Бесконтактный маршрут по окрестностям Минска: живая история в нетуристических местах
Идею этого маршрута подсказала сама жизнь. Турбизнес лежит на лопатках, потому что путешествие в любом случае связано с личной коммуникацией, а пересечение с другими людьми вдруг стало очень опасным развлечением. В рамках кампании солидарности #travelisnotdead гид Тимофей Акудович рассказал нам о необычном маршруте по окрестностям Минска, где ты вряд ли встретишь толпы туристов, зато лицом к лицу столкнешься с выдающимися персонажами прошлого.
На все можно посмотреть под другим углом. Нобелевская лауреатка по литературе Ольга Токарчук недавно написала текст о том, что, возможно, коронавирус заставляет нас притормозить свой бешеный ритм жизни, дать себе возможность зависнуть на деталях, обратить внимание на неяркие вещи и начать внимательней относиться к другим людям, пусть и издалека. То же можно сказать и про туризм. Если у тебя есть автомобиль, то можно не забрасывать путешествия. Сейчас самое время для уединенных, неспешных поездок по заброшенным руинам усадеб и храмов, родникам и другим природным красотам. Главное – иметь желание самостоятельно научиться говорить со всеми этими достопримечательностями.
Предлагаем тебе неторопливый маршрут по интересным местам вокруг Минска, где мало шансов попасть в опасные скопления людей, но большая вероятность встретить живую историю в не самых туристических местах. Для полного погружения скачай записи органной музыки и стихи Гийома Аполлинера и Каруся Каганца, возьми с собой конфеты «Коммунарки» с народными костюмами на фантике и пустую бутылку. Не волнуйся – скоро все объясним!
Дягильно
Начало маршрута: выезжаем на М-1, перед Дзержинском на развилке поворачиваем в сторону Дзержинска, проезжаем город и за городом поворачиваем на ул. Шоссейную, которая и приведет к первому пункту – деревне Дягильно.
В Дягильно провел свои последние годы жизни и был похоронен шляхтич Адольф Янушкевич – яркий и очень характерный представитель местного дворянства первой половины XIX века. Адольф был дальним родственником Тадеуша Костюшки и поэтому с детства воспитывался в патриотическом духе. Это и предрешило его судьбу. Янушкевич был близок к филоматскому движению, тесно общался с Адамом Мицкевичем и даже попал как персонаж в его поэму «Дзяды». А в 1830 году, как и полагалось литвинскому патриоту, он возглавил повстанческий легион, который действовал на Волыни.
За участие в восстании Адольфа планировали расстрелять, но передумали и отправили в бессрочную ссылку в Сибирь. Там Янушкевич 20 лет работал библиотекарем в городе Ишим (возле Тюмени), а также участвовал в научных экспедициях по этим краям. Находясь в ссылке, Янушкевич много писал и среди прочего отправлял матери в Беларусь (как раз в Дягильно) длинные письма с описанием того, что увидел в Сибири, а также в Казахстане и Киргизии, куда добирался с экспедициями.
Через много лет брат Адольфа, успешный парижский книгоиздатель Евстафий Янушкевич, получив в руки эти письма, разглядел в них большой потенциал и издал отдельной книгой под названием «Жизнь Адольфа Янушкевича и его письма из казахских степей». Это действие можно было бы списать на проявление братской сентиментальности, но в итоге получилось одно из первых европейских подробных описаний казахского и киргизского народов, их быта и верований. Для современных казахов Адольф Янушкевич – один из важных персонажей их истории. В Астане и Алматы есть улицы, названные в честь беларусского шляхтича.
Могила Адольфа Янушкевича в Дягильно была найдена относительно недавно. На новый постамент делал горельефы знаменитый беларусский скульптор Валерьян Янушкевич (его Архангел Михаил стоит перед Красным костелом).
Кстати, переводы путевых заметок Янушкевича есть и на русском и на беларусском языках. Причем последний можно найти в интернете.
