По Криту на авто

Пока мы все с замиранием сердца ждем открытия Греции для туристов, маршруты уже можно прикидывать. Наша читательница Светлана Евсеева рассказала, как максимально насыщенно исследовать остров Крит – смотри, какая красота.

Последние десять лет я провожу отпуск в Греции. Друзья часто спрашивают: «Разве не надоело? Одно и то же каждый год!» Удивительно, но нет. Для них отдых на островах – это хороший отель и свободный лежак. Я же привыкла к совсем другой Греции. Однажды я решила показать им страну такой, какой вижу ее я. Так появилась идея пятидневного автопутешествия по Криту.

Я бывала здесь несколько раз и влюбилась в остров с первого шага. Мне нравилось все: маленькие деревушки, старинные города, неторопливые местные жители, фраппе и капучино Фредо, свежий горный воздух… Не покидало ощущение, что я в Европе, но при этом дома. Только вместо вечных пробок – чистое море, вместо многоэтажек – зеленые горы и  прозрачное голубое небо.

«Вместо вечных пробок – чистое море, вместо многоэтажек – зеленые горы и  прозрачное голубое небо»

Мы собрались на Крит небольшой компанией. Остановились в местечке Малья, где кипит ночная жизнь: молодежь всю ночь отрывается в клубах и барах, а днем отсыпается на пляже.

Мы расставили на карте острова точки нашего маршрута – на восточном, западном и южном побережьях. Охватили далеко не все, скорее самые яркие места для первого знакомства. Но маршрут получился насыщенным.

День первый: плато Лассити и Агиос Николаос

Горные дороги на Крите – тот еще аттракцион. Вечный серпантин, местами вовсе без отбойников. В нашей компании был только один водитель, поэтому в первый день решили далеко не уезжать.

Всего 35 минут в пути – и перед нами подножие горы Дикти с его знаменитой Пещерой Зевса. Все туристические проспекты Крита выделяют ее как одну из главных достопримечательностей. Место очень людное, но на деле это просто маленькая, холодная пещера. Мы же ехали сюда, прежде всего, за видом. Он оказался великолепен! С высоты тысячи км над уровнем моря сквозь заросли деревьев нам открылось огромное плато, словно плоская шахматная доска посреди гор. Зеленые квадраты чередовались с квадратами цвета соломы. На возвышенности белой шапкой опускались облака. Казалось, что можно дотянуться до них руками.

Интересной была и сама дорога в горы. Чем выше, тем чаще встречались стада овец. Никогда раньше не видела такого скопления мягких белых «шариков». Хотелось подойти поближе и потрогать их. Но овечки оказались строптивыми и убегали врассыпную.

Еще 40 минут в пути – и перед нами Агиос Николаос, его еще называют греческим Сан-Тропе. Нас очаровал этот маленький уютный городок с бесконечными лестницами, маленькими деревцами и трехэтажными домами. За забором одного из них седовласый дедушка бережно вел под руку даму сердца, опирающуюся на палочку. Эта картина напомнила фильмы, в которых нижней строкой идет надпись «50 лет назад…».

Пообедать решили в деревушке Плака. Мои критские друзья давно рассказывали, что в любой таверне здесь накормят свежими морепродуктами. И не обманули! Даже сидя в самолете по дороге домой мы вспоминали того осьминога на гриле, мидий и жареных кальмаров.

Глубоко затемно вернулись в отель. Наш водитель заметно осмелел, а значит, завтра можно было рассчитывать на длительное путешествие на юг острова.

День второй: винодельня Douloufakis и Ливийское море

Деревушка Дафнес стала чуть ли не первой точкой на карте маршрута нашего автопутешествия. Еще в Москве случайно наткнулись на видео об этом месте. Точнее о винодельне, которая здесь расположена.

Помимо рассказа о семейном бизнесе, в сюжете показывалась местность: горы, усыпанные зелеными виноградниками и пушистыми оливковыми деревьями. Картинка была настолько красивой, что захотелось туда попасть.

Довольно быстро мы доехали до винодельни. На дегустации гостеприимный дедушка-грек предложил нам десяток видов местного вина. Особенно мне запомнилось красное сухое с легкими табачными нотками. Никогда раньше не пробовала такого интригующего вкуса.

Недалеко от винодельни начинались сами виноградники. Мы остановились около одного из них и нырнули внутрь. В тени больших изумрудных листьев на каждой ветке висели тяжелые спелые гроздья. Поразило, насколько ровными и бесконечно длинными были эти «зеленые коридоры». Здесь все было столь гармонично, что не возникло ни малейшего желания сорвать хотя бы одну ягоду.

