AMAZONAS: Почему тебе надо идти на выставку об индейцах Амазонии?
9 июня в Москве в пространстве «Хлебозавод» открывается мультимедийная выставка AMAZONAS о том, как живут народы долины реки Амазонки. Авторы проекта – журналисты Александр Федоров и Елена Срапян. Рассказываем, почему туда стоит заглянуть.
Это не просто серия фотографий
В экспозиции – не только фотографии, но еще и аудиозаписи песен индейцев, видеопроекции зарисовок из жизни племени и интервью с членами племени, история трансформации индейских племен, а также предметы быта индейцев из коллекции этнографа Андрея Матусовского – луки и стрелы, ритуальные предметы и другие. Впрочем, и сами фотографии – не постановочные портреты в национальных костюмах, а документация быта коренных народов – со школами, домами из оцинкованных листов и радиоточками. Добраться до индейцев Амазонки практически невозможно – а тут ты сможешь погрузиться в этот недоступный мир.
Помимо самой выставки, советуем не пропустить дополнительные ивенты: создатель проекта Александр Федоров расскажет о героях выставки, врач-тропиколог Виктория Валикова – о том, как она с командой построила клиники в Гватемале и Никарагуа, а антрополог Андрей Матусовкий – о своих экспедициях к индейцам Амазонки. Еще будет показ документального фильма Брюса Перри TAWAI. Voice from the forest – это кино о том, как разные общества относятся к природе и окружающему миру – и как это влияет на их повседневную жизнь и способ мышления: от лесов Амазонки и Борнео до реки Ганг и острова Скай в Шотландии.
Это история о том, как современный мир трансформирует быт коренных народов
Быт индейцев Амазонии начал меняться еще в XV веке с приходом искателей золота. Сейчас в сельву приходят браконьеры, нефтедобывающие компании и сельхозпроизводители. Места для амазонских культур практически не остается.
На выставке расскажут о пяти племенах: яномами из Венесуэлы, у которых нет вождей, а прах умерших они выпивают вместе с водой после кремации; ваорани из Эквадора, которые продолжают бороться за свою богатую нефтью землю с нефтяными компаниями и правительством; ашанинка из Перу, где мужчины охотятся с луком, а женщины рыбачат; тикуна из Колумбии с жестоким ритуалом женской инициации; и пираха из Бразилии с языком, не похожим ни на один другой язык в мире. У каждого народа на выставке будет своя зона, где можно будет посмотреть фото- и видеоматериалы и узнать, какие проблемы ставит перед племенем современная действительность.
Елена Срапян:
«Для меня это история про общества, которые настолько сильно отличаются от нас и друг от друга, что их очень интересно исследовать. Очень интересно анализировать, что с ними происходит и почему, как на это влияют условия в конкретной стране, история именно этого народа, его культурные особенности. Эти народы вроде бы живут в одном регионе, но тем не менее очень сильно отличаются друг от друга – и еще более отличаются от нас. Я вообще люблю истории про социальные процессы, в том числе про процессы адаптации и интеграции. Эта история – именно такая, это крупный исторический процесс, который происходит здесь и сейчас, и можно смотреть, что на него воздействует, как он меняется. Очень впечатляет, когда видишь взаимосвязи и результаты этого процесса».
Это история о другом образе мышления
Елена Срапян:
«Для меня многие люди из общин – это пример совершенно иного, отличного мышления. Это мышление очень интересно. Оно совершенно не похоже на мышление русского городского человека, то есть меня. Мне интересно его анализировать, выносить какие-то уроки, узнавать о другом отношении к жизни, смерти, старению, общественным вопросам – всему тому, что мы представляем совершенно иначе.
Я много работала с темой ксенофобии, и она меня очень живо волнует. Мне кажется, что любой проект, который показывает особенности жизни других культур, людей другого социального положения, другого цвета кожи, других условий окружающего мира, в которых они живут, – любой такой проект снижает уровень ксенофобии в обществе. Уровень, который в России достаточно высокий. Мне бы хотелось, чтобы дискриминации, расизма, ксенофобии было меньше. Для меня это сверхидея всего, что мы делаем. Мне кажется, просветительские проекты помогают бороться со стереотипами, в том числе, когда мы научную информацию в популярном виде доносим до публики».
