Место недели: деревни Черея и Белая Церковь

|

Место недели

|

Автор:   Alina Krushinskaya

|

  53772

Агрогородок Черея в Витебской области может померяться с беларусской столицей не только древностью (первое упоминание в 1066!), но и россыпью имен, которые отметились в этих краях. В разные времена здесь хозяйствовали Сапеги и Милоши, Иван Грозный подарил местному храму икону, Петр Первый увез в столицу список с образа Черейской Богоматери, а отец Максима Богдановича часто посещал черейских рынок и отмечал красоту здешних садов и вкус местного пива. А Белая церковь, по которой названа соседняя деревня, без шуток может считаться памятником мировой архитектуры. Продолжаем делиться с тобой самыми удивительными точками на карте Беларуси.

 

 

Из истории

 

Некоторые исследователи утверждают, что поселение в Черее было основано еще в глубокой древности и стояло на пути «из варяг в греки», а название его имеет фино-угорские корни – «керая» и обозначает «собрание, сходка» или «место, поросшее осокой». По этой же версии, Черея была столицей Черейского княжества, центром торговли и ремесел. Городище тогда находилось на берегу большого озера или реки. Позже на месте его месте образовалось кладбище, где до наших дней сохранились кованные кресты XVII века. Говорят, что на этой возвышенности хоронили своих павших товарищей французы в войну 1812 года – тогда их войска 6 месяцев стояли под Череей, и французы шапками носили землю на могилы.

По другим легендам, Черею основали на перекрестке торговых путей именно евреи, и поэтому в центре местечка оказались древнееврейские захоронения с надмогильными камнями – мацейвами, которые ты можешь увидеть и сейчас. При переводах польских средневековых источников город назывался Сарея. Академик Морозов писал: «Имя Сарай происходит от еврейского Сара, т.е. «царица», по-русски следовало бы читать вместо «Сарай» – «Царея», т.е. город Царя, иначе Царь-Град».

Первое же письменное упоминание о Черее восходит к 1066 году. А в 1454 году в метриках ВКЛ зафиксировано, что в этом году смоленский епископ Мисаил со своим братом Михаилом основали здесь монастырь. В конце XV века Черея перешла к роду Сапег, став одним из важнейших фамильных имений. Первым владельцем был Богдан Сапега, который получил имение, женившись на княжне Федоре Друцкой-Соколинской – красотке-племяннице епископа Мисаила. Сапеги владели Черей и покровительствовали Черейскому монастырю на протяжении 250 лет, а самый расцвет Череи произошел при Льве Сапеге.

В результате второго раздела Речи Посполитой Черея оказалась в составе Российской империи. В конце XVIII века бывшие черейские владения рода Сапег перешли к другим владельцам, большая часть – к семейству Милошей. Жители местечка принимали активное участие в шляхетском восстании 1863 года.

В 1924-1931 гг. Черея была районным центром со своих хлебозаводом, молокозаводом и больницей. К началу Второй мировой войны более половины населения Череи составляли евреи. Гетто в Черее было открытого типа, и поскольку евреи жили компактно, то немцы оставили их на своих местах и никуда не переселяли. В ночь с 4 на 5 марта 1942 года Черею тихо окружил немецкий карательный отряд, который на рассвете расстрелял около 1000 человек. Синагоги и еврейская школа были разрушены, а остатки еврейского кладбища – единственное, что напоминает о том, что когда-то тут жили евреи. На месте массового убийства установлен памятник.

Теперь Черея – это маленький агрогородок, где жизнь течет тихо и размеренно. Несмотря на значительные разрушения, здесь все еще есть на что посмотреть и кого расспросить, чтобы погрузиться в историю этого места.

 

 

 

На что посмотреть сейчас

 

Первым делом заберись на холм Татарка. По легендам и преданиям края, еще до основания старого городища Череи, эти места населяли представители двух племен: Татары и Шалаваты. Племена эти жили на разных берегах реки и не сильно ладили между собой. И вот после страшного побоища, произошедшего на реке, возникло два кургана: с одной стороны реки – из погребенных татар, с другой – из погибших шалаватов. Сейчас остался только один холм – Шалаватка была кощунственно снесена несколько лет назад. Предметы быта шалаватов, найденные местными, хранятся в Черейской библиотеке – библиотекарь Татьяна Михайловна с удовольствием расскажет тебе не только про них, но и всю подробную историю местности.