Фото: murmurash
Боровое
Справа от дороги из Дзержинска в Рубежевичи, возле деревни Боровое, стоит одноэтажная постройка необычной круглой формы. Это часовня-усыпальница шляхетского рода Дыбовских.
Фамилию Дыбовских прославили два брата – Бенедикт и Владислав. В 1860-х годах они оба были перспективными молодыми учеными, а старший, Бенедикт, уже преподавал в Берлинском университете. Но все перевернул 1863 год. Братья приняли участие в восстании и были за это схвачены. Бенедикта (как и Адольфа Янушкевича) собирались расстрелять, но заступничество немецких ученых и самого Бисмарка позволило изменить наказание – и Бенедикта сослали в Сибирь. Это испытание не сломило дух исследователя. За 12 лет в Сибири он досконально изучил фауну озера Байкал и отправил в европейские музеи более 2500 чучел птиц и 100 000 насекомых, многие из которых были до этого неизвестны науке. После освобождения уже как признанный ученый Дыбовский много лет возглавлял кафедру зоологии Львовского университета.
Его брат Владислав, отсидев в тюрьме за то же восстание, занялся геологией и много сделал для исследования Сибири, а вернувшись на родину, поселился на Новогрудчине и выпустил несколько сборников беларусского фольклора.
К сожалению, все усадьбы Дыбовских в Беларуси были разрушены в ХХ столетии. Ни в Молодечненском районе, где братья родились, ни в Новогрудском, где жил Владислав, ничего не сохранилось. Только тут, возле Койданово, стоит эта полуразрушенная часовня, напоминающая о славных представителях древнего рода.
Про братьев много было написано, а их биографии местами похожи на приключенческий роман – почитай перед поездкой или просто сидя под часовней. Кстати, если сядешь справа от входа в часовню, то окажешься на месте, где во время одной из экспедиций отдыхал Владимир Короткевич и, возможно, размышляя о приключения Дыбовских, придумывал свои будущие произведения.
Фото: murmurash
Рубежевичи
В Рубежевичах стоит красивый костел святого Иосифа. Для его облицовки использовались полевые камни, и поэтому костел похож на средневековый замок. Храмов такого типа в Беларуси всего несколько.
Необычна и история его строительства. После восстания 1863 года царское правительство запретило возводить на наших землях католические храмы. Но местный упрямый шляхтич Антоний Тур установил в 1866 году на пустыре возле озера камень, на котором выбил «Тут будет построен храм». И этим действием сильно поменял свою жизнь. За такую выходку его отправили в ссылку. Через 12 лет он вернулся, но не забыл свою идею. Несколько раз Тур обращался в Петербург – и в итоге уже в начале ХХ века добился своего. Храм был построен в 1911 году силами всех местных жителей. А возле его входа находится могила Антония Тура и тот самый камень, с которого все начиналось 150 лет назад.
Костел славится своими концертами органной музыки (сейчас они, конечно, не проводятся). Но ты можешь включить что-нибудь из классической органной музыки у себя на телефоне и прогуляться возле храма, а также по необычному комплексу возле входа в костел. Более 10 лет назад у прихожан появилась идея создать карту своей парафии, в которую входило 43 деревни. Жители каждой из них привезли к костелу по большому валуну и положили камни так, как они размещены на карте. Между камнями обустроили дорожки, а на входе возвели крест. В итоге получился музей валунов в миниатюре. Идея оказалась символичной еще и потому, что деревни эти постепенно умирают, и камни с их названиями остаются последним напоминанием об исчезнувшем населенном пункте.
