Едем в Тунис

Юлия Королева – студентка из Минска, фотограф и начинающая путешественница, которая отправилась в Тунис, захватив с собой камеру и желание запечатлеть и передать свое видение этой страны. Для 34travel она делится рецептом путешествия.

Юлия Королева

Почему Тунис

О Тунисе мы не знали ровным счетом ничего. В поисках чего-то интересного наткнулись на дешевый перелет. Учитывая тот факт, что для меня это должно было быть первым большим путешествием, а Тунис – это другой континент, это пустыня и море, другая культура, ответ был однозначным: «Летим!». Конечно же, сидеть на одном месте мы не собирались, а цель объехать эту африканскую страну за 7 дней была вполне достижима. Поэтому спустя 2 недели я уже мчала в Москву с рюкзаком, набитым тушенкой.

Как добраться

До Туниса можно добраться либо на чартерных рейсах, либо с пересадкой. У нас был первый вариант, летели мы авиакомпанией AzurAir. Гражданам Беларуси не нужна виза при наличии туристического ваучера, т.е. если ты едешь в составе тургруппы. По прилете в аэропорту в паспорте отмечается бесплатная штамп-виза. Этот штамп подразумевает одноразовое посещение страны, поэтому сделать крюк и посмотреть соседние страны ты не сможешь, а вот колесить по Тунису можно будет 20 дней. Российские же туристы могут посещать эту страну без визы на срок до 90 дней. Если хочешь обойтись без турфирм, нужно оформлять въездную визу.

Еда

Супермаркетов (если их так можно назвать) по всей стране очень мало, в основном маленькие ларьки. Цены не указаны, касс нет. Вода в тунисской Африке стоит $ 0.25 за литр, а на $ 4 можно очень плотно поесть. Еда острая до слез, так как почти все блюда подаются с хариссой – соусом, который готовят из оливкового масла и красного перца. Что ни закажешь – в придачу дадут миску с багетом, свежим, вкусным. А если заказываешь шаурму, то получишь еще и свеженькую картошку фри и немало. Вообще, в Северной Африке, где чай является основным напитком, побережье Туниса – исключение, где можно найти традиционные, спрятанные среди узких улочек, местные кофейни, где собираются одни мужчины, которые курят кальян и пьют турецкий кофе (или кофе по-восточному), готовящийся в кофеварке и подающийся в демитасах и со стаканом воды. Особенно это характерно для юга страны. Это обусловлено тем, что в XIX веке половина кофеен принадлежала туркам. Однако есть и свои особенности: степень обжарки и добавление кардамона. Конечно же, вместе с французской колонизацией появился кофе «по-западному», который больше распространен на севере.

Жилье

Мы жили в трехзвездочном отеле, который оставлял желать лучшего: было очень холодно и даже кондиционер не спасал, wi-fi только на ресепшене и то слабый, пляж не ахти. Но за такие деньги нечему удивляться. У нас всегда была с собой палатка. Организованных мест для кемпинга нет, но если разобьешь лагерь на берегу моря, никто не прогонит. Учитывая, что с октября по март далеко не сезон и ночью температура опускалась до 5 градусов, а зима – это сезон дождей, идея заснуть под звук моря и укутавшись в спальник так и осталась нереализованной. Мы сэкономили приличную сумму на жилье тем, что между городами перемещались ночью. Да, пускай ты немного не свеж (-а), но 2 дня можно и потерпеть. А в первый день мы вообще ночевали в машине впятером. Couchsurfing тоже неплохой вариант, люди отвечают примерно в тот же день и с радостью захостят европейца. Цены на хостел начинаются от $ 10, но не рассчитывай на высокий уровень комфорта.

День 1-3. Юг Туниса

Наш отель располагался в Зарзизе, где мы познакомились с парой из Питера и московской девушкой и предложили им арендовать автомобиль. Страну условно можно разделить на север и юг. Юг беднее севера. С транспортом там очень туго, поэтому именно туда мы решили взять машину, что оказалось недорого и легко. Права остались дома? Пфф, не беда. Покажи их фото и машина твоя. Да и всегда можно сторговать 30-40% скидки. За несколько дней ни одного «гаишника» на дороге мы не встретили, но между городами много военно-пропускных пунктов. Если тебя там остановят, показывай паспорт и делай вид, что понимаешь, о чем тебя спрашивают. По пути можно увидеть висящие головы верблюдов, поэтому чувствительным защитникам природы по сторонам лучше особо не смотреть.

