Маршрут: Лошицкий парк и усадьба
Лошицкий парк – один из самых красивых и мистических парков Минска. Двухсотлетние деревья, фруктовые сады, усадьба с впечатляющими интерьерами и множество таинственных легенд бонусом – мы выбрали все самое интересное и подготовили для тебя гайд по усадебно-парковому комплексу.
Лошица впервые упоминается в 1557 году. Многие сравнивают Лошицу с Несвижем, но если Несвижский замок ассоциируется у нас с Радзивиллами, то связать Лошицкую усадьбу с одним именем невозможно. До XXI века имение сменило около 15 хозяев: самые известные – князья Друцкие-Горские, граф Прушинский и Евстафий Любанский с женой Ядвигой, последние хозяева имения, при которых усадьба достигла расцвета. Евстафий Любанский получил Лошицу в наследство в конце XIX века и решил переоборудовать имение: при нем к одноэтажной деревянной части 1724 года достроили кирпичную, обустроили усадьбу в соответствии с популярным стилем той эпохи, построили флигель, домик привратника и въездные пилоны, построили комплекс заводов на другой стороне реки и мельницу. Прогрессивный владелец имения был одним из трех китов, на которых держался Минск начала XX века: Чапский, Войнилович и Любанский. Мемуаров Евстафия и Ядвиги не сохранилось, документов той эпохи тоже очень мало, поэтому тем, что хочет узнать подробности их жизни, приходится слушать местные легенды.
О происхождении названия Лошица есть много версий. Первая связана с событиями XI века: один из полоцких князей (некоторые говорят, что сам Всеслав Чародей) практически умер на поле битвы, если бы не его лошадь, которая вынесла князя с поля боя. От слова «лошадь» будто бы и пошло название. По другой легенде, в местной реке водилось много лососей, которых называли «лош», а постепенно так же стали именовать и речку, и место – Лошицей.
В усадьбу часто заезжали известные беларусы: Винцент Дунин-Марцинкевич бывал в гостях у Прушинских и даже посвятил Лошице стихотворную повесть «Вечарніца».
Въездная аллея
Свое знакомство с парком ты, как и гости имения двести лет назад, можешь начать с въездной аллеи с роскошными липами, которые были посажены в конце XVIII века Прушинскими. По местной легенде, вся аллея была выложена камнями («брукаванка»). Тебе приходилось когда-нибудь ехать по вымощеной камнями дороге на бричке? Если нет, считай, повезло: представь, каково было людям, путешествовавшим сюда из Минска 5 километров без рессор. Хозяин имения Любанский использовал это в своих целях: сразу за въездными воротами брукаванка сменялась мягкой травой, по обеим сторонам дороги росли розы. Это производило впечатление, которым и наслаждался Любанский.
Каплица
Рядом с воротами ты увидишь домик привратника, а чуть в стороне – полуразрушенные стены старой каплицы. Каплица – самое старое здание на территории парка, которое было построено еще при Прушинских. Они были здесь хозяевами с начала XVIII до второй половины XIX века. В округе жило много католиков, а ближайший костел был довольно далеко – поэтому в 1780-ых и появилась каплица в стиле виленского барокко. Здание использовали и как храм, и как родовую усыпальницу. В подвалах хоронили всех Прушинских, ксендзов, которые служили в каплице и выдающихся местных жителей. Все они до сих пор покоятся там.
В 1935 году на волне борьбы с опиумом для народа в каплицу загрузили взрывчатку, однако не приняли в расчет мощь виленского барокко и голосники в стенах, уменьшившие взрывную волну – рухнула только крыша. В 1940-ых каплицу стали использовать как хранилище боеприпасов, что довершило начатое: при отступлении войск их взорвали. От первоначальных восьми стен осталось три, но ты по-прежнему можешь оценить и размер каплицы, и толщину стен, и даже увидеть те самые голосники – специальные полости в стенах, которые улучшали акустику. А теперь представь, что на стенах были фрески, а внутри звучала органная музыка – эффект был потрясающим.
