Как прошел Богач – главный осенний праздник беларусов?
«Будзь багаты, як восень!» – желали друг другу наши предки и шли всей деревней отмечать Богач, то есть окончание рабочего лета. В день осеннего равноденствия авторы проекта «Спячая спадчына», которые уже рассказывали 34travel про обряд Юрьевский хоровод, посетили праздник в деревне Вязынка – и снова привезли с мероприятия целый фотоальбом.
Немного истории
Наступление осени – особый период для наших предков. Это время, когда заканчиваются работы в полях, садах и огородах, и хозяева могут замедлиться и отдохнуть перед новым рабочим циклом. Но, конечно же, наши предки не забывали поблагодарить Мать-природу за хороший урожай, поэтому и устраивали большой праздник – Богач.
Богач отмечают в день осеннего равноденствия – 21 сентября. В православном календаре на этот день выпадает другой праздник – Рождество Божьей Матери – и это не совпадение, ведь праздник урожая – это еще и день чествования женщины-матери и хранительницы домашнего очага.
Этот праздник имеет разные названия – например, Друга Пречиста (укр.), Мала Пречиста (укр.). Он распространен на всей территории Беларуси и в каждом регионе имеет отличительные черты, но и что-то общее среди них можно выделить.
Традиции празднования
Все обрядовые действия были направлены на сохранение благополучия и урожайности. Даже само название праздника отсылает к богатству: урожай собран, и в доме у каждого всего богато.
Богач – это не только название праздника, а еще и название основного обрядового элемента в нем: так называют лубок (корзинку) с зерном, в середине которого ставят свечу. Чтобы наполнить лубок, каждый житель деревни должен был принести горсть зерна с нового урожая.
После того как все насыпали зерно, зажигали свечу и в таком виде торжественно обходили всю деревню. После обхода богач оставляли на год в доме, хозяина которого односельчане посчитали наиболее успешным в этом рабочем году.
Зажженная свеча, стоявшая в лубке с зерном, была прообразом солнца. Считалось, что огонь обладает очищающей силой и заряжает энергией жизни, которая так необходима долгими зимами.
Еще одним важным символом праздника был сноп колосьев. Его принято было ставить в доме рядом с иконами и хранить до следующего урожая.
Во время праздника на колосках гадали: считалось, что так можно узнать о будущем урожае, «разглядеть» жениха и даже «увидеть» количество детей в браке.
На этот богатый праздник было принято печь хлеб, пироги и накрывать большое застолье, демонстрируя богатство. Соседи ходили друг к другу в гости, а иногда застолье даже делали в складчину и делили еду на всех.
Не забывали и о чествовании умерших предков: на Богач посещали кладбища, наводили там чистоту и приносили плоды нового урожая – хлеб, яблоки или мед.
На Богач наблюдали за погодой и животными, чтобы делать прогнозы на зиму: если после Богача животное стремится на пастбище очень рано, то и зима будет ранняя. Если утром туман, то скоро пойдут дожди, а если день ясный, то хорошая погода продержится до конца октября.
Праздник не только подводил итог сделанного за лето, но и настраивал на дальнейшие работы: «Багач – бярыся за рагач, ідзі пад авёс араць», «Прыйшоў Багач – кідай рагач, бяры сявеньку, сей памаленьку».
Богач сегодня
На праздновании в Вязынке мы наблюдали не только за обрядовыми действиями, но еще и за гостями праздника. Богач собрал невероятное количество красивых, талантливых и искренних людей. Танцпол едва вмещал всех желающих, пение было слышно почти из-под каждого дерева, а от изделий ремесленников на ярмарке разбегались глаза. Наблюдать за общей атмосферой праздника и образами людей в частности – наслаждение для глаз.
Фото – Анна Найденова