«Киевский Гауди». Гуляем по зданиям архитектора Городецкого
Архитектора Городецкого иногда справедливо называют «киевским Гауди» – за то, что с его подачи в городе появилась целая россыпь удивительных построек. Дом с химерами без химер, красивенный готический костел, караимская кенасса – прогуляемся по знаменитым архитектурным сооружениям Киева и взглянем на них немного под другим углом.
Город и Городецкий
В конце XIX века в Киеве происходит настоящий строительный бум. Уже лет двадцать действует водопровод, начинает работу центральная электростанция, строятся первые многоэтажки из камня. Этому городу нужен герой. И он появляется.
Владислав Городецкий поселился в Киеве в начале 1890-х годов. Будущий знаменитый архитектор принадлежал к старинному роду польских шляхтичей, но родился и рос в Украине в селе Шолудьки на Подолье (Винницкая область). Профессиональное образование получил в Императорской академии искусств в Санкт-Петербурге, а затем перебрался в Киев.
Одним из первых киевских проектов Городецкого стала усыпальница известной киевской семьи баронов Штейнгейль, построенная на кладбище Аскольдова могила.
Но карьера его начала стремительно развиваться с другого проекта, а именно… с городских туалетов. В 1894 году случилась важная для инфраструктуры вещь – сооружение системы канализации. Архитектор быстро сориентировался и основал «Строительную контору домовой канализации архитектора В.В. Городецкого», которая занималась обустройством дворовых туалетов, подключенных к уличным канализационным сетям. Строились они из дерева и до нашего времени, естественно, не дожили. Но зато зарекомендовали начинающего архитектора как профессионала своего дела.
Удачное сочетание таланта с коммерческой жилкой отличало и дальнейшие проекты Городецкого. Тем более, он был специалистом широкого профиля и умел проектировать все.
На стыке веков Киев носил негласный статус «сахарной столицы» империи. Развивалась сахарная торговля, да и коммерция в целом. Знаковым событием стала сельскохозяйственная и промышленная выставка 1897 года, устроенная на склонах Черепановой горы. Выставку посетили даже члены царского дома, а пресса живо реагировала на все, что там происходило.
Внимание посетителей привлекли павильоны графов Потоцких. Один из них напоминал утонченный охотничий домик – возведенный из дерева, обшитый внутри березовой корой с дубовыми и сосновыми пилястрами, с чучелами птиц и зверей в интерьере. А второй был похож на палаццо эпохи ренессанса – с помпезной лестницей и пышным декором. Интересно выглядел и павильон Горного отдела выставки в виде подземелья с имитацией шахты. Спроектировал их не кто иной, как Владислав Городецкий.
К этому же 1897 году был готов и отель «Континенталь», в разработке чертежей которого Городецкий также принимал участие. Отель по праву считался первоклассным, был оборудован всеми техническими новинками и не уступал лучшим отелям Европы. Здесь была горячая вода, сейфы, роскошные бильярдные, зимний сад и новейшие электрические лифты. Особенным был и интерьер: ресторан в стиле Людовика XVI, читальный зал в мавританском, а отдельные кабинеты – в японском, турецком, тирольском, старонемецком стилях. Отель располагался на улице Николаевской, которая сейчас носит имя знаменитого зодчего.
Выставка, «Континенталь», другие работы и любовь привлекать к себе всеобщее внимание впечатлили киевскую публику и обеспечили Владиславу Городецкому дальнейшую карьеру.
Дом с химерами
Фото: AndyKosyk / depositphotos.com
Не первое творение «киевского Гауди», как иногда называют Городецкого, но точно одно из самых известных и узнаваемых. Мистический и загадочный Дом с химерами (ул. Банковая, 10) построен на обрыве бывшего Козьего болота. Так раньше называлась болотистая территория на месте современного Майдана Независимости. Ему предшествовало пари, которое Городецкий заключил с известным киевским архитектором Александром Кобелевым. Кобелев (и не он один) считал, что подобное строительство невозможно и решиться на него мог только сумасшедший. Место считалось непригодным к застройке, поэтому участок земли продавался на аукционе по бросовой цене.
Было и еще кое-что. То ли из зависти к успехам, то ли еще почему-то вокруг Городецкого начали собираться слухи совершенно определенного толка. При его участии уже был построен городской музей и строился Николаевский костел. Но оба проекта архитектор не придумал сам, а дорабатывал. Стали поговаривать, что он только и способен, что переделывать чужие проекты.
В 1902 году, в обозначенные условиями пари день и время, Городецкий с гордостью показывал удивленным зрителям свое творение. Дом на Банковой, 10 произвел впечатление и принес своему создателю широкую известность. Если у кого-то оставались сомнения, то после такого они должны были развеяться как дым.
