Опыты. За йогой в Индию
Женя Попов недавно переехал из Беларуси в Нидерланды, занимается программированием, любит путешествовать и исследовать природные места. Он увлекается бердвотчингом и йогой – о наблюдениях за птицами на архипелаге Шпицберген он уже рассказывал, а теперь делится впечатлениями о поездках в Индию за йогой – в ашрам и в центр аштанга-йоги.
Как и следовало ожидать, все началось с йоги. Чуть меньше года мне потребовалось, чтобы перейти от мыслей «йога – это развлечение для девочек, чтобы качать попу» к мысли «а почему бы не сгонять в Индию?» Индия – заманчивое направление для всех желающих погрузиться чуть глубже в этот мир, да и просто загадочная страна с богатым прошлым и настоящим. Некоторые влюбляются в эту страну, другие говорят, что больше «в эту клоаку ни ногой». Я искренне надеялся, что буду принадлежать к первому типу и очень боялся, что все-таки окажусь вторым. Спойлер: в Индии хватает и хорошего, и плохого, как и везде. Если ехать туда, ожидая увидеть мусор, грязь, нищету и обман – именно это будет встречаться тебе на пути. Захочешь встретить проявления лучших человеческих качеств и немного волшебства – встретишь, не сомневайся.
Вариантов, куда поехать заниматься йогой в Индию – вагон. Я был в Индии дважды. Первый раз главной целью стал Шивананда-ашрам в Керале. Хотелось бы написать какую-нибудь увлекательную историю выбора именно его среди сотен подобных, но реальность куда прозаичней. Основой для планирования стали дешевые билеты Минск – Кочин. Гугл, «ашрам в Керале», отзывы, profit. Тогда же, по дороге, удалось заехать еще в пару интересных мест. Итоговый маршрут получился таким: Минск – Кочин – Кумараком (очень красивый заповедник) – Тривандрум (транспортный узел) – Варкала (о ней ниже) – ашрам – Тривандрум – Кочин – Минск. Второй раз я целенаправленно поехал в Майсор, штат Карнатака – средних размеров город неподалеку от Бангалора. Но обо всем по порядку. Поехали!
Варкала
Варкалы не должно было быть в этом списке. У меня не было плана ехать туда, как и вообще хоть какого-то плана. Но впервые в жизни прилететь в Индию и не побывать нигде, кроме ашрама... Название этого города случайно всплыло в процессе поиска, где поплавать в Керале – штате, в котором и находился ашрам, куда я ехал. Штат, где первым в мире открылся аэропорт полностью на солнечной энергии и где уровень образования самый высокий во всей Индии. А еще в штате популярен коммунизм – с серпами, молотами и прочей знакомой атрибутикой.
Попасть сюда проще всего на поезде из Тривандрума (другое, полное название – Тхируванантхапурам). В пути около получаса, билеты стоят копейки. А в Тривандрум можно прилететь на самолете, и не только из Индии – местный аэропорт международный и второй по пассажиропотоку в штате. Как вариант, можно стартовать и из Кочина, столицы штата, разве что времени в пути уйдет побольше – 3-4 часа.
С первого взгляда Варкала похожа на рай. После второго и даже третьего впечатление особо не меняется. Огромный утес нависает над километрами пляжа. Именно этот утес (его все так и называют – cliff) – центр всей местной жизни. Кафе, йога, развлечения, массаж, магазины. Каждые несколько сотен метров выдолбленные в горе ступеньки, чтобы спуститься на пляж. Есть цивилизованный, с кучей местных и даже охраной, которая свистками мешает тебе зайти подальше в воду. Есть и дикий, где ты легко можешь быть один на несколько десятков метров. Я не любитель такого отдыха, и это, пожалуй, первое место, где я получал кайф, находясь на пляже! Волны были огромными: иногда я даже всерьез опасался, чтобы меня не унесло в океан, начитавшись до этого про обратное течение и Шри-Ланку. На пляже есть храм, омовение в океане после его посещения – часть местного обряда. Там же недалеко можно умыться после купания в соленой воде. Чуть позже мы узнали, что этот пляж используют, чтобы развеивать прах умерших. Это единственный факт, который может смущать.
В целом, это типичное курортное место. Но курортное в слегка извращенном смысле. Такая Ибица, где вместо алкоголя и наркотиков люди активно ищут йогу. Повсюду вегетарианские кафе со смузи, много европейцев и русскоязычных, на каждом шагу предлагают массаж и различные аюрведические снадобья. Контингент отдыхающих соответствующий. Невозможно прийти на пляж и не увидеть там хотя бы одного практикующего йогу человека. А уж сколько людей собирается у океана на рассвете и закате! При этом абсолютно нет ощущения толпы. Пляж огромный, места, чтобы чувствовать себя комфортно, хватает всем.
