Так путешествовали аристократы. Что такое гран-тур?
В средневековье путешествие было понятием негативным, ассоциировалось с испытанием и невзгодами – а потом случилась эпоха гран-туров. Молодые аристократы-англичане отправились путешествовать по Европе, чтобы таким образом завершить свое образование. За британцами подтянулись другие европейцы, появились путеводители, сувениры. С легкой руки этих первых туристов мир пришел к выводу, что путешествовать круто. Но как проходили те первые туры и чему именно они должны были научить?
Что такое гран-тур?
О путешествии как о важной части образования заговорили в XVII веке в Англии. Британцы поняли, что у каждого народа есть свои национальные черты и традиции. А чтобы избавиться от узости мышления и ограниченного восприятия мира, необходимо этот мир повидать. Нужно стать космополитом, чтобы быть хорошим политиком, нужно познакомиться с античным искусством, чтобы совершенствоваться в профессии художника или архитектора. Нужно пообщаться с людьми, которые в противовес английской чопорности владеют изящными манерами.
Конечно, в далеком XVII веке вояж вполне себе напоминал Одиссею. В одном из первых путеводителей так прямо и написали, что путешествие – «это одно из неудобств нынешнего мира, и только любопытные с ним могут смириться». Любопытные и молодые, ведь первые туры по материку стали частью образовательной программы, еще одним учебным форматом. Примерно, как съездить на стажировку по Эразмус и познать мир и жизнь через собственный опыт.
Идея путешествовать прижилась настолько, что уже скоро аристократы-европейцы (в основном, англичане, французы и немцы) стали чувствовать себя неполноценными, не повидав Европу. Это культурное паломничество стало необходимым, чтобы считаться образованным человеком. В XVIII веке даже случились первые проявления массового туризма: в год по Европе передвигались порядка 40 тысяч путешественников. Кто-то пешком, кто-то на личной карете, загруженной сундуками и книгами, туристы отправлялись в путь, чтобы увидеть самые культурные европейские города.
"Francis Basset" artist Pompeo Batoni
"Planning the Grand Tour" artist Emil Brack
"British Connoisseurs In Rome" artist James Russel
"Englishman in the Campagna" artist Carl Spitzweg
"Veduta della Chiesa di Santa Agnese" artist Michelangelo Pacetti
По каким маршрутам путешествовали аристократы?
В гран-тур уезжали на несколько месяцев, а то и лет. Возьмем для примера классический маршрут англичан, потому как именно они протоптали первые тропы по континентальной Европе.
Евротоннель под Ла-Маншем построили лишь 27 лет назад, поэтому молодые англичане, которые отплывали из Дувра в Кале, рисковали заболеть морской болезнью или даже потерпеть кораблекрушение. Но по ту сторону канала ждала такая популярная в те времена Франция. Туда ехали практиковать язык – в XVII-XVIII веке именно французский был международным. Париж был легким и веселым этапом путешествия: торжественные обеды, танцы и общение с местной элитой.
Но дальше предстоял нелегкий путь: остановка в Швейцарии и пересечение Альп, чтобы добраться до Италии – основной точки гран-тура. Горы без тоннелей, хороших дорог и мостов легко не давались. Богачи нанимали слуг, которые разбирали их карету, багаж и переносили все на ту сторону перевала. Другие продавали карету и лошадей в Швейцарии и проходили путь пешком.
Гран-тур был путешествием за искусством и культурным просвещением, и Италия была обязательным пунктом поездки. В то время в моду как раз уже вошел классицизм, и все античное, чего в итальянских городах хоть отбавляй, стало примером для подражания. Плюс еще итальянское Возрождение, христианские святыни, природа, люди – в общем, мечта путешественника-исследователя.
В Италии посещали города три, а то и больше. Ездили посмотреть на богатую Венецию, фрески да Винчи в Милане, работы Микеланджело во Флоренции. Но так или иначе все дороги вели в Рим, где зарождалась в свое время западная цивилизация. А когда в 1748 году раскопали Помпеи, маршрут гран-тура удлинился. Такое аристократы XVIII века пропустить не могли.
На обратном пути путешественники посещали Германию, иногда и Австрию, а потом путники отправлялись в Голландию и Фландрию, чтобы снова пересечь Ла-Манш и вернуться домой. Маршрут часто менялся, в зависимости от доступных средств, времени и желаний. Байрон, например, изъездил Испанию и Балканский полуостров. Греция тоже была популярна своим античным наследием. Моцарт с семьей поездил по северной Европе, но не доехал до Италии. Гёте, наоборот, так детально объехал итальянский сапожок, что выпустил свои дневники под названием «Итальянское путешествие».
«Богачи нанимали слуг, которые разбирали их карету, багаж и переносили все на ту сторону перевала»
"A View on the Grand Canal Venice" artist Canaletto
"View of the Colosseum" artist Giovanni Paolo Panini
Быт в гран-турах
Средний возраст молодых аристократов, которых родители отправляли в гран-тур, был 15-21 год. В таком масштабном странствии они могли не только потеряться, но и забыть свою цель – образовываться, то есть посещать галереи, церкви, ученых мужей и влиятельные семьи.