Фото: murmurash
Старинки
В Старинках сохранились руины униатской, а позднее православной церкви начала ХІХ века. Ее строили местные крупные помещики Ленские (Лэнские). Вообще, чтобы узнать больше про Ленских, стоит ехать в парк-музей интерактивной истории «Сула», который находится неподалеку. Он построен как раз на руинах родового гнезда Ленских, там есть и музей, посвященный этому роду. Но пока по правилам маршрута мы туда заехать не можем. Поэтому вот краткие сведения: Ленские владели гостиницей «Гарни» в Минске и крахмало-паточным заводом «Сокол» (нынешний «Кристалл»), выстроили целый хозяйственный комплекс у себя в Суле и вообще были одним из богатейших родов Минщины начала ХХ века. В 1917 году они потеряли все то, что имели в Минске, а в 1939-м – все остальное и исчезли из истории. Но вот их наследию как раз повезло: гостиница «Гарни» вернулась на карту города, «Кристалл» стал алкогольным монополистом Беларуси, и даже их усадьба превратилась в один из крупнейших центров исторических развлечений.
А еще здесь на старинском кладбище находится могила, которую точно стоит посетить. Тут покоится Михась Романюк – один из важных деятелей беларусской культуры ХХ века. Возможно, это имя тебе незнакомо, но ты точно знаешь его работы. Романюк на свои деньги провел десятки экспедиций по всей Беларуси, собрал огромную коллекцию этнографического материала и создал реконструкции 130 народных костюмов Беларуси. В каждом регионе традиционная форма одежды в старые времена отличалась, четких границ между ними не было. И даже сложно себе представить, насколько титаническая работа была проведена Романюком, чтобы собрать всю информацию, разделить в соответствии с зонами и потом воплотить на бумаге. Изображения этих костюмов встречались тебе в учебниках, альбомах о Беларуси, в рекламе и на подарочном наборе шоколада «Беларускiя строi» от «Коммунарки».
Романюк также собрал уникальную коллекцию фотографий старых деревянных крестов Беларуси. Альбом издал сын этнографа –Денис Романюк. Обязательно найди и почитай перед поездкой – там душа Беларуси.
На кладбище не ошибешься – знаменитый этнограф похоронен под красивым деревянным крестом.
Фото: palasatka
Большие Новоселки
200 лет назад Новоселками владели представители большого шляхетского рода Костровицких. В центре деревни они построили усадьбу, которая сохранилась до сегодняшнего дня. Но туда сейчас лучше не ходить: в усадьбе размещается больница. К тому же ее несколько лет назад обшили сайдингом, и здание сильно потеряло в своем историческом облике. Зато неподалеку сохранилось здание бровара, руины конюшни и несколько других хозяйственных построек – стандартный набор любой шляхетской усадьбы. Это здания конца XIX века.
Род Костровицких прославил Казимир-Рафал Костровицкий, хотя ему и пришлось за это натерпеться. Местная шляхта его недолюбливала: Казимир был с детства горбат и со всеми говорил на беларусском языке, что для тогдашней культурной элиты было непонятно. Зато для нас, современных беларусов, Карусь Каганец (а именно такой псевдоним он себе выбрал) является одним из главных персонажей национального возрождения. Каганец собирал народный фольклор, писал стихи и пьесы, был одним из учредителей первой беларусской партии в 1902 году, издал первый «Лямантар» (букварь), много ходил по деревням и агитировал крестьян за непонятную еще тогда им Беларусь.
Над Каганцом посмеивались, что этот горбун ходит днем с фонарем и ищет беларуса. Но в итоге он нашел, что искал: многие более известные нам сегодня беларусские деятели начала ХХ века считали Каганца своим учителем. В том числе и Янка Купала.
На местном кладбище сохранилась могила Костровицкого. Она долгое время считалась утеряной, и только в 1960-х годах ее нашел местный учитель истории Леонид Ермолович и добился того, чтобы на могиле поставили памятник. И вот еще один зигзаг истории: Леонид Ермолович – брат Миколы Ермоловича, человека, который в 1960-х начал открывать для беларусов историю Великого княжества Литовского как своего государства. Ермоловичи родом из соседней деревни Малые Новоселки.
Такое вот место силы: двое людей, которые открывали Беларусь для беларусов в конце XIX века и потом почти с нуля во второй половине 1960-х.
