Скрытые детали: 10 архитектурных секретов Минска
Полной картинку делает деталь, и архитектура – не исключение. А чтобы прочесть послание или рассмотреть в привычном особенное, иногда нужно просто сменить ракурс или приблизить детали. Вооружившись Huawei P30 Pro c 50X цифровым зумом, мы прогулялись по Минску, чтобы увидеть архитектурные секреты, скрытые от глаз даже самых пытливых горожан. А архитектор Юрий Таубкин подсказал нам, на что обратить внимание, и сделал небольшой экскурс в историю минской архитектуры.
Юрий Таубкин,
архитектор, дизайнер, художник и соорганизатор Минской недели дизайна
Современный архитектурный облик Минска
– То, что сейчас в Минске видят все (в том числе туристы), – в основном советское наследие. Сначала город скосила война, а в 44-ом прибывшие советские архитекторы нарисовали прямо на ящиках схему нового города Солнца. Старое – даже то, что можно было восстановить, – снесли. Потому, например, прокуратура стоит на фундаменте костела.
Довоенный город был очень симпатичный, более комфортный по масштабу, чем современный Минск. Улицы Советская, Захарьевская, где сейчас проспект, – это Екатерининская застройка, которая появилась после присоединения части Речи Посполитой. По ширине улиц, высоте домов, эстетике, декору она была такая же, как проспект Гедимина в Вильнюсе, например. Осталось несколько домов, где это заметно: улица в два раза уже, высота зданий – 3 или 4 этажа. Застраивали так, что старый город оставался, а новый появлялся рядом. На примере: в Минске тогда убрали городской вал и пустили нынешние улицы Маркса, Интернациональную, Кирова, а исторический центр не тронули.
С постмодернизмом эпоха стилей в принципе закончилась. Но, если придерживаться традиционной классификации, из значимого в Минске стоит назвать, во-первых, виленское барокко – потому что это явление очень местное. Самые простые примеры – костел Пресвятой Девы Марии или здание нынешней детской музыкальной школы №10. В Минске эти здания относительно свежей постройки, но в них, тем не менее, еще ощутимо влияние Ренессанса. Беларусь прожила Возрождение, была частью контекста и прошла этот период генетически, что очень важно для культуры страны. Это связь с итальянской традицией (прежде всего, через Бону Сфорцу) и следы культурного обмена.
Минский модерн – «местечковый», более сдержанный и угловатый, в отличие от извилистого растительного (арт-деко) в городах Западной Европы. Наряду с модерном в начале ХХ века была мода на неоготику. Сюда можно отнести костел Св. Роха и здание первой городской электростанции на месте нынешней «не-Кемпински» – со стрельчатыми арками и прочим декором.
Достаточно много в Минске конструктивизма – это вся лангбардовская архитектура. Удачные примеры: бывшая библиотека Ленина и геофак БГУ. Их, например, снимали для литовского проекта «STOP juosta», который посвящен межвоенной архитектуре в Польше, Литве, Латвии и Беларуси.
Сталинский ампир – это настоящая каша. Там всего много: Дом правительства, например, – вроде конструктивизм, а его интерьеры ампирные.
Советский модернизм в чистом виде – и внутри, и снаружи – это кинотеатр «Пионер»: практически Мис ван Дер Роэ. Очень красивый химфак БГУ на Ленинградской: узкий фасад, где расположен вход, – просто бомба по пропорциям. Похож на римский Дворец итальянской цивилизации, только без арок.
Сейчас в Минске есть все, в том числе и абсолютно некрасивые здания. Из построенных за последние 20 лет, к примеру, приличные можно пересчитать по пальцам.
10 зданий, на которые стоит обратить внимание
Дом No.24 на Революционной
Деталь: литой чугунный балкон
Адрес: ул. Революционная, 24
Где найти похожее: ул. Комсомольская, 11
Дома с чугунными балконными ограждениями были типичными городскими постройками своего времени – конца ΧΙΧ и начала ΧΧ века. В дореволюционном Минске подобных зданий хватало: на Немиге, Козьмодемьяновской, Петропавловской (теперь Октябрьской площади) и не только. Но сейчас, к сожалению, их осталось очень мало. Дом №24 на Революционной в лучшем виде сберег изящные металлические решетки, а потому смог сколотить не только исторический, но и редкий эстетический капитал.
Над аркой из плоскости фасада по-щегольски выпячивается темно-зеленый балкон – оригинальный образец ажурного чугунного литья. Этот архитектурный элемент нарочно был в большей степени декоративным, чем функциональным. Об этом кричит все: тонкое и детализированное металлическое плетение с ренессансным узором, барельефы на нижней стороне плиты и на консолях. Последними, например, не могут похвастать даже его чугунные соседи по фасаду.
В отличие от более распространенных в архитектуре кованых решеток, такое балконное ограждение ценится знатоками и на черном рынке: похожий старинный балкон в 2013 году своровали в Гродно. Минский, к счастью, на месте, но это не повод откладывать смотрины на потом.