С детьми отправляли наставников (их называли цицеронами), которые в пути рассказывали ученикам про искусство, архитектуру, учили языкам и в целом присматривали за своими подопечными (что вряд ли было легко, учитывая возраст путешественников). Байрон, например, убеждал своих наставников, что путешествие предполагает знакомство с пороком, чтобы в старости иметь голову на плечах. За 22-летним писателем Уильямом Бекфордом недоглядели: ему пришлось уничтожить некоторые свои дневники из-за излишней эротичности.
«За 22-летним писателем Уильямом Бекфордом в путешествии недоглядели: ему пришлось уничтожить некоторые свои дневники из-за излишней эротичности»
Но не так просто отправить детей в путешествие по Европе, пусть даже с цицероном, если на дворе XVII век. Постоялые дворы уже встречались повсюду, но как не попасть в те, где кровать с клопами и блохами? И что вообще брать в такой долгий трип? К гран-туру готовились месяцами, а то и годами. И именно для комфорта таких культурных паломников стали появляться первые путеводители с советами брать простыни, одеяла, даже небольшую кровать по возможности и надевать ночную рубашку прямо на одежду.
В конце XVIII века популярным путеводителем стал гайд от английской писательницы Марианны Старк. Она описала маршруты по Италии и Франции с учетом важных практических деталей: нужные документы, багаж и подробные цены на продукты. В ее книге даже были первые отзывы-рейтинги мест, где можно остановиться и поесть.
Познавательной же информации о достопримечательностях даже к путешествию Гёте (а это 1786 год) было столько, что писатель не боялся упустить деталей:
«Я испытывал большой соблазн хорошенько рассмотреть все товары, но … спешу вперед. Утешением мне служит то, что при нынешнем процветании статистики все это, вероятно, уже черным по белому стоит в книгах, и, по мере надобности, у них можно почерпнуть любые сведения». («Итальянское путешествие», Гёте)
Путешествия тогда, как и сегодня, отличались по уровню комфорта. Ирландская писательница Маргарита Блессингтон ездила по миру в своей повозке, которая заменяла ей жилье. Там были матрасы, подушки, туалетный столик и даже небольшая библиотека. Байрон катался с собственным зверинцем – животные нужны были для развлечений и для свежего обеда. Чарльз Диккенс ездил со своей семьей в фургончике, который тянули 4 лошади.
Путники с бюджетом поскромнее передвигались на почтовых каретах. А это дни и недели в компании чужих людей, теснота, запахи и нередкие аварии, когда кареты переворачивались, разбивались, а вещи улетали в грязь.
«Кареты переворачивались, разбивались, а вещи улетали в грязь»
«Почтальоны так гнали, что у меня голова шла кругом, и хоть досадно мне было с ужасающей быстротою мчаться по этим дивным местам, да еще ночью, но в глубине души я был рад, что попутный ветер гнал меня навстречу моим желаниям». («Итальянское путешествие», Гёте)
Во времена гран-туров появились и сувениры. Не магнитики, но картины с увиденными местами скупали путешественники на память о поездке. Местные художники рисовали самые популярные места – и так зарабатывали на туристах.
"Picture Gallery with Views of Ancient Rome Roma Antica" artist Giovanni Paolo Pannini
Римский художник Помпео Батони прославился портретами участников гран-туров – таким образом он предопределил традицию делать фото на фоне достопримечательностей. Так как случилось это во времена классицизма, изображать путешествующих аристократов было принято на фоне римских руин, какой-либо античной статуи или в образе известного персонажа. Вот, например, портрет английского дворянина Ричарда Миллес во время его приезда в Рим. На картине для антуража присутствуют бюст Марка Аврелия и античные колонны.
"Portrait of Richard Milles" artis Pompeo Batoni
Гёте тоже без портрета из Италии не уехал. У него на фоне руины римского города Тускул и акведука.
"Goethe in the Roman Campagna" artis Johann Heinrich Wilhelm Tischbein
С самыми богатыми аристократами, помимо слуг и наставников, путешествовали и художники-портретисты, которые запечатлевали самые важные моменты и места для господ.
Желание прихватить что-нибудь с собой на память у туристов тоже существовало всегда. Например, сувенирами часто служили камушки из Помпей, а Гёте покушался на камень, из которого строили иезуиты.
«Он зеленоватого цвета, с примесью кварца… Один кусок его показался мне весьма поучительным и примечательным, но уж очень он был тяжел, а я поклялся не таскать с собою камней в этом путешествии». («Итальянское путешествие», Гёте)
Какой вклад в культуру внесли гран-туры?
Гран-тур сильно повлиял на путешественников того времени. Мы знаем это из произведений, написанных под впечатлением от поездок. В сюжете «Паломничества Чайлд-Гарольда» лежит именно такое странствие. Идея «Франкенштейна» пришла в голову Мэри Шелли тогда, когда она путешествовала по Швейцарии и в компании друзей читала немецкие рассказы о привидениях. Отчеты, письма, дневники опубликовали очень многие путники, среди них Фрэнсис Бэкон, Марк Твен, Николай Карамзин, Стендаль.
Со временем рамки гран-тура расширились. В путешествия стали отправляться и богатые молодые леди. Также поездки не обязательно уже ассоциировались с молодежью, вылазки в Европу начали делать путешественники всех возрастов. Количество гран-туров уменьшилось, когда произошла французская революция, а потом начался период наполеоновских войн. А в XIX веке передвигаться стало проще и дешевле, к тому же, появилась железная дорога. Посещать другие страны могла уже не только аристократия, поэтому эпоха путешествий ради образования подошла к концу.