (вместе с самими призывами, разумеется).

В начале 70-х годов через Лондон и Амстердам в город за бетонной стеной проникли панки и анархисты, которые стали использовать улицы для самовыражения. Политических лозунгов и призывов снести стену (вместе с капиталистической рекламой) стало еще больше. Но это было только начало беды консервативной буржуазии и порядочного среднего класса. В конце 70-х в город победоносно вошел хип-хоп и, похоже, навсегда, оккупировал его. 

На фото: East side Gallery

 

С тех пор город безостановочно, слой за слоем, покрывается аэрозольной краской. Так как Западный Берлин уже в то время притягивал художников, творческих личностей и маргиналов со всего света, на обычных граффити дело не остановилось. Появлялись новые стили и техники, а общество, наконец, стало принимать уличное искусство и видеть в нем не столько вандализм, сколько украшение города.  

После падения стены, на западной стороне которой к 1989 году не осталось ни одного не расписанного места, в объединенном Берлине началась новая эра стрит-арта. Художники из западной части города экспандировали на восток, а с востока на запад. Брошенные жильцами дома восточной части города стали отличными холстами для тех, кто остался и тех, кто приехал. А приехал много кто. В 90-е и 2000-е на берлинских фасадах появляются всемирно известные муралы, государство и владельцы зданий приглашают знаменитых художников порисовать за гонорары, самый большой сохранившийся отрезок Стены становится галереей под открытым небом – одной из самых посещаемых достопримечательностей города. А в 2005 году ЮНЕСКО отмечает Берлин как «City of Design» и тем самым в очередной раз подтверждает, что это – столица стрит-арта.   

 

 

 

 

Бен Вагин – крестный отец стрит-арта

 

Чтобы получше разобраться в истоках уличного искусства, мы встретились с человеком, который не только застал все эпохи развития берлинского стрит-арта, но и сам сыграл одну из главных ролей в этом процессе.

В 1975 году Бен Вагин (Ben Wagin) стал автором первого мурала Берлина, Weltbaum I («Дерево мира»), полюбоваться которым можно и по сей день. Хотя от былой красоты осталось немного – во многих местах краска осыпалась, верхняя часть картины стерлась полностью, а поверх нижней части нанесены новые граффити.

 

 

 

– Я воспринимаю все эти граффити как реакцию на мою работу, но эта реакция – неуважение. Это как какие-то Олимпийские игры: кто заберется выше, кто больше закрасит. Я считаю, что все художники должны уважать друг друга. Если тебе не нравится моя работа, давай обсудим это. Но просто закрашивать – это не диалог, это отсутствие респекта.

 

 

Недавно стало известно, что к дому с муралом собираются пристроить еще одно здание, которое закроет собой работу Бена. Но он принимает это как должное: 

 

 

– В 1975 году я создал этот рисунок за свои деньги, без поддержки государства. Через десять лет сенат пожелал, чтобы я отреставрировал его, в честь празднования 750-летия Берлина. Мне выделили деньги на реставрацию, и уже тогда я им сказал, что для того, чтобы сохранить его, нужно не только восстановить сам рисунок, но и выкупить землю перед стеной. На это мне, разумеется, денег не дали. И вот теперь эту землю купил кто-то другой, и там построят здание, которое закроет собой мое «Дерево». Значит, так и должно быть, ничего не поделаешь. Зато второй фрагмент (Weltbaum II на станции S-Bahn Savignyplatz) находится в отличном состоянии.

 

 

 

 

Weltbaum II был создан Беном в 1985 году совместно с группой художников и деятелей культуры, среди которых были такие небезызвестные личности как Гюнтер Грасс и Йозеф Бойс. Эта работа является памятником многочисленным берлинским евреям, уничтоженным во время Второй мировой войны. 

Сразу после войны Бен переехал из Польши, занятой русской армией, в Берлин. Он обосновался в доме, примыкающем непосредственно к станции S-Bahn Tiergarten по соседству с тем местом, где в 1975 нарисовал свое первое «дерево мира». В этом доме с винтовой лестницей, спроектированной Густавом Эйфелем, 87-летний Бен живет и работает и по сей день: 

 

 

– В 60-х этот дом собирались сносить. Но мне с моими друзьями пришла в голову отличная идея, как спасти его. В парадном, где сегодня располагается детский сад, мы совместными усилиями создали настенный рисунок. Таким образом, в этом доме появилось официально оформленное произведение искусства. А по закону снести здание с произведением искусства гораздо сложней, чем обычное. Вот так мы отстояли наш дом.

