34travel Day: Go to Belarus edition. Конспект

 

Новый 34travel Day прошел 7 сентября в Минске при поддержке компании A1 (вот тут можно глянуть большой фоторепортаж с ивента). Этот лекторий – Go to Belarus edition – мы посвятили путешествиям по Беларуси, вложив в него весь свой опыт и всю любовь к родным просторам. По горячим следам делаем краткий конспект выступлений спикеров: на случай, если ты не смог(-ла) прийти, не успел(-а) записать или просто хочешь насладиться этим снова.

 

 

Маша Гулина,

экоактивистка, редакторка 34travel и bahna.land


«Экотуризм и природные сокровища Беларуси»

 

  Экотуризм – это отдых, а не только волонтерство, субботники или походы с рюкзаком в три раза больше себя. Сейчас на экотоварах и услугах много спекуляций, и нередко они «экологичны» на продажу, а не на самом деле. Путешествие в природу должно быть ответственным и устойчивым (sustainable), а значит – не наносить ей вреда, благоустраивать и сохранять территории и традиции местного населения. А еще очень важно не брать больше, чем сама природа может восстановить.

  Экотуризм устроен по-разному. Хороший пример общения с природой – городской парк Obora Holedná в Брно (Чехия): с оленями, муфлонами и кабанчиками. Получается общение на равных, а не через клетку зоопарка. Еще один удачный пример – летний лагерь, где активисты полдня спасали местный вид орхидеи, а остальные полдня развлекались, знакомясь с культурой страны. В итоге восстановили не только природу, но и традиции.

  Сделать экотуризм необычным – задача для ландшафтных архитекторов. Это может быть тропа по кронам деревьев, живые инфостенды, сплав на плотах в «пятый сезон» (сезон разливов рек в Эстонии), разноцветные указатели или опыт строительства экотроп (как в Прибайкальском нацпарке на Байкале). Специалисты решают, как сделать маршрут интересным и доступным – от естественной тропинки до деревянного настила для экскурсий или инвалидной коляски – и одновременно не травмировать природу.

  Что с экотуризмом в Беларуси? У нас есть интересные ландшафты. Туристическим брендом Беларуси могут стать болота. Низинные – как национальная версия кроссфита со стометровкой по трясине, а верховые – как ни на что не похожие красоты: невероятно зеленый мох, запах багульника и клюквы и росянка, будто космический пришелец.

  Пока проблема в том, что недостает инфраструктуры. До некоторых заказников сложно доехать без личного транспорта, зато местные охотно устраивают экскурсии.

  Природные путешествия по Беларуси пока не всегда экологичны. На многих охраняемых природных территориях, даже в знаковой Беловежской пуще, животные живут в вольерах, не говоря уже о разрешенной местами охоте. Но все же у экотуризма хорошие перспективы: экономическая выгода от сохранения природных территорий перспективе окажется больше.

  Куда поехать? В Беларуси есть не только Ельня. Пополняй список: заказник «Озёры», Березенский заповедник с круговым маршрутом в 3 км (а еще – разными видами леса, болотом и клюквой, настилом и смотровой вышкой) и Ольманские болота с отличной тропой и песчаными дюнами.

  Вылазки на природу лучше делать со специалистами, которые не только помогут добраться до места, но и все расскажут. «Багна» и «Ахова птушак Бацькаўшчыны» устраивают волонтерские лагеря и толоки на Ельне и Туровском луге, «Поход в народ» организует экскурсии.

  Бердвотчинг – самый простой способ увидеть природу (даже в городе). Твоя максимальная экипировка – это бинокль или фотоаппарат с хорошим объективом. Но, чтобы наблюдать за птицами правильно, лучше делать это со специалистами («Ахова птушак Бацькаўшчыны»). В Беларуси много интересных видов, и ради некоторых – например, вертлявой камышовки – к нам приезжают специально. Изучай птиц по регионам: белую лазоревку и куликов на Туровском лугу, вертлявую камышовку на Споровских болотах, серых журавлей на Ельне, тетеревов в Березинском заповеднике. 