Но попробовать виноград все-таки удалось. По дороге к Ливийскому морю мы хотели заехать в один из местных монастырей, однако нужный поворот никак не могли найти. Мимо проезжала машина, груженная свежим урожаем, и местный житель махнул рукой, предлагая проехать за ним. Через десять минут мы были на месте. Дружелюбный грек попрощался и протянул нам пакет винограда. Вот этим страна и цепляет! Здесь живет щедрый, открытый и простой, в хорошем смысле этого слова, народ.

Отзывчивость того местного жителя помогла доехать до монастыря Богородицы Полиани. Греческие церквушки прекрасны. В них всегда тихо, как будто кто-то незримо охраняет покой. Передохнув, мы отправились к южному побережью острова.

О деревушке Матала на берегу Ливийского моря я слышала как о месте, облюбованном хиппи. Рассказывали, что в 60-х годах они жили в скалистых пещерах на берегу. Мы ехали сюда в надежде увидеть нечто особенное, наполненное духом свободы и мира. На деле это оказался туристический пляж с лежаками, зонтиками и тавернами. Пещеры, в которых квартировались хиппи, нас особо не впечатлили.

День третий: озеро Курнас и деревня Аргируполи

Мы приблизились к «экватору» путешествия. Хотелось немного передохнуть, поэтому решили поехать на озеро Курнас. Я слышала о нем и раньше, но никогда здесь не была. Во-первых, каждый раз было далековато от мест, где останавливалась. Во-вторых, казалось, зачем туда ехать, если есть море. Но мы уже вошли во вкус! Манила дорога, новые места, пляжи, деревушки.

Первое, что мы увидели, когда приехали – скопление оранжевых клювов, которые маскировались в тени кустарников. Издалека слышались их громкие и важные разговоры. Это гуси прятались от солнца. Подходить к ним ближе не решились и стали пробираться дальше сквозь небольшие заросли кустарников.

Перед нами открылась ровная гладь озера, бережно охраняемая горами. Глядя на зеркальную поверхность воды, я поняла, почему люди сюда приезжают. Морское побережье Крита редко бывает спокойным – здесь же безмятежность воды нарушали только проплывающие катамараны.

На одном из них добрались до противоположного берега, где встретили маленьких черепашек. Они были совсем ручными, и с радостью попробовали сливы, которые мы купили по дороге.

Под жарким солнцем у озера мы провели полдня. Пообедать решили в местечке Аргируполи, которое расположено неподалеку. Всего десять минут в пути – и перед нами таверна, расположенная около горного водопада. На вертеле крутился аппетитный ягненок, а гречанки что-то обсуждали на непонятном языке.

«До сих пор помню пряный аромат этого свежего розмарина, который наполнял нашу машину по дороге в отель»

Друзья разместились за столиком, я же поднялась посмотреть деревушку на возвышенности. Как будто ничем не примечательная архитектура со слегка потрескавшейся штукатуркой и деревянные раскрытые настежь окна, но какое-то неуловимое очарование было в этом небольшом полуразрушенном от времени месте.

Около одного из домов сидела старушка. Увидев меня издалека, она приветливо улыбнулась и предложила стакан воды. Местная долгожительница что-то сказала на своем языке и подарила несколько веточек розмарина. До сих пор помню пряный аромат этого свежего розмарина, который наполнял нашу машину по дороге в отель. Где бы я ни была сегодня, если ловлю этот запах, то мысленно всегда возвращаюсь Грецию на ту самую мощеную улицу.

День четвертый: Кносский Дворец, монастырь Святой Троицы, пещера Медведицы и город Ханья

Самой интересной и долгожданной была поездка в западную часть острова. Здесь было больше всего мест, которые хотелось посетить.

Первой остановкой на маршруте стала одна из самых знаковых достопримечательностей Крита – Кносский Дворец. Но все, что осталось в памяти о Дворце – руины, огромные вазоны, оливковые деревья, палящее солнце и постоянное чувство жажды. Мы быстро по нему пробежались, сделали дежурные фото и поехали дальше.

Хотелось поскорее доехать до монастыря Святой Троицы. Я была здесь раньше и всегда хотела вернуться. Больше всего поражают его размеры. Это не церквушка на горе, а огромный комплекс зданий, утопающий в зелени.