Юцковские криницы
Слева от дороги за деревней Юцки находится вход в уникальный памятник природы республиканского значения «Юцковские криницы». Это ледниковый каньон с необычным для Беларуси ландшафтом, где течет родниковая вода, за которой съезжаются люди со всей округи.
Место это располагает к тому, чтобы присесть, полюбоваться природой и, например, почитать стихи. Карусь Каганец как раз жил в Юцках и в своих произведениях вспоминал «Сцюдзянец» (местное название криниц). В его стихах хорошо видно, что волновало шляхтича-просветителя, который сидел возле этих же криниц 150 лет назад. А можно почитать французскую поэзию. Дело в том, что отец Каруся Каганца, Кароль Костровицкий, вместе с братом Аполлинарием участвовал в восстании 1863 года, за что Кароля отправили в ссылку (Каганец родился в Тобольске). А вот Аполлинарий смог вырваться и уехал в Италию. В 1880 году у его дочери Анжелики родился сын Вильгельм Аполлинарий, который в начале ХХ столетия стал одним из важнейших поэтов французской и мировой литературы.
Гийом Аполлинер был не просто хорошим поэтом – он сломал многие классическое установки европейский поэзии, добавил в нее экспрессии и свободы. Если до этого тебя никогда не интересовала французская поэзия, то лавочка на берегу Юцковских криниц – самое место с ней познакомиться.
Не забудь набрать воды. Она очень чистая и вкусная. И… высокогорная. Юцки находятся в 10 километрах от одной из самых высоких точек Беларуси – Лысой горы.
Фото: palasatka
Городище
Возвращаясь в Минск, остановись в деревне Городище и прогуляйся к древнему городищу (от него и происходит название деревни), с которого, как считается, начинается история Минска.
Несколько очень высоких и крутых холмов образуют закрытое пространство древнего города Менеска. Аргументы в пользу этой теории достаточно убедительные: городище на самом деле солидное, археологических находок хватает, а под горой протекает маленькая речка с названием Менка. Поэтому все сходится.
Но тут надо уточнить, что историки пока еще не пришли к единому мнению, как именно обстояло дело 1000 лет назад. Одни говорят, что город Менеск был именно тут, и именно его сожгли киевские князья в 1067 году перед битвой на Немиге. Другие же утверждают, что город на Менке и город на Немиге существовали параллельно и названия Менка и Менеск просто «переехали» однажды на берег Свислочи по неизвестным причинам.
Однако лучше оставить эти дискуссии ученым. Городище стоит того, чтобы по нему погулять и впечатлиться масштабом строительства древних минчуков. Внизу можно увидеть могильную плиту Рудольфа Пищалы и его семьи. Это как раз тот человек, который был подрядчиком при строительстве тюремного замка в Минска, и сейчас носящего его имя. У Пищалы тут в Городище было имение.
Маленький ручеек, который впадает в Менку под городищем, называется Дунай. Считается, что название Дунай принесли с собой славяне во время переселения с юга Европы.
От древнего Менеска до современного Минска рукой подать. Путешествие закончилось. По итогу у тебя должна быть бутылка с родниковой водой, новые познания во французской поэзии, здоровый заряд патриотизма, желание побольше узнать о далеких Казахстане и Киргизии, а также много хороших фотографий. Места на маршруте красивые.
Этот текст выходит в рамках #travelisnotdead – кампании солидарности, где мы призываем поддержать тревел-журналистов, фотографов и других профессионалов индустрии путешествий, которая сейчас оказалась в сложнейшем положении.
Проект «Набліжэнне» – это авторские экскурсии по Беларуси от гида Тимофея Акудовича и его коллег. В основном исторические, чаще всего по Минску и его окрестостям, но всегда в направлении самого важного. Коронавирус заставил ребят перейти на удаленные формы работы: они пишут тексты для самостоятельных поездок по Минщине, учатся снимать видео и завели youtube-канал. Если этот маршрут оказался для тебя полезным, поддержать автора и его проект можно через кампанию на MolaMola или Яндекс-деньги.
Фото на главной: palasatka