Как уличному музыканту заработать в путешествии?
Многие путешественники подрабатывают в процессе своих странствий: digital nomads перемещаются по коворкингам всего мира с ноутбуками; есть журналисты и фотографы, для которых путешествия – часть работы; а кто-то умудряется подзаработать с помощью музыки. Наш читатель Антон Радковски собрал базовые лайфхаки, которые помогут разобраться музыкантам, как немного разжиться на своем таланте в путешествии.
Контент-менеджер и копирайтер из Киева Антон объездил всю Европу, зарабатывая на уличных выступлениях. Парень играл на японской флейте в Дрездене и Вроцлаве, а на барабане джембе – в Брюсселе, Париже, Бордо, Тулузе, Монпелье, Экс-ан-Провансе, Генуе, Флоренции, Риме, Инсбруке, Зальцбурге и Вене. Благодаря выступлениям Антон смог выжить в этом трипе и даже немного подзаработать.
С чего начать?
Логично, что начинать нужно с выбора инструмента. Выбирать, само собой, следует из того, на чем умеешь играть. И чем качественнее ты играешь – тем больше у тебя шансов найти свою публику. Но не нужно быть слишком самокритичным(-ой) и бояться начинать играть на улице только потому, что ты не Паганини. Никто не обязан быть виртуозом.
Инструмент для уличных выступлений должен быть достаточно громким, чтобы его услышали на шумных площадях и достаточно экзотическим, чтобы заинтриговать толпу. С этой задачей хорошо справляются этнические барабаны вроде джембе, дарбуки и бонго. Отличный выбор – традиционные гитары и миниатюрные укулеле. Среди духовых: диджериду и дудуки. Но с духовыми будь начеку: велик шанс, что на просторной и шумной площади твою японскую флейту просто никто не услышит.
Позаботься заранее и о чехле для инструмента – внезапно начавшийся дождь может его испортить. Лучше купить чехол дома, чтобы не рыскать потом по зарубежным музыкальным магазинам. Чехол так же обезопасит тебя от лишнего внимания недобросовестных местных.
А еще подумай над позиционированием себя. Чем ярче твой образ музыканта-путешественника – тем больше людей захотят остановиться, бросить тебе пару-другую евро и сделать с тобой сториз.
Не ограничивайся музыкой
Музыка – это круто. Но еще круче, когда ей что-то сопутствует. Можно, к примеру, смастерить из картонной коробки мини-стенд с маршрутом путешествия, чтобы люди видели твою историю. Подумай, чем ты можешь скрасить свое выступление, какая у тебя фишка. Если путешествуешь не один(-на), то вы с напарником(-цей) можете создать целую группу – это всегда выглядит эффектней. Или ты фотограф, и в твоей коллекции есть классные снимки, которые можно продавать после выступления. В общем, мысли творчески.
Где искать правильное место для выступления?
Правильное место – это оживленная улица где-нибудь в центре города, с которой тебя не прогонят. Найти такую локацию в новом городе – задача не из легких. Но с опытом начнешь интуитивно чувствовать, где тебе можно играть, а где лучше лишний раз не показываться.
Твоя цель – найти золотую середину между самыми must-see достопримечательностями города и отдаленной периферией. Нужно понимать, что музыкант рядом с Колизеем или Писающим мальчиком будет только раздражать людей и вызывать негодование. А в спальных районах шанс на позитивный фидбэк безнадежно мал. И вообще, лучше избегай места рядом с жилыми домами – жалобы местных до добра не доведут.
Чаще всего хорошие места для выступления находятся в центре города, в парках, на набережных и на оживленных улицах недалеко от туристических точек. Очень хорошо можно устроиться рядом с ресторанами и барами. Следуй за местными и туристами: твое место там, где они отдыхают и развлекаются. Помни: от правильной локации зависит твой успех и заработок (и от твоего перформанса, конечно же).
Перед тем, как приехать в город, узнай о нем всю базовую информацию: какие есть достопримечательности, где находятся главные парки, на каких улицах люди развлекаются и в какие районы лучше не соваться. Не стесняйся обращаться к местным: они лучше всего знают свой город и смогут тебе помочь.
В процессе поисков ты встретишь других уличных музыкантов. Уважай их и не становись рядом, оттягивая публику на себя. Но и бояться конкурентов не стоит: пообщайся с коллегой, можно даже предложить поиграть вместе. Спонтанный джем двух незнакомых музыкантов собирает толпы зевак и приносит неплохой доход, который потом можно поделить пополам.
Когда уходить?
Главное – не нужно наглеть. Многочасовая этническая пляска разъярит даже терпеливого слушателя. Стандартный лимит – от полутора до трех часов максимум. И то, с перерывами. Этого времени достаточно, чтобы прощупать выбранную точку, получить отклик от людей и немного надоесть. Отыграл(-а) свое время – иди праздную победу или поищи другую точку, если хочется помузицировать еще. Так можно играть весь день, просто меняя места выступлений и перемещаясь по городу.
