Как переехать в Грузию и открыть там свой бизнес? Интервью с создателями Dingo Backpackers Hostel

Парадокс, но часто все лучшее скрывается где-то в глубинке. Как в Кутаиси – не очень большом городе Грузии, куда иностранцы приезжают просто на ночь, а после внезапно остаются на месяц. Один из главных хабов для путешествен-ников здесь – Dingo Backpackers Hostel. Его три года назад открыл Риккардо де Паче из Италии вместе с другом Альберто Леонарди и своей девушкой Маргаритой Дивейкис из России. Мы поговорили с ребятами о том, почему они переехали в Грузию и выбрали именно Кутаиси, что показывают иностранцам в не самом попсовом городе страны и как создать место, в котором хочется остаться надолго.

Про переезд и решение открыть хостел

– Почему Грузия и почему Кутаиси?

Риккардо:

– Я всегда хотел исследовать новые страны. Мне нравятся те места, которые не сильно известны, но интересны. Так получилось, что в 2018-м я часто попадал в Facebook на видео блогеров, которые путешествовали в Грузию. И уже в марте решил полететь туда.

Я начал с Кутаиси. Катался по региону с парой из России и нашел много классных мест, куда можно было бы делать туры. Мне нравилась эта часть Грузии: она новая, она интересная. И я хотел рассказывать о ней. Весной я сделал несколько туров в Грузию. И подумал, что можно было бы открыть здесь хостел. Я стал искать возможности. Так и началась история Dingo Backpackers Hostel.

Маргарита:

– Грузия буквально два-три года назад была не самой популярной страной. Сюда и сейчас приезжает не так много туристов, как в страны Европы. Но здесь есть потенциал. Грузия может дать тебе очень многое.

Здесь удобно: по визе нам можно оставаться здесь год. Не нужно делать ВНЖ, оформлять визу и готовить другие документы. Здесь все просто и спокойно – все для людей. Нет разницы: иностранец ты или местный. Для всех действуют одинаковые правила.

«Сразу было понятно, что иностранцы будут останавливаться здесь на одну ночь. Дальше – в Батуми или Тбилиси. Но за эту ночь нам удавалось переубедить их и уговорить остаться подольше»

Когда мы решили открывать хостел, в Тбилиси уже было достаточно много конкурентов, а в Кутаиси – совсем мало. Плюс важный фактор – аэропорт, база Wizz Air. Мы знали, что сюда каждый день будут приезжать путешественники, а они – наша целевая аудитория.

Сразу было понятно, что иностранцы будут останавливаться здесь на одну ночь. Дальше – в Батуми или Тбилиси. Но за эту ночь нам удавалось переубедить их и уговорить остаться подольше. Путешественники продлевали проживание и исследовали окрестности вместе с нами.

– Открыть хостел было целью или решение получилось спонтанным?

Маргарита:

– Раньше я думала, что открыть бизнес очень сложно. Были идеи ради идеи. Но когда я переехала в Германию, познакомилась с Риккардо, поняла, что все возможно.

Я училась в Люнебурге в магистратуре. Риккардо жил в том же городе. Он организовывал туры в Норвегию со своим другом. В Facebook увидела его страницу, на которую был подписан мой одноклассник, и подписалась тоже. Буквально через пару дней мне написал Риккардо. Мы начали общаться. Оказалось, что именно в тот момент Риккардо путешествовал по Грузии. Он рассказал о том, что собирается открыть хостел и хочет сделать это именно в Грузии, потому что в Италии это сложно: высокие цены на аренду, много бюрократии. В Грузии он познакомился с парнем, который владел хостелом, узнал о том, что нужно. Через время мы поехали туда уже вместе.

До этого я в хостелах практически не останавливалась. У меня был опыт работы в пятизвездочных отелях – но это совсем другой уровень сервиса. Все же подумала: «Нужно пробовать». И через полгода, в октябре 2018-го, мы приехали в Кутаиси уже с целью.

