Почему англичане пьют чай с молоком? Куда пропал знаменитый грузинский чай? Любят ли индусы чай так же как китайцы? И какое вещество отвечает за душевность в чаепитии? 15 декабря, в международный день чая, узнаем, чему нас учит чайная культура. О традициях, церемониях и современности рассказывает Алена Величко – основательница собственной чайной студии и соосновательница минского магазина-чайной «ВкусноЧай».
История, традиции и современность
Сейчас все много говорят про кофе, и кофейная культура развивается быстрее. Кофейники проводят свои чемпионаты уже очень давно, и это сильно развивает кофейных специалистов. Я у них учусь тому, с какой педантичностью они относятся к теме кофе. В чае это все более расслабленно, замедленно, наверное, потому что чай – сам по себе такой напиток. Чайная культура только начинает набирать обороты. В нашем магазине альтернативные способы заваривания вдохновлены кофе. Hario – фирма, которая развивает это все в кофе, создала и чайный пуровер. Но никто не мешает заваривать зеленый чай в аэропресcе, в пуровере – улуны, а в кофейном сифоне – пуэр. Мы не только адаптируем восточную культуру чаепития к Западу, но и адаптируемся к современной культуре через альтернативные способы заваривания. Эти способы не ухудшают чай, они просто говорят о том, что можно подчеркивать свойства чая по-другому. Альтернативные способы заваривания более зрелищные, традиционные больше погружают в философию страны происхождения. У нас есть услуга – «традиции трех чайных стран». Мы завариваем чай и рассказываем про эти страны, их культуру. Я была в Корее, Турции, Грузии, Индии, Китае, везде трогала-пробовала. Через чаепитие люди узнают много нового. Например, некоторые очень удивляются тому факту, что чай – это не куст, а дерево.
Если говорить о традиционных способах, то ошибочно называть индийское чаепитие церемонией. Есть всего три церемонии – китайская, корейская и японская. Китайская – это мало церемонии, много чая. Японская – это очень много церемонии и очень мало чая. И корейская где-то по середине. Церемония – это определенная философия, ритуал, со своим началом, концом, с заложенными туда особыми историями, длительной традицией. Все, что там происходит, имеет свои корни либо в философии буддизма, либо даосизма, конфуцианства. В культуре самого народа оно отражается в виде песен, живописи, книг на эту тему.
В Китае очень глубокое отношение к чаю, не просто как к сельскохозяйственному продукту, как в Индии, а именно как к искусству. А если мы просто налили чай, сделали его необычным способом, как индийскую масалу, и просто пьем чай, как 90% населения Индии, то это не церемония, а традиция. Чаепроизводящие страны поддерживают свои традиции, стараются подавать продукт как-то красиво, зрелищно. Например турки – у них нет церемонии, но у них красивая зрелищная традиция подачи чая. У них для чаепития есть бардаки, специальные чайнички. Ничего этого я не увидела в Грузии. А ведь грузины начали развивать чай в 1847 году. А в Турции это всего лишь с Ататюрком пришло в 1920-х годах. Он пришел и сказал, что кофе дорого, давайте развивать чайные плантации. Турки закупили в той же Грузии тысячи семян, высадили их в Ризе, и сейчас Турция страна номер 1 по потреблению чая, а Грузия в этом плане отстает. И Турция страна номер 5 по производству чая. Турки относятся к чаю как к очень важному продукту. Здесь об этом мало знают, потому что Турция сильно ориентирована на внутренний рынок, они сами много производят и много пьют, защищают внутренний рынок за счет высокого налога. Турки в принципе ничего кроме турецкого чая не знают, но они очень активно развивают эту культуру и всячески подчеркивают уникальность и особенность своего чая. Что он очень органический, потому что зимой погибают все вредители, поэтому не нужно пестицидами пользоваться, чай растет в горах. И есть действительно очень интересный, вкусный и качественный турецкий чай.