Пока ты продолжаешь шагать к усадьбе, можешь снова воспользоваться своим воображением и представить на месте теперешних туалетов конюшни – Евстафий Любанский коллекционировал лошадей разных пород со всех уголков мира. А перед самой усадьбой был лабиринт из кустов – не только для красоты, но и как элемент педагогики. Так эксцентричный хозяин проверял своих гостей на превышение дозы алкоголя: те, кто не мог самостоятельно найти выход, оставались ночевать среди кустов и в следующий раз вели себя куда сдержанней.
«Перед усадьбой был лабиринт из кустов – не только для красоты, но и как элемент педагогики. Так эксцентричный хозяин проверял гостей на превышение дозы алкоголя»
Флигель
Симпатичное здание с деревянной башенкой возле усадьбы – флигель. Здесь покупай билет на всю экспозицию и начинай осматриваться. Флигель – помещение для хозяйственных нужд, где в конце XIX века жили и работали слуги, готовили и хранили еду для хозяев и гостей имения. Здание появилось в 1896 году. Время не пощадило имение, и поэтому гарантии, что вещи, которые ты увидишь в усадьбе, действительно принадлежали хозяевам, тебе никто не даст. Однако все они принадлежат к той эпохе и подходят по стилю и времени к периоду жизни Евстафия и Ядвиги. Флигель был жилым помещением, но не постоянным – у всех слуг были свои каменные дома в деревне Лошица. Здесь они жили, когда было много работы.
На что обратить внимание:
Шкаф для холстов конца XIX века. В Беларуси таких специфических шкафов сохранилось не очень много. Чтобы его сделать, в лесу срезали самое толстое и старое дерево, избавлялись от коры снаружи и ненужной древесной массы внутри и закрепляли несколькими гвоздями. В таких шкафах хранили скрученные рулоны ткани. Кстати, такие рулоны наши предки называли губой, так что вполне возможно, что выражение «закатать губу» первоначально использовалось именно в этом смысле.
Стол и стулья вокруг него в столовой, самом большом и важном помещении приусадебного флигеля. Во флигеле жили не только слуги, но и управляющий, который тоже часто задерживался на работе до полуночи, оставаясь ночевать на втором этаже, а утром спускался завтракать. Можешь попробовать угадать, за какое кресло кто садился по правилам этикета: чтобы было проще ориентироваться в сложном своде правил, на мебели вырезали специальные символы – здесь это орел и роза.
В столовой же найди неприметное на первый взгляд зеркало – это одна из немногих действительно аутентичных вещей усадьбы. Зеркало нашли на чердаке здания в 1960-ые года.
Коллекция самоваров и утюгов на выставке «Колесо времени».
Коридор здания тоже сохранился нетронутым, несмотря на многочисленные перестройки советского времени (тогда это был обычный жилой дом). Обрати внимание на пол, где плитка уложена «елочкой» на ребро для более толстого слоя (это настоящая плитка 1890-ых годов).
Среди транспортных средств в коридоре найди бочку с отверстием – это буч, приспособление для ловли рыбы. Бочку клали в реку отверстием против течения и через пару часов доставали полной рыбы.
В коридоре очень низкий проход (первоначальный уровень – 1,5 метра). Почему? Снова вопросы этикета. Слуги должны были кланяться при входе в хозяйскую часть дома (а флигель как раз делился на хозяйскую и служебную части). Как заставить кланяться нерадивых слуг? А попробуй зайти в этот проем по-другому.
На втором этаже обычно проходят временные выставки. Здесь обрати внимание на аутентичные полы и вид с балкона – это отличное место для фотографий. А если повезет, можешь попасть не только на балкон, но и в подвал, который находится на фундаменте самого первого дома XVI века.
Усадьба
Следующее здание – сама усадьба. В конце XIX века для оформления загородных домов использовали стиль «эклектика», поэтому за одну экскурсию по дому сможешь полюбоваться на несколько разных стилей. В вестибюле это английский стиль с насыщенными цветами и натуральными материалами. Здесь ты сразу обратишь внимание на печь. Вообще, печи – это особенность усадьбы. В Минске нет никакого другого здания, где сохранилась бы такая коллекция разнообразных печей в таком хорошем состоянии. Печь в вестибюле абсолютно аутентичная: в ней нет ни одной новой плитки. А еще на этой плитке можно проследить ход реставрации 2008-2014 годов. Верхний ярус – это плитка, какой ее обнаружили в начале реставрационных работ, белая плитка среднего яруса – то, что нашли, когда решили вскрыть старую расцветку в поисках интересных открытий (но их не произошло – плитка была просто покрыта одним слоем краски). Наконец, плитка, выделяющаяся слишком яркими цветами – это попытка восстановления первоначального облика с помощью новой краски. К счастью, вовремя заметили, что получается аляповато, и оставили печь в покое.