Сначала мы хотели снять апартаменты, чтобы открыть хоть что-то маленькое. У нас было 10 дней, чтобы найти место. На местном сайте с арендой жилья мы увидели этот дом. Решили, что здесь будет классно: много чего можно сделать. Оформили все документы и уехали в Россию путешествовать.

Риккардо:

– На самом деле, найти место в Кутаиси тоже было не так уж и просто. Раньше это был один из самых криминальных городов. Нужно было изучить много информации, чтобы понять, будет ли здесь безопасно. Я даже задумывался о том, чтобы найти другое место. Но еще до поездки в Грузию я просматривал местный сайт с арендой жилья. Нашел этот дом, посмотрел на фотки и понял: здесь можно открыть бар, кемпинг, есть четыре комнаты для гостей – это идеально. Приехали – и пошли смотреть дом. Он был очень запущенный: много пыли и ненужных вещей. Но место было классное.

Я позвонил своему другу Альберто, с которым мы организовывали туры в Норвегию, и предложил включиться в команду. Маргарита еще училась в университете, а нужно было много работать. Альберто вообще не знал, куда едет и где открывается хостел, но согласился. Мы встретились в Лондоне и приехали сюда в ноябре 2018-го. В декабре зарегистрировали хостел на booking.com.

Сначала мы открыли только второй этаж дома. Там сделали одну общую комнату, две приватные и гостиную. У нас не было кухни – мыли посуду в ванной. Сейчас работает два этажа, есть кухня, бар и кемпинг. В планах еще много всего.

Этот хостел для меня – первая попытка. Я давно хотел открыть что-то похожее. Раньше я путешествовал один и всегда останавливался в хостелах, чтобы найти компанию. После – подрабатывал в них: на Тенерифе, во Вьетнаме, на Шри-Ланке, в Малайзии. Владелец первого даже оставил меня менеджером и через 7 месяцев предложил стать соучредителем нового. Но на это нужны были большие деньги, которых у меня не было.

В Грузии открыть что-то намного проще. Можно инвестировать немного и посмотреть, как все пойдет. Сейчас я ищу опыт.

– То есть открыть бизнес в Грузии просто и для иностранца?

Риккардо:

– Да, открывать бизнес не сложно. Можно сделать все за один день. Есть несколько вариантов: микро, малый и LTD. В первом ты должен быть один – сможешь работать только с семьей и нанимать только волонтеров. Зато налоги не платишь, если твои доходы не превышают 30 000 GEL в год. Второй – для тех, кто собирается открывать небольшую компанию. С этой опцией ты сможешь нанимать людей, но должен будешь платить 1 % налога от доходов. Последний – большая компания. Если выберешь этот путь, нужно будет платить в месяц около 15-20 % налогов. Но все равно это удобнее, чем в других странах. Поэтому некоторые европейские компании открывают филиалы здесь.

Маргарита:

– Запустить бизнес здесь и правда легко. Есть revenue service. Приходишь туда, говоришь, что хочешь открыть, предоставляешь документы, оплачиваешь сборы – и получаешь сертификат. Сам процесс достаточно простой. Даже не нужен переводчик – точно найдутся люди, которые смогут помочь на русском или английском.

В прошлом году мы решили открыть еще и свое заведение. Эта идея появилась, когда мы нашли маленькое место рядом с центром, которое сдавалось в аренду. Подумали, что стоит запустить то, чего не хватает. Во-первых, в Кутаиси нет нормального кофе. Во-вторых, нет в этом районе места, где можно выпить разливного пива. И вообще никто не делает итальянскую пиццу – только «грузинскую версию». Мы решили объединить это все и арендовали место.

В первый месяц работало все хорошо, у меня был регулярный доход (кстати, благодаря этому месту мы встретили наших лучших друзей). Во второй – начали ужесточать карантин. Мы понимали, что, скорее всего, уедем. И я попросила владельца заморозить аренду.

Мы вернулись в Грузию в апреле. Еще не знали, будет ли работать хостел, сможем ли снова запустить бар и пиццерию – решили смотреть. Начали с хостела. И он заработал так, что времени ни на что другое не хватало. Я заплатила за месяц аренды бара, но так ничего и не сделала. Подумала, что просто потрачу время и деньги и закрыла это место. Но опыт был хороший.