«Никто не мешает заваривать зеленый чай в аэропресcе, в пуровере – улуны, а в кофейном сифоне – пуэр»
В XIX веке принц Гуриели, который стал культивировать чайные кусты, привезенные из Китая, был эстетом, любителем чая, а сейчас в честь него называется главный грузинский бренд чая. Но во времена советской власти началось массовое производство чая, когда уже никто никого не спрашивал. Чай массово выращивался и потреблялся. Конечно, были институты, которые изучали тему чая, и это очень ценный вклад в чайную промышленность. Но при этом грузины остались в первую очередь любителями и ценителями вина, а не чая. Многие все еще помнят и любят грузинский чай, но чаще вспоминают индийский чай «Три слона».
Той же Индии чайная культура была навязана англичанами в середине XIX века. Среди самих индусов есть только одна маленькая народность на северо-востоке Индии, которая собирает чай уже столетиями. Их нашел один из англичан, и благодаря им как раз была найдена индийская разновидность чая. До этого англичане активно вывозили семена из Китая, сажали их в Индии, а они не приживались. Китайская разновидность «камелия сементис» и индийская «камелия асаника» – это примерно как арабика и робуста в кофе. Если китайская ближе к арабике, дает аромат, утонченность и очень интересное состояние, то ассамская – к робусте, дает цвет и крепость. Когда обнаружили индийскую разновидность, ее стали активно распространять, она стала хорошо прививаться в Индии.
Англичане были заинтересованы в том, чтобы иметь свое производство чая в Индии, потому что китайцы просили серебро и были не очень сговорчивы на тему цены. Англия активно начинала торговать чаем по всему миру и сами англичане активно пили чай, это был очень дорогой продукт, поэтому им было важно организовать дешевое производство чая. Индию они рассматривали как страну, которая будет поставлять им этот дешевый чай. Индия активно засаживалась чайными плантациями, на них гибли сотни тысяч рабочих-индусов. Поэтому история накладывает свой отпечаток и говорить, что индусы любят эту историю чая, очень сложно. Конечно, они уже все привыкли и не мыслят свою жизнь без чая, особенно масала чая, с молоком, со специями. С другой стороны, индусы очень развивают титестерство, западный подход. Много институтов по изучению свойств чая, как и в Японии, Китае. Они проводят исследования, изобретают новые сорта. Но наверное только в Китае, Японии, Корее есть институты, связанные с подачей чая, с культурой проведения чайной церемонии.
«Из Китая, как правило, втихаря это все вывозилось, потому что в древности китайцы очень ревностно оберегали свои семена чайных деревьев»
Китай, Япония и Корея – более церемониальные, но это не значит, что там прямо все сидят и занимаются церемониями, и только так пьют чай. Это один из больших мифов. Это также как думать, что все в России пьют чай из самовара. На самом деле, в Китае, Корее и Японии только в специальных домах и местах вы можете встретить людей, которые проведут вам чайную церемонию. А что касается обычных заведений, там чай вам могут подать в стеклянном стакане или фарфоровом чайнике. То есть посуда может быть аутентичная, но это будет просто чаепитие. Хотя они все очень уважают чай и предпочитают чай кофе. Но кофейная культура сейчас вторгается и в эти страны и начинает вытеснять чайную, потому что это бизнес, это выгодно. Даже интересно, как будет дальше это соотношение развиваться.
Чай с молоком
Есть несколько версий, почему в Англии стали пить чай с молоком. Один «светский». В Англии был очень тонкий фарфор, поэтому сначала наливали молоко, а потом добавляли чай, чтобы тонкий фарфор не лопнул. И сейчас есть две группировки – одни сначала наливают чай, а потом молоко, а вторые – сначала молоко, а потом чай. Англичане любят подискутировать насчет таких фишек. Второй путь «естественный», что это пошло от кочевников Азии. У них недостаток воды, поэтому основная жидкость – это молоко буйволицы, с которой они кочуют, на этом же молоке и заваривается чай. Вероятно, эти два пути – от англичан и от кочевников – могли пересечься в той же Индии. В Китае вообще никто не пьет чай с молоком, потому что их организм лактозу не расщепляет. Хотя сейчас пошла мода смешивать порошковый чай «матча» с соевыем молоком и пить его как капучино или латте. Эту тему мы, кстати, тоже сейчас развиваем – чайные напитки с молоком на основе крепко заваренного черного чая.
