Путешествия в пандемию. По северу Таиланда на байке

Для гидов Юры и Юли деятельность в туризме закончилась 22 марта 2020 года, когда Россия приостановила полеты в Таиланд, где ребята и работали. Но когда после месяца локдауна на Пхукете случилось долгожданное открытие границ между провинциями страны, путешественники сразу решили отправиться в путь – по северу Таиланда на мотоцикле. Как это было – слово ребятам.

Пандемия внесла свои коррективы в наши планы на отпуск, и вместо путешествия к холодным гималайским вершинам, куда мы изначально планировали рвануть, мы остались в теплом Таиланде (не худшее место, чтобы переждать разгар пандемии). С мыслью о том, что Индия закрыта, и вряд ли мы попадем туда в ближайший год – смирились.

Сидя на карантине на Пхукете, мы пообещали друг другу, что как только откроются границы между провинциями, то сразу рванем на север Таиланда. Сейчас, после возвращения в Ярославль, мы до сих пор считаем, что это было самое правильное решение. Воспоминания о поездке греют до сих пор.

Как обстояли дела с COVID-19 на севере Таиланда?

После прилета мы поехали на такси заселяться в отель. Пользуясь случаем, я решил узнать, как здесь обстоят дела с ограничениями. И таксист, и работник гостиницы сказали: «sabai, nobody no care». После этих слов радость была чуть ли не детской. Не знаю, что было в пик пандемии на севере Таиланда, но на юге границы между районами были закрыты, и везде стояли блок-посты, которые разворачивали нас обратно «домой». Пляжи, национальные парки, кафе – все было закрыто. Каждый из нас вспоминал, как радоваться простым вещам. Из развлечений на целый месяц остались только игры в карты с друзьями и охота за закатами.

На Пхукете даже после антиковидных ограничений все равно была очень напряженная атмосфера. Самый яркий пример: полиция ездила по общественным местам и требовала всех расходиться. Без маски никуда нельзя было выйти.

На севере Таиланда дела обстояли совсем иначе. Максимум, где нас просили надеть маску, это в магазинах и аптеках.

Куда ехать на севере Таиланда?

Перед путешествием на север я обратился за наводками к друзьям, которые уже бывали в тех краях. Все твердили в один голос: Чиангмай, каньон Пай, Ват Пратхат Дои Сутеп – и снова по кругу. Перед тем, как составлять свой must visit list, я вычеркнул эти места из списка. Не то чтобы я специально шел против системы – просто фотографии и описание этих локаций не вызывали никакого отклика внутри.

Поэтому вместо Чианг Мая мы полетели в Чианг Рай. Мне понравились локации вокруг этого города, близость к границе с Мьямной и Лаосом, а так же возможность сказать своей жене: «Юля, мы опять где-то в заднице».

Как в итоге прошло путешествие?

Как я уже успел упомянуть, антиковидные меры на севере Таиланда были мягкими, и в целом вся ситуация с паникой по всему миру была нам только на руку. Королевство закрылось от туристо,в и нам повезло увидеть многие места без толп туристов. Было приятно думать, будто локации открыты «специально» для нас.

Но один момент мы все таки не учли: дожди. Сезон дождей на севере c июня по октябрь. В июле заливает так, что дожди могут идти нон-стопом по несколько дней. Поэтому нашу поездку можно разделить на две части: до дождя и во время дождя. Красота – в первой части путешествия, а дичь – во втором. Забегая вперед, хочется сказать, что мы так еще никогда не промокали.

Часть первая. До дождя

Белый храм Wat Rong Khun – Alio Slow Bar and FARM – Закат в горах

Wat Rong Khun (Белый храм) (1 Phahonyothin Rd, Chiang Rai)

Если ты вбивал(-а) в гугле «что посмотреть в Таиланде», то точно видел(-а) открыточную фотографию этого храма. Его легко узнать просто потому, что он полностью белый.

Несмотря на то, что мы приехали в белый храм ближе ко второй половине дня, людей здесь практически не было. При этом, чтобы понять, насколько это место популярно в Таиланде, стоит просто зайти на Tripadvisor и посмотреть на количество отзывов – 13386 (средняя оценка – 4.6).