Огибая кипарисовые заросли, доехали до монастыря. И вот перед нами величественная крепость персикового цвета с высокой лестницей. Мощное, яркое, красивое здание буквально оберегало длинные коридоры, высокие арки, бесконечные ступени и большие цветущие сады, расположенные внутри. Монастырь скорее напоминал пансионат восемнадцатого века, который можно было увидеть разве что в фильмах. Вокруг только тишина и ленивые коты.

Проведя здесь не один час, отправились к другому монастырю – Гувернету. Это снова была крепость, но гораздо проще и, как будто, немного заброшенная. Церковь стояла недалеко от скалистого обрыва, вдоль которого проходила маленькая узкая дорожка. Осторожно спускаясь по ней к морю, мы оказались около пещеры, в центре которой была застывшая каменная глыба, чем-то напоминающая Медведицу. А при входе маленькая капелла, посвященная Деве Марии. Это аутентичное место произвело очень сильное впечатление. Словно отшельники, которые много лет назад жили в этой местности, мы молча сидели в пещере.

Но день близился к концу, и нужно было ехать дальше. Город Ханья встретил нас уже на закате. Отель располагался в одном из особняков старого города. На входе стоял маленький круглый стол, застеленный вышитой скатертью, наверх вела узкая винтовая лестница, где нас уже ждали маленькие уютные комнаты с ажурными балконами. Освежившись, решили прогуляться по ночному городу.

Ханья сильно отличалась от тех мест, которые мы проехали раньше. На смену тишине гор и безмятежности озера пришел шумный, яркий город. Набережная была усыпана барами и ресторанами. По дороге к старому маяку мы случайно попали на выставку современного искусства, а неподалеку группа молодых людей давала мини-концерт классической музыки.

Город практически дышал искусством, хотелось задержаться в его живом потоке подольше. Но силы были на исходе, а впереди еще один день приключений, поэтому мы устало побрели в отель.

День пятый: бухта Балос

Рано утром меня разбудила кошачья мафия. Я вышла на балкон и увидела абсолютно пустые улицы. Только полосатые упитанные коты о чем-то спорили и смотрели в сторону набережной с местными рыбаки.

Впереди был последний день нашего автопутешествия. Самая западная точка острова в проспектах называлась «слияние трех морей». Никогда не понимала, в чем особенность таких мест, но картинка в туристических журналах была красивая. Да и расположено оно было недалеко от Ханьи. Решили туда поехать.

Главным испытанием в этот день стала дорога. Когда свернули с шоссе на  грунтовую тропу, проходящую у самого обрыва, молиться начали даже те из нас, кто в Бога не верит. Помогло! Мы благополучно добрались до автостоянки и отправились пешком к пляжу.

«Главным испытанием в этот день стала дорога. Когда свернули с шоссе на  грунтовую тропу, проходящую у самого обрыва, молиться начали даже те из нас, кто в Бога не верит»

Десять минут – и перед нами та самая извилистая дорожка белого песчаного пляжа, которую мы видели на фото в каталоге. С двух сторон ее омывали бирюзовые волны двух морей. Сверху змейка береговой линии упиралась в возвышенность, усыпанную маленькими кустарниками. Вдалеке темно-синей полоской море четко определило границу с прозрачным голубым небом.

Завороженные этой красотой, мы практически побежали на пляж. И только там, внизу, осознали, что по дороге назад нас ожидает серьезная кардиотренировка. Незаметно пролетело время на берегу. Впереди нас ожидал долгий подъем в гору и три часа в пути до отеля.

Когда, спустя время, я рассказывала греческим друзьям о путешествии в бухту на авто, они крутили пальцем у виска. Для них даже часовая поездка из одного города в другой уже подвиг. Что уж говорить о покорение горных вершин пешком. Ну, а у нас иначе! Конечно, проще и комфортнее доплыть до бухты на корабле. Но я не вижу смысла в таком путешествии. Со стороны берега пляж ничем особенным не отличается от того, что есть в отеле. Ценность этого места именно в потрясающем виде, который  открывается при спуске с гор.

А три часа в пути, серпантин и тренировка – это же настоящее приключения! Они были у нас разными, но всегда интересными. Мы проехали по основным достопримечательностям Крита на трех побережьях. Но, потерявшись в пути, часто получали от этого больше удовольствия, чем от посещения, той или иной локации.
Для друзей это было первое знакомство с островом, я же во многих местах бывала и раньше. Но все мы сошлись в одном: обязательно сюда вернемся, ведь здесь осталось еще много мест, которые непременно стоит увидеть.

Фото: личный архив автора; фото на главной: unsplash.com