Дорогой пилигримов

Путь Святого Иакова (El Camino de Santiago) – самая популярная паломническая дорога в Европе. Она проходит по северу Испании и заканчивается в испанском городе Сантьяго-де-Компостела, где находится предполагаемая могила апостола Иакова. Кто-то из пилигримов ищет в этом маршруте религиозное прозрение, кого-то манят идиллические пейзажи и выдающиеся памятники средневекового искусства. Беларуска Александра Гвоздёва рассказывает, какие подарки и откровения подарил ей этот знаменитый маршрут.

Александра Гвоздёва – изучала английскую литературу и историю в United World College Maastricht в Нидерландах. Использует то короткое время, когда одна формальная ступень образования завершена, а следующая еще не начата, для исследования вне-книжного мира и познания себя в путешествиях. Находит радость в запечатлении красоты природы, людей и их историй на полу-сломанный пленочный фотоаппарат Minolta. Ты мог(-ла) видеть ее фотографии северной Шотландии в нашей фоторубрике.

Камино сводит вместе совершенных незнакомцев с разных уголков планеты, а расстаются они крепкими друзьями

Я сидела в поезде из Парижа на юг и медленно прокручивала события назад, чтобы понять, как и почему я там оказалась. На соседних сидениях мерно посапывали шестеро моих товарищей – все свеженькие выпускники колледжа. На следующий день нам предстояло начать паломничество El Camino de Santiago.

Камино, или Путь Святого Иакова, было запланировано сразу после выпускного – поворотной точки и чрезвычайно эмоционального события в жизни каждого из нас. Религиозных причин в решении совершить паломничество не было. Скорее, были духовные. После долгой учебы вдали от дома я хотела пространства, времени и воздуха, чтобы подумать о переменах, которые приходят с осознанием взросления, чтобы пережить расставание с альма-матер вместе с близкими друзьями и прислушаться к себе, понять, чего я хочу от жизни дальше. Я рассчитывала, что горы и треккинговые ботинки – мои давние друзья – в этом мне помогут.

Местные требуют покоя и не любят, когда с ними здороваются по-английски. Лучше просто приветливо наклонить голову при встрече и идти своей дорогой.

Мои знания о Камино ограничивались статьей на вики и парой блогов, которые удалось прочитать перед сборами рюкзака. Я знала, что мы отправляемся в христианское паломничество, которое начинается на юге Франции и простирается до Сантьяго-де-Компостела, города на северо-западе Испании. Я знала, что запланировано пройти отрезок в 180 км, что у нас в запасе 8 дней. Кому-то это покажется легкомысленным, но на деле метафорический белый холст в руках в начале пути освобождает путешественника от ожиданий, позволяет ступить за пределы советов путеводителя и прожить Камино ярче, по-своему. 

Книжные магазины и интернет изобилуют литературой для подготовки к паломничеству: от списков вещей и путеводителей до исторических исследований о Камино. Мы скинулись на небольшой гайд с картами тропы на каждый день, а так же со списками приютов для паломников на пути, чем были очень довольны. Маршрут разбит на 20-25-километровые отрезки. Таким образом, планировалось идти не более 7-8 часов в день. Из гайда я узнала, что в Средние века паломники отправлялись в Сантьяго, чтобы попросить об отпущении грехов, и начинали путь от своих домов. Поэтому сегодня существует много ответвлений Камино, но все они ведут в Сантьяго. Мы выбрали основной и самый популярный маршрут – Camino Frances или Французский путь.

Сamino Frances начинается на французских склонах Пиреней в городе Сен-Жан-Пье-де-Пор. По прибытии мы первым делом зарегистрировались в специальной церковной службе, где меня попросили продиктовать «Бе-ла-русь» по буквам и занесли в колонку для редких стран. Затем выдали паспорт пилигрима и радостно сообщили, что я у них первая беларуска в этом году. Такую же процедуру с поправкой на национальность прошли мои друзья из Ботсваны, Нигерии и Эстонии.

В первый день предстояло перевалить через Пиренеи и остановиться на ночь в монастыре на испанской стороне. Начало пути пролегает по стране Басков. На дороге часто встречаются лозунги вроде «Это не Испания!». В больших городах, через которые нам довелось пройти, сильны левые партии. Жители, по полям и деревням которых уже много веков идут пилигримы, традиционно советуют быть осторожными с местными. Они требуют покоя и не любят, когда с ними здороваются по-английски. Лучше просто приветливо наклонить голову при встрече и идти своей дорогой.

Один из монастырей на Камино щедро предлагает пилигримам «укрепить тело и дух» и набрать вина в самом настоящем бесплатном винном фонтане.