Следующий зал – былая библиотека, или диванная, в стиле модерн. Для росписи стен использовали довольно необычные изображения растений – рогоз и магнолия. Магнолия кобус была посажена Любанским для Ядвиги, и с этим деревом связана красивая легенда. В этой же комнате присмотрись к портретам хозяев, которые были известны всем минчанам, активно занимаясь общественной жизнью, промышленностью и политикой.
«Это первая купель в округе Минска – ни у кого до Любанских такого элемента в интерьере не было»
Следующее помещение – женская комната, где Ядвига принимала своих гостей. Это маленькая романтичная комната с легендой о слепом окне, которое находится за картиной (если посмотреть на эту стену снаружи, можно увидеть окно с белесоватым стеклом – это и есть слепое окно). Молва приписывала Ядвиге романы со многими известными минчанами того времени: и с Каролем Чапским, и с Мусиным-Пушкиным. Думали, что Ядвига под покровом ночи выходила из этой комнаты на тайные встречи через окно – а Евстафий приказал его заложить. Впрочем, когда во время реставрации открыли старую штукатурку, никакого прохода не обнаружили: скорее всего, слепое окно сделали просто для симметрии.
В бальном зале проводили приемы и даже театральные представления, где роли исполняла и сама хозяйка. Сейчас здесь тоже проводят музыкальные и литературные салоны.
«Молодой советской власти понадобились металлы для техники, и гроб забрали для переплавки на аккумуляторы»
Самый интересный элемент следующей комнаты – это купель. Это первая купель в округе Минска – ни у кого до Любанских такого элемента в интерьере не было. Обрати внимание на плитку разных цветов: песчаная и белая. В советское время дом был переоборудован под другие цели, и купель накрыли полом. Во время реставрации ее нашли в подвале: она провалилась под тяжестью собственного веса. Аутентичные плитки, которые смогли сохранить – те самые песчаные, новые – белые. Принять ванну во времена Любанских было не меньшим мероприятием, чем устроить бал: греть воду было очень трудно. Под комнатой были печи, угли из которых помещали в специальную нишу под купель, но из-за большого объема купели вода почти никогда не прогревалась полностью. Поэтому позже Любанский заказал из Таллинна огромную бочку, которую установили на втором этаже: оттуда вода поступала как по водопроводу. Может показаться странным, что такое интимное помещение расположено рядом с комнатой для балов, но это был способ похвастаться своим богатством и доходом.
Следующие комнаты – покои Ядвиги: гостиная для приема близких друзей, гостиная в японском стиле и комната уединения. Ядвига увлекалась восточной культурой, а Евстафий, как образованный и богатый человек, мог позволить себе заказать соответствующие предметы. Поэтому в имении оказались одежда, мебель и предметы интерьера из Японии. Сохранилось и фото Ядвиги в японском кимоно. Из окон комнаты видна посаженная в честь Ядвиги магнолия кобус: два тонких ствола, один из которых чуть ниже другого. Сама Ядвига, к сожалению, погибла в 35 лет. О ее смерти тоже ходят несколько легенд: ее нашли в реке, и некоторые считают, что она утопилась из-за несчастной любви. Документальных свидетельств этому нет, но есть свидетельства ее брата, в которых говорится, что Ядвига болела (возможно, эпилепсией) и могла внезапно упасть в обморок. В июне 1905 года на одном из балов ей стало плохо, и она вышла к реке подышать свежим воздухом. Возможно, в этот момент с ней случился один из приступов, и она упала в реку. Ядвигу похоронили в свинцовом гробу, что сыграло с ней потом злую шутку. Молодой советской власти через несколько лет понадобились металлы для техники, и гроб забрали для переплавки на аккумуляторы для машинно-тракторной станции, а тело захоронили в неизвестном месте.
