Путешествия в пандемию. Юг Албании на авто

Алла Кошляк –  журналистка и радиоведущая из Киева. До пандемии успела посетить 32 страны, путешествует соло или с компанией друзей. На этот раз ребята вшестером решили поехать в Албанию. Для 34travel Алла рассказала об этом недельным путешествии по стране на авто – вдохновляйся.

Почему Албания?

Мы выбирали страну с минимумом ограничений: ПЦР-тест для въезда в страну не нужен, комендантского часа нет, все открыто. Из Киева в Тирану два раза в неделю летает украинский лоукостер SkyUp, билеты стоят в районе $ 200-300. Возле столицы, правда, нет моря – к нему нужно ехать. Мы выбрали курортный город Саранда, это около 5 часов пути на юг. Подсчитав бюджет, решили купить у турагентства перелет с трансфером и проживанием в отеле B&B (все вместе обошлось по $ 330 с человека), а по интересным местам ездить на прокатной машине. Если честно, грандиозных ожиданий от путешествия у меня не было, потому восторг от него оказался тем более сильным.

Что с карантином в Албании?

Ничего. Людей в масках я видела только в аэропорту, паре магазинов и проезжающем мимо рейсовом автобусе. Хотя везде на входах в помещения расклеены просьбы надеть маску, мыть руки и соблюдать дистанцию. Также повсюду есть санитайзеры и разметка, чтобы люди не собиралась большим группами. Толпы людей мы не видели за неделю ни разу.

Единственный признак коронавирусных ограничений в Саранде – то, что не ходят паромы на греческий остров Корфу, который отчетливо видно с берега. В допандемийные времена рейсы были по несколько раз в день.

Аренда авто, жилье, роуминг, валюта

Нас в путешествии было шесть человек, из которых три с половиной – водители (половина – это я, только учусь). Решили брать два авто, чтобы всем было комфортно и если кто-то захочет выбрать другой маршрут или выехать позже, можно было разделиться. Заранее забронировали машины на сайте Sixt. Лучше заплатить за них сразу онлайн, потому что представитель компании на месте сказал нам, что принимает только наличные. Он же попытался продать нам дополнительную страховку (кстати, это единственный случай, когда местный пытался нам что-то «впарить» – в остальном, как мне показалось, албанцы максимально гостеприимные и ненавязчивые ребята). Прокат двух Mitsubishi Space Star обошелся около $ 500 плюс расходы на бензин (у нас ушло примерно по 70 литров на каждую машину, литр стоит до $ 1,5).

Мы поселились в гостинице Aler Holiday Inn на окраине Саранды. До центра города полчаса пешком, до ближайших кафе и магазинов – меньше 10 минут. Это небольшой отель на 20 номеров с видом на море. Не все сотрудники понимают английский, но все очень стараются, чтобы тебе было комфортно. У нас в стоимость входили завтраки, что оказалось очень удобно – перекусили и в путь. Завтрак обычный, но вкусный: яичница, сыр, сосиски, огурец, помидор, свежий хлеб и местная выпечка (осторожно – она такая вкусная, что это опасно для фигуры), фрукты или йогурт плюс кофе и апельсиновый сок.

Чтобы оставаться на связи, мы еще в аэропорту купили местные карточки Vodafone с 20 ГБ интернета за $ 15. Сеть пропала только один раз – высоко в горах, где и дорога тоже закончилась.

Для фанатов безналичных расчетов сразу предупреждение: карты принимают очень мало где, потому запаситесь наличными евро или долларами. Обменников много, курс везде примерно одинаковый, а еще в магазинах и кафе могут дать сдачу в местной валюте – албанских леках.

Саранда

Наш самолет прилетал в Тирану вечером, потому в гостинице мы оказались около полуночи – и сразу уснули. Весь следующий день решили посвятить Саранде – там красивая набережная, много небольших пляжей и кафе. В начале мая было открыто не все – сезон не стартовал, но зато и толп туристов нет. Также мы зашли в один из туристических офисов (интересная штука: они часто являются одновременно и агентствами по недвижимости, ведь жилье в курортном городке – неплохая инвестиция) и договорились арендовать катер, чтобы поплыть в живописные бухты недалеко от Саранды.

Мы неспешно прогулялись по Саранде, а за полчаса до заката отправились в Lekursi Castle. Это старинный замок со смотровой площадкой с потрясающим видом на город, горы, море и Корфу. Там же есть ресторан со столиками, как для средневековых рыцарей: массивные столешницы, высокие кованые спинки стульев и все такое. Ужин на шестерых и две бутылки местного вина обошлись меньше, чем в €  100. Важный совет: порцию салата смело можно делить на двоих, а то и троих.

Бутринт, Ксамил, ферма мидий

Мы старались завтракать пораньше, чтобы к 8-9 утра уезжать навстречу приключениям. Первой точкой нашего маршрута был город Бутринт. Живописные античные развалины в окружении буйной средиземноморской зелени – очень красиво и умиротворенно. А еще в развалинах живут милые маленькие черепахи. Вход платный –  800 лек (около € 8), очередей нет, если приехать утром. Нагулявшись вдоволь по античному амфитеатру, святилищам и римским термам, решили поехать к еще одному замку на острове – Ali Pasha Castle of Butrint. Он нам показался менее живописным, зато вблизи рассмотрели бункер (их по всей Албании разбросано по разным оценкам, до полумиллиона) и проехались по серпантинам.