Собор Пресвятой девы Марии
Деталь: формы и линии заднего фасада
Адрес: пл. Свободы, 9 (вход с ул. Революционной)
Где найти похожее: ул. Энгельса, 1 (здание детской музыкальной школы искусств №10). За пределами Минска – в деревнях и небольших местечках (деревни Боруны и Вольно, Слоним, Новогрудок, Глубокое, Дятлово, агрогородки Лужки и Германовичи).
Эстетическая концепция барочного зодчества часто направляет софит на передние фасады. Потому взгляд уже приноровился продираться сквозь их тщательную разработанность: сложный ритм, светотеневую моделировку, насыщенную декоративность. Но в поиске новых визуальных ощущений советуем обойти здание. Собор Пресвятой девы Марии зажат с обоих боков другими постройками – тем интереснее взглянуть, что скрывается с другой стороны.
Возведенный при иезуитском монастыре в самом начале XVIII века, храм стал проявлением локальной художественной подсистемы – виленского барокко. Но стройный силуэт с двумя устремленными вверх башнями, симметричными и многоярусными, – не единственный его маркер. Задний фасад собора Пресвятой девы Марии, в сравнении с «лицевой» стороной, очищен от декора. Эта пластическая лаконичность оттеняет другую характерную для стиля черту – плавность изогнутых линий. Спокойное оформление не делает пропорции храма менее грациозными. Многоуровневая структура и изгибы формируют силуэт собора так, что на первый план выдвигается объем и скульптурная пластичность фасада. На какие детали обратить внимание? Смотри на линии: например, карнизы или разнообразные оконные проемы – и их световую игру.
Дом с мезузой
Деталь: пешеходная арка
Адрес: ул. Раковская, 20-15
В старейшей части Минска, Раковском предместье, архитектурная панорама складывается из обилия мелочей. И среди этих деталей есть те, что совершенно скрыты от глаз невнимательных прохожих. Так, все, конечно же, знают дом с мезузой: текстура старого красного кирпича, сандрики над окнами, характерные филенки. Но многие ли обращали хоть когда-нибудь внимание на пешеходную арку здания? А ведь она прекрасна! Со стороны Раковской эта лучковая арка перекликается с лучковыми оконными проемами фасада и светится изнутри белым рифленым крестовым сводом. Заходишь внутрь – и словно попадаешь из сердца Минска в складки гофрированного воротника-фрезе на голландском аристократическом портрете.
Драмтеатр имени Горького
Деталь: текстура и оконные проемы (боковой фасад)
Адрес: ул. Володарского, 5
Нет, главная фишка этого здания – не советский неоклассический портик. Но сначала краткий экскурс в историю: постройка появилась в Минске в первые годы двадцатого века как хоральная синагога. Она была создана в популярном тогда неомавританском стиле в унисон с Будапештской синагогой или Большой хоральной синагогой в Петербурге (или многими другими синагогами). Такова была стилевая ассоциация с золотым веком, который переживала еврейская община в средневековой исламской Испании.
Полностью перестроили здание в конце 1940-х годов, и реставрация вышла синагоге боком – ее превратили в драматический театр. Но, в отличие от полностью переделанного переднего фасада, боковые стены только покрасили. Поэтому в 2000-х их удалось очистить и отреставрировать. Обрати внимание на фактуру и цвет фасада, который рождает чередование оштукатуренных полос и кладки из декоративного керамического кирпича красного цвета. А еще – как хороши изгибы оконных проемов.
Дом на Обойной
Деталь: деревянный портик
Адрес: ул. Обойная, 6а
Скорее всего, ты никогда не замечал(-а) этот портик, а ведь он даже засветился в фильме «Кортик» в 1973 году! Дом с деревянным портиком появился в Минске в XIX веке. И он располагает редким для современного Минска примером деревянного декора в стиле модерн. Именно благодаря этой нетривиальной детали здание имеет статус историко-культурной ценности.
Двухколонный деревянный портик, навевающий ассоциации со шляхетской усадьбой, успешно пережил военное время. При советах колонны и фронтон были окрашены в бордовый цвет, но в 2000-х краску сняли, а очищенное дерево залакировали. Поэтому сейчас ничто не мешает любоваться чистыми формами сооружения.
Синее здание на Интернациональной
Деталь: майоликовые плитки на фасаде
Адрес: ул. Интернациональная, 16
Красота в концентрированном виде может быть сосредоточена и в самых маленьких архитектурных элементах. Самое прекрасное в экстерьере голубо-фиолетового дома на Интернациональной, что был построен в 1913 году в стиле модерн, – не его боевая раскраска, а крошечные майоликовые плитки. Готовы поспорить, что этот скромный декор почти никто из горожан никогда и не замечал! Майолика издревле была характерна для беларусского зодчества и декоративно-прикладного искусства. Тем ценнее кажется данный памятник архитектуры – все-таки это что-то свое, локальное.
Здание пожарного товарищества
Деталь: кирпичная фактура
Адрес: ул. Городской вал, 12
Где найти похожее: ул. Раковская, ул. Октябрьская; ул. Кирова, 5 и Кирова, 11; Винокуренный завод в Лошицком парке.