Слава о необычном здании сперва разлетелась по Киеву, а потом и за его пределами. Дом с химерами быстро стал одной из ключевых архитектурных достопримечательностей города – и стремительно оброс легендами, многие из которых живы до сих пор. Кто-то говорил, что он посвящен некой тайной возлюбленной автора, другие считали, что это реклама цементного завода, которым он владел, третьи – что это посвящение утонувшей дочери (на самом деле дочь Городецкого не тонула). В реальности же за постройкой, скорее всего, стояли профессиональное честолюбие, желание удивить и, конечно же, неоспоримый талант.
Кстати, и само название «Дом с химерами» было ошибочно присвоено молвой. «Химеры» на фасаде – это экзотические животные и рыбы, очевидно, дань архитектора своему увлечению охотой. Даже у девушек, которых называют русалками, вовсе нет хвостов. Скульптуры выполнены из бетона (нестандартное на тот момент решение) в мастерской талантливого итальянского скульптора Элио Саля. Он и его брат выступали соавторами декора во многих проектах Городецкого.
Интересно, что на фасадах разместились «живые» птицы, рыбы и звери, а в интерьере использованы чучела, рога и черепа.
Дом построен в стиле модерн в 1902-1903 годах. Строился он как доходный: квартиры сдавались и были самыми дорогими в городе. Из-за особенностей земельного участка, здание получилось трехэтажным со стороны улицы Банковой и шестиэтажным со стороны площади Ивана Франко.
На первом со стороны Майдана, «углубленном», этаже находились конюшни и кучерские, общая прачечная и две квартиры с прихожей, кухней, ванной, клозетом, кладовой, тремя и двумя комнатами соответственно. Одна стоила 540, а вторая – 420 рублей в год. Квартира этажом выше имела уже шесть комнат, а также комнаты для прислуги, два клозета, две кладовых и стоила 1200 рублей в год. На третьем этаже было 8 комнат, добавлялись хозяйственные пристройки и еще 800 рублей к стоимости. Одной из лучших считалась квартира №3, которая принадлежала самому Городецкому. Она имела 13 комнат, хозяйственные помещения и вход прямо с Банковой. Стоила она 3500 рублей в год, как и равнозначная квартира на пятом (если считать со стороны Майдана) этаже. Квартира на последнем, шестом, этаже имела на одну комнату меньше и стоила чуть дешевле – 2750 рублей в год. Хотя виды отсюда открывались, пожалуй, самые красивые.
Дом был оснащен лифтом для тяжелых вещей – дров для печей, продуктов, мебели. А еще имел небольшой живописный садик с «альпийской горкой» и собственным фонтаном.
Известно, что Городецкому не удалось сохранить дом для себя, а его потеря стала источником очередных городских легенд. Страсть к охоте увлекла архитектора на африканское сафари, которое обошлось в круглую сумму. Поэтому в 1912 году он заложил особняк Киевскому обществу взаимных кредитов, а вернуть уже не смог. Позднее говорили, что покидая дом, бывший владелец наложил на него проклятие, и всех, кто в нем размещался, преследовали беды и лишения.
Так это или нет, неизвестно. Зато мы точно знаем, что это и сегодня одно из самых красивых и притягательных зданий Киева. А еще, сколько ни рассматривай знаменитых «химер», всегда обнаружишь что-то новое.
Караимская кенасса
Фото: murmurash
Караимы – немногочисленная сегодня нация, один из коренных народов Украины. Почти все представители этого народа исповедуют караимизм – религию, родственную иудаизму, но с существенными отличиями. Во времена, когда жил и работал Владислав Городецкий, они занимали заметное место на религиозной сцене города. Хотя на момент заказа на строительство кенассы (изначально – «караимской синагоги») в Киевской губернии проживало всего 327 караимов, среди них было много богатых и влиятельных людей. Не последнюю роль играла семья «табачных королей» – купцов Соломона и Моисея Когенов. Именно они заказали восходящей звезде архитектуры новый храм на улице Ярославов Вал, 7 (рукой подать до Золотых Ворот).
Декором кенассы в мавританском стиле занимался Элио Саля, уже знакомый нам по Дому с химерами. Здание вызвало много восторгов и не имело аналогов в Киеве.
К сожалению, не все архитектурные решения и богатая отделка дожили до наших дней. В ходе реконструкции в конце 1960-х был демонтирован потолочный декор зала, уничтожены арабские надписи вокруг портала (входа). Чуть раньше разобрали гофрированный оцинкованный купол, который делал кенассу похожей на храмы и дворцы Средней Азии. Уничтожили и многие металлические элементы, среди которых кованые фонари, ажурная калитка портала и ажурная же винтовая лестница.