Если вернуться к английской чайной церемонии, то их «церемония» предполагает, что есть определенная выпечка, определенный набор закусок. Есть и русское самоварное чаепитие с определенным набором варений, закусок, булочек. Но это достаточно молодые церемонии, без глубокой философии, скорее внешние эффектные ритуалы, которые проводятся для внешнего воздействия, а не внутреннего погружения. Конечно, и в них есть какое-то внутреннее содержание, которое раскрывается на фоне внешнего – когда мы пьем чай, мы раскрываемся, общаемся, но оно бывает и когда мы едим или вино пьем.
«Душа» чая
В чае есть такое вещество – теанин – его часто путают с танинами и теинами. Оно было открыто в середине прошлого века. Это то, что сильно расслабляет во время чаепития и служит противовесом кофеину. Теанин как раз вызывает это чайное медитативное состояние, когда тебе просто душевно и хорошо. Его много в улунах, которые используются в китайских чайных церемониях. Это отчасти объясняет, почему кофеин в чае совсем по-другому воздействует, чем в кофе. Но если вы чай очень крепко заварите, туда попадет очень много кофеина (крепость – это всегда максимальное содержание всех веществ), то он будет очень бодрить. А если слабый чай заварите, то он будет расслаблять. Это касается любого чая. Мы привыкли заваривать чай крепко, поэтому у нас есть представление, что чай бодрит. А на церемониях чай заваривается слабо, дается мало времени для экстракции, поэтому люди очень сильно расслабляются, в то же время у них появляется энергия из-за кофеина. Это такое идеальное сочетание – и расслабление, и энергия.
Исконно чай был на севере Индии и юге Китая – небольшой ореол, откуда это стало распространяться по другим местам. Из Китая, как правило, втихаря это все вывозилось, потому что в древности китайцы очень ревностно оберегали свои семена чайных деревьев. Но, как ни странно, находились «честные» монахи, которые что-нибудь утаскивали с собой, потому что были очень впечатлены эффектом, который на них производил чай и чайные церемонии. Думаю, монахи считали, что все, что делается на благо людей – это хорошо и должно распространяться. Я с ними согласна, без буддистских монахов не было бы чая в Японии, в Корее.
«Китайская церемония – это мало церемонии, много чая. Японская – это очень много церемонии и очень мало чая. И корейская где-то по середине»
Наверное, китайская чайная церемония мне ближе всего, потому что я ей больше всего занимаюсь. Она во многом про красоту, про изящество, про гармонию, про баланс. И этот баланс ты ищешь во всем – в посуде, в чае, в общении. В Китае есть три философии – конфуцианство, даосизм и буддизм. И каждая из этих философий использует чайную церемонию для чего-то своего. Конфуцианство и его последователи используют церемонию как способ социального общения, когда мы приходим, неспешно общаемся, учимся выстраивать какие-то коммуникации, младший учится уважать старших, конфликты решаются посредством медиации. Даосы предпочитают чайную церемонию как способ общения с природой, установления фундаментальной связи с ней. У буддистов церемония – как способ выстроить вертикальную связь, глубинную связь «я» и моего «высшего я», медитировать. Каждый человек по-разному использует церемонию: пообщаться с друзьями, рассказать им какие-то важные философские вещи про чай, или просто молча пить чай на природе с людьми, чувствовать, что ты – это больше чем ты, это мир вокруг. А иногда ты можешь просто попить чай один, медитировать, быть с собой.