 

 

 

 

Хотя сегодня Бен Вагин является известным художником, ему до сих пор приходится бороться как за собственное существование, так и за спасение своих творений. 

 

 

– У меня даже нет медицинской страховки. Я все деньги трачу на свои проекты. Только 30 тысяч в год уходит на содержание «Парламента деревьев». 

 

 

Parlament der Bäume – это инсталляция под открытым небом, созданная Беном в 1990 году в память о жертвах берлинской стены. Она находится на месте бывшей так называемой «полосы смерти», немецко-немецкой границы, напротив Рейхстага. В этом месте он установил сегменты Берлинской Стены, картины, плакаты, памятные знаки и части пограничных охранных установок. Кроме того, он посадил здесь деревья и цветы, откуда и пошло название инсталляции. Как и другие работы Бена, Parlament der Bäume находится под угрозой исчезновения в связи со своим расположением в самом центре города в правительственном квартале. 

Но даже если когда-нибудь Parlament der Bäume снесут, а Weltbaum загородят новостроем, то 50000 деревьев, которые Бен посадил в рамках своих перформансов собственноручно или с помощью таких высокопоставленных персон как Вилли Брандт и Бертольд Брехт, переживут любой стрит-арт. 

 

 

 

 

Гайд

 

Как ты уже понял(-а), произведения этого искусства не вечны, и уже завтра на месте шедевра может оказаться реклама или, как в случае со знаменитыми Cuvry-Graffiti итальянского гения BLU, которые он собственноручно закрасил в знак протеста против джентрификации, черный квадрат. 

Так что если хочешь воспользоваться этим гайдом, поторопись! Чтобы ты не растерялся(-сь) во всем многообразии берлинского урбан-арта, мы составили для тебя большой гайд, содержащий не только самые знаменитые муралы, по которым уже давно водят туристические туры, но и некоторые не такие известные, но, возможно, не менее интересные места, которыми Берлин может порадовать тебя сегодня. В конце гайда ты найдешь карту, которая позволит тебе лучше ориентироваться на местности и составить личный маршрут. 

Начнем с района станции метро U1 Schlesisches Tor в Кройцберге. На этом пятачке ты найдешь сразу несколько примеров из учебников по стрит-арту. 

Tommy-Weisbecker-Haus

 

Os Gemeos – The yellow Man 

 

 Os Gemeos: The yellow Man 

  Oppelner Str. 3

В самом начале Oppelner Str. в непосредственной близости к станции метро ты найдешь огромного желтого человека, созданного Os Gêmeos, братьями-близнецами из Сан-Паулу, в 2007 году в рамках Backjumps Festival. Это желтое лицо тебе наверняка покажется знакомым – да, работы этих бразильцев ты уже видел(-а) в Минске и Вильнюсе.

Os Gêmeos – всемирно известный дуэт, который стоит в одном ряду с Banksy и Shepard Fairey. Их работы представлены не только на фасадах домов всего мира, но и в знаменитых музеях и галереях.

 

 Сайт  |  Instagram

 

 

 Nomad: Figuren 

 Oppelner Str. 46

Через дорогу ты найдешь мурал знаменитого берлинского художника Nomad. В 2009 году Деми Мур и Эштон Катчер во время трипа в Берлин были в таком восторге от его творчества, что даже предложили ему оформить гаражные ворота своей виллы в LA. 

 

 

1UP 

 Köpenicker Str. 1

Обрати внимание на крышу дома по адресу Köpenicker Str. 1, который расположен прямо на перекрестке возле станции Schlesisches Tor. Там, как и на многих других крышах в Кройцберге, ты найдешь надпись 1UP, что расшифровывается как One United Power. Эта крю действует в Берлине уже с 2003 года и известна своими незамысловатыми работами не только на крышах домов, но и на других труднодоступных местах, как, например, на мостах или скоростных поездах. 