По воспоминаниям старожилов, во время Второй мировой войны здесь проводилась римско-католическая служба. Затем был Кукольный театр, а с 1952 до середины 1960-х годов действовал кинотеатр «Заря». С 1981 года и по сей день бывшая кенаса служит Домом актера.
Даже несмотря на реконструкцию, это одно из самых красивых зданий в городе и популярный инстаграм-спот. Массивные резные двери, сложные элементы декора, темный резной фасад. Чтобы заглянуть внутрь, а оно стоит того, можно сходить на какое-нибудь из культурных мероприятий Дома актера (правда не во время карантина).
Городской музей
Источник: Альбом «Виды Киева» 1911 года (архив NAMU) / NAMU в Facebook
Фото: murmurash
Заказ на проектирование здания Городского музея древностей и искусств пришел к Городецкому после промышленной выставки. Активно растущему и в экономическом, и в демографическом планах Киеву нужны были соответствующие культурные заведения. Музей, напоминающий античный храм, сейчас стал Национальным художественным музеем Украины (ул. Михаила Грушевского, 6). К входу ведет каменная лестница, а по бокам его «охраняют» два огромных льва.
Сегодня в музее хранятся картины и скульптуры со времен Киевской Руси до наших дней, одна из богатейших коллекций иконописи в Украине, предметы современного искусства. Сейчас музей открыт для посетителей, но реставрационные работы еще продолжаются.
Интересно, что проект здания Городецкий снова дорабатывал, а не создавал с нуля. Изначально он принадлежал другому архитектору – Петру Бойцову. В разработке проекта Городецкий использовал свой опыт сооружения другого крупного объекта – Южнороссийского машиностроительного завода. Это, конечно, не единственное подобное сооружение его авторства. Но интересно другое. Один из бывших заводских корпусов по улице Жилянской, 107 жив до сих пор и в нем расположился «Портер Паб», популярный среди студентов. Здание проектировалось на совесть и во многом выглядит так, как и в начале прошлого века.
Источник: new.pamyatky.kiev.ua
Неоготический костел святого Николая
Фото: murmurash
На счету Городецкого уже была выставка 1897 года, городской музей и кенасса, когда его, как архитектора с именем, поляка и католика, пригласили принять участие в строительстве римско-католического костела. В то время в Киеве жили 35,5 тысяч католиков, они были второй по численности (после православной) религиозной конфессией в городе.
На проект костела был объявлен конкурс. Одним из его участников стал Станислав Воловский, который на тот момент еще учился на последнем курсе института. Проект Воловского получил вторую премию, но в силу разных причин строить решили по нему. Учитывая очевидное отсутствие опыта у молодого инженера, окончательное проектирование и руководство строительством поручили Городецкому.
Первоначальный проект предусматривал две башни и фасад без розетки. Городецкий добавил розетку, характерную для готических костелов, значительно обогатил декор, придал ему больше исторической достоверности. Костел был выдержан в строгом готическом стиле и напоминал классический храм Вотивкирхе в Вене. В то время умелые стилизации пользовались большой популярностью.
Костел возводился на сложном грунте, который подмывали подземные воды. В итоге архитектор решил использовать мощные набивные сваи из бетона – технология, которая была изобретена киевским горным инженером Антоном Страусом и раньше не использовалась. Позднее этот опыт переняли другие европейские города. Он же помог и при строительстве Дома с химерами. Почти все скульптуры на фасаде и в интерьере снова выполняла мастерская Элио Саля по эскизам Городецкого.
С 1980 года Николаевский костел (ул. Большая Васильковская, 75) служит Домом органной и камерной музыки. В сентябре 2021 года в костеле произошел пожар, в результате которого сгорел уникальный орган из металла и дорогих пород дерева. Также здание постепенно разрушается из-за сырого грунта и требует масштабной реконструкции. Сейчас идут переговоры по ней. А пока на костел еще можно успеть посмотреть.
Бонус
Есть в Киеве и памятник Владиславу Городецкому. Его авторы скульпторы Владимир Щур и Виталий Сивко – те самые, что создали композицию «За двумя зайцами» на Андреевском спуске. Памятник установлен в Пассаже. Городецкий сидит за столиком в уличном кафе с чашкой в руке. Противоположный стул свободен.
В статье использованы материалы из книги Малакова Д. В. «Архітектор Городецький. Архівні розвідки». — К.: Кий, 2013. — 464 с.
Текст – Юлиан Минский