В эпоху модерна отношения между представителями градостроительства и красным кирпичом были не без искры. В Минске, который в XIX веке знатно натерпелся от пожаров, запретили возводить деревянные дома. К тому же, к концу столетия в городе функционировало несколько заводов, где производился разный по цвету кирпич – оранжевый, темно-красный, желтый. Поэтому после пожаров кирпичные постройки начали появляться в городе повсеместно: первые – после 1835 года, а массово – после 1881-го.
Яркий представитель такого вида зодчества – здание Минского добровольного пожарного общества. Интересно, что в создании внешнего вида и декора тут солирует непосредственно материал – открытый, неоштукатуренный кирпич.
А вообще, кирпичных зданий в Минске осталось гораздо больше, чем кажется: не только бурая водонапорная башня или желтая кладка на улице Герцена. Просто в советское время фасады многих сооружений перекрашивали на неоклассический манер, но под штукатуркой все еще пульсирует их красное шершавое сердце.
Ансамбль «Восток»
Деталь: мозаичные панно Александра Кищенко
Адрес: пр-т Независимости, 131/1, 143/1, 155/1; ул. Калиновского, 82/2
Мозаика всегда была флагманом советского декоративно-прикладного искусства. Где бы ты ее ни искал(-а) – в любой точке на просторах пост-СССР наткнешься на примерно одинаковый набор сюжетов и узнаваемых персонажей-гигантов. Советская мозаика, как минимум, – два в одном: это и украшение города, и трансляция господствующей идеологии.
Парадный архитектурный ансамбль «Восток-1», как ажурный каравай, должен был поджидать гостей столицы на въезде по трассе из Москвы, а огромные мозаики на его глухих фасадах – рассказывать, что Минск – это «Город культуры», «Город-строитель», «Город науки» и «Город-воин». Эти исполины из разноцветной украинской смальты появились благодаря Александру Кищенко в 1978-79 годах. Каждая из мозаик растягивается на 16 этажей, занимает площадь 51х9 метров и, тем не менее, остается цельной визуальной историей. Настоящий советский мозаичный сторителлинг: с системой персонажей и отсылками далеко в культурный контекст – приглядись хотя бы повнимательнее к местной Мадонне.
Дворец Профсоюзов
Деталь: потолок под портиком
Адрес: пр-т Независимости, 25
Кессонированных потолков и сводов (и в интерьерах, и в экстерьерах) по Минску разбросано немало: так наследила на камне сталинская эстетика. Если проявить любопытство и с методичной частотой поглядывать под крышами вверх, ниши-кессоны найдешь в любом неоклассическом уголке в центре Минска – хоть в арочных воротах на входе в Динамо, хоть в арках жилых домов (например, на проспекте Независимости, 46).
Но самые яркие впечатления оставляет потолок под портиком дворца Профсоюзов. И хотя бурная лепнина на фасаде здания так и старается рассредоточить внимание зрителя – будь внимателен(-на) – на потолке под фронтоном скрывает что-то еще. Советский брат Парфенона, если зайти на крыльцо и поднять голову вверх, похвастается тебе своим полифоничным парадным потолком. А если приблизить детали при помощи супер-зума Huawei P30 Pro – сможешь рассмотреть все узоры в мельчайших подробностях.
Galleria на Немиге
Деталь: отделка фасада
Адрес: пр-т. Победителей, 9
В то время как современная архитектура Минска пытается решить, как поярче да побогаче продемонстрировать свою амбициозность, красивые детали скорее отыскиваются в лаконичном. Проект архитектурного бюро «SZK/Z» (Латвия) – ТЦ Galleria на Немиге – пошел в разрез массовому стремлению к диким округлым конструкциям и оказался хорошей иллюстрацией того, как простая форма и классная отделка могут сделать современное строение действительно крутым (и не в стиле «беларусский хайтек»). На масштабном здании очень гармонично сочетаются совершенно разнородные по текстуре материалы. Рифленый фасад комплекса выстраивается из ансамбля окрашенных алюминиевых кассет и стеклянных плит, керамогранита и декоративных стеклянных панелей. А рельеф этой пестрой компании еще более выразительно подчеркивает встроенная подсветка. Вот так почти по-скандинавски прямые углы и темные цвета оказались одним из лучших архитектурных решений современного Минска.
Благодарим за помощь в подготовке материала архитектора Юрия Таубкина.
Huawei P30 Pro – это флагманский смартфон с четырьмя объективами Leica, оснащенный функциями 10-кратного гибридного и 50-кратного цифрового зума, ночной съемки и сверхширокоугольного объектива. Huawei P30 Pro выводит мобильную фотографию на новый уровень: делать панорамные фото природных пейзажей, любоваться ночным звездным небом или рассматривать скрытые от глаз архитектурные детали – смартфон буквально создан для того, чтобы ты ничего не упустил(-а) из виду.
Текст: Ангелина Герус. Фото: Александра Мурашко. Фото на главной: palasatka. Редактор: Юлия Миронова.
Иностранное унитарное предприятие "Вондел Медиа" УНП 191112533