Мы гуляли по храму и поражались деталя м: дорожные конусы с красными черепами при въезде, руки торчащие из земли (рабы желаний просят о помощи), даже туалет на территории храма выглядит как вход в отель 4*.

Перед посещением этого места, рекомендую посмотреть, что означают некоторые символы в храме. Так ты сможешь найти послания, которые, возможно, срезанируют с твоим внутренним состоянием.

Закат и кофе

Alio Slow Bar and FARM (Wa Wi, ดอยช้าง, Mae Suai District, Chiang Rai)

После храма мы уехали на закат в горы и по классике жанра свернули не туда. Так, вместо обзорной площадки мы попали на кофейные плантации. В очередной раз убеждаюсь, что путешествие начинается тогда, когда отклоняешься от плана. Нас увидел хозяин заведения и позвал к себе. Оказывается, что вся его семья занимается выращиванием и продажей кофе. У них есть несколько кафе в городе и кофейные плантации. У тайцев определенно отлично развито чувство прекрасного – иначе как можно создать такое кайфовое место из того, что просто было под рукой? Балкон из бамбукового настила на дереве, столы и стулья из трех досок, лаунж, вкусный кофе и ежедневное буйство красок закатного неба.

В тайских закатах есть что-то особенное, и что самое главное – не важно в какой именно локации ты увидишь уходящее солнце: на одной из многоэтажек Бангкока, в горах или на пляже Райлей. Закаты Таиланда будут скрашивать твои воспоминания еще долгое время после путешествия.

Chiang Rai – Mae Salong – Choui Fong Tea Plantation – Golden Triangle View Point

На завтраке мы подумали, что было бы здорово за один раз разобраться со всеми видами земледелия. Кофейные плантации видели вчера – значит сегодня поищем рисовые террасы и чайные плантации. Так к маршруту добавилось еще 100 км.

Mae Salong

После юга Таиланда мы долго не могли привыкнуть к размеренному движению на севере. Никто не носится под 100 км в час на поворотах, тебе уступают дорогу, большие грузовики не спихивают на обочину.

От Чианг Рая до деревни Мае Салонг – всего 71 км. Пусть чайные плантации выглядели не так эпично, как мы представляли, но дорога однозначно того стоит. Это тот самый момент, когда «Путь» важнее «Результата». В размеренном ритме ты наслаждаешься деталями, которые не замечаешь в ежедневной суете. Например, если присмотришься, то заметишь, как рисовые террасы отзеркаливают облака на голубом небе. Выглядит, как портал в другое измерение. Или тишина в деревнях. Такой тишины мы не слышали нигде. Деревни вообще заслуживают отдельного внимания и истории. Каждая из них живет своей жизнью: одни сушат чай, другие перец, третьи просто сидят всей семьей за столиком на балконе.

«Рисовые террасы отзеркаливают облака на голубом небе. Выглядит, как портал в другое измерение»

Choui Fong Tea Plantation (157 Moo 6 Srikham, Maechan, Chiang Rai)

День подходил к концу. Спина требовала отдыха, а солнце медленно пряталось за горы. Мы преодолели 100 км по серпантину на байке. Заехать в Choui Fong Tea Plantation после долгой и длинной дороги – это как наткнуться на оазис в пустыне и выхлебать оттуда всю воду.

Полная противоположность кафе, о котором мы рассказывали в начале. Здесь продуманное архитектурное решение, обзорная площадка 360 градусов на крыше кафе, выставочные залы с чайными церемониями, обеденная зона с видом на чайные плантации.

Если у тебя не получилось найти впечатляющие виды на чайные плантации в Мае Салонг, то можешь смело ехать сюда. Берешь чай с десертом, садишься на лавочку и наслаждаешься видом чайных плантаций на фоне гор.

Golden Triangle Viewpoint (1290 เวียง, Wiang, Chiang Saen District)

На границу трех стран мы попали уже на следующий день. В обзорке «Золотой треугольник» с виду нет ничего особенного. Тем не менее мы стояли здесь минут 20 и просто переваривали, что перед нами три страны: Таиланд, Лаос и Мьямна. А если сюда добавить тот факт, что на горизонте, за горами, находиться Китай – то сознание улетает в космос.

