Опыты: Королевская тропа в Эль Чорро

Если обожаешь активный отдых – есть классная идея для путешествия: рвануть покорять скалы Испании. Чем хорош городок Эль Чорро для любителей трекинга и скалолазания и как пройти знаменитую Королевскую тропу – рассказывает наш читатель Александр Ермолаев.

Почему Эль Чорро

История началась с того, что мы с друзьями (нас было 10 человек) решили поехать на новогодние праздники куда-нибудь в горы. Встал выбор между двумя недорогими вариантами – Испанией и Турцией. При грубом расчете финансов получалось примерно одинаково, но Испания вызывала больший интерес, потому мы решили отправиться туда. Стоит сказать, что страна богата на места для подъемов: Монтсеррат, Сиурана, Роделлар, Эль Чорро. При этом Эль Чорро является самым южным районом, и температура зимой там самая высокая.

Эль Чорро (El Chorro) – небольшое поселение на юге Испании, на 60 километров севернее Малаги. Оно примечательно своей гидроэлектростанцией, Королевской тропой (El Caminito del Rey) и, собственно, скалами.

Подготовка

Первым, и самым главным, пунктом при подготовке была погода. После 10 минут в интернете я понял, что в январе в Эль Чорро средняя температура днем – плюс 20 градусов, но ночью может приближаться к 0, а осадки крайне маловероятны. Опыт показал, что в моем спальнике с температурой комфорта около 0 было даже жарковато. Теплее брать не рекомендую. Тащить с собой тарелку, ложку и кружку в принципе не обязательно – все это можно найти на кухне в кемпинге.

Еду мы решили с собой не брать, из-за ограничений по весу багажа, да и в Испании с этим, само собой, проблем нет. А еще позже выяснилось, что пить вино в Испании гораздо дешевле, чем есть.

Если ты собираешься активно лазить по горам, то имеет смысл подумать о дополнительной страховке от травм во время занятий экстремальными видами спорта. Такая страховка стоит недешево, но если случится несчастный случай – все покроется с лихвой.

Обязательно, заранее необходимо купить билеты на Королевскую тропу, на сайте они разлетаются с молниеносной скоростью. Подробнее об этом – ниже.

Путь

Самый простой вариант попасть в Эль Чорро – это прилететь в Севилью или Малагу, а оттуда ехать на поезде. От Севильи поездка займет 2 часа 30 минут и будет стоить € 20. От Малаги – 50 минут за € 7. Мы выбрали путь через Малагу, так как хотелось еще и искупаться в море. По прилету мы остановились в квартире, снятой на AirBnB, а на утро следующего дня закупились едой и выдвинулись в сторону Эль Чорро.

К сожалению, почему-то именно в тот день, когда нам было нужно, поезд до Эль Чорро не ходил. Был избран альтернативный вариант – мы арендовали машину, на которой два человека и все рюкзаки отправились в Эль Чорро, а остальные на поезде поехали в Алору – небольшой город в пятнадцати километрах от Эль Чорро. Алора оказалась очень колоритным местечком с узкими улицами, двухэтажными белыми домиками и потрясающим видом на окрестности. Кстати, в Алоре находится ближайший к Эль Чорро супермаркет, где можно основательно запастись едой. Из Алоры до места назначения мы добрались на машине – ребята выгрузили вещи и вернулись за нами.

К слову, если решишь арендовать машину, то учти – в Испании с 2018 немного изменились правила, и для вождения тут теперь необходимы права международного образца.

Эль Чорро

Так как в Испании законом запрещено ставить палатки где попало, нам пришлось остановиться в кемпинге Olive Branch. Цена со своей палаткой – € 9 в сутки с человека. Вообще, в Эль Чорро достаточно много кемпингов, причем там не обязательно жить именно в палатках – можно снять комнату. Нам удалось разыскать один единственный магазин, который, правда не баловал ассортиментом. Если решишь туда сходить – учти один нюанс. Есть время работы, указанное на табличке, но по факту магазин может как работать, так и нет. Все зависит от  его владельцев.

Городок находится на берегу водоема, оканчивающегося дамбой водохранилища гидроэлектростанции. Искупаться там мы не смогли – не удалось найти подход к воде, однако прогуляться там точно стоит.

«Внезапно сверху посыпались камни. Мы подумали, что кто-то из скалолазов спускается вниз, но потом появились они. Это была группа горных козлов, которые со скоростью гепардов перемещались по скалам»

Скалолазание в Эль Чорро

Основной нашей целью в Эль Чорро (наверное, это самое главное, зачем вообще нужно ехать в эту испанскую глубинку) были скалы. Район составляют десятки секторов, а количество скалолазных маршрутов приближается к 1000. Маршруты встречаются любой сложности: от 4 до 8 (по французской системе), мультипитчи из более 10 питчей. В общем, тебе будет чем заняться. Рельеф разнообразен: встречаются гладкие стены, щели, нависания. Скальный массив состоит из прочного известнякового камня. Местные скалолазы постоянно пробивают новые маршруты, потому наш гайд трехлетней давности уже не обладал полной информацией. Свежий можно купить в кемпинге за € 10. Каждый день мы исследовали новый сектор – от нашего кемпинга до ближайшего было минут 5 пешком. Радовало то, что в январе днем было жарко настолько, что часто мы ходили без футболок и даже немного подзагорели.