 

 Facebook   |  Instagram

 

 

 Bonjour Tristesse / BITTE LeBN 

 Schlesische Str. / Falckensteinstr

Этот дом на углу Schlesische Str. / Falckensteinstr. был построен архитектором Álvaro Siza Vieira к международной строительной выставке в середине 80-х годов. Местным жителям этот серый уродец, похоже, не очень понравился, поэтому в скором времени на нем появилась надпись Bonjour Tristesse («Здравствуй, грусть!»), которая сохранилась и по сей день. В народе этот дом теперь так и называют.  

 

ROA – Tote Tiere

 

 

 Blu: Pink Man / Leviathan 

 Falkensteinstr. 48 

А вот работа Blu, одного из величайших муралистов современности. Как и The yellow Man от Os Gêmeos, этот мурал появился в 2007 году рамках Backjumps Festival. Он представляет собой изображения огромного монстра, состоящего из тысяч маленьких розовых человечков. На указательном пальце он держит белого человечка, которого, очевидно, собирается съесть. 

 

Сайт  |  Youtube

 

 

 Josef Foos: Street Yogis 

 по всему городу на табличках с названиями улиц

Этих человечков, сидящих на табличках с названиями улиц, ты уже наверняка не раз видел(-а)! Их можно найти по всему городу, нужно только чаще поднимать голову. Придумал их еще в 2009 году тренер по йоге Josef Foos. Состоят они из двух винных пробок и деревянных палочек, соединяющих части «тела», а изображают эти фигурки, как не сложно догадаться, различные (иногда выдуманные) позы йоги. 

 ROA: Tote Tiere 

 Oranienstr. 3

В районе станции метро U1 Görlitzer Bahnhof на углу Oranienstr. / Manteuffelstr. ты найдешь это изображение мертвых животных, подвешенных вверх ногами. Его автор – бельгийский художник ROA, знаменитый на весь мир как раз подобными черно-белыми рисунками животных. Этот мурал, также называемый Nature Morte, появился на свет в 2011 году.

 

Сайт  |  Facebook 

 

 

 Victor Ash: Astronaut Cosmonaut 

 Oranienstr. 195

А вот одна из крупнейших жемчужин в ожерелье берлинского стрит-арта! Огромный космонавт, размером 22 м. на 14 м., выполненный в технике, внешне напоминающей стэнсил, однако без использования трафаретов. Victor Ash использовал мотив космонавта как символ Холодной войны и космической гонки сверхдержав США и СССР. Место для своей работы художник выбрал как нельзя кстати – недалеко от бывшей границы между Американским и Советским секторами. Ночью на рисунок падает тень столба с флагом, расположенного напротив, таким образом, что это выглядит так, как будто космонавт держит в руке флаг. Какой страны – решать тебе. 

Victor Ash – Astronaut Cosmonaut

 

 uF 

 Kottbusser Str. 25

Прямо на Kottbusser Tor ты найдешь несколько домов с граффити, выполненными в бразильской технике каллиграфии Пишасау. Это дело рук бесстрашной берлинской команды Überfresh, члены которой привязывают себя на веревку и спускаются по ней с крыш домов, оставляя по пути на стенах эти нечитаемые надписи.  

 

 

 East Side Gallery 

 Mühlenstrasse

Об этой опен-эйр галерее на том, что осталось от Берлинской Стены, уже итак все сказано. Весной 1990 года 118 художников из 21 страны облагородили 1316 метров стены стейтментами против границ и за мир во всем мире. Именно здесь ты найдешь знаменитый поцелуй Брежнева и Хонеккера кисти Дмитрия Врубеля. 

 

 

 Various&Gould: Facetime 

 Heinrich-Heine-Str. 73

Недалеко от Moritzplatz ты найдешь мурал Facetime от берлинского дуэта Various&Gould, выпускников знаменитой Kunsthochschule Weißensee. Особенностью их работ является сочетание коллажа, поп-арта и шелкографии. 

 

 

 Shamaniko, Hechiza, Somos, UKI: Aufstand der Farben 

 Luckenwalder Str. 11

На Gleisdreieck находится этот международный стрит-арт проект, над которым работала целая дюжина художников. Это часть серии, в которой райтеры из Южной Америки и Германии создают политический стрит-арт, а кроме того обращают твое внимание на деятельность организации Interbrigadas, которая занимается политическим и культурным обменом между Южной Америкой и Европой. Этот огромный мурал ты найдешь на стене Mercure Hotel Berlin Mitte. 