 Техника безопасности для экотуриста:

- никакого открытого огня на болотах: торфяные пожары очень опасны;

- никакого мусора и букетов на память;

- никаких автомобилей.

 

 

 

Егор Хмелевский (@hmegor),

фотограф

«Как находить в Беларуси интересные локации и делать классные фото»

 

  На что посмотреть в Беларуси, кроме Мира и Новогрудка? Перед тобой – непаханое поле вариантов. Выдвигаясь из Минска, для начала можешь взять на вооружение эти маршруты:

179 км: Минск – Рубежевечи – Ивенец – Першай – Воложин – Раков – Заславль.

231 км: Минск – Красное – Беница – Крево – Боруны – Гольшаны – Ворняны – Гервяты. 

181 км: Минск – оз. Бездонка – Ишколодь – Полонечка – оз. Кутовщина – Ясенец – оз. Свитязь – д. Райца.

  Хотя спонтанные приключения часто бывают увлекательными, лучше планировать путешествия заранее. Для составления маршрута используй мобильные навигаторы: например, google maps или maps.me. Но даже на заранее проверенном пути могут возникнуть неожиданные заминки: например, придется рубить ветки, чтоб проехать по бездорожью. Потому всегда запасайся предметами первой необходимости и бери с собой несколько литров воды и дрова.

  Обрати внимание на проект Андрея Дыбовского «Глобус Беларуси»: здесь можно найти как готовые маршруты, «топ-20» и «топ-100», так и подборку интересных мест (и информацию о них) по регионам или отдельным населенным пунктам.  Если планируешь поездку на 1-2 дня, лучше не замахиваться на слишком активный темп: выбирай 3– 4 места, чтоб посмотреть их спокойно и с удовольствием.

  5 обязательных для посещения мест Беларуси:

1.    Экотропа «Голубые озёра» в нацпарке «Нарочанский».

2.    Водопад на реке Вята и пещера.

3.    Экотропа «Ельня».

4.    Меловые карьеры под Волковыском.

5.    Троицкий костёл в Гервятах.

  Чтоб пользоваться дроном законно, во-первых, его нужно зарегистрировать: вступить в Беларусскую ассоциацию беспилотной авиации, получить членский билет за одну базовую и украсить квадрокоптер наклейкой с личными данными. Во-вторых, нужно контролировать высоту: разрешено подыматься на 100 м в пределах прямой видимости (800 м). Наконец, запомнить охраняемые зоны из списка Министерства обороны, где запрещена видео- и фотосъемка. И вуаля! Осталось только найти вдохновение. Поищи его в профилях: @elivosk, @borsch, @alex.mazurov, @withluke, @benjaminhardman.

 

 

 

Роман Подоляко,

режиссер
 

«О Полесье и спектакле «Радзіва“Прудок”»

 

  У Купалаўскім адыгралі ўжо 55-ы спектакль «Радзіва “Прудок”»: хаця на малой сцэне звычайна 1 ці 2 пастаноўкі на месяц, гэты ладзілі па 5 і нават па 7. «Радзіва “Прудок”» – гэта пра вяртанне да вескі – не да плуга, а да сябе самога. Гэта медытацыя: вяртанне ў месца, дзе ціха і дзе крышталізуюцца думкі. 

  Ідэя падарожжа са спектаклем па Беларусi ўзнікла сумесна з кампаніяй A1 разам з ідэяй завезці пастаноўку на малую радзіму аўтара: праехацца па краіне, па Палессі, каб людзі паглядзелі спектакль, каб пазнаеміць іх з нашымі дасягненнямі.

  З Бярэсцем звычайна асацыююцца Крэпасць, вайна, пагранічча. Але горад падаецца маладым. У ім варта раскручваць і іншыя тэмы: цікавая вуліца Савецкая – дзе рух, кавярні, дзе танчаць, – вуліца, дзе адбываецца нешта. Канкурэнтам у брэсцкім тэатры быў ажно Том Сінатра, але на імпрэзу таксама прыйшлі. Зал не выкарыстоўваўся цалкам: людзі сядзелі на сцэне, за закрытай заслонай. Гэта здавалася незвычайнай формай, мясцовым адкрыццём. Пасярод спектакля ў зал, за заслону, выйшла глядачка, патлумачыла: “Я толькі кветкі куплю і вярнуся назад”. Вярнулася неўзабаве з кветкамі і персікамі. 