Границу трех стран частично образует река Меконг. Через текст сложно передать вайб этого места, но я горячо рекомендую прокатиться вдоль реки от Golden Triangle Viewpoint до городка Chiang Saen. В жизни на границе определенно есть своя атмосфера.

Phu Chi Fa. День в горах

Phu Chi Fa (หมู่ที่ 10, ต.ปอ อ. เวียงแก่น Tap Tao, Thoeng District)

В каждом роуд-трипе обязательно должен быть «выходной». День, когда ты никуда не едешь, а просто зависаешь в одном месте. Иначе воспоминания о путешествии будут похоже на картинку из окна скоростного поезда.

В нашем случае выходной выпал на национальный парк Пху Чи Фа. Едут сюда в основном из-за Phu Chi Fa Sunrise Viewpoint – это обзорная площадка на высоте 1442 метра над уровнем моря на границе с Лаосом. Если ты приедешь сюда днем, то не будет такого эффекта, который можно получить утром. На рассвете здесь происходит что-то невероятное. Солнце восходит над Лаосом, а под тобой – плавающее одеяло из облаков. Особую атмосферу месту придает форма гор. Они расположены так, как будто кто-то их специально наклонил в сторону Лаоса и тем самым создал живую изгородь. Примечательно, что именно вдоль гор проходит граница Таиланда и Лаоса.

Чтобы ты смог(-ла) насладиться комбо из всей этой романтики, стоит все подготовить заранее:

Испытать дорогу днем.
Путь к вершине практически не обустроен. Перед рассветом будет дорога каждая минута. Темно-синий сумрак быстро превратиться в оранжевое пламя.

Одеться теплее.
Хочу напомнить, что это горы и север Таиланда. Если ты поедешь в одной футболке и шортах, то шум мотора и стук зубов будут биться в унисон.

Заселиться поближе к обзорной площадке.
Вопрос практичности. Согласись, что хороше выспаться намного приятнее долгой дороги по серпантину без фонарей? Рядом с обзоркой есть много гестхаузов на любой вкус. От полногоценного отеля до кемпингов. Мы остановились в палаточном лагере на ночлег (Tap Tao, Thoeng District), стоил он  € 10 за ночь. Там большие палатки, на территории кемпинга есть кафе с домашней едой, а вечером – еще один вид на закат в горах.

Приезжать в сезон.
Возможно, что это самый главный совет. Мы приехали в сезон дождей и попали под грозовое облако. Одеяло из облаков мы не застали, зато встретились с искрящимся небом, проливным дождем, скользкой глиняной дорогой и пугающими раскатами грома.

Часть вторая. Во время дождя

Побег от грозы. Phu Chi Fa

Юля разбудила меня в 5 утра и попросила прислушаться. Лил дождь. Я не придал этому особого значения до первой вспышки молнии. Мы оба надеялись, что это просто капризы тайской погоды.

Через полчаса дождь немного поутих, но моросящим его назвать было сложно. Краски на небе не подавали никаких признаков рассвета. Стало понятно, что одеяла из облаков нам не видать. Тайская мудрость призывала принять все как есть и наслаждаться сном дальше, а русское авось – собирать рюкзак. Вдруг повезет? Вдруг грозовые тучи пройдут мимо? Когда ты еще здесь побываешь?

Звук мотора. Противотуманники. Дождевик. Рюкзак за спиной. Дождь как из ведра. Раскаты грома низкое небо над головой. Даже спустя полгода сложно объяснить, что нами двигало в тот момент. Казалось бы, что все и так понятно: приедешь, поднимешься, сделаешь фото в тумане, а потом смонтируешь коллаж «ожидание/реальность».

Тем не менее, мы на парковке перед обзорной площадкой. Никого нет. По лестнице льет ручьем. Дождь утих, вроде бы грома нет. Пошли быстрее. Пальцы на руках скрючились от холода, а в кроссовках плескалась вода. Тропа превратилась в месиво из глины. Поскальзываюсь. Падаю вместе с рюкзаком в лужу. Ржем. До вершины еще метров 10. Облака ушли.