Далее следуй к Свято-Михайловской церкви (церковь Святого архангела Михаила). Она была возведена в 1601-1604 гг. и стала первым униатским храмом для смешанного православного и католического населения региона. Лев Сапега принял решение о ее строительстве в ответ на подарок – икону Михаила Архангела византийского письма, – сделанный Богдану Сапеге Иваном Грозным. Одновременно подобные храмы возводились в Могилеве и Толочине, но там от них не осталось ничего. Михайловский храм горел в 1650 г. и восстанавливался Михаилом Сапегой, после чего обрел черты польского костела образца позднего барокко.

В 1828-1839 гг. при активной поддержке поляков в Черее был возведен большой костел. Униаты к тому времени мирно разделились на две общины – православную и католическую, и Михайловский храм стал православной церковью. Хотя после недавней реконструкции в оформлении здания появился злосчастный сайдинг, оно все еще воплощает собой живут историю религиозной жизни Беларуси.

Костел в Черее не пережил советские времена, его разобрали примерно в 1950-х годах, проложив на этом месте дорогу, а из старинных кирпичей сложили здание школы. От второй православной церкви – Успенской (или «Прычэсцінкi») тоже остался только пустырь, который ты определишь по деревянному кресту. Согласно летописи, находившийся здесь храм был некогда создан женой князя Ольгерда, Ульяной.

 

 

Не пропусти черейский пожарный дом из красного кирпича – он был построен в конце XIX века и отлично сохранился до наших дней. На тот момент он располагался на центральной площади. По рассказам местных, у черейских пожарников был даже собственный оркестр. Можешь заглянуть и в черейскую больницу. Строилась больница в 1906 году за счет отчислений от производственной деятельности местечковых евреев. Фельдшером в нее тогда поступил Федор Романов, представитель важного для Череи рода Романовых, известный терапевт и хирург. Больница действует до сих пор, а вот в здании флигеля хранятся дрова на зиму.

На территории нынешней школы находилось имение Милошей. Если ты находишься в постоянном поиске поводов для гордости за Родину, тебе определенно нужно познакомиться с фигурой знаменитого черейского выходца – Оскара Милоша. Оскар известен в первую очередь как французский литератор и литовский общественный деятель. Однако мало кто знает, что он был этаким Томом Йорком своего времени – будучи уже известным поэтом, Милош опубликовал в 1917 году в Париже основные положения своей «Теории относительности», в которой поэтизировал нашу бренную сопричастность с вечностью. Помимо всего этого, он являлся наставником для своего племянника Чеслова Милоша, ставшего впоследствии Нобелевским лауреатом. Сам Оскар всю жизнь горячо любил местечко, в котором родился, и тепло отзывался о нем.

Впрочем, школа на место шляхетской усадьбы пришла еще в начале прошлого века. До войны она размещалась прямо в имении. В послевоенный период рядом построили кирпичное здание. От бывшего имения, принадлежащего семье Милошей вплоть до начала XX века, здесь сохранился лишь старый погреб. Обложенный много позже кирпичом и несколько усовершенствованный снаружи, сегодня он тоже служит школе.

В километре от усадьбы Милошей – знаменитый помещичий парк с неповторимой липовой аллеей, к которой ты попадешь, если пройдешь по улице Замковой до конца. За ней была дубовая роща, которую высекли в годы войны. Липы же со временем стали только красивее. В конце аллеи – следы старинной альтанки. Сейчас на месте летней беседки – только полукруг старого цемента, обнесенный ровным кругом старых деревьев. Вдоль всей аллеи – заросли одичавшей рудбекии. Не исключено, что и они – потомки помещичьей флоры. Там, где кончается аллея, начинается небольшая возвышенность. Сверху открывается захватывающий вид на соседние поля и Белую церковь над озером. Раньше здесь были рукотворные пруды, в которых водились лебеди. Один из них сохранился до сих пор.

 

 

У Черейского озера найдешь Маковеев ров – высохшее устье реки, от которой сейчас остался только небольшой источник. Многие поколения местных жителей проводили здесь свои обряды, а старожилы верят, что вода из источника способна исцелять.

Исследовав все с достопримечательности в самой Черее, поезжай в соседнюю деревню Белая Церковь. Здесь на полуострове, окруженном Черейским озером возвышается Троицкая церковь (или Белая церковь). Ее начали строить еще во времена Флорентийской унии, заключенной в 1439 году. Уния признавала объединение Западной и Восточной (православной) церквей на условиях признания латинской догматики и главенства Папы римского при сохранении православных обрядов. Стены и свод церкви уцелели в первозданном виде – они единственные не только в Беларуси, но и в России, и даже в Италии (там есть памятники архитектуры, которые относят к раннему барокко, но все они неоднократно переделаны).