  Цяжка зрабіць спектакль для ўсіх. Але, падаецца, мы патрапілі куды трэба. Адна мясцовая журналістка плакала, кажучы: “Гэта ўсё пра мяне, гэтая бабуля – мая бабуля…”. Атрымалася для шырокага гледача. 

  У кожным горадзе за каларытам трэба ісці ў лазню. 

  Трэба ў жыцці дазваляць сабе трохі больш, чым можаш. Тады і атрымліваеш больш. Калі вывучаеш тое, што блізка, маеш большую за яго адказнасць, бо робіш свой свет. І гэта аб’ядноўваецца ў тое, што мы называем нашай краінай, Беларуссю, – месца сілы, адчуванне дома, калі пазбаўляешся дзергатні, ведаеш людзей і разнявольваешся.  

 

 

 

Матвей Сабуров,

организатор SPRAVA 
 

«Белая церковь и фестиваль места»

 

  Безбарьерная для детей среда – это когда в городе Новолукомле, в местном ДК, тебе разрешают записывать альбом. Говорят: «Приходите ночью». В 15 лет, ночью, в Совке, свой альбом на носителе – на кассете. 

  Хорошо, когда целью становится процесс, и есть возможность импровизировать. 

  Жизнь не обязательно должна быть серьезной. 

  Можно снять много классного контента, но режиссер должен иметь цель. Мне нравится снимать легкие и атмосферные клипы: когда за несколько часов сформулировали, за 4 сняли, еще за час – смонтировали.

  Жизнь в Белой церкви – это море (озеро огромное), солнце и любовь. Изначально это выглядело совсем иначе. Пришлось быть хорошим режиссером-организатором. А еще повезло встретить людей, с которыми потянули этот проект. Все на одном ковре, без первых и вторых планов, без ролей: все вместе делают одно дело. 

  Сейчас администрация района взаимодействует с фестивалем активно. Недавно даже возили в Дом культуры, в музыкальную школу, потому что нужно было мнение о неканонической музыке в церкви. Сказали: «Ты же работаешь с культурой!». В МЧС попросили расписать остановку с посылом против курения. Для этого они сами привезли молодую художницу, которую мы нашли, предоставили краски. 

  Люди системы, когда встречают других людей, сталкиваются с новым. Потому что на курсах по повышению квалификации им рассказывают, в какой цвет красить баки и ничего больше, потому что их учат такие же люди, только чуть более высокой компетенции. А на самом деле все люди любят новое!

  С людьми общаться круто. Если у вас есть время – обязательно попробуйте.

 

 

 

Юлия Миронова,

редакторка 34travel.me 
 

«Как делать медиапроект о путешествиях по Беларуси?»

 

  Наша страна достойна крутого контента. Материалы о Беларуси начали появляться на 34travel еще до запуска проекта Go To Belarus, и они получали огромный отклик: около 30 тысяч просмотров за неделю. А это было больше, чем аналогичный материал по любой другой стране. Гайд по Минску, например, – самый популярный материал за всю историю журнала.

  Все самое интересное лежит у нас под носом, а путешествия по Беларуси приносят не менее яркие впечатления, чем поездки в другие страны. Нужно только знать, куда ехать и что смотреть.

  О чем мы пишем? Маршруты – наша редакторская гордость. В рубрике нет материалов о местах, где мы не были сами лично: все объездили редакторы и авторы. В разделе «Место недели» мы рассказываем о малоизвестных, но достойных внимания локациях. Тексты из рубрики «Информация» часто переводим на английский: там понятным языком мы пишем, как, к примеру, пользоваться безвизом или вести себя с ОГиМом, когда приехали иностранные друзья. Ну а знамя 34travel – гайды. За 2 года мы сделали путеводители по 17 беларусским городам. 

  Мы пишем о Беларуси, потому что это интересно нам самим. 

  Если слышишь от кого-то «у нас нечего смотреть» – значит этот человек нигде не был. Не нужно прибедняться!

