«Белая точка на карте». Почему Гренландия должна попасть в твой bucket list?

Беларусский фотограф Сергей Гапон вместе с другом скатался в Гренландию в августе. Мечты попасть туда у него никогда не было – но обстоятельства сложились в пользу путешествия. Итог вышел очень крутым: с невероятной коллекцией впечатляющих мест, большой подборкой интересных историй и пачкой годных советов для путешественников. Узнали у Сергея, как это было, а теперь рассказываем тебе – вдруг тоже вдохновишься на трип!

– Идейным двигателем в нашей компании был мой друг Дима. Он из Харькова, но уже около 5 лет живет в Европе. Познакомились мы с ним в 2016-м во время похода в Боливии. С тех пор периодически поддерживали контакт. В последние три-четыре года часто выбирались вместе в путешествие.

Для Димы Гренландия была мечтой. А для меня, в принципе, просто интересная северная страна. Я объездил почти всю Скандинавию – люблю этот регион. Гренландия оставалась «белой» точкой на карте (и в буквальном смысле тоже). Так что сомнений ехать или нет особо не было.

Планировать путешествие начали сильно заранее – за месяцев семь-восемь. Ну, как планировать – купили билеты. Это единственное, на чем можно сэкономить, поэтому лучше подстраиваться под акции авиакомпаний. Главный перевозчик в Гренландии – AirGreenland. Периодически он выставляет пачки билетов Fly&Sleep. Это тариф, по которому твой полет до конечной точки делят на два рейса. Самолет долетает до пересадочного аэропорта (на ночь там нужно самостоятельно забронировать жилье). С утра – новый рейс, который доставляет тебя в пункт назначения. Да, путь получается не очень удобный, но обходится в € 400 из Дании за раунд-трип. В обычное время цены, скорее, € 1200-1500. Разница очевидная.

Программу планировали за недели две перед отправлением. Но в итоге ее приходилось постоянно менять по ходу путешествия. Мы просто не ожидали, что с транспортом в Гренландии такая проблема. Передвигаться по стране реально только на самолетах, вертолетах, паромах и лодках – дорог там почти нет. И, наверное, ни один рейс не случился вовремя – все с задержками.

«Передвигаться по стране реально только на самолетах, вертолетах, паромах и лодках – дорог там почти нет»

Но зато мы увидели много классных мест, встретили невероятных людей, «проживали» их жизнь и исследовали нетуристическую сторону страны. Мы тусовались на локальном фестивале, попали на линейку в школе и крестины в церкви, пожили у фермера. В общем, опыт был классный!

По дороге в Гренландию догоняли солнце

– Гренландские задержки мы испытали с самого начала трипа – в Копенгагене. Наш рейс задержали на девять часов. Мы должны были вылетать в 12:00-12:30, а в итоге стартанули около 22:00. Но это в каком-то смысле было даже хорошо.

Мы все время летели на запад. Когда были в самолете в Копенгагене, солнце уже село. По пути – пытались его догнать. Нам и правда повезло: была хорошая погода, никаких облаков, ничего не спрятано от наших глаз. Наш самолет пересекал всю страну. И первое, что мы увидели, – восточное побережье. Виды, там, конечно, были потрясающе красивые! Все подсвечено вечерним светом, заходящим солнцем. Невероятные цвета, фактура, все эти горы, ледники. Прямо читается, что это не что-то такое плоское, а живое.

Столица от местных: без достопримечательностей, но с веселыми историями из жизни

– Столица Нуук была нашей первой точкой. Там остановились в домике местного. Хозяин – уже в пожилом возрасте, такой приятный дедок. Выращивает цветы буквально на камнях возле своего дома.

Он очень классный оказался. Все предлагал экскурсию провести – в каком-то смысле настойчиво, но по-хорошему. Не такую, как для туристов обычно делают, а особую, личную – по городу своего детства. Мы, конечно, согласились. Увидели его любимые места, услышали истории, с ними связанные. Например, было интересно узнать, что рожать детей женщины со всей Гренландии приезжают в один роддом – в столице.

