Опыты: Волонтерство в Сербии

Минчанин Максим Хамета учится в Варшавском политехническом университете. Этим летом Максим решил попробовать себя в новом деле – волонтерстве, и отправился на две с половиной недели в волонтерский лагерь в Сербии, на берегу Дуная. Как участвовать в таких проектах в пандемию – слово Максиму.

С чего все началось

С самого детства я очень любил ездить в летние лагеря. Когда мне стукнуло 18, и лагеря стали для меня закрыты, я решил поискать что-то похожее по атмосфере – и остановился на волонтерских проектах.

Я начал гуглить, читал в том числе статьи на 34travel. Потом наткнулся на сайт Service Civil International. Пару дней поизучав что к чему и куда лучше ехать в период пандемии, я выбрал 6 лагерей в Европе – и отправил в каждый из них заявки и мотивационное письмо. Все оказалось очень просто, и меня взяли в первый же лагерь – в Сербию, на самую границу с Румынией.

Как я приехал в Сербию

Так как я учусь в Польше, мне не нужно было въезжать в ЕС. Я просто сел на автобус в Варшаве, а через 9 часов был в Вене – погулял там весь день и поехал дальше. Внутренние границы ЕС тогда уже были открыты. В Сербии еще с мая для въезжающих нет никакого карантина и не нужно предъявлять тест на коронавирус. Так что мне просто поставили штамп в паспорт, и через пару часов автобус высадил меня на «Аутобуска станица Београд». Сербский относится к славянской языковой группе, и если читать их кириллицу (а ее постепенно уже вытесняет латиница), то можно понимать, как минимум, о чем речь.

Так вот, со станции все быстро разбежались, и нас осталось двое – я и француз Фроен, с которым мы ехали в workcamp. Четыре утра, мы с большими рюкзаками и не понимаем, куда двигать дальше. С того момента и начались испытания моего разговорного английского.

Оказалось, что из Белграда нам нужно еще почти 5 часов ехать на самую границу Сербии по возвышенностям и серпантинам к Дунаю, в город Неготин. Там нас и встретили организаторы – и мы выдвинулись в кемпинг.

Кемпинг и расположение

Кемпинг находился на одном из береговых участков, где располагались небольшой хозяйский домик, летняя кухня, площадка для палаток, душ и туалет на улице. В нашем распоряжении также было всего две розетки и иногда работающий интернет. В этом месте ширина Дуная достигала примерно километра, а на другом берегу уже начиналась Румыния. Но никаких заборов или пограничников через бинокль видно не было.

«В этом месте ширина Дуная достигала примерно километра, а на другом берегу уже начиналась Румыния»

Дальше, километров 6-7 по течению, находилась ГЭС «Джердап II» – самая крупная и мощная в Сербии. Она немного поднимает уровень воды в Дунае, и из-за этого у нас не было нормального берега, а на пляж мы ходили в другое место неподалеку.

Прямо перед выходом из нашего кемпинга проходила велотрасса EuroVelo 6, которая тянется из Германии до Черного моря. И даже во время пандемии по ней проезжали туристы.

Волонтерская работа

Организаторы проекта – две молодые пары из Сербии. Они бросили постоянную работу и вместо этого фрилансят, волонтерят – и дают возможность поволонтерить другим. В команде нас было 10 человек: я (беларус), трое французов и шестеро сербов. Все в возрасте от 18 до 23 лет. Такое небольшое географическое разнообразие было вызвано все той же пандемией.

Организаторы действительно нашли хорошее место для благоустройства и развития туризма: в паре километров от нашего кемпинга были разные тропинки, проходившие через небольшой черепаший лес, через степь с дикими животными, по холмам, рядом с винодельней и, конечно же, с видом и выходом к Дунаю.

Наша задача была в том, чтобы все эти тропы расширить, соединить, почистить, поставить на них скамейки и столы, сделать смотровые площадки и установить указатели. Работали мы преимущественно утром, до самой жары, чтобы потом не страдать от палящего сербского солнца. Всего за две недели мы благоустроили 15 километров туристической тропы.

Быт и развлечения

Мы поднимались рано утром, и один из организаторов выезжал к ГЭС и брал там для нас завтрак. Дело в том, что электростанция была одним из наших спонсоров и предоставляла завтраки и обеды практически в течении всего workcamp’a. Это была безумно вкусная и каждый раз новая еда, включая и традиционные сербские блюда. А вот ужин мы делали сами: каждый участник по очереди предлагал какое-то блюдо, и мы все вместе помогали ему готовить. После приготовления мы все вместе собирались за столом и ужинали под шум волн, обсуждая что-нибудь и играя в настолки.

«Мы все вместе собирались за столом и ужинали под шум волн, обсуждая что-нибудь и играя в настолки»

Конечно, я не мог не сделать беларусские драники со сметаной, для которых пришлось замесить целый тазик теста. Но всем безумно понравилось: „Give thanks to your бабу́шка for this recepie”, – говорили ребята. К слову, к концу проекта мы все общались на сленге, состоящем, в основном, из английского, но также и из сербского, французского, польского и русского языков.

К ужину у нас обязательно было вино. Нам рассказали, что по легенде XIX веке во Франции случилось пару неурожаев вина, и тогда французы приехали в этот регион Балкан и нашли подходящее место для виноградников. С тех пор там и начали делать вино. Пару раз мы выезжали на местные винодельни и в деревни виноделов. Там мы, конечно же, дегустировали вино – и оно было очень хорошим (хотя я не особый ценитель). Там же я купил и пару бутылок вина домой – и это был единственный раз за две недели волонтерства, когда я потратил деньги на какие-то покупки.

Однажды мы поплавали на большом катамаране по Дунаю – и случайно попались местной пограничной полиции. Это было очень неожиданный экспириенс, потому что полицейские просто предложили нам поплавать с ветерком на их лодке.

Остальные планы путешествий у нас в итоге отменились из-за карантинных мер, которые позже ввели в Сербии.

Ограничения из-за пандемии

Когда я ехал в Сербию, она находилась в списке «зеленых» стран, то есть я спокойно мог вернуться после лагеря домой и не сидеть на карантине. Но в один прекрасный вечер нам сообщили, что ЕС опять ограничивает въезд для некоторых стран – в том числе и для Сербии. А сама Сербия возвращает карантинные меры. Я начал переживать по поводу возращения домой, но в итоге при въезде в Венгрию, на территорию ЕС, пограничник вообще не обратил внимания на мой беларусский паспорт и впустил без проблем. Так и закончился мой двухнедельный опыт волонтерства в Сербии.

Фото из личного архива автора