Но если ты играешь на каком-нибудь локальном фестивале, то можно смело увеличивать свой стандартный сет. В такие дни твоя выручка может оказаться в разы больше, чем обычно. А может быть и меньше – гарантий никаких нет.
Как решиться?
Если ты никогда раньше не выступал(-а) на улице, будь готов(-а) к тому, что тебя накроет ужас, едва возьмешь в руки свой музыкальный инструмент. Но страх нужно просто преодолеть. И обязательно прогнать из головы мысли в духе: «а вдруг побьют?», «а вдруг убьют?», «а вдруг посадят?». Если следовать советам, описанным выше, то все будет в порядке. Переступи через себя и начни играть. Первая позитивная реакция прохожих растопит страх, и ты расслабишься.
Самое главное – кайфуй от того, что делаешь. Каким бы крутым музыкантом ты ни был, если стоишь весь зажатый и с кислым лицом – людей это только оттолкнет. Играй то, что нравится и получай удовольствие от собственной музыки.
Отношения с законом
Перед тем, как отправляться на тревел-гастроли, проверь, законно ли играть на улице там, куда ты едешь. В разных странах и городах разное отношение к уличным музыкантам. Знаменит этим Мюнхен, где нужно сдавать экзамен и платить € 15 за возможность полдня поиграть на главной площади. Или австрийский Инсбрук, где тебя могут оштрафовать, если нет соответствующего разрешения от местного горсовета.
Но зачастую в странах Европы нет жесткой регламентации в данном вопросе. Все скорее зависит от места, где ты играешь. К примеру, не рекомендуется играть около метро или рядом с домами, где живут люди. И не зависимо от того, законна твоя игра или нет, полицейские все равно могут прогнать тебя. Или вовсе не обращать на тебя внимания.
Как говорить с полицейскими?
Если полицейские все же подошли, главное – не бояться. Если ты не совершил накануне ограбление с взломом, то в тюрьму тебя не посадят. И даже штраф грозит не всегда. Скорее всего, ты просто устроил свой концерт не в самом подходящем месте. В таких случаях, полицейские проверяют твои документы и задают базовые вопросы в духе: «откуда ты?», «что ты тут делаешь?», «когда возвращаешься домой?». Иногда могут проверить тебя по своей базе данных, а затем попросить уйти. И все.
Что делать, если прогоняют местные?
Ответ очевиден – уходить. Ты никогда не будешь полностью уверен(-а) в том, что выбрал(-а) правильную точку. И если спустя пятнадцать минут выступления к тебе прибегает яростная местная женщина – отнесись с пониманием. Так или иначе, ни в коем случае не вступай в перебранки. Извинись, собери свои вещи и ретируйся как можно дальше.
Безопасность
Вопрос безопасности всегда остро стоит в путешествии, и уличные музыканты всегда в группе риска. Основные правила поведения: будь внимателен(-на), не слишком доверяй странным типам, не лезь в неблагополучные районы, держи музыкальный инструмент в чехле и не загуливайся до глубокой ночи.
В некоторых странах процветает культура хардкор-панков и анархистов. Выглядят они довольно устрашающе, но пугаться не стоит. Впрочем, как и составлять им конкуренцию. Ищи свою точку подальше от таких компаний, просто чтобы не спровоцировать конфликт.
Сколько я заработаю?
На что-то дорогое тебе вряд ли хватит. А вот перекусить или купить билет на Flixbus – вполне. Гарантированный доход – это не про уличных музыкантов. Ты никогда не сможешь предугадать, какой будет выручка. Набитые туристами места могут выглядеть золотыми жилами – а на поверку оказаться пустой тратой времени. А периферийный и непримечательный городок, где играешь от безнадеги – напротив, щедро вознаградит местной валютой.
Твой заработок зависит от четырех составляющих: места, где проходит концерт, самого твоего выступления, публики и ее настроения, а также от банальной удачи. За день игры ты можешь получить до € 30-40. А если будешь очень стараться, и тебе повезет – дотянешь и до € 80-100.
Вывод
Побывать уличным музыкантом – это незабываемый опыт. Нужно понимать, что уличные концерты не сделают тебя богачом, но они определенно помогут тебе выжить, если ты давно в путешествии и твои финансы редеют. Если придумаешь себе классное выступление, красиво его оформишь и будешь веселым(-ой) и открытым(-ой), благодарные слушатели обязательно найдутся. И порой, в самых неожиданных формах: помимо денег, ты можешь отыскать вписку, компанию на вечер или друзей на всю жизнь.
Но если твоя главная цель – заработать деньги, и ты не хочешь контактировать с людьми, тогда имеет смысл найти более серьезную подработку. Потому что уличный музыкант – это не столько про деньги, сколько про творчество и дух свободы.
Фото: Ярослава Чухманенко