Это история настоящего приключения
Александр Федоров и Елена Срапян отправились путешествовать в Южную Америку в 2017 году и, когда добрались до Венесуэлы, почти сразу решили делать выставку. Съемки закончились весной 2018 года, и летом того же года ребята начали искать площадку для выставки. AMAZONAS – результат очень непростого приключения в печальных тропиках. Кризис в Венесуэле, ядовитые змеи и насекомые, постапокалиптичный быт индейцев и невозможнось выбраться из джунглей даже с помощью военных – обо всем этом ты можешь прочитать в заметках Александра Федорова, которые он публиковал в 34travel. А Елена Срапян рассказала для нас еще одну историю – об удивительном знакомстве, которое сделало возможным общение с самым закрытым племенем пираха.
Печальные тропики: в поисках индейцев Венесуэлы
Печальные тропики: просто добраться, невозможно выбраться
Елена Срапян:
«Пятый народ, который мы снимали – пираха – очень известные люди. Знаменитый лингвист Дэниел Эверетт написал о них популярную книгу «Не спи – кругом змеи» – и наделал ей колоссальный скандал в лингвистическом сообществе (язык пираха по некоторым параметрам является уникальным).
В Бразилии очень жесткие условия попадания к племенам, потому что доступ в резервации ограничен, и, чтобы получить разрешение, нужно собрать очень большой пакет документов для Национального фонда по делам индейцев. Получить одобрение на въезд практически невозможно, если ты независимый журналист – потому что невозможно сделать эти документы удаленно, а мы на момент задумки проекта уже были в Колумбии. Обходной вариант – получить письменное разрешение лидера общины, но учитывая, что пираха не умеют писать и не говорят на португальском языке, это также было невозможно.
Единственным способом попасть в резервацию было найти кого-то, кто работает с индейцами. И мы написали Дэниелю Эверетту, а он нам подсказал, что где-то в этом районе до сих пор живет его бывшая жена Керен Эверетт. Мы приехали в один из городков возле резервации и начали ее искать. Просто ходили по улицам и спрашивали: «Вы не знаете, где тут живет американка и как ее можно найти?». И мы нашли ее друзей, нашли водителя автобуса, который знал примерно, где она живет. Когда мы сели в этот автобус, нам было очень страшно, потому что ты едешь к человеку из книги, совершенно непонятно, как этот человек на тебя отреагирует, а заранее с ней связаться было невозможно – никакого телефона или фейсбука.
Автобус остановился посреди грунтовой дороги в джунглях. Нам дали картонную коробку, на которой было написано «Карен» (имя было написано с ошибкой), махнули рукой в сторону леса и сказали «вам туда». Мы взяли эту коробку, пошли в лес, прошли где-то полчаса по тропинке и вышли к круглой поляне, посреди которой стоял дом. Мы постучались в этот дом, нам ответил женский голос. Керен открыла дверь, мы стоим, как дураки, с этой коробкой: «Здравствуйте, мы вот вам коробочку принесли». Она забирает коробку, поднимает глаза и говорит:«Окей, ребята, коробка – это хорошо, но вы кто?».
Она очень долго говорила, что мы люди, которые вышли к ней из ниоткуда. Первый разговор с ней был напряженным, потому что она не общается с журналистами, да и вообще со внешним миром. Нам было очень важно рассказать о нашем проекте так, чтобы наладить с ней контакт, и у нас это получилось. Мы с ней подружились, остались в ее доме на неделю, и именно она дала нам тот контакт с пираха, с которыми она иногда общается, который позволил нам вообще снять эту историю. Мы не смогли бы общаться с ними без нее, потому что она одна из двух людей в мире, которые говорят на их языке, и они очень настороженно относятся к чужакам – они даже и жестами не стали бы с нами коммуницировать. Это была невероятная история успеха, я до сих пор очень признательна Керен за то, что она согласилась с нами общаться и помогать нам».
Выставка AMAZONAS пройдет 9 июня – 31 июля в «Хлебозаводе N9» в Москве.