3 января мы лазили на секторе Эскалера Арабе (Escalera Arabe). Он примечателен тем, что находится достаточно высоко, и с него открывается классный вид на местность с большим скальным «зубом», находящимся перед скалой. Когда я собирался лезть последнюю трассу в этот день, внезапно сверху посыпались камни. Мы подумали, что кто-то из скалолазов спускается вниз, но потом появились они. Это была группа горных козлов (настоящие рогатые дьяволы), которые со скоростью гепардов перемещались по скалам, перепрыгивая расщелины и, что удивительно, не срываясь с них.

Одним из самых запоминающихся стал день, когда мы пошли к сектору Макинадромо (Makinadromo). Это один из знаменитых секторов этого района с самыми сложными маршрутами. Чтобы до него добраться, нам пришлось перелезть через забор, ограждающий железную дорогу, которую мы видели с Королевской тропы. Так по тоннелям и мостам мы шли около часа. Изначально хотелось просто посмотреть, что там, но путь оказался достаточно длинным, и мы решили преодолеть этот маршарут. На Макинадромо до сих пор делают новые трассы. Лазание было интересным, так как скалы содержат много сталактитоподобных отростков, чего раньше мы не встречали. Долезая до «топа» (финишной точки) одного маршрута, я наткнулся на орлиное гнездо, правда пустое. Этих птиц постоянно можно видеть парящими над скалами.

Королевская тропа (El Caminito del Rey)

На пятый день пребывания в Эль Чорро настало время пройти по Королевской тропе. До старта Королевской тропы мы добрались на автобусе, который идет от центра Эль Чорро. Автобусы отправляются каждые 10-15 минут. Для того, чтобы попасть на тропу необходимо заранее онлайн (и только онлайн) купить билеты на официальном сайте. Цена одного билета– € 10. Перед входом нас всех заставили надеть каски и дали бахилы на голову для гигиены.

Королевская тропа была построена для рабочих местной гидроэлектростанции в 1901 – 1905 годах, а свое современное название получила в 1921-м, после посещения ее королем Альфонсо XIII. До 1920 года дорога использовалась по прямому назначению – сокращала время пути на работу. Большая часть маршрута проходит по мосту, построенному посередине одной из стен каньона. Его высота от уровня бурной реки на дне каньона – около 100 метров. Строители ГЭС каждый день рисковали жизнью и щекотали себе нервы. В начале 2000-х, после гибели 4-х туристов, было решено модернизировать стареющие сооружения и усилить безопасность.

Вот так, в касках, мы начали свой путь по 5-километровой тропе. Я думал, что тропе будет сложно нас удивить, но она смогла. Искусственная дорога шириной 1 метр, построенная на стене каньона резко петляла, открывая вид на причудливой формы рельефы скал, на речку, которая плескалась на  расстоянии примерно 30 метров под нами. Периодически нужно было идти по тропинке среди деревьев.

На стенах каньона во многих местах остались шлямбуры от старых скалолазных маршрутов, которые когда-то проходили здесь. И нам, как заправским скалолазам, было интересно потрогать скалы рядом и представить, как можно лезть дальше. К слову, на противоположной стороне каньона все-таки была замечена пара скалолазов, которая лезла мультипитч (скалолазный маршрут, состоящий из нескольких длинных отрезков).

«Было слегка не по себе буквально видеть под ногами пропасть»

В нескольких местах Королевской тропы есть площадки, выведенные на несколько метров от скалы с прозрачным полом. Даже понимая, что прочности у этой конструкции с запасом, было слегка не по себе буквально видеть под ногами пропасть.

На протяжение практически всего пути внизу виднелись остатки старой Королевской тропы. До реконструкции она была гораздо менее безопасной. Хотя сейчас минус в другом: все слишком цивилизованно,поэтому теряется некий шарм дикой природы. Постоянно хотелось спуститься вниз и продолжил свой путь, по реке, которая текла внизу. На противоположной стороне каньона была видна железная дорога, ведущая к Севилье.

Самым живописным и волнующим участком Каминито Дель Рей, на мой взгляд, является мост между двумя стенами каньона. В одну сторону с него видно каньон, по которому идет тропа, а в другую – Эль Чорро и озеро. На протяжение всей тропы мы находили памятные таблички, говорящие о погибших здесь скалолазах и других любителях экстремальных видов спорта. Перед лестницей на мост мы заметили дверь. Аккуратно толкнули ее – стало понятно, что она не заперта. Перед нами открылся темный тоннель, который куда-то вел. Не включая фонарики, мы двинулись вперед на тусклый свет. Пройдя метров 50, мы увидели выход к «старой» тропе и людей над нами, которые даже не подозревали, что снизу кто-то есть.

Вместо вывода

Наша скалолазая поездка удалась на славу. После недели на скалах мы поехали в Севилью и Барселону, но именно природа Эль Чорро запала в душу больше всего. Если увлекаешься скалолазанием и трекингом, тут обязательно стоит побывать.