 

Maclaim – Unter der Hand

 

 Maclaim: Unter der Hand 

 Kopenicker Str. 79

Знаменитая работа всемирно известного мастера фотореалистического граффити Maclaim из Франкфурта. Расположена в непосредственной близости от станции метро U8 Heinrich-Heine-Strasse. 

 

Сайт  |  Instagram 

 

 

 Tristan Eaton: Attack of the 50 Foot Socialite 

 Am Friedrichshain 33

Крутые граффити можно найти не только в Кройцберге. Переместимся в благополучный Пренцлауер Берг, где на стене одного из новых домов расположилась эта дама, воплощающая собой интерпретацию классического американского сайнс-фикшна 50-х годов «Attack of the 50 Foot Woman». Tristan Eaton, автор этого рисунка, знаменит не только тем, что «портит» стены по всему миру, но и своим сотрудничеством с такими важными клиентами, как Nike, Versace и Барак Обама. 

 

Сайт  |  Instagram 

 Shepard Fairey: Make Art Not War 

 Mehringpl. 28

Раз уж мы вспомнили про Обаму, то как не упомянуть легендарного Shepard Fairey, автора знаменитого предвыборного плаката HOPE, основателя бренда OBEY Giant и одного из главных героев фильма «Выход через сувенирную лавку». Стоит ли говорить о том, что один из самых успешных стрит-артистов мира не смог обойти Берлин стороной? По заказу инициативы Urban Nation в 2014 году он оформил одну из стен дома-колодца на Mehringplatz своим Make Art Not War. 

 

 

 Shepard Fairey: No Future fur Apathie! Ignoranz! Sexismus! Fremdenfeindlichkeit! Rassismus! 

 Frobenstr. 8

Еще один политический стейтмент от Shepard Fairey на одном из жилых домов в районе Schöneberg. Появился буквально пару недель назад, в июне 2017 года, так что краска на стене еще не успела обсохнуть. Это еще один пример совместной работы Shepard Fairey с инициативой Urban Nation. 

 

Shepard Fairey – No Future fur Apathie! Ignoranz! Sexismus! Fremdenfeindlichkeit! Rassismus!

 

 Shepard Fairey: Israel / Palestine 

 Bulowstr. 31

В двух шагах от No Future ты найдешь еще одну работу Shepard Fairey, на этот раз на тему конфликта Израиля и Палестины. Она была создана в 2015 году, хотя сам мотив возник еще на несколько лет раньше в виде скрин-принта размером 18 на 24 дюйма. Берлинский  настенный вариант, конечно, намного больше.

 

 

 JR (Juste Ridicule): Wrinkles 

 Torstr. 1

И снова шедевр художника мирового уровня! Этот фотограф из Парижа стал знаменит благодаря своему проекту Women are Heroes http://www.jr-art.net/videos/women-are-heroes-by-jr, в рамках которого он разместил огромные фотографии женщин в трущобах Кении, Бразилии и других стран. В Берлине он представлен серией фотографических изображений Wrinkles, наклеенных на стены по всему Пренцлауэр Бергу. К сожалению, похоже, что в Берлине на сегодняшний день сохранилась только одна его работа – на стене дома Torstr. 1 со стороны Prenzlauer Allee.

 

 

 Fin DAC: Forget 

 Bгlowstr. 90

Благодаря стараниям Urban Nation, богатый район Шенеберг в последние годы активно набирает обороты и скоро сможет побороться за пальму стрит-арт-первенства с Кройцбергом. Эти ребята, которые в сентябре собираются открыть первый урбан-арт музей Берлина, постоянно приглашают именитых мастеров поработать на фасадах зданий, большинство из которых расположено в районе Bülowstrasse, берлинской улице красных фонарей.  По адресу Bülowstrasse ты найдешь небольшой, но ценный экспонат от ирландского художника Fin DAC, знаменитого своими изображениями гейшеподобных женщин, которые можно найти по всему миру. 