Дальше мы отправились в Ксамил, чтобы остаток дня провести на местных пляжах. В разных туристических путеводителях этот городок называют «Албанские Мальдивы» за белый песок, пальмы и голубую гладь воды. Все так: мы плавали, ныряли с пирса (в начале мая температура воды меньше 20 градусов, но кого же это останавливает, когда вокруг такая красота и воздух 27 градусов).

Обедали в кафе прямо на берегу, у них же потом взяли шезлонги, чтобы позагорать. Ценник снова приятно удивил – за морепродукты и домашнее вино заплатили меньше € 100.

Поскольку нам было по пути, решили встретить закат на мидийной ферме. Здесь в озере выращивают моллюсков и несколько видов рыб, а также есть ресторан с видом на эту самую ферму – с берега она выглядит просто как сети и столбы в воде. Озеро будет буквально у тебя под ногами, а вокруг все окружено зелеными холмами. Кстати, там можно остановиться на ночь в небольших симпатичных домиках. Мидии вкусные, как и все в Албании, плюс недорого и огромные порции. Но здесь меня впервые покусали комары! Так что советую брать средство от насекомых.

День моря

На следующий день у нас было запланировано еще больше моря – полдня на яхте, о которой договорились в первый день. В сезон реклама таких морских прогулок в Саранде встречается на каждом углу, также их предлагают турагенты. Мы зашли в первую попавшуюся точку с вывеской Rent a boat и за 10 минут обо всем договорились. Катер, на котором комфортно разместились шесть человек, с навесом и удобными ступеньками для спуска в воду, обошелся в € 25 на человека. Нам сказали, что прогулка займет около трех часов, но мы катались 4,5 часа, и дополнительной платы никто не взял.

Купив в Pasticeri Dolce буреков (местные лепешки из слоеного теста с начинкой из мяса, сыра или овощей) и сладостей, похожих на медовую пахлаву, мы спустились на причал, где нас уже ждал катер. Шкипер, хоть и не знал английского, но отлично понял, куда нас везти – на безлюдный пляж, который со всех сторон окружен холмами. Пришлось нырять с борта яхты в холодное море. Оказалось, что это хоть и немного страшно, но весело. Вдоволь позагорав, поплавав и насмотревшись на зеленые бухты, которые напоминают маленькие фьорды, мы вернулись в гостиницу. А закат решили встретить на живописном пляже на выезде из Саранды по пути в Ксамил. Скажу честно, таких захватывающих закатов не видела давно. Разве что на Шри-Ланке, когда солнце тонет в Индийском океане.

Голубой глаз, Гирокастра и термальные источники

Утром мы выехали в сторону еще одной природной достопримечательности Албании – источника Голубой Глаз. Местные говорят, что никто точно не знает его глубины, максимум погрузиться удалось на 40 метров. Температура воды в источнике круглый год 13 градусов, а цвет – просто фантастический голубой с изумрудно-зеленым отливом.

Мы как раз успели до того, как подъехал автобус с группой туристов, и сфотографировав красоту, поехали дальше – в Гирокастру. Тут еще следует сказать, что сама дорога по Албании – тоже приключение (в хорошем смысле). Пейзажи настолько красивые, что хочется просто останавливаться посреди дороги и смотреть вдаль.

Гирокастра – родина местного диктатора Энвера Ходжи, именно во времена его правления город объявили музеем. В 2005 году Гирокастра внесена в список культурного наследия ЮНЕСКО как прекрасно сохранившийся образец градостроения времен Османской империи, частью которой место стало в XV веке. А первые поселения здесь были еще в I столетии до н.э.

В Гирокастре мы прогулялись по узким торговым улочкам, поднялись пешком в городскую крепость и музей. К крепости можно подъехать, но там везде очень крутой подъем, потому мы оставили машины внизу. Вход в замок стоил 300 лек.  Налево от главного входа находится галерея артиллерийских орудий. Честно скажу, внимательно я ее не рассматривала, но вот экспонат в конце очень заинтересовал – небольшой итальянский танк Fiat. А во дворе крепости стоит еще и американский самолет, который в 1957 году приземлился недалеко от Тираны из-за технических неполадок, да так и остался (видимо, Албания ему тоже понравилась).

Внутри крепости Гирокастры также есть фестивальная сцена, которую построили в 80-х годах прошлого века для фольклорного фестиваля. Кстати, фестиваль народной музыки – одно из крупнейших мероприятий Албании – проводится там и сейчас.

Осмотрев достопримечательности и прикупив сувениров (путеводители советуют обратить внимание на изделия из серебра, но наши сердечки украли ковры ручной работы), мы, конечно же, проголодались –  и пошли искать Тaverna tradicionale. Советую отметить себе это место! Это семейное кафе с традиционной албанской кухней. Сын хозяйки и по совместительству шеф-повара показал нам все, что у них есть, угостил местным компотом, подарил травяной чай, а мама, увидев, что у нас мало воды в бутылках с собой, а на улице жарко – еще и в последний момент побежала ее доливать. В общем, душевные, прекрасные люди и кормят, конечно же, невероятно вкусно. Бурек с сыром и шпинатом и фаршированные баклажаны – мастхев.