«Невозможно прийти на пляж и не увидеть там хотя бы одного практикующего йогу человека »
Для желающих практиковать йогу не самостоятельно на пляже, а в более привычной манере, каждое второе здание предлагает такую услугу. Это может быть кафе, магазин или просто жилой дом – желающих поучить тебя йоге тут предостаточно. Наверняка среди такого разнообразия хватает и откровенно халтурных коммерческих предложений, но нам везло. Сарафанное радио привело к инструктору Джозефу. Он невероятно впечатляет! В своем уже далеко не юношеском возрасте творит какие-то невозможные вещи и пользуется авторитетом у местных приехавших. У него же можно пройти курсы учителей йоги RYT 200. Такое обучение – то, ради чего многие иностранцы приезжают в Варкалу. Учеба, экзамен и сертификат обойдутся примерно в $ 1000. При этом ты месяц живешь в доме на полном пансионе. И все это в двух шагах от океана!
В Варкале мы задержались на четыре дня вместо изначально запланированных двух. Была даже мысль махнуть рукой на ашрам и провести тут остаток отпуска, но любопытство все-таки победило. И не зря!
Зачем ехать? Это европеизированный индийский курорт. Есть варианты размещения на любой уровень комфорта и кошелек, при этом сохраняется местный колорит. Можно смело ехать, если хочешь соприкоснуться со страной, но боишься оказаться в каких-то более отдаленных от привычного образа жизни местах. Здесь множество европейцев, приехавших позаниматься йогой.
Шивананда-ашрам в Керале
Когда-то ашрам означал обитель отшельников где-нибудь в труднодоступной местности, где они могли, никем не побеспоконенные, постигать мир тем путем, который считают наиболее верным. Но на дворе двадцать первый век, сложно противиться цивилизации и вездесущим надоедливым туристам. Можно уйти в глухую оборону, сделав свою обитель местом для избранных или наоборот – широко распахнуть двери для всех желающих. Так и поступили в Шивананда-ашраме. Сегодня у ашармов есть даже сайты, где можно узнать всю нужную информацию.
Если отбросить нетипичные варианты вроде «поселиться в ашраме навсегда, оставив привычную жизнь позади», то остается два способа пожить в нем. Это teacher course и yoga vacation. Про оба детально узнать можно на сайте, мы же приехали в ашрам именно в рамках yoga vacation, короткой программы, рассчитанной на желающих хотя бы краешком зацепить местную жизнь. Весь курс длится две недели, но присоединяться и уходить можно в любой день. Единственное требование – минимальное пребывание в ашраме в течение трех дней. Оплачиваешь их при заселении, остальное – когда будешь уезжать. Примерно за € 10 в сутки ты получаешь койку, двухразовое питание, чай, фрукты, два занятия йогой и лекцию – и все это каждый день!
Базовое размещение подразумевает кровать в общем помещении на 30-40 человек (отдельно мужское и женское общежитие). Также есть вариант заселиться в собственную комнату с доплатой. Существуют различные опции, но чаще всего эти комнаты постоянно заняты, и о своем желании снять одну из них лучше предупреждать заранее (e-mail до приезда). В итоге мы оказались в общих комнатах и ни разу не пожалели об этом! 40 человек в одном помещении – это только звучит пугающе, на самом деле там комфортно, чисто и уютно. Москитная сетка у кровати даже дает ощущение исключительно личного пространства. В ашраме строго следят за разделением мужского и женского общежития и даже супругов, проживающих в одной комнате, просят на время пребывания в его стенах воздержаться от секса. Это же касается алкоголя и табака (впрочем, многие все равно бегают покурить за территорию)
Как устроен день в ашраме?
05:30. Подъем. Еще темно. Поют цикады, потихоньку просыпаются птицы. Светать начнет только во время утреннего сатсанга. Вставать обычно не хочется, да и насильно из кровати выгонять никто не будет, но стоит собраться с силами и привести себя в вертикальное положение. День начинается.
06:00. Сатсанг. Триста обитателей ашрама собираются в главном зале. Получасовая медитация продолжается пением мантр. Мелодии очень запоминаются и цепляют – и через полгода я иногда ловил себя на напевании знакомых мотивов. Для желающих внести в общее дело пару лишних нот на полу лежат бубны и прочие задорные инструменты. Некоторые не понимают смысл всего действа, другие считают это слишком религиозным, в общем, всегда находятся люди, предпочитающие поспать лишние полтора часа. Я участвовал. Как бы то ни было, встретить рассвет в таинственном зале, среди толпы людей и при этом в звенящей тишине – незабываемое ощущение.