«Тианин как раз вызывает это чайное состояние, когда тебе просто душевно и хорош»
Черные, темные чаи лучше пить зимой, в холодное время года. Когда тепло, нужно пить светлые – зеленые, белые, желтые. И смотреть по самочувствию. Часто люди задают вопросы: какой чай самый полезный? Для одного человека может быть полезен зеленый чай – если человек молод, здоров. Но после 60 китайцы зеленый чай не рекомендуют, говорят, он хуже переваривается, приносит холодную энергию в организм, а в старости нужен более «горячий» чай – черный, красный. В основном чай проявляет свои свойства, когда он крепкий. Если заваривать не сильно крепко, то можно пить, не боясь, все чаи. Как говорят индусы, главное мера.
Шаблоны и свобода
Люди любят мыслить общими шаблонами, например, что в чае больше кофеина. Но когда мы говорим чай, мы имеем в виду, в свежем листе, в высушенном листе или в напитке? Если говорим про кофейный напиток, то мы варим эспрессо или американо, арабику или робусту, потому что в робусте в три раза больше кофеина, чем в арабике. Когда мы сравниваем чай, то высокогорный или низкогорный, черный или зеленый? То есть можно сравнивать кофеин в конкретной чашке чая и конкретной чашке кофе. Но это не значит, что результат будет таким же в другой чашке. Результаты могут быть противоположными.
«Китайская церемония про красоту, про изящество, про гармонию, про баланс. Этот баланс ты ищешь во всем – в посуде, в чае, в общении»
В любом деле есть разные степени свободы в зависимости от того, насколько ты владеешь темой. Чай – один из примеров. Например, человек знает, что есть чайные пакетики, заваривает все время чай в пакетиках. У него степень свободы одна. Потом человека кто-то научил, что можно заваривать в чайнике листовой чай – раскрывается вкус, аромат. Попробовал, здорово, с друзьями за чаем посидеть лучше. У него появляется вторая степень свободы. Потом он узнает что есть церемония, где можно пофилософствовать, можно какие-то интересные движения делать. Он обучается церемонии. Но это не значит, что он отказывается от предыдущих двух – у него добавляется третья степень. Потом он узнает про альтернативные способы. Теперь человек может выбирать, в какой ситуации что хочет делать. Я могу тоже пить чай из пакетика, если нужно по-быстрому. Я выпью чай в пакетике, если мне нужно согреться и не буду ждать церемонии, потому что считаю, что это единственно верный способ. Если человек привязывается только к одному способу, то рождается снобизм, это одна из стадий, которую проходят люди, когда изучают чай. Я думаю, по-настоящему свободный человек – это тот, у кого много разных степеней свободы и он может выбирать как ему действовать в разных ситуациях. Нет самого лучшего способа, но есть самый лучший способ для данной ситуации.
Двенадцать лет назад Алена прошла обучение в московской чайной школе «Ист», затем школе Давида Чантурии, а в 2014 получила сертификат титестера Института плантационного менеджмента Индии. Ведущая чайных чемпионатов в России, судья чайного чемпионата в Украине и Турции, организаторка Национального чайного чемпионата в Беларуси.
Фото - huffingtonpost.com, katekorroch.com, fuyukokobori.com, lovteas.com, jadenorwood.com, marthastewartweddings.com, michelleleoevents.com, themarionhousebook.com
Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.
ЗАКИНУТЬ МОНЕТКУ
Комментарии (2)
Большая интересная статья, спасибо) С тех пор пока самовар себе купила, все больше и больше интересуюсь чаем. Но в итоге как всегда сказали только про Китай и Индию. Понятно, что чай пришел оттуда, но почему такая разница в традициях у них и у нас? Почему англичане пьют ровно в 5 часов, мы пьем из самовара с плюшками, а китайцы нет? И почему турки выбрали именно такие атрибуты чаепития, какие у них развились за это столетие? Вот видела я на самовары.ру когда самовар покупала книги про чайную историю... видимо настал момент покупать) Статей из интернета мало)
Спасибо за статью,годная,хоть и слово "чай"почти в каждом! предложении.