 

 

 URBAN NATION Museum fur Urban Contemporary Art 

 Bulowstr. 7

Само здание URBAN NATION, в котором и расположится будущий музей, представляет собой произведение стрит-арт-искусства, которое сложно не заметить. Весь фасад дома, включая даже окна, покрыт огромными захватывающими дух граффити. 

 

автор:  Shepard Fairey – Israel / Palestine

 

Shamaniko, Hechiza, Somos, UKI – Aufstand der Farben

 

 PHLEGM: One Wall 

 Kirchbachstr. 1

И еще один шедевр, созданный по инициативе URBAN NATION неподалеку от Bülowstr. Этот коллаж, фоном для которого послужил уродливый паркинг, был создан весной 2015 года муралистом и иллюстратором Phlegm из Шеффилда. 

 

 

 YZ: How long is now 

 Oranienburger Str. 54-56a

Этот мурал – все, что осталось от былого величия огромного культурного центра Tacheles, который несколько лет назад закрыли, чтобы построить на его месте очередной банк. Так что поторопись: возможно, скоро это великолепное здание снесут, разумеется, вместе с граффити. 

 

 

 Nunca: Punk artists 

 Revalerstr. 99

В Urban Spree на территории RAW-Gelände возле станции Warschauer Strasse ты можешь не только посмотреть на достойный стрит-арт (здесь есть, например, работа Punk artists бразильского мастера Nunca (что в переводе с португальского значит «Никогда»), но и почилиться в опен-эйр баре, потрясти костями на вечеринке или повыпендриваться новой татухой – здесь ее обязательно оценят!

 

 

 

Куда еще пойти за стрит-артом в Берлине?

 

 Teufelsberg 

Teufelsberg

Бывшая американская шпионская база, расположенная на «дьявольской горе». Сегодня, чтобы попасть в ее развалины, придется заплатить. Зато полюбуешься искусством райтеров всех уровней, видом на весь город и сможешь сам(-а) спокойно помазюкать по стенам. Отвлекать тебя будут только толпы туристов. 

 

 

 Haus Schwarzenberg 

Rosenthaler Str. 39

Этот дворик на Hackescher Markt – еще одно туристическое место, но на этот раз в самом центре. Здесь кроме наслаждения уличным искусством можно насладиться еще и пивком в баре или фильмом в кинотеатре. 

 Barenquell Brauerei 

Schnellerstr. 43

Развалины бывшей пивоварни, расположенные далеко на востоке Берлина. Сегодня эти руины используют по своим нуждам не только бездомные, романтичные подростки-авантюристы с пивом и энергетическими напитками, но и начинающие и опытные райтеры. Можешь запросто присоединиться к любой из этих групп.

 

 

 Open-Air-Galerie bei der Wiesenburg 

Погуляй по берегу реки Панке в Веддинге. Здесь довольно большая концентрация неплохих граффити на один квадратный метр. Примерные ориентиры – Gerichtstrasse и дворы баров-клубов Panke и Anita Berber. 

 

 

 

 Tommy-Weisbecker-Haus 

Wilhelmstr. 9

Это сквот в Кройцберге, захваченный еще в 1973. Можешь полюбоваться на огромный мурал на весь фасад, а потом зайти к левакам на пиво или какой-нибудь концерт. 

 

 

На фото - улица bulowstrasse

 

 

Полезные ссылки:

 

 

 

 Стрит-арт в Берлине 

 

 

Фото – Вова Жигачев и Илона Ефимова

 

 

ЗАО «БеСТ»
УНП 190579561

 

Тэги: Германия, Берлин
hand with heart

Теперь ты можешь «оставить чаевые»и сказать спасибо редакции 34travel за проделанную работу

Выбрать сумму:
    Оставить tips!

    Читай также

    Комментарии (1)

    Ruslan Arzumanian | 28.06.2017 18:00

    Класс, спасибо за отличный материал!

    Небольшое дополнение. Еще не все работы JR из серии Wrinkles of the City исчезли. Одна из них находится по адресу (Invalidenstraße 112, 10115 Berlin). Но этому арт-объекту осталось жить недолго. В ближайший год он будет загорожен новым зданием.

    http://www.jr-art.net/sites/default/files/styles/large/public/photos/no2a7145.jpg

    Написать комментарий


    Сейчас на главной

    Показать больше Показать больше