Иногда утренний сатсанг заменяется на silent walk. Это десятиминутная прогулка в полном молчании в какое-нибудь невероятно красивое место (благо, таковых в окрестностях ашрама предостаточно). Дальше те же мантры, но уже в другом месте. Во время возвращения обратно молчать не обязательно. Такое начало утра пропускает куда меньше народу.
07:30. Чай. Все собираются в главном дворике у «чайного дерева» – основного места встреч на территории ашрама. Именно тут многие предпочитают проводить редкие свободные минуты. Типичные напитки с утра – либо традиционный индийский масала-чай, либо травяной. Особо налегать на напиток не стоит: через полчаса стартует первый асана-класс.
08:00. Асана-класс. Каждый асана-класс начинается с пранаям, которые длятся примерно 30 минут. Последовательность асан Шивананда-йоги состоит всего из 12 основных поз с шавасаной (отдыхом) между ними. Основное различие между классами для новичков и продвинутых (а в ашраме ты можешь выбрать, на какой класс идти) заключается во времени нахождения в самих асанах и времени отдыха между ними. Соответственно, первое со временем увеличивается, а второе – уменьшается. Если ты занимаешься йогой хотя бы несколько месяцев или в целом имеешь любой спортивный бэкграунд, можно смело идти на продвинутый уровень.
10:00. Прием пищи. Ученики собираются в огромной столовой. Перед едой поют мантру. Главный заводила – очень обаятельный лысый дедушка, так и хочется начать ему подпевать! Сидят все на циновках, есть принято руками. Желающие не изменять своим европейским привычкам могут брать приборы с собой и использовать их. Еда необыкновенно вкусная! И, приятный бонус, неограниченная.
11:00. Карма-йога. Изначальное определение карма-йоги – «бескорыстное служение». Ее суть – делать что-то для общего блага, не ожидая за это никакой благодарности. Тут это значит, что каждый студент получает свое задание по хозяйству. Мне досталось разносить и разливать чай (одна из самых легких и приятных обязанностей), кто-то накладывает добавку в столовой, подметает улицу от листьев или делает мочалки из кокосовых шкурок – в ашраме все очень zero waste! В целом практически все обязанности абсолютно ненапряжные и действительно приносят удовлетворение.
12:00. Вопросы и ответы. Время, чтобы лично обратиться со своим вопросом по асанам или медитации к преподавателям. Подавляющее большинство людей используют эти полтора часа, чтобы просто поваляться с книжкой в теньке. Расписание такое насыщенное, что другого времени на это нет!
13:30. Чай. Очередной перерыв на чай и сезонные фрукты.
14:00. Лекция по философии йоги. Яма (этические ограничения в йоге), нияма (духовные принципы), их составляющие и так далее. Пожалуй, только по лекции можно с уверенностью определить, на каком этапе yoga vacation ты находишься. Лекции читают разные люди, с разным английским и талантом рассказчика, но мне куда чаще было интересно и познавательно, чем нет.
15:30. Асана-класс.
18:00 Ужин (вегетарианский). Наш последний вечер в ашраме совпал с выпуском учительского курса и нам достался праздничный ужин, сервированный на банановых листьях!
20:00. Сатсанг. Вечерняя медитация и мантры
22:30. Отбой.
Один раз в неделю выходной. При желании можно уехать на одну из экскурсий (проводит ашрам) или остаться на территории ашрама и просто расслабиться. Подобный насыщенный график не оставляет места для свободного времени. Некоторые предпочитают игнорировать сатсанг или лекции. Хотя в правилах четко написано, что пропускать их нельзя, на практике, конечно же, никто не заставляет туда ходить. Но есть ли смысл ехать за тридевять земель, чтобы просто пару часов в день выполнять асаны?
Зачем ехать? Отдохнуть от городской суеты, погрузится в абсолютно непривычный мир, дать себе право никуда не торопиться. Пожить в райски красивом месте. Хотя бы на те несколько дней, пока ты тут, рекомендую максимально следовать распорядку и правилам ашрама – так эффекта будет куда больше.
Майсор
Город Майсор на юге Индии – столица аштанга-йоги. Именно тут она (в современном своем представлении) зародилась и сюда же четыре месяца в году стекаются несколько сотен аштангистов со всего мира. Желающих намного больше, но мест всем не хватает. Это относительно молодое направление всего пару десятков лет назад стало широко известно в Европе и Америке и всего несколько лет назад – на постсоветском пространстве.