Про сложности

– А с чем были сложности?

Риккардо:

– Благодаря Маргарите у нас нет проблем с коммуникацией. Здесь многие люди говорят по-русски, так что все вопросы можно решить.

Самые большие сложности – с соседями. В прошлом году у нас часто проходили вечеринки, играла музыка – соседям это не нравилось, хотя официально это разрешено делать до 23:00. Мне немного сложно с местными людьми. Они живут здесь всю жизнь, ничего не меняют. Они в зоне комфорта. Мне больше нравится общаться с путешественниками, которые открыты для всего.

Нет, я люблю людей здесь, люблю их традиции и уважаю их. Но в Грузии я не для того, чтобы жить как местные. Я хочу сделать это место лучше и предложить людям что-то другое.

«Я хочу сделать это место лучше и предложить людям что-то другое»

Маргарита:

– Изначально у меня правда было все хорошо с местными. Я достаточно дружелюбный и неконфликтный человек. Но все же менталитет у нас очень разный (возможно, потому, что я живу между Европой и Россией). Сложно привыкнуть к тому, что местные могут спокойно зайти в твой дом – все же это личное пространство. А в Грузии это нормально. Но наш дом – не просто дом, это хостел. Я пытаюсь защитить гостей.

Кроме того, в Кутаиси всегда сложно найти то, что тебе надо. Например, тебе нужны какие-то продукты. Можно объездить весь город и найти их только в одном месте. Здесь нет таких супермаркетов, как Carrefour в Тбилиси. И на это нужно время. Мы, кстати, до сих пор не можем нигде найти гирлянды, хотя они есть почти в каждом кафе. Те, которые у нас сейчас, решили заказывать из Англии. Их доставили в Германию и оттуда мы уже забрали в хостел.

– Вы открыли хостел за год до пандемии, пережили пик и не закрылись. Как это удалось?

Маргарита:

– В марте, когда все началось, мы были закрыты – приехали из Европы и сидели на самоизоляции. Потом в Грузии ввели локдаун, мы оставались в хостеле вдвоем (Альберто, с которым открывали хостел, уже вышел из проекта). Мы не принимали никого до мая-июня 2020-го.

Летом Грузию начали открывать. И тогда гости (правда, не большим потоком) стали приезжать: было несколько человек из Франции, пару – из Германии. Иногда добирались ребята и экспаты из Тбилиси. Обычно, когда мы организовывали вечеринки.

Кстати, вечеринки мы и запустили из-за пандемии. В июне мы начали организовывать мероприятия, открыли бар. К нам стали приходить местные и экспаты, которые живут в Кутаиси. Особого расписания не было, но двери были открыты всегда. Однажды, когда в бар пришли гости, я была в саду. Они – теперь уже наши друзья – были такими нарядными, а я встречаю их с ведрами. Ребята спрашивают: «Это здесь бар?» Говорю: «Да. Но приходите лучше завтра, сегодня бар не работает». С тех пор вечеринки мы начали планировать.

Обычно это были музыкальные ивенты, где играл наш друг диджей. Потом пробовали организовывать международные ужины, встречи экспатов. Мы проводили их по несколько раз в неделю. Открывали ворота для гостей, поставили указатель у входа. В бар приходили все: и иностранцы, и местные. Но возникало много проблем. После пары конфликтов, мы решили закрыть ворота и приглашать только друзей.

Классное комьюнити образовалось именно тогда, когда мы открыли бар. В основном туда приходили одни и те же люди: каждую неделю по несколько раз. Мы удивлялись: как им не надоедает. Но всем нравилось. Здесь можно делать то, что хочется, разговаривать на английском, быть с другими экспатами. Все понимали, что другого такого места в Кутаиси нет.

Так мы работали до октября. Осенью власти Грузии снова ввели ограничения. Мы решили попробовать продвигаться на Airbnb Experience – делать «впечатления» онлайн. Но сервис почему-то заблокировал весь аккаунт (и разблокировал только месяц назад). Зимой у нас не было работы, и мы решили уехать.