«Мы могли предположить, что нас ждут красивые горы, ледники, айсберги, но мы нигде не читали про фантастических людей, которые там живут»

Вообще, Гренландия – как одна большая деревня. В стране живет только 57 000 человек. И кажется, что все друг друга знают. Люди в стране невероятные. Для меня это, наверное, самое главное впечатление. Когда собирались ехать в Гренландию, мы могли предположить, что нас ждут красивые горы, ледники, айсберги, но мы нигде не читали про фантастических людей, которые там живут.

За идеальным (несостоявшимся) кадром в Каписиллит

– После двух дней в столице мы поплыли на корабле в Каписиллит. Это была уже моя инициатива. Дима больше любит природу: водопады посмотреть, в горы сходить… Мне всегда хочется жизни, людей, культуры. Там я как раз и надеялся это найти.

В Каписиллите живет фермер, который держит овечек. Они – на одном берегу фьорда. На другом – цех, где этих овечек в производство отправляют, так сказать. И когда время приходит, фермер загружает стадо на баржу и везет его на другой берег. У меня был в голове идеальный кадр этого момента: лодка с овечками плывет по фьорду через льдины. Я за ним, можно сказать, и ехал. Но ничего не вышло.

Оказалось, что август – не сезон для этого. Обычно овечек отправляют в цех в сентябре-октябре. Но приехали мы туда все равно не зря. У фермера оказалась очень крутая семья. С женой его, правда, мы не встретились – она уехала на медицинский осмотр в тот самый роддом в Нууке. А вот с детьми познакомились. Они отлично владеют английским, поэтому нам было просто с ними коммуницировать. Они нам все показали и рассказали.

Дети как раз были на каникулах, времени было много. Общались с нами, помогали по хозяйству, отдыхали. Одно из самых любимых занятий у них (как и у всех гренландских детей) – прыгать на батуте. Представь: горы, айсберги, пустырь – и посреди этого всего стоит дом фермера, а рядом с ним батут. Выглядело сюрреалистично!

Местные «друзья»

– Во время нашей поездки в Сисимиут – второй по величине город в Гренландии – мы встретили главного гренландского «друга». Что за он? Объясняю.

В Гренландии собаки – повсюду. Но бояться их не стоит. Мы этого не знали сначала: в первый раз, когда какой-то пес к нам бежать начал, даже немного присели. Но оказалось все окей. После уже местные нам объяснили, что, если собака сама к нам идет, это только с одной целью – целовать, прыгать, играть. Они там все очень дружелюбные.

От одного такого малого мы вообще еле отбились. В Сисимуте есть район, который на картах отмечен как «город собак». Там среди пустыря и скал – целый квартал из собачьих будок. Летом у псов «отпуск», а зимой их запрягают в сани, чтобы те по льдам людей катали. Один из этих щенков отбился и пришел к нам. А мы как раз там недалеко с палаткой стояли.

Он от нас ни на шаг все три дня. Скорее всего, ничего не ел. А мы кормить его не хотели – думали, тогда точно не отойдет.

В один день мы рано с утра ушли в горы, гуляли почти допоздна. Когда вернулись – пса не видим. Решили, ушел. Открываем палатку – а он внутри сидит. Уши торчком, хвост торчком, и в руки глядит.

Начали готовить еду – а он не дает, сразу нос в кастрюлю. И мы полчаса: один держит собаку, другой готовит.

Фестиваль с локальными вайбами

– Нам повезло: во время нашей поездки в Гренландии проходил музыкальный фестиваль. Я за несколько дней до события подписался на их инстаграм. Ближе к датам там начали появляться сториз: «Сегодня этот артист долетел, сегодня этот». В скобках – уточнение «если вы понимаете, о чем мы». Да, мы точно понимаем. С задержками знакомы лично.

На фестиваль решили идти: посмотреть, что за люди, какую музыку слушают, как они тусуются там. Для понимания – это был большой шатер в чистом поле, посреди гор. С десяток местных артистов в программе. Музыка – и рок, и что-то под рэп. Очевидно, что туда Тэйлор Свифт точно не доедет. Но гренландцам это и не нужно. Они реально любят свое.