Попасть сюда непросто. Каждый год, за несколько месяцев до сезона становится известно, в какие конкретно месяцы будет проходить практика в главной шале (пространство для занятия аштанга-йогой). Все желающие должны в назначенный заранее день заполнить и отправить заявку, и уже из них выбирается около 300 человек на месяц. Обязательное условие для подачи заявки – как минимум два месяца практики с авторизованным преподавателем. В общем, примерно как зарегистрироваться на марафон из большой шестерки или на заплыв по проливу Босфор между Европой и Азией. Но не стоит переживать – в городе аштанга популярна и всегда можно без проблем попасть к любому другому учителю. Именно так поехал в Майсор и я.
Добраться до Майсора проще всего, прилетев в аэропорт Бангалора. Прямой автобус из аэропорта до центра Майсора идет 3-4 часа и стоит около 800 рупий (примерно € 10).
Подавляющее большинство аштангистов живет в Гокуламе – это самый престижный и «цивилизованный» район Майсора. Хорошую комнату со своим душем и туалетом (но общей кухней) можно снять за $ 250-400 в месяц. Кто-то умудряется снять апартаменты за ту же сумму. Многие приезжают в Майсор год за годом, в одну и ту же квартиру, где уже хранят свои сундучки. Другие снимают апартаменты в городе на целый год.
Может возникнуть резонный вопрос – а зачем? Столько проблем и препятствий, чтобы просто попрактиковать асаны где-то в Индии? У меня тоже были некоторые сомнения на этот счет, но все решила атмосфера. Практика в Майсоре похожа на летний лагерь. Люди заезжают по сменам. Ходят в шалу практиковать, знакомятся, пьют кокосы и едят досу (традиционные блинчики). Весь день строится вокруг одного события – практики, а дальше каждый занимается своими делами. Кто-то едет в город со старой или новой компанией, кто-то в магазин пошопиться, кто-то – навестить один из сотен местных храмов. Занятие найдется по вкусу каждому. Не хочешь ничего делать и никуда ехать – и не надо! У тебя ведь целый месяц, расслабься, отдохни, почитай книжку в конце концов.
Это одно из главных удивительных открытий – тебе не надо никуда бежать. Не надо все смотреть. Ты не можешь никуда опоздать потому что тебе никуда не нужно идти. Ты просто живешь в этом городе. Это не отпуск, где за одну-две недели надо галопом пробежаться по всем интересным местам. Это месяц, а то и два, полноценной жизни в Индии.
«Это одно из главных удивительных открытий – тебе не надо никуда бежать»
Погода благоприятно влияет на практику. Тело становится намного гибче, казавшиеся невозможными еще неделю назад вещи получаются сами собой. Но и силы на такой жаре кончаются куда быстрее, стоит это учитывать.
Постоянно что-то происходит. Поехал на озеро посмотреть птиц – и вот уже пьешь чай в кафе с какими-то местными, а они советуют, куда сходить в Майсоре. Едешь в шалу – то подвезешь голосующего индийца, то байк сломается в паре сотен метров от прокатной конторы. По субботам можно пойти и сжечь «плохую карму» в храме Сатурна. По воскресеньям традиционный выходной, и люди выбираются в коротенькие day-trips из Майсора. Рано или поздно ты вливаешься в ритм города, перестаешь сопротивляться и просто живешь. Лично у меня там впервые получилось пожить в стороне от привычных мест, не торопясь все увидеть и везде успеть. Просто, спокойно, расслабленно. Эти слова стали для меня гимном Майсора.
Байк тут скорее необходимость, чем прихоть. Рикши дешевые, и даже работает убер, но, приняв твой заказ, водитель не торопится по нему выезжать, не закончив свой разговор с друзьями. За $ 50-70 можно взять скутер на месяц. Беларусские права автоматически включают категорию АМ, но в России это не так, и кое-кто использовал права, купленные в каком-то магазине приколов. Впрочем, свои я тоже забыл дома, но фотографии оказалось достаточно.
Поесть вполне можно за 40-60 рупий (меньше доллара) в местных кафе. С другой стороны, по Майсору ходит немало историй о пищевых отравлениях, так что тут уж как повезет. У меня за почти месяц в городе никаких проблем с желудком не было. Хватает и более дорогих заведений, и ларьков с индийскими сладостями, все из которых похожи на сушеную сгущенку.
Зачем ехать? Если ты занимаешься аштанга-йогой, вряд ли у тебя возникнет такой вопрос. Если нет – это отличное место, чтобы провести месяц (два, три) в стороне он перенасыщенных туристами достопримечательностей. Пожить в абсолютно обыкновенном индийском городе далеко от океана, прочувствовать на себе местный ритм жизни и обязательно проникнуться им.
Самое главное – не стоит ждать от йоги в Индии какой-то магии. Да, именно в этой стране сильны традиции йоги и подходящий климат, но вся магия внутри тебя, а если просто сидеть и ждать чуда, оно никогда не произойдет.
Фото: личный архив автора