Риккардо:

– Когда началась пандемия, мы были закрыты. Мы инвестировали деньги в улучшение дома, но не ожидали, что не сможем принимать туристов. Благодаря людям, которые останавливались в 2019-м, мы смогли продолжать заниматься хостелом. Еще тогда, когда мы не знали о пандемии, мы спрашивали у них, хотят ли они приехать к нам снова и забронировать проживание заранее. Кто-то соглашался и брал ваучеры. Это очень помогло финансово.

В июле мы запустили экспат-тусовку в Кутаиси. Бар был всегда полон. Так мы и выживали. Мы хотели продолжать, но осенью ввели новые ограничения. Решили уехать в Италию с Маргаритой, а хостел оставили на нашего волонтера из Бразилии: он кормил котов и принимал гостей, которые изредка появлялись в городе в это время.

Этой весной мы вернулись. Я думал, что приеду просто открыть хостел и полечу в Италию работать. Но ограничения ослабили и бронирования пошли новой волной. Я не уехал. И до сих пор остаюсь здесь.

Комьюнити единомышленников и планы на будущее

– Значит, хостел правда популярный. Как получилось собрать такое комьюнити?

Маргарита:

– В основном в Кутаиси все хостелы о том, чтобы приехать, заплатить и забрать ключ. Максимум, что ты получаешь – советы, куда сходить, и бесплатную чачу. Так, ты заходишь в комнату, оставляешь рюкзак на кровати и идешь дальше исследовать город. В центре понимаешь, что делать здесь особо нечего – и уезжаешь дальше в Батуми или Тбилиси. У нас немного другой подход.

Мы знаем, что здесь можно посмотреть, что можно сделать и без чего ты не можешь уехать. И нам правда интересно, какой человек, почему он сюда приехал, что хочет увидеть. Мне, например, всегда хочется пообщаться и помочь: могу подсказать, где сдать ПЦР, как проще доехать до Местии, показать город и сделать завтрак.

Цель нашего хостела – объединить людей. И сейчас, после пандемии, когда все настолько устали сидеть одни дома, это особенно важно. Мы хотим сделать путешествия лучше и оставить классные эмоции у каждого, кто приедет в Кутаиси. Чтобы они остались здесь подольше, провели время с хорошими ребятами, нашли себе компанию и не жалели, что приехали в Грузию.

Для наших гостей мы делаем туры в не самые известные места. Мы объездили их все и точно можем рекомендовать. В Грузии есть много локаций, закрытых от глаз обычного туриста. Даже в каньонах, о которых, наверное, слышали все, есть необычные места внутри, которые непросто найти.

Риккардо:

– Мы делаем не туры, не путешествия. Это приключения, дорога. Я хочу показать нашим гостям, какая Грузия для нас, и рассказать про Грузию то, что знаю я. Все люди, которые к нам приезжают – мои друзья. Наша концепция в том, что хостел – это дом твоего друга в другой стране.

«Все люди, которые к нам приезжают – мои друзья»

– Как будет развиваться хостел дальше?

Риккардо:

– Мне кажется, мы все еще в начале пути. У нас были большие планы, но из-за ограничений и пандемии сложно было их воплотить.

Мы хотели открыть хостел в 2019-м, в 2020-м дойти до пика и в 2021-м сделать его самостоятельным – чтобы нам не нужно было находиться здесь, чтобы была возможность уехать в другую страну и открыть новый хостел. Но я понимаю, что без нас этот хостел не будет работать так, как работает сейчас. Этот хостел такой, потому что мы каждый день пытаемся сделать его лучше.

Маргарита:

– Сейчас сложно что-то сказать. Два года назад мы уже попытались сделать план. Теперь у нас только ориентиры: хотим развивать хостел, делать новые фишки: бассейн в саду, винный погреб. И точно будем организовывать туры: в Норвегию, в Бразилию, поездки по Грузии.

У нас было и остается желание открыть хостел в другой стране. Возможно, в Бразилии или Португалии. Но сейчас главная цель – восстановиться.

«Хостел – это дом твоего друга в другой стране»