Освятили церковь в честь Святой Троицы. А на самом почетном месте на алтаре разместили копию иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской, которую вернул еще епископ Мисаил. Считается что тут, в подвалах униатской церкви, хоронили многих из рода Сапегов. С приходом большевиков церковь была разграблена и превращена в зернохранилище. Здание долгие годы растаскивали по кирпичам на строительные нужды, а в советское время на руинах церкви устроили альпинистскую базу, которую закрыли после трагической гибели альпинистки.

Сама деревня Белая Церковь расположена на месте залежей глины. Кирпичный завод, находившийся в этих местах, славился качеством своего кирпича. Именно из него и была построена Свято-Троицкая церковь, а кирпичи с клеймом «БЦ» можно встретить в стенах многих сооружений эпохи Великого княжества Литовского, в том числе в стене, окружающей Старый город в Вильнюсе.

Кирпичный завод служил местом, обеспечивающим работой сотни крестьян. Работать тут считалось большой удачей: за два дня можно было получить полкоровы – щедрая на то время зарплата. Сейчас в окрестностях можно найти лишь остатки фундамента старого завода.

 

 

Когда ехать?

 

4-5 августа 2018 года на полуострове в деревне Белая церковь прямо у Троицкой церкви пройдет фестиваль современного искусства и музыки SPRAVA. Здесь построена деревянная сцена-конструктор, на которой выступят беларусские музыканты: «Троіца», Ulyanica и «Грезы Пафнутия» и вокальная группа «Вдохновение» черейского ДК, а завершится все танцами от DJ Stereobeaver и KorneJ.

Но музыкальная программа – даже не самое главное в этом фестивале. Раньше Черея была процветающим местечком и могла обеспечить сама себя всем необходимым. Здесь были свои плотники, столяры, гончары, кузнецы, каждую неделю проходили большие ярмарки. Говорят, что чтобы занять там места, приходилось в три часа ночи выезжать из Чашник, нынешнего районного центра. Чтобы навести немного былого движа, организаторы фестиваля – группа культурных активистов, несколько лет назад мигрировавших из Минска в Белую церковь, – надеются собрать сообщество единомышленников и вдохнуть новую жизнь в эти места.

Если история Череи и Белой церкви тебя вдохновила, заходи на сайт фестиваля и покупай билеты.

 

 

Как добраться?

 

Проще всего доехать на собственном авто. Белая церковь находится в 165 километрах от Минска в московском направлении. Координаты для проезда по навигатору: широта 54°38'34.6"N и долгота 29°18'15.6"E.

Из Минска несколько раз в день ходит маршрутка. Стоит она 15 рублей, доедешь за 2 часа.

Любители ЗОЖ могут доехать на электричке до станции Бобр, а дальше прокатиться 40 км на велосипеде.

 

 В подготовке текста использованы материалы «Витебского курьера» и телеканала СТВ

Фото – Таня Капитонова

|

Место недели

Автор:   Alina Krushinskaya

  53772

hand with heart

САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ ПОМОЧЬ 34travel

Если хочешь отблагодарить 34travel за своевременную новость о распродаже лоукостера, большой гайд или подсказки по части заведений, то проще всего сделать это через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

34 достопримечательности Беларуси

Достойные поводы изъездить страну вдоль и поперек.

Место недели: Таинственная усадьба в Желудке

Одно из самых красивых заброшенных имений. 

Место недели: Усадьба Рейтанов в Грушевке

Как родовое гнездо беларусского Дон Кихота выглядит после реставрации?

Сейчас на главной

Добро пожаловать: самые красивые брамы Беларуси

Роскошные въездные ворота, которые встречают посетителей старинных усадеб, монастырей и целых городов.

Афиша Беларуси: Куда пойти в апреле?

Выставки, лекции, походы на байдарках.

Как Ветка стала культовым центром старообрядчества?

Беларусский культурный феномен от беженцев из Московского царства.

Подкаст о беларусской гастрономии: Супы

Какие есть способы приготовления холодника и чем беларусский борщ отличается от других борщей?

Беларусские традиции Гукання вясны: зовем весну так, чтобы она точно пришла

Как беларусы гукалі вясну раньше и какие обряды ты можешь повторить сегодня?

7 мест в Польше, которые связаны с беларусской историей

Для тех, кто хочет сохранить связь с родной землей даже в эмиграции. 

Афиша Беларуси: на каких ивентах стоит побывать в марте?

Агу, весна, агу, красна! 

Почему стоит съездить в Ветковский музей?

Самобытная история беларусского Посожья-Поднепровья, уникальные иконы и коллекция традиционного текстиля.

До/после: 5 достопримечательностей, которые изменились до неузнаваемости

Когда-то – атмосферные заброшки, а сегодня – роскошные дворцы.

Показать больше Показать больше