После женских комнат ты попадешь в мужскую часть: рабочий кабинет и комната отдыха Евстафия Любанского. Евстафий был очень энергичным человеком: депутат государственной думы Российской империи, выступавший за равенство всех национальностей и реформу системы образования, промышленник, энтузиаст велосипедного движения – он часто шокировал современников тем, что разъезжал по округе на велике и устраивал в парке велопрогулки.
В этой же комнате полюбуйся на главный предмет усадебного дома – камин. Он уникален: все плитки и элементы барельефа сохранились с конца XIX века, они ни разу не перестраивались, не заменялись и не дополнялись. Сейчас известно только два таких камина на территории бывшей Российской империи – в Самаре и в Лошице.В углу коридора можешь заметить следы реставрации. Стены усадьбы ни разу не перестраивали, и все слои краски сохранились. В некоторые местах реставраторы нашли до 9 таких слоев, по которым можно понять, какими были стены имения в разные исторические эпохи.
В буфетной хранили всю утварь, еду и напитки. Здесь еду разогревали и сервировали перед подачей гостям: правда, на месте печи XIX века сейчас советская печь с серпами и молотами. Ядвига не любила запах готовки, поэтому готовили еду во флигеле и по подземному ходу подавали в буфетную. Этот подземный ход сохранился до сих пор, но, к сожалению, завален: полазить не получится. По местным легендам весь парк пронизан подземными ходами – от усадьбы к флигелю, каплице, заводам, мельнице и даже к камвольному комбинату.
Столовая – одно из самых больших помещений дома. В праздничные дни хозяева проводили здесь по 6-8 часов. Конечно, это не значит, что они все это время сидели за столом: обед в те времена был настоящим комплексом мероприятий, в которые входила не только трапеза, но и прогулка, чайная церемония и музыкальный вечер.
Кстати, в усадьбе ты можешь заметить полосы на стенах, которые своим оформлением резко выделяются из остального интерьера. Это следы послевоенной истории: так выглядела усадьба в 1960-ые годы – эту деталь решили сохранить при реставрации.
«Весь парк пронизан подземными ходами – от усадьбы к флигелю, каплице, заводам, мельнице и даже к камвольному комбинату»
Второй этаж был личной зоной хозяев со спальнями. Сейчас здесь экспозиция со старыми фотографиями, по которым ты можешь проследить запутанную историю Лошицы после отъезда Любанского. Евстафий в 1913 году уезжает на Кавказ, и след его теряется: о его дальнейшей судьбе неизвестно абсолютно ничего. После революции усадьбу национализировали и разместили в ней театральную труппу Пятницкого (не путать с хором). В труппе играли и бывшие слуги Любанских – некоторые режиссеры, приезжавшие сюда, даже забирали их в профессиональные театры. С 1921 года до 1980-ых в усадьбе обосновался Центр беларусской селекции: здесь жили и работали ученые. В конце 1930-ых НКВД разместило тут школу диверсантов. В военное время усадьба не пострадала, поскольку была одной из резиденций Вильгельма Кубе.
После окончания войны хозяева усадьбы снова часто менялись. Сначала тут был санаторий для партизан, потом – местная библиотека, а 1946-1947 годах – гуманитарная миссия ЮНРРА из США, которая помогала продуктами, одеждой и медикаментами всем, кто в этом нуждался. Обрати внимание на портрет молодой девушки на одной из фотографий: она навсегда вошла в историю усадьбы. Это Рут Уоллер, сотрудница миссии, которая приехала в имение ранней весной и однажды, прогуливаясь по парку, заметила, как трое детей построили плот и решили поплавать по реке. В воде плот стал разваливаться, а дети – тонуть, и Рут бросилась их спасать. Дети были спасены, но сама Рут заболела и 4 августа умерла в усадьбе. Ей было всего 24 года. Она похоронена на минском военном кладбище, и каждое 4 августа посол США отдает почести отважной девушке. Наконец, после отъезда миссии в усадьбу вернулись ученые. Именно в это время здесь появился огромный фруктовый сад. Он плодоносит до сих пор – осенью можешь приходить и собирать яблоки, груши и орехи.
Парк
Евстафий Любанский был первым человеком, который начал заниматься выращиванием в Минске уникальных сортов деревьев. При нем в парке появились редкие деревья: магнолия, маньчжурский абрикос. Он заказывал эти деревья издалека, поскольку был членом минского сельскохозяйственного общества.