Пусть это было не то, чего мы ожидали, но в очередной раз путь оказался веселее результата. Перед нами открывался вид на Лаос и отчетливые оттенки зеленых джунглей и свинцового неба. Дул сильный ветер. Густые облака стремительно переваливались через горные хребты.

Мы поставили телефон на треногу записывать таймлапс. Бульк. Кофе из теромса полился в чашку. Когда ты один оказываешься в таких местах, то чувствуешь себя первооткрывателем другой планет. Условия, место и восторг от увиденного заставили нас почувствовать себя первооткрывателями. Ни одного постороннего ветра. Только шелест травы и шум ветра. Юля, мы опять где-то в заднице.

Шла тридцатая секунда таймлапса. Вдалеке я увидел белые вспышки. Я попросил Юлю присмотреться. По выражению ее лица я понял, что пора валить. К нам приближалась грозовая туча. Раздался резкий раскат грома. Ситуация выглядела так, как будто кто-то сказал: с вас хватит, закругляйтесь.

На полпути нас накрыл проливной дождь. Вокруг сверкали молнии. Бушевал сильный ветер. Дождевики превратились в лохмотья. Того и гляди, что сейчас явится Рейден.

Выжимая скрипучие тормоза мы 20 минут спускались по сырому серпантину. На дороге начали появляться первые поселения. Рядом с домами дети играли в лужах. Остановка в кафе. Капучино и брауни. Хорошо то, что хорошо кончается.

«Тайская мудрость призывала принять все как есть и наслаждаться сном дальше, а русское авось – собирать рюкзак»

Затопленная деревня. На полпути от дома

От Прао до трассы 118, которая ведет напрямую в Чианграй, всего 50км. По трассе до отеля – еще 90. Итого 2 часа в пути. Ерунда. Приедем и обязательно пойдем на тайский массаж, надеялись мы.

Ехать было легко, пока было светло. Первые двадцать километров пролетели незаметно. Застывшие облака, свежий воздух, пустые деревни с заколоченными окнами. Когда начало смеркаться, Юля заметила, что по дороге не увидела ни одного фонаря. В Таиланде темнеет очень быстро и всегда в одно время. Как будто на клетку с попугаем накидывают полотно. С каждым километром становилось темнее. На небе появились первые звезды. Ехать по серпантину в темноте стало сложнее. Юля смотрела карту и подсказывала где нас ждут крутые повороты.

Неоправданные ожидания чаще всего вызывают негативные эмоции. После бесконечного серпантина мне хотелось зайти в кафе, взять кофе с сэндвичем, размять плечи и спину и ехать дальше по прямой к массажисту. Первые признаки того, что что-то пойдет не по плану, начали появляться после спуска с горы.

Вдоль дороги слева и справа была вода. Я сказал Юле, что здесь наверняка красиво в дневное время отражается небо. Мы ехали дальше. На перекрестке мы заметили, что с каждой стороны стоят машины с мигалками. Это были спасатели. Возможно что-то случилось. Мы подъехали к заправочной станции и увидели, что дорога перекрыта. Я огляделся и понял, что вода повсюду. На стройке напротив заправочной станции. У жилых домов. За ограждением дорога вообще скрылась под водой. Подбежали спасатели с надувными лодками.

«Я огляделся и понял, что вода повсюду»

Один из тайцев увидел наше замешательство и объяснил, что из-за дождей все затопило и даже снесло мост. В такие моменты чувствуешь себя королем планирования. Еще с первого самостоятельного путешествия я всегда держу один день в запасе на случай, когда плана А и Б недостаточно.

Мы взяли сендвич с кофе и начали думать что делать. Остаться рядом с затопленной деревней? Не вариант. Вдруг вода придет еще ближе и мы вообще не уедем. Ехать обратно в Чиангмай? Тоже никак. С другой стороны тоже затоплено. Ехать обратно? Ночью через серпантин совсем уж не хочется. Но не хочется это одно, а надо – другое. Вариантов особо не было. Мы решили поехать обратно в Прао. Город плюс минус большой. Гостиницы есть. Посмотрим, что будет завтра.

Ночь. Серпантин. Юля сообщает о крутых поворотах. Мерцающих звезд стало больше.

Фото: личный архив героев материала