«Нетуристические» айсберги и ламповый туризм

– То, ради чего определенно стоит лететь в Гренландию – это айсберги. И все обычно едут в Илулиссат за ними. Но мы нашли место, где виды намного круче! Это небольшой городок Уумманнак на одноименном острове за Полярным кругом.

Из-за своей труднодоступности Уумманнак – не очень туристическое место. Мы, когда ехали в путешествие, связались с агентством Visit Greenland, которое занимается продвижением и развитием туризма в Гренландии. Они сотрудничают с журналистами, блогерами, фотографами. И за работу (статью, фото или промо-кампанию) могут покрыть часть твоих расходов. В нашем маршруте их заинтересовал именно Уумманнак. Сказали, что у них в этом регионе почти нет никаких фото. Благодаря им, мы заказали несколько водных экскурсий – наверное, на € 800.

Я думаю, если хочется атмосферы трушной, нетронутой, дикой, Гренландия – абсолютный лидер в Скандинавии. Но она, наверное, не каждому может подойти с точки зрения финансов. Альтернатива – Фареры. И они намного круче популярной Исландии, которая очень сильно коммерциализирована, и поэтому там сложно почувствовать дух этой части света. Как по мне, в Гренландии и на Фарерах все-таки туризм более ламповый, душевный. Работают в нем, как правило, семьи. И эти люди правда вкладывают душу в свое дело. Они относятся к тебе как к другу, которого давно не видели. И это действительно цепляет.

«Если хочется атмосферы трушной, нетронутой, дикой, Гренландия – абсолютный лидер в Скандинавии»

Но у «трушного, дикого» туризма свои проблемы. Из-за погоды наш вертолет не смог вылететь с острова по расписанию. Планировали побыть в Уумманнаке два дня, а зависли еще на четыре – почти неделя!

Так как задержка была не по нашей вине, компания-перевозчик оплатила наше проживание в отеле и обеспечила нас деньгами на еду. Вышло где-то € 50 в день на человека. Но тратить их вообще было негде. В Уумманнаке – одно кафе на весь остров. В выходные оно не работает (а мы как раз оказались там в выходные). В будние попасть можно, но в меню – только кофе, иногда тортики. Поэтому деньги – а выдавали их ваучерами – пытались потратить в магазине.

Но каждый день на все € 100 покупать какие-то крупы и мясо – это слишком, столько не съесть! Чтобы деньги не пропадали, решили закупиться тем, что обычно берем дома. В итоге, из «сувениров» я привез в Данию две банки Nutella, шесть упаковок чая с имбирем и лимоном, баночки укропа, базилика, перца и разных батончиков шоколадных.

И еще немного: про людей, жизнь и самобытность

– У меня немного опыта путешествий по южным странам (я с большего только по северу), но, наверное, таких добродушных и искренних людей я еще реально нигде не встречал. И это особенно контрастно, заметно на фоне суровой природы.

Мы много общались с местными. Всем интересно посмотреть друг на друга. Первый вопрос, который обычно получали: Откуда? И второй (с каким-то даже недоверием): чего приехали в Гренландию? Может быть, это отголоски колониального прошлого страны: в этом статусе остров принадлежал Дании более 200 лет – до 1953 года, и по-прежнему остается в политическом подчинении у Королевства сейчас.

Мы абсолютно честно говорили, что страна очень красивая, разная, люди невероятно классные и отзывчивые. А они не верили. Может, просто шутили. Но было очень заинтересованы. И мы тоже.

То, что еще отличает Фареры и Гренландию от Дании, – они очень уважают свое. Они сохранили свой язык, свои традиции, культуру, несмотря на многовековое стремление Дании навязать свои правила. Взять даже национальный костюм. Он очень красивый, аутентичный – накидка на плечах до пояса, и все вышито бисером. Кропотливая работа. И при этом соблюдается узор, орнамент.