Мы заехали в Матмату – бербероязычный южный город Туниса, где люди живут в пещерах, выдолбленных (не выкопанных) в стенах больших ям. Главная достопримечательность – показ быта и образа жизни берберов. Они живут за счет туристов, поэтому, если тебя приглашают в свой дом, приготовься, что за сделанные фото и проведенную «экскурсию» попросят плату. Кстати, именно Тунис был выбран Джорджем Лукасом для съемок «Звездных воин» (все места съемок ищи здесь). В одном из подземных домов Матматы была обустроена съемочная площадка, а теперь это место преобразовано в отель Sidi Driss. Кстати, это вариант, где можно переночевать. Не факт, что персонал отеля будет владеть английским (что уж говорить о местном населении), поэтому учи французский или пользуйся переводчиком. Можно сказать, что в фильме был скопирован и образ жителей. Прочувствовали это мы в Меденине, который славится своими зернохранилищами.

«Местные ребята пригласили покататься на своем джипе. Включили на всю рэпчик на арабском и давай хлопать в ладоши да по барханам нас катать»

Вообще, юг – совсем не то место, куда заезжают туристы. Поэтому в городах чаще ловишь на себе молчаливый взгляд поколения постарше, а мимо проходящей молодежи трудно сдержаться и не поздороваться с европейцем: «Hello! Hello! Hello!». Мои спутники были из России: когда это выяснялось, на лицах местных появлялась улыбка и звучали три слова, которые обязан был сказать каждый – «Путин, футбол, матрешка». О том, что есть такая страна Беларусь и где она находится, большинству приходилось рассказывать.

Нашей главной целью было доехать до пустыни, что оказалось не так уж и просто. Ночью мы познакомились с местными ребятами, которые дружелюбно предложили свою помощь и пригласили покататься на своем джипе. Включили на всю рэпчик на арабском и давай хлопать в ладоши да по барханам нас катать. Сначала появились опасения: а вернут ли нас обратно, да и куда мы вообще едем? Но все прошло весело и мирно: если у нас таскают яблоки с дач, то в Тунисе для этого есть финиковые плантации. Возвращаясь в отель, мы держали путь к солончаку Шотт-эль-Джериду – одному из самых крупных солончаков в Сахаре и самому крупному озеру Туниса.

День 3-4. Север страны

На север страны мы уже добирались поездами, автобусами, стопом. Доехав из отеля до Зарзиса на такси (тут оно используется чаще остальных видов транспорта), мы собирались ехать до Туниса, одноименной столицы, на автобусе, однако билетов не оказалось. А так как возвращаться не хотелось, мы решили поехать до Габеса на луаже – это междугородняя маршрутка на небольшие расстояния. Ездят они по схеме «пока полная не наберется – никуда не поедем». Был уже вечер, кроме нас никого не было, поэтому нам ничего не оставалось, как выкупить все места. Ну и в конце концов, из Габеса мы взяли билет на поезд до Туниса. Расписание и цены можно посмотреть тут, однако приготовься заплатить немного больше. Мы проехали порядка 400 км и заплатили $ 12. В Тунисе все вагоны, даже в ночных поездах, имеют только сидячие места: нет ни купе, ни плацкарта, ни каких-то других спальных мест. Всего есть 4 класса сидячих мест: 2nd Class, 1st Class, Class Comfort и Class Express. Отличие – расстояние между креслами. Бери 1st Class или Comfort, разница в цене незначительна.

В самом Тунисе зайди в музей римской мозаики – музей Бардо, который находится в пригороде столицы (вход $ 6). Также обязательна для посещения неизменная для любого арабского города Медина, или Старый город. Там будет и рынок, где лучше всего закупиться сувенирами. Не стесняйся торговаться! Порой цену можно сбить втрое. Must have из Туниса – «роза пустыни», минерал из сростков кристаллов гипса, который можно найти только в местах с пустынным климатом. Кстати, раньше считалось, что она образуется из верблюжьей мочи. Из Алжира запретили вывозить эту красоту, а в Аргентине найдешь такую же черную, а не белую «розу». Еще можно запастись оливковым маслом, табаком, сладостями, специями, парфюмерией. А остальное – побрякушки made in China.