С легкими рюкзаками (в них не было ни палаток, ни теплой одежды, ни костровой посуды и запасов еды) подниматься в горы было просто. Но из-за позднего выхода из дома солнце было к нам немилосердно, и мы замедлялись с каждыми 100 метрами набранной высоты. Места остановок определялись красотой открывавшихся видов, поэтому переводить дух приходилось часто. На обеденном привале кто-то достал из рюкзака настоящую стеклянную банку соленых огурцов. Не меньше килограмма лишнего огуречно-рассольного веса на плечах было по-дружески высмеяно, однако с блаженством съедено, и идти стало веселее.

После пересечения весьма воображаемой французско-испанской границы, мы спустились к монастырю-приюту. Ночь в приюте обычно стоит от € 6 до € 10, за которые ты получаешь кровать в общей комнате с десятком других пилигримов, скромные удобства, почти всегда оборудованную кухню, иногда постельное белье.

После размещения встает вопрос об ужине. На пути встречается много небольших магазинчиков, в которых из расчета € 3 на человека можно купить и приготовить чудесный ужин. Завтрак и обед мы всегда так же складывали из купленных продуктов. Если нет сил после долгого дня, отправляемся в ресторанчики, которые держат местные. Там предлагают специальное – всегда питательное и сбалансированное – меню для пилигримов. В таких местах пилигримы ужинают за одним столом, разговаривают на веселой смеси разных языков и пьют вино.

Радость и специфика Камино в том, что все пилигримы, которые начали паломничество в один день, проходят один и тот же маршрут, останавливаются в одних и тех же приютах. Через пару дней после отправления мы знали в лицо всех путников, многих по именам. Кажется, в один из самых первых вечеров несколько пилигримов задержались на кухне после ужина и затянули песню. Через несколько дней пели все! Пели все, кто что помнил: американский кантри, польские народные, которым подпевала и я, ирландские баллады, немецкие, итальянские песни… Камино сводит вместе совершенных незнакомцев с разных уголков планеты, а расстаются они крепкими друзьями. Многие возвращаются.

На пятый день пути наш уже тогда добрый знакомый ирландский дедушка Джеймс отменил билеты домой, решив что пройдет Камино до конца вместо намеченных 250 км. 

В один из дней мы с друзьями решили разделиться. Заблудиться трудно – путь везде обозначен желтыми стрелками и традиционными ракушками. На Камино очень безопасно, любой готов помочь, но и нарушать чужое одиночество разговором будут только после взаимной улыбки-знака и приветствия «¡Buen camino!» («Доброго пути!»). В середине пути я стала замечать мозоли на стопах и часто останавливаться, чтобы заклеить новые пластырем. Каждый проходящий считал своим долгом также остановиться, посочувствовать и предложить всю свою аптечку, чтобы помочь моим мозолям. Я улыбалась и отвечала: «¡Estoy bien, no se preocupe!» (Со мной все хорошо, не волнуйтесь!). Так я познакомилась с пожилой немкой Брумхильдой, которая выучила испанский за год до паломничества. Я осторожно спросила Брумхильду, почему она идет Камино. Та ответила, что переживает потерю сына и идет, чтобы найти внутренний мир. Брумхильда рассказывает мне, что больше всего ждет встречи с мужем через 6 недель, когда она придёт в Сантьяго.

Есть поговорка «No solo hacemos El Сamino, sino que El Camino nos hace», что дословно значит «Не только мы делаем Камино, но Камино делает нас»

Когда мой испанский укрепился до уровня «могу разговаривать о жизни», я заговорила с испанцем Хосе, который совершает Камино на велосипеде. За плошкой черешни Хосе полчаса рассказывал о языческих корнях паломничества в Сантьяго. В дохристианские времена люди шли дальше на запад, к «концу земли» мысу Финистерре. Там нужно было сжечь свою одежду и провести закат солнца в океан, что символизировало возрождение. Многие современные пилигримы доходят до Финистерре и там символично отдают свои истоптанные ботинки в дар океану.

Есть поговорка «No solo hacemos El Сamino, sino que El Camino nos hace», что дословно значит «Не только мы делаем Камино, но Камино делает нас». И это правда, которую мне почему-то трудно объяснить. Камино оставляет тебя наедине со своими мыслями, заставляет вглядываться в лица людей и учит всегда видеть доброту. Камино испытал мою дружбу с ребятами на прочность и запретил притворяться.

В этот раз Камино для меня закончился на вокзале городка Логроньо. И я чувствую, что скоро путь продолжится.

 

Фото - Александра Гвоздева

Тэги: Испания
hand with heart

Теперь ты можешь «оставить чаевые»и сказать спасибо редакции 34travel за проделанную работу

Выбрать сумму:
    Оставить tips!

    Читай также

    Комментарии (0)

    Написать комментарий


    Сейчас на главной

    Показать больше Показать больше