  Если не знаешь, с чего начать путешествия по Беларуси, придерживайся этих правил:

1.    Полюби свой город.

2.    Исследуй район вокруг города – там точно есть неизвестные достопримечательности.

3.    Объезди областные центры Беларуси.

4.    Заглядывай в деревни по пути к большой цели. 

5.    Используй наши маршруты и карту с достопримечательностями.

6.    Учись составлять маршруты самостоятельно.

7.    Долой снобизм!

 

 

 

Юрий Таубкин,

архитектор, дизайнер, художник и соорганизатор Минской недели дизайна 
 

«Минск. Биполярная архитектура»

 

  История определила особенности жизни нашего города – и в нем есть определенные контрасты. В составе Великого Княжества Литовского Минск обладал магдебургским правом. Это формировало социальные отношения и городскую ментальность: люди начали осознавать себя как сообщество, которое решает вопросы вместе. Когда Минск присоединили к Российской империи (1793), самоуправление вскоре было упразднено, деньги и привилегии перераспределены, а город вернулся к сложнофеодальным отношениям. 

  Минск никогда не был столичным. Он был центром воеводства, области, но столицей стал только в 1919-ом. Но уже во время Второй мировой был практически целиком разрушен. Революционным этапом стала середина ХХ века, когда Машеров захотел построить метро, отчего городу пришлось разростись по количеству населения до миллионника (см. «Минский феномен» Томаса Бона). Так сложилась центростремительная структура: областные города развиваются менее интенсивно, пока Минск разрывает от количества населения.

  Очевидные признаки тысячелетней истории у Минска разглядеть сложно. В городе – архитектурная биполярность. На Немиге рядом с церковью св. Петра (самым старым зданием Минска) соседствует так называемый «дом генералов»; рядом с Троицким – «дом Чижа»; и даже Национальная библиотека рядом с ТЦ «Дана-Молл» выглядит, как книжная лавочка. Менять это слишком дорого: нет средств на снос таких построек, чтоб восстановить среду и масштаб.

  Масштаб – это важный урбанистический момент. Люди не обращают внимания, насколько его контрастность определяет их эмоциональное состояние. Датчанин Ян Гейл в 80-х вывел законы масштаба для Копенгагена, самого комфортного для жизни города: ширина улицы не более 25 м и высота домов – не больше 6 этажей. 

  Облик города, на который сейчас не влияют архитекторы, может изменить качественное улучшение двух факторов – экономики и политической воли. Тем не менее, в Минске немало стоящих, интересных и комфортных для жизни застроек (не только Осмоловка), а вдобавок – примеров удачной реставрации: взять хотя бы гостиницу «Европа» или многообещающую реконструкцию музыкального колледжа.

 

 

 

Кася Сыромолот,

фотограф
 

«Візуальны стыль Беларусі»

 

  Беларускі стыль бачыцца ў розных рэчах: крыжы Еўфрасінні Полацкай, Караткевічы побач з дрэвамі, разнатраўі, калоссях, арнаменце, здымках міжваеннага Палесся Зоф’і Хамянтоўскай. 

  Візуал, які нам падабаецца, часта падабаецца адразу. Тое, што мы абіраем – гэта ўсё мы, і Беларусь – гэта тое, што зрабілі людзі.

  Што фармуе стыль краіны? Па-першае – геапалітычнае становішча. Беларусь раўнінная, але на яе тэрытортыi шмат узгоркаў і азёраў. Пейзаж дынамічны: лес, за лесам – поле, за полем – рэчка, за ёй – вёска. А па-другое, стыль фармуюць таксама гэта людзі ў іх паўсядзёнасці ці сцэнічнасці. 

  Беларусь і беларусы маюць свае архетыпы і сымбалі. Гэта нашы культурныя коды: лес, хата, поле, узгорак, рака, крыніца, дрэва ў полі, бусел, хмызняк, шлях. Дай беларусу лес – і ён здолее жыць шчасліва, выбіраючыся ў горад толькі раз на год на які фестываль. Каб сябе паказаць і на іншых паглядзець.