В Гренландии дети идут в школу 9-10 августа. И в одном городе мы попали на первый звонок. Все до одного были в этих национальных костюмах: и дети, и учителя, и родители. Это было очень красиво.

Оказались мы и на крестинах в церкви. Вся семья была в костюмах. И даже ребенок, которого принесли, тоже – в миниатюрных ботинках из шкуры оленя, в какой-то одежде особенной. За два года жизни в Дании я ни разу не видел ни одного человека в национальном костюме. А здесь – прямо часто.

В Гренландии ощущается настоящая жизнь, не выставочная. Люди искренние и не пытаются отвечать стандартам. В принципе, как и сама страна. Она дикая, нетронутая, невероятная. У меня было впечатление, что это в каком-то смысле американская Аляска, только без медведей гризли.

«В Гренландии ощущается настоящая жизнь, не выставочная»

И про самобытность. Мы нигде, ни в одном магазине, не увидели рыбу. Хотя довольно странно: Гренландия, везде вода и в принципе рыба – основное, чем там занимаются. А в магазине не купить. Но тут ответ простой: у каждого есть лодка, у каждого есть удочка. Если семье нужно приготовить ужин, отец вышел к берегу, словил рыбу – и принес домой. Мы видели это своими глазами, когда были у фермера в Каписиллите.

То же, если хочешь мяса: берешь ружье, идешь в горы, возвращаешься с зайцем или оленем – все на самообеспечении.

Дети, кстати, к жизни такой готовятся еще с ранних лет. Кроме батутов у них есть еще одно развлечение – стрельба из лука. Игрушка есть почти в каждом доме. Где-то самодельная, где-то покупная.

Жизнь у них очень колоритная! В некоторых местах не то, что интернета нет, а вообще мобильной связи. А люди счастливы.

Для тех, кто решится поехать в Гренландию

1 /  Хотя Гренландия административно считается Данией,  с шенгенской визой туда попасть нельзя.  Проще всего спланировать путешествие тем, у кого есть датские документы. Там достаточно отправить в миграционную службу Дании мэйл с датами поездки – и через недели две-три получишь отсканированную пдфку (разрешение на въезд).

Если датской визы или ВНЖ нет, нужно подаваться на гренландскую визу. Пакет документов такой же, как и для пермита в Данию: страховка, 350-500 датских крон (€ 47-67) на каждый день пребывания, оплаченные билеты. За визу придется заплатить € 80 (для детей от 6 до 12 лет – € 40).

2 /   Ехать лучше на недели две-три – все-таки направление неблизкое, а посмотреть есть на что.

3 /  Очень насыщенную программу планировать не рекомендую – часть ее может не реализоваться.  Нужно быть готовым(-ой) к ее изменениям.  За 18 дней у нас было десять трансферов, включая вертолеты, самолеты, паромы и лодки внутри Гренландии и перелет из Копенгагена и обратно. И абсолютно все эти трансферы не состоялись вовремя. Даже корабль приехал на 20 часов позже.

4 /   Билеты на лодки покупай заранее  – они, как правило, рассчитаны на 6-12 человек и обычно полностью упакованы. А с самолетами все окей – на некоторых направлениях они наполовину пустые летают. Как-то раз мы купили рейс с посадкой на дозаправку в каком-то городе. Это было значительно дешевле, чем прямой перелет. Когда пришли на чекин, женщина на деске предложила нам пересесть в другой самолет, как раз на прямой. Я так понял, что на нашем рейсе только мы были.

В другом самолете оказалось пять человек с нами, а мест – около 30. Так что билеты на такие рейсы купить вообще не проблема. Но следи за акциями!

5 /  Если думаешь, что опаздываешь на рейс, все равно едь в аэропорт. На второй день нашего трипа мы должны были сесть на самолет в 8:00. Вечером первого дня получили смс, что рейс переносится на 13:00. Проснулись мы все равно рано, решили позавтракать. Где-то в 8:35 получаем еще одно сообщение: наш самолет отправляется в 9:00. Да-да, этого дня. А мы бутерброды едим. Решили бросить все и попробовать добраться в аэропорт. Приехали за пять минут до отправления – и успели! Там совершенно нет никакого секьюрити контроля. Все на доверии. Заходишь в одни двери, через другие выходишь уже к самолету. И никаких проблем.