Магнолия кобус растет прямо за домом Любанских: ее Евстафий посадил в 1890-ых как подарок своей невесте. Они с Ядвигой были знакомы давно, и он добивался ее сердца много лет. В конце концов, она поставила условие: Ядвига хотела, чтобы усадьба стала центром светской жизни, а в парке чтобы появился цветок невиданной красоты. Евстафий посадил не цветок, а дерево – действительно невиданной красоты, ведь его не было ни у кого больше в Беларуси. Дерево цветет до сих пор – раз в два года по нечетным годам и только при благоприятных климатических условиях (удивительно, что магнолия вообще выросла в прохладном беларусском парке – такова, видимо, была сила любви).
В этой же части парка, прямо возле воды, раньше росло еще одно интересное дерево – маньчжурский абрикос (до сегодня оно не дожило, и на его месте стоит фонарь у реки). Именно здесь Евстафий обнаружил тело своей жены: дерево посажено в память о ней. Именно здесь видят самый известный призрак Минска – Белую Пани. Говорят, что это доброжелательное привидение: помогает решить личные проблемы и наладить отношения в семье (но мы все-таки советуем семейного психолога).
«Говорят, что это доброжелательное привидение: помогает решить личные проблемы и наладить отношения в семье»
Современный парк делится на две части: историческую, вокруг усадьбы, и советские посадки – фруктовый сад. Во время прогулок по парку ты можешь заметить его необычный рельеф: здесь 10000 лет назад остановился последний ледник, поэтому в парке можно найти 32 из 64 всех существующих почв Беларуси. А еще во время прогулки в парке внимательно смотри по сторонам: здесь водится много редких птиц, так что есть шанс поупражняться в бердвотчинге.
Амфитеатр – новый элемент парка, которого не было при Любанском. Впрочем, рассказывают, что при нем на месте амфитеатра располагался велотрек, где и любил поколесить хозяин усадьбы. Доказательств, правда, нет, а для современных велосипедистов в парке есть своя велодорожка.
Площадь часов – центр новой части парка. Здесь стоят главные парковые часы, и аллеи расходятся отсюда как стрелки. Вдоль нескольких аллей ты можешь заметить большие валуны: дело в том, что в парке часто проводят археологические раскопки и находят интересные артефакты. В 2001 прошли самые масштабные работы, и археологи обнаружили следы былой цивилизации. Валунами выложены границы поселений XI-XII и XVII-XVIII веков.
Мельница
Одна из самых старых построек на территории парка – мельница конца XIX века. Построил ее все тот же Евстафий Любанский. Еще в конце 1970-ых она была целой (это был жилой дом). К сожалению, его жильцы, переезжая в другие дома, просто разобрали большую часть мельницы на кирпичи для своих гаражей (вполне возможно, что где-то в Серебрянке до сих пор есть несколько гаражей, построенных из кирпича XIX века). Как известно из беларусского фольклора, на мельницах живут черти. Местные любители отдыха на природе с алкоголем подтверждают эти сведения. Они рассказывают, что видят чертей, которые, судя по всему, топят за ЗОЖ: черти советуют отдыхающим больше не пить, иначе заберут с собой на тот свет. После такого знакомства все обычно убегают, а осмелившихся вернуться могут наутро найти мертвыми. Так что лучше не испытывай судьбу и заботливых местных чертей, а просто прогуляйся по красивейшему парку Минска. Он того стоит.
«Где-то в Серебрянке до сих пор есть несколько гаражей, построенных из кирпича XIX века»
Режим работы музея: май-сентябрь 11.00-19.00, октябрь-апрель 11.00-18.00, выходные – понедельник, вторник. Билет BYN 8 (студентам – BYN 4). В музее проходят выставки, концерты, тематические экскурсии, а летом будут еще и кинопоказы старых фильмов, так что следи за анонсами на страницах музея в социальных сетях: сайт, Вконтакте, Facebook, Instagram.
Маршрут по Лошицкому парку
Комментарии (4)
представь, какого было людям, путешествовавшим сюда из Минска 5 километров без рессор
какого черта или все-таки каково?
спасибо за внимательность!
можешь снова воспользоваться своим воображением и представить на месте теперешних туалетов конюшни
можешь представить что?
представить конюшни)))