В планах у нас было также посмотреть на мост над ущельем Ali Pasha Bridge, но не верь Google Maps – проехать к нему нереально! Поднявшись по узкой улице на крутую гору и уткнувшись в тупик, от этой затеи пришлось отказаться. Потому мы поехали к следующей точке – термальным источникам рядом с красивым мостом Kadiut Bridge, Benje. На улице к вечеру стало прохладнее, но вода в источниках теплая, поэтому купаться в них и смотреть на горы на закате было особенно приятно. Только бери удобную обувь – там камни и скользко местами.

Вечером по дороге домой в Саранду нас ждал еще один сюрприз – поля вокруг трассы светились от миллиона светлячков! Сделать фото не удалось, но впечатление останется со мной надолго – будто бы едешь среди звезд.

Деревня In the middle of nowhere и винодельня

Самый длинный переезд мы решили оставить напоследок. План был выехать рано утром, по пути посмотреть на водопад Ujëvara e Peshturës, заехать на винодельню и заночевать в Берате – городе тысячи окон.

После часа или двух езды по серпантинам, которые превратились в бездорожье, мы сдались. Доехали до горной деревни и развернулись в сторону поселка Klonjë. В местном магазинчике купили яблок, помидоров, какого-то печенья и мороженого, уже собирались уезжать, но местные жители, ни слова не говоря по-английски, поняли, что мы проголодались и заблудились – и угостили нас рыбой на гриле и сладостями.

Пообнимавшись с местными и сделав совместное фото, мы проложили маршрут в сторону Берата. По пути выяснилось, что колесо на одной машине пробило камнями, так что следующим аттракционом для нас стал албанский шиномонтаж. За € 40 нам заменили колесо и помыли обе машины в соседней автомойке. Довольные мы двинули дальше, попутно решив ехать сразу на винодельню, чтобы там и заночевать, а на следующий день посмотреть Берат.

Винодельня Kantina e Veres Alpeta стала еще одним местом, где хотелось остаться насовсем. Это семейный бизнес: тут можно подегустировать и купить вино, сходить на экскурсию, поужинать и остановиться в мини-гостинице. Стоимость – € 15 в сутки с человека, завтрак включен.  Я не была в Провансе, но где-то так себе его представляла:  в горах между озер раскинулись виноградники, тишина аж звенит, ее прерывает только пение птиц. Вокруг оливковые и фиговые деревья, а вдали – заснеженная горная вершина. И на этом фоне ослик несет связку свежескошенной зеленой-зеленой травы.

Берат, монастырь на острове, перевал Ллогара

Утром мы прогулялись по винодельне, купили на подарки местный напиток и поехали в Берат. Этот город, как и Гирокастра, является культурным наследием ЮНЕСКО. На самой вершине города – единственная в мире крепость, на территории которой до сих пор живут люди. Название «города тысячи окон» получил благодаря особенностям архитектуры – в каждом доме много окон и они все выходят на одну сторону.  В Берате пару сотен зданий XV-XIX века и семь арочных мостов. Город сменил несколько названий и в разное принадлежал македонцам, римлянам, болгарам, османам и албанцам.

Любоваться панорамой города классно с летней площадки ресторанчика Antigoni, в котором, кстати, особенно гордятся, что подают продукты и вино местных хозяйств. Помимо выдающейся истории, Берат – важный агропромышленный центр Албании. Вообще весь регион знаменит своим виноделием и оливковым маслом.

Следующим нашим пунктом был монастырь Святой Марии. Он находится на острове в заливе Нарта и соединен с большой землей 270-метровым деревянным мостом. Основан в X веке, но сохранившиеся постройки относят к XIV  веку. Место совершенно с другой атмосферой, какой-то суровой северной красотой и удивительно тихое. Погуляв там, мы поехали в сторону Саранды другим маршрутом, вдоль побережья.

Мы проехали туристический центр Влеру, где сливаются два моря – Ионическое и Адриатическое. Город визуально мне показался похож на такой собирательный образ морского курорта, но надо сказать, что набережная – очень красивая.

Главное впечатление дня было еще впереди – перевал Ллогара, где ты буквально едешь выше облаков. Пока поднимаешься вверх по серпантину, как-то не очень осознаешь, на какой ты высоте. Но когда мы поднялись до верхней точки на смотровую площадку, то честно – даже расплакались от красоты.

Эту точку без преувеличения можно назвать кульминацией путешествия, но впереди еще были серпантины вдоль кромки моря и потрясающей красоты закат. Конечно, по пути мы остановились сфотографироваться возле таблички Борщ – и к 10 вечера вернулись в Саранду.

Не покидало ощущение, что нам показали все лучшее сразу, и уезжать после такого – просто преступление. И теперь мне непременно хочется вернуться еще раз в эту небольшую, но такую разнообразную страну с ее гостеприимными людьми.