6 /   Лучше оформить местную симку.  Роуминг там очень дорогой, даже с европейским номером. За большие деньги дают только гигабайт. В самой стране есть две опции для путешественников: карта на неделю и на две. Мы выбрали вторую. Там дают 20 гигабайт трафика за € 70. Но это очень полезное вложение: можно такси вызвать, решить вопросы с жильем, получить смс о задержке рейса, интернетом пользоваться.

7 /  Одежда для путешествия в Гренландию должна быть профессиональная, трекинговая. Куртки-«ветровки», теплые флиски, хорошие штаны и обувь. Ни в каких кроссовках или сандалиях ехать не стоит. Везде камни или льдины.

Есть смысл брать одежду, которую легко разделить на слои.  Погода меняется часто.  Нам повезло – дождя почти не было. Но может быть и солнце, и ливень, и ветер – и все в один день. Погода (заметь: летом) менялась от +4 до +12. Поэтому лучше ехать «капустой».

Если лето, то обязательно обзаведись москитной сеткой на голову. И для удобства хорошо бы иметь кепку с козырьком, чтобы сетка на носу не висела.

8 /  Совет для любого путешествия –  выучить пару местных фраз.  Гренландский довольно сложный, он больше напоминает исландский, наверное, но местные очень рады, когда говоришь с ними на их языке.

Нам попадалось много людей, которые говорили по-английски, даже дети. Как-то на службе в церкви к нам подсел человек, который переводил для нас молитвы с гренландского. Только один раз мы оказались в деревне, где совсем никто никак. Но базовый датский выручил.

9 /   С поиском жилья могут быть проблемы. Остановиться всегда есть где, но эти объекты почти точно не найти на Booking.com или Airbnb. В Гренладнии есть свой аналог таких сайтов – inuithome.gl. Для нетуристических районов нужно просто гуглить. Комнаты могут оказаться на каком-нибудь Hotels.com или другом неизвестном сайте. Или в Facebook, Instagram, на картах. В общем, чтобы найти место для ночевки, придется постараться.

Стоит ночь в пределах € 50-70 на человека. Иногда в эту сумму входит завтрак. Мы часто останавливались в домах, чтобы зарядить девайсы. Кстати, если едешь с ноутбуком, дроном, фотоаппаратом, рекомендую брать с собой удлинитель, так как розетка в комнате может быть только одна.

Палатку разрешается ставить в любом месте не ближе 150 метров от частного жилья. Но не везде это возможно из-за местного рельефа. Например, в Уумманнаке единственным ровным местом было кладбище и футбольный стадион.

10 /   В магазинах проверяй срок годности продуктов.  Как-то случайно заметили, что съели просроченный (правда, на день) сыр. После этого постоянно смотрели на даты. В отдаленных деревнях некоторые продукты совсем негодные – вплоть до двух недель просрочки! Но это объяснимо: поставки туда случаются только раз в несколько дней.

11 /   На трехнедельный трип закладывай около € 2500.  Если нужно купить одежду, больше, конечно. У нас все билеты (включая перелеты из Дании и обратно) обошлись в € 1400. Плюс около € 1100 с человека на жилье, еду, симку, такси, экскурсии, кафе и бары от случая к случаю.

Я считаю, что это очень крутой прайс. Потому что если ехать в организованный тур, все начинается с € 3000-5000 – и это без билетов.

Но если хочешь вписаться в € 2500, нужно планировать и быть готовым(-ой) менять план. И перед поездкой, и в процессе.

Фото: Сергей Гапон

Отблагодарить 34travel

Если наши материалы пригодились тебе в пути, сказать спасибо редакции можно, купив нам чашку кофе через Ko-fi. Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок. Спасибо, что ты с нами.