Из Туниса на наземном метро, отправляющемся от начальной станции Tunise Marine (Avenue Habib Bourguiba), можно доехать до города Картаж, в котором находится музей Карфагена (да-да, та самая древняя столица финикийского государства). Выходи на станциях Carthage Dermech или Carthage Hannibal. Стоить будет $ 0.5, в то время как такси тебе выльется в сумму около $ 6. Руины Карфагена занимают обширную территорию и находятся рядом с летней резиденцией президента.

«Водитель вписал нас на ночлег в семью своего начальника, где нас радушно приняли, накормили финиками в меде и дали еще около двух литров самодельного оливкового масла»

Если проехать еще пару станций, то перед тобой откроется Сиди-бу-Саид узкие улочки, белоснежные дома, голубые окна и двери. Раньше Сиди-бу-Саид считался районом столицы, но получил статус города после того, как был внесен в список наследия ЮНЕСКО. Туристично, необычно и очень дорого – даже в столице цены будут ниже. Сам город, его улочки и дома – уже одна сплошная достопримечательность. Жители обязаны белить стены и обновлять краску на окнах и дверях. Можно посетить два музея: Dar El Annabi – дом-музей богатой тунисской семьи, или Дворец барона Родольфа д’Эланже – музей арабской музыки). Мы же решили уделить больше времени просто прогулке по городу, после чего зашли в Cafe des Natter, где вместо стульев циновки. Там же можно посидеть на террасе с видом на море, покурить кальян и выпить чай по-берберски (чай с кедровыми орешками).

Этим же днем мы решили стопом поехать в Бизерту – милый чистый портовый город со своей «венецией» и красивыми пляжами. Говоря о стопе, здесь он неоднозначный. Один из водителей просил денег, настойчиво доказывая, что никто нас не возьмет. Но через 10 минут нас уже подобрал другой водитель и даже пытался сам дать нам денег, а после нашего отказа просто накормил. Узнав, что у нас нет жилья, быстренько вписал на ночлег в семью своего начальника, где нас радушно приняли, накормили финиками в меде и сливочном масле. В придачу нам дали еще около двух литров самодельного оливкового масла.

Кстати, недалеко от Бизерты расположен национальный природный парк Ишкель. Ехать туда лучше на арендованной машине, так как прямого автобуса или луажа нет. Там проложены две туристические тропы. Вход бесплатный.

Следующей нашей точкой пребывания должен был быть Сусс – один из курортных городов, но у судьбы были свои планы. Во многих статьях говорится, что Тунис – безопасная арабская страна. Мы тоже так думали первые 5 дней, однако во время стопа двое парней подъехали на скутере и, как нам казалось, пытались нам помочь, объясняя, что луажи уже не ходят и мы не уедем – а затем выхватили айфон и уехали восвояси. Поэтому держи всегда ухо востро. Полиция телефон не нашла, зато один из полицейских договорился о бесплатном жилье, услышав, что мы собираемся разбить палатку на берегу моря.

Лайфхаки

Тунис – страна с самым низким уровнем преступности среди всех арабских стран. Но не стоит забывать, что кражи здесь обычные дело. Это можно понять по жестам местных: мол, спрячь все ценное и подальше.

Про нашу жизнь думают как про европейскую: все красиво и богато. Неудивительно, что завидев европейца, с высокой долей вероятности его попытаются раскошелить: не включить счетчик в такси, попросить деньги за фотосъемку, продать еду подороже. Поэтому всегда будь начеку.

Английский знают тут единицы. Тунис – бывшая французская колония, следовательно, в школе они учат только арабский и французский.

Сразу запасайся питьевой водой – вода из крана соленая.

Возьми себе сим-карту, так как не везде есть wi-fi. Подключить симку стоит $ 2,5 + 1 Гб $ 2,5.

Тунис – мусульманская страна, поэтому в туалетах нетуристических мест туалетной бумаги не найдешь.

Если едешь не в сезон, то есть с ноября по май, не забывай, что в 6 вечера уже темно, поэтому вставай пораньше – и в путь.

Курильщикам здесь свобода.

Переход там, где ты переходишь.

Бюджет (на одного)

Тур (перелет в обе стороны, трансфер до отеля, проживание + завтраки): $ 130

Транспорт: аренда машины $ 70 за 2 дня (на одного $ 14); бензин $ 50 (на одного $ 10); поезд $ 12; автобус $ 15; луажи + такси $ 10