  Беларускі стыль мае свае характэрныя рысы. У яго своеасаблівы тэмп, які стварае паўтарэнне дробных элементаў: гэта прыкметна нават у звычайным драўляным плоце. Іншая адметнасць – выцягнуты ўверх прастакутнік, які пануе паўсюль, ад архітэктуры да шрыфтоў. Асобна стаіць неідэальнасць натуральнай тэкстуры – ці то льняной тканіны, ці то саломы альбо цэглы: у пэўным сэнсе прыгожай рэч становіцца тады, калі старэе.

  Адметнай беларускай рысай можна лічыць вытанчанасць дэталяў, якая ідзе поруч з майстэрствам і тэхналагічнасцю. І таксама графічнасць: чаго вартыя, напрыклад, гатычныя столі Мураванкі альбо дэталізаваныя народныя строі. 

  Беларускі стыль – гэта чысціня, але не толькі фактычная, а ў тым ліку візуальная: гэта таксама спадчына нашых бабуль, якія «чыста» ставілі ўпоравень з «прыгожа». У беларускай візуальнай культуры амаль адсутнічае надтая салодкасць, яна хутчэй гатычная, чым мілая. Нарэшце, ёй уласцівыя натуральныя колеры: з прыроднай суаднесенасцю таноў і кантрастаў.

  Дзе шукаць натхнення? Напрыклад, ў ілюстрацыях Валера Славука («Шляхціц Завальня», беларускія народныя казкі «Людзей слухай, а свой розум май» і г.д.), гістарычным візуале Паўла Татарнікава, у «Колерах Беларусі» Міхала Анемпадыстава.

 

 

 

Денис Трусило,

организатор фестиваля FSP, креативный директор агентства Pocket Rocket Creative
 

«Почему мы бы не смогли жить в Минске 10 лет назад. Тернистая эволюция минской городской жизни в картинках и гифках»

 

  За десять лет изменилось многое. Теперь нам не скучно: есть лофты и всякие пространства, журнал 34travel, Макс Корж и, конечно, фестиваль Freaky Summer Party. Раньше не было даже маркетовых движений: виниловых, веганских, «Опен-шкафа» и других барахолок. Граффити и стрит-арт выглядели очень своеобразно – а сейчас прогрессивно. Раньше все ездили в Берлин – «вау, какие афиши»! А сейчас на Октябрьской не хуже, чем в Берлине.  

  У нас никогда не было мечты делать фестиваль: это больно, сложно и затратно. Его могло бы не быть, если бы не несколько случайностей. Но все получилось классно! 

  FSP – это самое массовое скопление миллениалов в Беларуси.

  В первые годы организации FSP не было билетных операторов, чатиков, фудкортов и кучи всего. Билеты продавали по телефону – звонками или через смс. Разослали 40 смс, пришло 28 человек – вот это был охват! Потом стали пользоваться электронной почтой – и охват от 28 человек вырос до 50.  Ближе к фестивалю почта разрывалась: приходило по 30 писем за час.

  Мы начали думать, как работает Uber и почему он такой успешный? Да потому что компания постоянно обгоняет законодательство стран. Так мы и делали FSP в Ракове. Получив кучу отказов на организацию фестиваля, стали рассказывать, что устраиваем корпоратив большой компании: будем играть на гитаре под костром и делать шашлыки – сразу пошли печати и подписи. 

  Переезд в Минск из Ракова был непростым – пришлось снова лайфхачить систему. Бюджет фестиваля не покрывал площадь разрешенной площадки. Чтоб сэкономить на море разных статей (типа «охрана по периметру») нужен был остров. После походов по исполкомам, остров в итоге дали. 

  Если вы что-то делаете хорошо, другим не останется ничего, кроме как делать то же самое.

 

Большой фоторепортаж с 34travel Day о Беларуси, который мы сделали вместе с А1, смотри тут.

 

Фото: Виолетта Савчиц, palasatka

ООО «АРС КОММЮНИКЕЙШНЗ»
УНП: 190919521

hand with heart

Отблагодарить 34travel

Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.

ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ

Читай также

Сейчас на главной

Показать больше Показать больше